ВАВИЛОН 5

СОДЕРЖАНИЕ


ДЕКОРАЦИИ

Condito sine qua поп
Непременное условие
Во время работы над «Вавилоном-5» дизайнеры и художники внимательно знакомятся со сценарием Стражинского и анализируют, как должна выглядеть сцена, какое порождать ощущение, как звучать. Зачастую принималось наиболее практичное решение. Грубые текстуры отделки на стенах скрывают то, что отделка была недостаточно хороша. Иаковелли чуть не плакал над отделкой декораций «Star Trek»: все они просто прекрасны и даже сверкают. Но это не то, к чему устремился с самого начала «Вавилон-5»: он всегда был связан с проблемами и сложностями реального мира.
Иаковелли: Если «Star Trek» имеет дело с вычищенными поверхностями, элегантными силуэтами и изумительной чистотой линий, то «Вавилон-5» прямо противоположен ему. Он неотделим от наслоений, текстур, контрастов. Неземная красота и совершенство — это не для него.
Стражинский с самого начала говорил следующее.
JMS: Что касается внешнего вида... Мне нравятся вещи серьезные и функциональные. Я хочу иметь оружие, которое выглядело бы работающим. Я хочу форму с карманами. Слишком прилизанное будущее меня не интересует.
Съемочный павильон Babylonian Productions не слишком велик по кинематографическим меркам: его площадь составляет около 6 тысяч кв. метров. Пространство разделено натри основные сценические площадки — «А», «В» и «С». Площадка «А», достигающая в длину сорока с лишним метров (так называемая Opera Stage), занята декорациями командной рубки, центрального коридора, Доков, «Зокало». На площадке «В», или Swing Stage, находятся инопланетный сектор, кафе «У Эрхарт», «Белая звезда», Трущобы, апартаменты Г'Кара. А на площадке «С», или Drama Stage, можно найти комнаты персонажей, Сад дзен, Медотсек.
Постоянные декорации применяются мало. Трущобы были постоянными декорациями в течение первых двух с половиной сезонов, но в четвертом сезоне почти не использовались, поэтому их разобрали и собирали лишь тогда, когда они понадобились. Декорации «Белой звезды» в третьем и четвертом сезонах собирались каждый раз заново.
Но в четвертом сезоне примерно половина этих декораций превратилась в постоянные, что несколько упростило жизнь Иаковелли. Определенные коридоры и комнаты с дверьми — это постоянные декорации. Для съемок комнаты Ивановой и Шеридана используются одни и те же декорации, но русский плакат на стене позволяет четко определить, в чьей комнате вы сейчас находитесь. Апартаменты Лондо и Деленн тоже одинаковы, при съемках достаточно просто заменить оформление и реквизит.
Но ни один комплект декораций не считается святым — все разбираются в случае, если постановщики считают, что они больше не будуг использоваться. В четвертом сезоне командная рубка редко появляется на экранах, а в первых трех с половиной сезонах её декорации требовались для каждого эпизода. По мере развития сюжета декорации изменяются, .
Например, в третьем сезоне значительные изменения произошли с Медотсе-ком — декорации стали значительно более эффектными и футуристическими. Иаковелли очень рад тому, что он работает над «Вавилоном-5», поскольку непрестанно появляются новые идеи и проекты, а в других сериалах декорации остаются одинаковыми в течение долгого времени, поскольку никто не знает, в каком порядке серии пойдут в эфир.
Художественный отдел разработал целую систему терминов для различных элементов декораций. Арки в области, где находились больные маркабы, использовались для декораций первых туннелей на Марсе (во втором сезоне) и при создании Залы контроля на «Вавилоне-5». В распоряжении художников есть элементы для специального использования, к примеру, подсвеченные сзади минбарские стены. Все это напоминает конструкторы «Лего», художественный отдел обладает большим количеством блоков и создает из них разнообразные постройки. Повторное использование декораций встречается довольно часто.
Иаковелли: Некоторые элементы декораций легко узнаются, но даже их иногда используют повторно. К примеру, некоторые элементы стен клуба военнослужащих «У Эрхарт» были применены для создания декораций сада на Приме Центавра в четвертом сезоне.
Обычно художественный отдел не настолько широко использует отдельные элементы, однако с точки зрения бюджета это очень полезно. Особые элементы используются только в съемках конкретных сцен, но другие компоненты могут быть легко вставлены в другие декорации. Например, пещеры За'ха'дума после некоторого изменения превратились в туннели на Марсе.

Забавная история произошла с тронной залой в императорском дворце на Приме Центавра. , •
Иаковелли: Мы здорово обманули всех в отношении тронной залы. Нужно было снять сцену в этой зале, а у нас не было декораций для нее, так что мы использовали уже имеющиеся декорации офицерского клуба «У Эрхарт». Я сказал: «Что, если мы просто развесим повсюду драпировки, чтобы спрятать обстановку кафе?» Кто же знал, что нам придется делать это еще три сезона!
Не повезло не только императору Центавра, но и самому Лондо Моллари. Внимательные зрители заметили, что в первом сезоне апартаменты Лондо выглядели несколько странно.
Иаковелли: В первом сезоне, частично из-за того, что мы не могли позволить себе много реквизита, вещи Лондо всегда были нераспакованы.
А после сцены банкета («Родственные души»), которая снималась в декорациях казино на площадке «А» (тогда Иаковелли пришлось прикрыть стену казино огромным изображением Лондо), дизайнер решил повесить в апартаментах портрет самого Моллари.
Иаковелли: Это стало вершиной нарциссизма - свой же портрет в собственной квартире!
Уже из одного подобного примера видно, насколько внимательно относятся художники и дизайнеры к проблеме разработки декораций и реквизита для различных рас. Конечно, особенное внимание уделяется ведущим расам сериала - мин-барцам, центаврианам и нарнам. Вот что рассказывает Иаковелли:
Создавать имидж минбарцев довольно просто, потому что с ними связаны вещи, которые мы воспринимаем как азиатские или японские. Это влияние придает предметам определенную простоту и баланс. В свою очередь, подобная особенность прекрасно сочетается с кельтской традицией, которую мы также использовали при создании имиджа.
В основе ее лежат геометрия и простейшие формы. Облик минбарских городов, внешний вид их помещений базируется на тщательной расстановке объектов. Мы смогли использовать множество мелких предметов во всех минбарских комнатах, потому что именно аккуратное размещение простейших объектов и взаимосвязь между ними являются основой их имиджа.

Центавриане, по мнению дизайнеров, выступают как чрезвычайно помпезная раса, так что и художники, и костюмеры попытались создать некий стиль «имперского барокко».
Торнтон: Они любят разукрашенные корабли, помпезность, пышность, церемо-ниальность почти в той же степени, что и англичане в XIX веке.
Это «имперское барокко» нашло изумительное воплощение в костюмах центав-риан (особенно в четвертом сезоне), панорамах столицы на Приме Центавра и, конечно же, облике императорского дворца (эти образы разрабатывал Тим Ирлз).
По замыслу Стражинского, нарны являются чуть ли не прямой противоположностью центаврианам. И дизайнеры прекрасно реализовали эту идею.
Иаковелли: В дизайне всего, что связано с нарнами, используются красные и коричневые тона. В то время как центавриане во многом являются расой украшений и побрякушек для показухи, нарны значительно более приземленный народ. К примеру, кровать ГКара представляет собой большую каменную плиту, мы часто используем в его апартаментах огонь и свечи. У него много ритуальных склонностей, которые возвращают его к основным элементам — огню, воде, воздуху.
Мы хотели показать в дизайне нарнских декораций как можно больше контрастов с центаврианами. Нарнов влечет к земле, из-за центаврианских бомбардировок они были вынуждены жить под землей, в катакомбах, превратились в некотором роде в подземных жителей.
Поэтому все, что связано с ними, всегда более мрачных тонов и имеет красноватый оттенок, а сам Нарн — оранжево-красная планета без особенной растительности. В основе декораций разрушенного Нарна использовался полуразрушенный завод Сан-Диего, а все здания и коридоры несли на себе отпечаток воинственности, подобно бункерам времен Второй мировой войны.
JMS: Я представляю себе архитектуру на Варне подобной архитектуре в Советском Союзе — все функционально, блоками, никаких излишеств... Это культура общества, пережившего тяжелейшую войну.
Кстати,!подобным же принципом руководствовался Рон Торнтон при создании моделей нарнских звездолетов.
Торнтон: Я хотел придать им несколько советизированный стиль. В разгар холодной войны Советский Союз создавал эти невероятные образцы летательных аппаратов, которые были очень функциональными, но не слишком элегантными.
После того как.художественный отдел завершает разработку всех декораций, приходит время практической реализации задуманного. В основном для создания декораций используются дерево и краска, но есть ряд элементов, в отношении которых художественному отделу приходится быть чрезвычайно изобретательным. Необычные материалы применяются для того, чтобы получить определенный эффект: например, напольные дорожки в качестве покрытия на столах в апартаментах Лондо и Деленн. Вот что говорит Матт Пламмер, художник, в обязанности которого входит окончательная доводка декораций перед съемками.
Пламмер: Для создания нужного цвета и текстуры я использую почти все. Никаких опасных для жизни материалов, но кофе, чай и кола вполне подходят. Одним из самых необычных материалов была смесь для зубных пломб — она использовались для декораций на корабле инопланетян, которые похитили Шеридана («Ос/ни в ночи»). У нас много старинных формул, но мы всегда ищем новые отделки для декораций.
Часть мебели имеет классические формы пятидесятых. Кресла в командной рубке — это настоящие кресла пятидесятых-шестидесятых годов. Нестареющие линии мебели помогли вписать ее в футуристическую обстановку.

Иаковелли: Мы с самого начала говорили: «Хороший дизайн не имеет возраста, он всегда остается хорошим дизайном». Вот почему людей привлекает Art Deco.
Art Nouveau еще менее связан со временем, но, как кажется, он укоренен в своей эпохе — конец последнего столетия. Art Deco настолько геометрически и графически ориентирован, что воспринимается никогда не стареющим и футуристским. Думаю, вот почему так много мотивов Art Deco в «Deep Space 9». Не настолько много, чтобы говорить о копировании «Вавилона-5», но, как дизайнер, вы стремитесь приблизиться к этим классическим линиям.
Иногда встречаются очень нетривиальные задачи.
Пламмер: Работа над многими декорациями довольно рутинна и обыденна, но порой вам приходится выискивать саму сущность данного элемента. Звездная карта в Зале контроля стала самой сложной для меня, если учесть, как часто она появляется на экране. В ней есть приглушенная сила и ощущение величия, так что все мы чувствовали, что она удалась.
Занимающая всю стену карта Галактики действительно удалась — недаром рекламные фотографии актеров в третьем сезоне делались именно на фоне этой карты.
Правильные цвета при редактировании подбираются методом проб и ошибок. Но огромную роль играет подсветка декораций. Про Иаковелли говорят: «Он отдаст жизнь за хорошего осветителя».
Иаковелли: Мне очень нравится работа Джона Флинна (все мы отдадим жизнь за то, как он освещает декорации). Он совершенно отличается от оператора, с которым мы снимали пилотный фильм, его стиль не похож на стиль операторов «Blade Runner». Джон Флинн не любит дым в качестве визуального эффекта, он не считает, что дым придает особую атмосферу. Мне пришлось долго привыкать к его манере, он любит ясность и прозрачность.
Он действительно заставляет наши декорации выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Я предпочитаю показывать посетителям декорации во время съемок, потому что при освещении они производят просто магическое впечатление. Джон настоящий маг в том, как он умеет скрывать наши изъяны, показывать наши достоинства и при этом экономить деньги. Я не могу даже представить более надежного и преданного союзника, нежели он.
Очень интересной является проблема интегрирования реально существующих декораций с виртуальными. Иаковелли уже работал в других сериалах, которые хотели применять цифровые технологии, но это было просто ужасно. В Babylonian Productions все совершенно иначе — там есть четкая система. Каждый в своей работе использует одни и те же базисные точки и терминологию, так что все прекрасно понимают друг друга.
Иаковелли: Иногда Джо осознанно писал сцену в неправильных декорациях просто для того, чтобы сэкономить деньги. Он считал, что и без того ввел слишком много новых декораций в эпизод, и не хотел добавлять еще. Я прочел сценарий эпизода, где ГКар проводит религиозную церемонию («Крайние меры»).
Первоначально эта сцена должна была происходить в апартаментах ГКара при свечах. Но я подумал: «Если я закрою глаза и представлю эту сцену, то она должна разыгрываться в Соборе Святого Иоанна в Нью-Йорке». Все должно быть сделано очень торжественно и должно быть просто насыщено религиозностью, но я знал, что мы не сможем позволить себе ничего подобного. Мой художник — в то время им была Дебора Реймонд — тоже понимала это. Но я всегда доверял в подобных вопросах своей интуиции, и на совещании художественного отдела я сказал: «Я хочу предложить следующее: думаю, эта сцена должна происходить с участием нарнов (в то время у нас было лишь шесть протезов для того, чтобы загримировать актера под парна) в чем-то вроде храма, рядом с алтарем или в месте, где мы сможем видеть все звезды, потому что это сцена похожа на сцену из оперы, она имеет особый религиозный, духовный подтекст». И меня спросили: «А как же мы сделаем это?»
Мы взяли несколько элементов стен, создали из них контуры помещения, сняли их на «синем фоне» и наложили на получившийся кадр звезды, туманность и все остальное. Мы даже использовали эти виртуальные декорации в одном из фильмов («Третье пространство»), потому что они просто отлично смотрятся. Но в целом это позволило нам сэкономить, поскольку декорации уже были готовы.
Виртуальные декорации, добавляемые к измененным обычным декорациям, позволяют придать эффектность внешнему виду сцены, но при этом не выйти за пределы бюджета. Марсианские туннели были расширены благодаря использованию CGI. Иаковелли получает большое удовольствие от компьютерных спецэффектов, которые использовались во многих местах: Доки, центральный коридор станции, сад Дзен, ресторан «Свежий воздух».
Но виртуальные декорации создаются не просто для того, чтобы сделать больше декораций, работа над ними ведется лишь тогда, когда сценарий требует этого. Правда, виртуальные декорации широко используются при создании сериала, но, в первую очередь, для того, чтобы расширить пространство, приоткрыть его, что придает сценам визуальную глубину и избавляет зрителя от клаустрофобии.
Однако иногда дизайнеры осознанно стремятся создать ощущение клаустрофобии, как, например, в сцене из эпизода «Вопрос чести», где Шеридан учится понимать «красоту во мраке». Эта сцена стала настоящим испытанием для режиссера эпизода. Стражинский хотел увидеть полное тайн помещение, в котором было бы невозможно выпрямиться в полный рост, где пели бы монахи. Иаковелли сразу же предложил использовать изодранную мешковину и грубую ткань, напоминающую одеяния монахов, и покрыть ею все в помещении.
Они сделали декорации в четыре фуга (примерно 1,2 метра), но повсюду к потолку подвесили ткань, чтобы еще сильнее уменьшить размеры помещения. Джон Флинн очень нетривиальным образом осветил всю сцену. Затем режиссеру пришла в голову идея, что монахи поначалу не будут видны — они будут казаться просто странными тюками, а потом неожиданно оживут. Работа над этой сценой — отличный пример того, как производственный отдел творчески перерабатывает идею сценария и придает ей плоть и кровь.
Иаковелли: Это одна из наиболее волнующих сцен за все четыре года, как мне кажется. Она нестандартна и вся пронизана духовностью и мистикой. Она до странности напоминает ощущения, когда вы участвуете в церемонии, подобной конфирмации или barmitzvah, когда вы находитесь на грани духовного пробуждения. Думаю, вся сцена прекрасно передает это чувство. Немного больше мистики, духовности и темноты, но это и интересно. Вся сцена осуществилась благодаря тесной взаимосвязи декораций, освещения и операторского мастерства. Впоследствии многие зрители думали, что эта сцена была смоделирована на компьютере.
Первые кадры в апартаментах Г'Кара заставили художественный отдел поломать голову. Финальные кадры должны были получаться с необычайно ярким красным цветом из-за того, что при трансляции красный цвет становится более насыщенным в формате NTSC. Сотрудничество между отделами помогло решить и эту проблему. Еще один пример такого сотрудничества можно привести в связи с изменениями в характере Г'Кара. Когда этот персонаж стал более мягким и менее агрессивным по сравнению с тем, каким был в первом сезоне, Андреас Кацулас пришел к Иаковелли и предложил ему такую идею: в связи с переменами в характере Г'Ка-ра было бы неплохо несколько изменить внешний вид его апартаментов. Иаковелли отправился к продюсерам с предложением Андреаса и встретил у них единодушное одобрение. Каждый считал, что это отличная идея. Художественный отдел несколько изменил декорации, что придало им розоватый оттенок и почти импрессионистский вид. Так что, несмотря на все сложности, связанные с бюджетными проблемами, художественный отдел под руководством Джона Иаковелли и Скипа Бодина, производственного менеджера сериала, успешно решает возникающие проблемы и создает эффектные и нестандартно выглядящие декорации.

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz