ВАВИЛОН 5

СОДЕРЖАНИЕ


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Per aspera ad astra
Через тернии к звездам
Желание создать на телевидении эпопею, сравнимую с «Властелином колец» Толкиена или циклом «Основание» Азимова было у Стражинского сильным, но вот как его осуществить? Он хотел создать настоящий роман для телевидения, где будет стройный сюжет, предсказания будущего и воспоминания о прошлом, где персонажи станут изменяться под воздействием обстоятельств, где все будет похоже на реальную жизнь...
JMS: Хотя англичане пытались сделать нечто подобное с «The Prisoner» и в несколько меньшей степени с «Blake's 7» и «Dr. Who», никто в этой стране даже не пробовал применить структуру литературного романа к телевидению.
Идея «Вавилона-5» пришла мне в голову примерно в перерыве между работой над «Капитаном Пауэром» и «Сумеречной зоной». К тому времени я повидал столько научно-фантастических сериалов, которые вечно не укладывались в бюджет, что мне захотелось создать сериал, удовлетворявший следующим критериям:
— качественная научная фантастика;
— качественный телевизионный сериал (очень редко научно-фантастические сериалы являются и хорошими сериалами, и хорошей научной фантастикой —либо одно, либо другое);
— «взрослый» подход к научной фантастике (сделать для научной фантастики на телевидении то же самое, что «Hill Street Blue» сделал для полицейских сериалов);
— разумный бюджет;
— отличие от всего, что было сделано на телевидении прежде;
— сериал должен давать отдельные небольшие сюжеты на фоне общей более широкой сюжетной канвы или арки, а не быть набором отдельных эпизодов.
Однако эти критерии порождали серьезнейшие проблемы. Как привлечь зрителя и как удержать его внимание столь длительное время? Как придумать множество интересных и занимательных историй? И как уложиться в бюджет — ведь научная фантастика требует много спецэффектов?
Поскольку главный источник расходов в научно-фантастических сериалах — необходимость каждую неделю создавать новый мир, Стражинский решил выбрать за основу некий центр, который объединил бы различные сюжетные линии и стал бы тем основанием, на котором можно было построить величественное здание.
JMS: Все это привело меня к решению создать место, где истории сами будут приходить к вам, а не наоборот. И я придумал космическую станцию, открытый порт в космосе.
Здесь встречаются дипломаты, проводятся переговоры, заключаются торговые соглашения, регулируются конфликты. Действие каждого эпизода можно привязать к станции, и это не будет раздражать зрителя — наоборот, вскоре станция станет их вторым домом, как стала она домом для персонажей сериала. Зато этот ход позволит показать все многообразие рас, культур, менталитетов,..

Позднее Стражинский рассказывал, что эта идея родилась у него в тот момент, когда он стоял под душем. Следующее, что он сделал, - выскочил из душа и подбежал к компьютеру.
JMS: Вся история словно проявилась в моей голове. Я увидел всю сагу «Вавилона-5» от начала до конца. Следующий годя потратил на то, чтобы записать и проверить все, что я увидел в тот миг озарения.
Обработав свою идею, Стражинский решил поделиться ею с Харланом Эллисо-ном, знаменитым писателем, который давно стал близким другом JMS.

Эллисон: Я улыбнулся, потому что знал, что он на верном пути. Первое, что я сказал ему, было: «Унесенные ветром». Он посмотрел на меня и понял, что я имею в виду, но я решил быть более конкретным.. «У нас есть очень личная история, которая развивается на фоне гигантского катаклизма. Изменяя фокусировку с интимной истории в центре на масштабные события, служащие фоном, тебе удастся реализовать идею эпоса. Мы говорим о «Войне и мире». Это давняя литературная традиция, но она никогда не использовалась на телевидении».
В 1986 году Стражинский начал работу над так называемой «библией», книгой, куда он будет заносить все необходимое для создания сериала.
JMS: Создав «библию» и написав двухчасовой сценарий, я прикинул, что нужно сделать для сериала, и осознал: мало кто из продюсеров сможет до конца понять, что же я хочу сделать. Поэтому я связался с продюсером, с которым мы работали вместе над «Капитаном Пауэром». Это Дуг Неттер, и мы договорились о совместной работе над сериалом.
Дуглас Неттер, президент Netter Digital Entertainment, стал исполнительным продюсером планируемого сериала, получив такие же права, как и сам Стражинский, а его ближайший друг Джон Ко-упленд, вице-президент Netter Digital Entertainment, занял должность продюсера.
Джон Коупленд пригласил Джона Иаковелли принять участие в работе над дизайном будущего сериала, действие которого будет происходить на космической стации через 250 лет. Вскоре на встрече со Стражинским, Коуплендом, Неттером и Торнтоном Иаковелли показал свои наброски. В 1988 году художник Питер Леджер создает лого «Вавилона-5» и делает серию рисунков, которые потом используются на различных презентациях.
Главная проблема на телевидении для любого сериала — это стоимость спецэффектов. Если удастся удержать ее под контролем, то риск можно минимизировать. Использование компьютерной графики (CGI) очень помогает в этом вопросе — стоимость компьютерных спецэффектов составляет от одной до двух третей стоимости обычных.
Неттер: Несмотря на то что Джон Коупленд и я имели отличную репутацию людей, умеющих укладываться в бюджет, в умах всех руководителей телевещтельных сетей вывешивались красные запрещающие флажки, как только мы начинали говорить о необыкновенных спецэффектах.
Поначалу Warner Bros, тоже не понимали, как можно снять хороший научно-фантастический сериал со столь небольшим бюджетом (стоимость одного эпизода «Вавилона-5» — примерно 900 тыс. долларов, что составляет примерно половину стоимости одного эпизода «Star Trek» или треть — «Space: Above and Beyond»).
Неттер: Для того чтобы уговорить WB и PTEN, мы создали первоначальную графическую модель «Вавилона-5» и показали представителям компаний. Эту модель изготовил Рон Торнтон и его компания Foundation Imaging.
Для этого показа Рон Торнтон специально создал 50-секундную последовательность: смоделированный на компьютере корабль подлетает к станции и швартуется у неё.
Неттер: Когда показ закончился, они сказали: «Мы должны увидеть это вновь!» А когда мы добавили, что сделали это на персональных компьютерах, они просто застыли от изумления.
Так, наконец, было заключено соглашение о съемках пилотного фильма и возможном создании сериала. В общей сложности Стражинскому пришлось потратить около пяти лет на то, чтобы начать работу над сериалом. С одной стороны, очень жаль этого времени, но с другой... Вот что говорит сам Стражинский:
Если бы мы начали снимать сериал в 1986 году, что бы изменилось... Учитывая мои наброски, сделанные в то время, вероятно, сериал больше представлял бы точку зрения Синклера. Персонажи определялись бы, исходя из того, каковы отношения между ними и Синклером, не было бы возможности показать жизни персонажей вне зависимости от этого определенного контекста. Вероятно, это было бы наиболее серьезное отличие. Не знаю, удалось бы мне создать ту глубину персонажей или сю-жетныхлшшй, на которую я способен сейчас. Очевидно, что, работая над сериалом «Она написала убийство», я приобрел опыт в том, как подбрасывать намеки, делать предсказания, создавать сюжетные конструкции и вообще честно играть с публикой. В 1986 году у меня не было такого опыта.
С другой стороны, в то время компьютерная графика была бы невозможной, и нам пришлось бы работать с моделями. Сделать то, что мы сделали, с помощью моделей было бы безумно трудно: думаю, мы были бы вынуждены сократить длительность спецэффектов. Сомнительно, что мы могли бы создать сцену бомбардировки Нарна из эпизода «Долгая битва в сумерках» или сцену спасения Шеридана из «Сошествия мрака». Мне пришлось бы придумать что-нибудь ещё.
В целом, как мне кажется, у сериала была бы сюжетная арка, однако не думаю, что она смогла бы стать столь же сильной, как сейчас. В некотором роде, несмотря на разочарование, которое принесло мне столь долгое ожидание, эта задержка позволила, нам оказаться «в нужном месте в нужное время», чтобы начать создавать сериал именно таким образом, каким его следовало создавать, как с творческой, так и с производственной точки зрения.

Трудно не согласиться со Стражинским, что задержка пошла на пользу сериалу. В рекламном буклете, который был разослан телевещательным станциям, можно найти массу очень забавных вещей. Помимо сильно отличающегося от привычного зрителя облика главных героев, там есть еще очень значительные расхождения с окончательной концепцией. Вот фрагменты описаний минбарцев и ворлонцев: «Минбарцы, не так давно воевавшие с Земным Содружеством, — очень эмоциональный и вспыльчивый народ», «Таинственные ворлонцы — это группировка, которой не стоит доверять, в верхних эшелонах власти на Ворлоне идет ожесточенная борьба, в которой многое решают наемные убийцы». Лорел Такашима (исчезнувшая из сериала после пилотного фильма) имеет звание вице-коммандера и названа Лорел Чанг, другие имена носят и остальные персонажи - Лондо Коллари, доктор Шарки Мендрак, посол Джаккарр, в отношении Деленн постоянно употребляется местоимение «он» и говорится о «его» старательных попытках обуздать свой темперамент. ..
В ноябре 1991 года «Вавилон-5» объявляется одним из трех главных проектов PTEN (Prime Time Entertainment Network).

Коупленд
: PTEN первоначально являлся синдикатом независимых станций и объединений станций вместе с компанией Warner Domestic Television Distribution, которая принимала участие в финансировании и распространении первого показа сериалов, принадлежащих синдикату.

Вначале «Вавилону-5» очень повезло с PTEN - этот синдикат только-только создавался и потому нуждался в новых сериалах. Однако впоследствии оказалось, что сотрудничество с PTEN принесло сериалу множество проблем, главная из которых — постоянное изменение графика выхода эпизодов в эфир. Самое ужасное, что разрешить эту ^проблему было практически невозможно, потому что ни один человек не способен уследить за работой сотни телевещательных станций. В конце 1995 года PTEN перестал существовать, и с тех пор продажей сериала занималась компания Warner Domestic Television Distribution, а с переходом к TNT проблема с неудачным графиком показа полностью исчезла.
Летом 1992 года уже начинался отбор актеров для съемок в пилотном фильме. При подборе актеров Стражинский исходил из очень простого критерия.
JMS: Мы не собираемся приглашать знаменитостей, в первую очередь потому, что не хотим получить «шлейф» тянущихся за ними прежних ролей. Новые лица, но с классической школой. Мы хотим видеть актеров, персонажей, а не моделей.
Съемки пилотного фильма начались 10 августа, а премьера состоялась 22 февраля 1993 года, причем фильм сразу же получил очень высокий рейтинг. В апреле началась подготовка к съемкам первого сезона. Съемки велись с середины июня и проходили в большой спешке, потому что первые эпизоды должны были быть готовы уже осенью. Из-за этого серии снимались не в предусмотренном порядке, а в соответствии с пожеланиями съемочной группы. Впоследствии это отрицательно сказалось на зрителях некоторых стран, поскольку несколько иностранных компаний проигнорировали пожелания авторов сериала и показали серии в порядке съемки (т. е. по производственным номерам). Осенью того же года Foundation Imaging получила премию «Эмми» за спецэффекты в пилотном фильме «Встречи», а 26 января состоялась премьера первого эпизода первого сезона — «Полночь на линии огня», ознаменовав начало регулярного показа сериала.
В ноябре 1994 года состоялась премьера второго сезона, а эпизод первого сезона «Парламент мечты» завоевал премию «Эмми» за грим. В 1995 году сериал был представлен в номинациях за операторскую работу, создание оригинальных причесок («Геометрия теней») и за грим («Жертвоприношения»), ав 1996году — за операторскую работу («Инквизитор»), но премий не получил. Зато в том же 1996 году эпизод «Нашествие Теней» удостоился одной из самых значительных наград в области научной фантастики - премии «Хьюго» за лучшую драматургию. Sci-Fi Universe наградила сериал сразу в четырех номинациях: лучший сериал, лучший актер (Брюс Бокслейнтер), лучший актер второго плана (Питер Юрасик), лучшая актриса второго плана (Мира Фурлан).
В том же году было еще две очень важных для сериала награды: за «Лучший образ будущего» от Space Frontier Foundation и Е Pluribus Unum (Единственный из многих) от American Cinema Foundations за эпизод «Путь через Гефсиманский сад». А в 1997 году «Вавилон-5» получил уже свою вторую премию «Хьюго» за лучшую драматургию («Несбывшиеся надежды»).
В конце 1996 года производством визуальных спецэффектов для сериала стало заниматься подразделение Netter Digital Entertainment — Netter Digital Imaging. По версии Стражинского, переход произошел потому, что Foundation Imaging очень высоко оценила свои услуги и, кроме того, предложила в качестве исполнителей контракта начинающих аниматоров, а не своих лучших специалистов, которые собирались заниматься работой над новым проектом компании — созданием спецэффектов для сериала «Deep Space 9». Переход прошел вполне безболезненно.

Коупленд: С самого начала первого сезона мы изготавливали большое количество составных кадров и почти всю 2П-анимацию у себя. Так что создание ЗВ-эффек-тов явилось логичным, продолжением, нашей деятельности. Мы не были уверены, что нам стоит заниматься этим уже в работе над «Вавилоном-5» — мы предчувствовали, что сделаем это в своем следующем проекте. Однако все закрутилось несколько быстрее, чем мы рассчитывали. Начало четвертого сезона выдалось безумно сложным, но мы смогли уладить ситуацию и выполнить все, что было необходимо.
Самое значительное отличие новой ситуации от прежней заключается в том, что теперь отдел спецэффектов находится за соседней дверью. Поэтому монтажеры, редакторы и создатели спецэффектов могут свободно общаться друг с другом. Интеграция визуальных эффектов в живой отснятый материал стала значительно более эффективной.
Думаю, за последний год мы вышли на несколько иной уровень по сравнению с тем, что было раньше. Нельзя сказать, что раньше было хуже, но мы стремимся каждый год совершенствовать свою работу, и надо признать, что мы получили определенную выгоду. Если раньше у нас не было прямого контакта с аниматорами (всегда существовал координатор или кто-то вроде него, то теперь Джо и я можем сесть и поговорить с ними, если у них возникают вопросы). Тогда они начинают лучше понимать, что происходит и что мы хотим получить. Несомненно, это идет только на пользу.

1997 год выдался для сериала очень непростым, поскольку до последнего момента не было известно, состоится ли пятый сезон. WB попросили Стражинского предоставить им ещё один месяц для размышления, но в результате все разрешилось: права на показ «Вавилона-5» в США выкупила TNT (Turner Network Television).

Коупленд: Каждый год был сложным, но последний — самым трудным. По правде сказать, ни я, ни Джо не думали, что у нас что-нибудь получится. Мы чувствовали, что все кончено, ведь мы столько раз слышали от WB, что четвертый сезон станет последним. Лишь настойчивость и воля Дуга Неттера позволила нам превратить наши мечты о пятом сезоне в реальность. То был более чем трудный путь. То да, то нет, то да, то нет, пока, наконец, Дуг не отказался принимать в качестве ответа «нет». Пятый сезон — это результат его, и только его усилий.

Несмотря на все сложности, в январе 1998 года состоялась премьера первого фильма TNT «В начале» и начался показ пятого сезона. Этот же год ознаменовался премьерами ещё двух фильмов TNT: «Третье пространство» (19 июля) и «Река душ» (8 ноября), а в январе 1999 года состоялась премьера четвертого фильма «К оружию!».

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz