ВАВИЛОН 5

СОДЕРЖАНИЕ


ОБРАБОТКА ОТСНЯТОГО МАТЕРИАЛА. МОНТАЖ

/Ve quid nimis
Ничего лишнего
Отснятый за день материал в течение ночи (для экономии времени) переводится в цифровую видеозапись (этим занимается персонал Netter Digital Entertainment), a затем его монтируют в так называемые «ежедневки».
JMS: Режиссер забирает сценарий и снимает то, что написано. На следующий день монтажеры составляют «ежедневки», которые соединяются в черновой вариант эпизода. Если он оказывается излишне долгим, мы имеем возможность сократить сцены во время съемок или же, наоборот, растянуть их.
Когда съемки заканчиваются, приходит время редактирования. В здании Babylonian Productions всего три монтажных, поэтому неудивительно, что они никогда не пустуют. Обычно там идет работа сразу над тремя эпизодами (например, в одной собираются «ежедневки» для «Сна в сиянии», в другой завершается режиссерский монтаж «Эндшпиля», а в третьей режиссер только начал просматривать подготовленный черновой вариант «Восходящей звезды»). Вначале обработку «ежедневок» проводит монтажер. Вот как описывает свою работу Скип Робинсон, монтировавший многие эпизоды сериала.
Робинсон: Эпизод снимается не по порядку. К примеру, вначале снимают все сцены, которые происходят в командной рубке, затем — в комнате Шеридана и т. д. АЛЯ каждой сцены снимается несколько различных версий и'дублей. Моя задача заключается в том, чтобы просмотреть все и выбрать наилучший видеоряд, лучшие дубли, чтобы как можно ближе соответствовать тому, что описано в сценарии Джо. В общем, я собираю эту гигантскую мозаику из кадров и соединяю её в нечто, продолжающееся примерно 41 минуту и 55 секунд.
Затем приходит очередь режиссера.
JMS: И вот монтажер отдает режиссеру сырой черновой вариант эпизода. Тогда начинается режиссерский монтаж, на который уходит примерно три-четыре дня. Затем приходит время продюсерского монтажа, и в монтажную заходим мы -я и Джон Коупленд. Порой нам приходится заново монтировать каждый кадр, хотя так бывает не всегда — это зависит от многих факторов. Вся эта работа выполняется на компьютерах с помощью системы Avid.
Когда продюсерский монтаж будет закончен, программное обеспечение создаст так называемый список редакторских исправлений. И монтажер перемонтирует заново весь эпизод в соответствии с этими исправлениями, только теперь уже в ином, пригодном для трансляции расширении.
Из описанного выше ясно, насколько велика роль компьютеров в процессе редактирования и монтажа эпизода. По словам Джорджа Джонсена, за несколько лет со времени съемки пилотного фильма значительно изменились технологии монтажа и само оборудование.
Джонсен: За эти несколько лет со времени пилота значительно изменилась сама технология. Оборудование — большая часть ее. Мы начинали на Amiga и использовали линейные системы монтажа. Аудио-редакторы тоже были линейными. Посте-', пенно мы начали использовать новые технологии: перешли с Amiga на системы Alpha и Pentium, наши монтажеры использовали Avid для нелинейного off-line мои тажа. Затем появляется нелинейный компонент on-line систем, который использу-J ется для финальной отделки готового материала.
Отличительными особенностями линейных систем монтажа является их модул ность (т. е. наличие отдельных устройств для каждого этапа работ) и невозможное быстрого доступа к данному фрагменту записи, поскольку в таких системах испол зуются обычные видеомагнитофоны. Нелинейные системы подразумевают предва-| рительную оцифровку исходного материала и его запись на жесткий диск, так ' впоследствии они гарантируют мгновенный доступ к любому месту первонача ной записи. Off-line системы обычно позволяют достичь невысокого уровня качес ва, поэтому используются только для создания монтажного листа, по KOTOPON впоследствии собирается запись на системе с on-line качеством (это самый высок уровень качества, который может быть достигнут на используемой аппаратуре применяемом формате видеозаписи).
Стоящие в монтажных консоли являются, по словам Джонсена, самой дорогой.^ мире Mac-периферией — это Power Mac 9500, на котором запущено программно обеспечение Avid's Media Composer. Справа от монтажера находится видеомо* тор, на котором идет смонтированный фрагмент эпизода, а справа — два компьи терных монитора, на одном из которых показан полный текст сценария (снабжен^ ный встроенными ссылками, так что редактор в любой момент может ткнуть нужную фразу, и на мониторе тут же появится соответствующая сцена серии). В ( новном монтаж осуществляется по такому принципу: общий план, чтобы показ зрителю всю сцену и всех персонажей, затем постепенное приближение к героям 1 переход от общего плана к тройным и двойным кадрам (т. е. кадрам с тремя или дву мя персонажами), затем одиночные кадры или крупный план для усиления дран ческого эффекта. Однако при этом не следует забывать о периодическом возвра нии к общему плану. Обычно монтаж — очень кропотливая работа, отнимаюи много времени и сил. Вот как Стражинский описывает монтаж сцены между Лок и Г'Каром в эпизоде «Прах к Праху», когда нарн проник в разум Лондо.
JMS: Сцена длится десять-двенадцать секунд. Но у нас с Джоном Коупле эти секунды отняли несколько часов. Пройдите все кадр за кадром, и вы увиди что некоторые куски длятся не более трех-четырех кадров (а в одной секунде эй^ ранного времени 24 кадра).
Мы чуть было не ослепли под конец, но сцена стоила того.
Монтаж необходим режиссеру, чтобы выбрать наиболее удачный из отсня дублей, поскольку лучше всего это можно увидеть в сочетании с другими кадра Фрагменты, подобные сценам между Шериданом и Кошем («Интерлюдии к ист ниям»), Бестером и Шериданом («Восходящая звезда»), Деленн и СебастьяномЯ («Инквизитор»), просматриваются по много раз. Кроме того, для придания необходимого эффекта во время беседы персонажей можно сделать «заплечные» кадры:! камера снимает сцену из-за плеча одного героя, а затем сцена в точности повтор*^ ется, только перед камерой уже оказывается другой персонаж. Потом эти ка монтируются в непрерывный видеоряд, подбирая переходы так, чтобы показать | акцию обоих героев на важнейшие реплики диалога.
JMS: Актер должен повторить в точности каждое движение... В ином случае (а такое тоже порой случается), переключаясь на вид с другой камеры, вы обнаруживаете, например, что в кадре из-за плеча Талии Иванова подняла руку, а в кадре с плеча Сьюзан у неё рука не поднята. Так что при монтаже обоих фрагментов вы сталкиваетесь с серьезной проблемой. Порой вы можете избежать этою, не переключаясь на вид с другой камеры, но тогда вам не удастся показать реакцию другого персонажа на произнесенную фразу. А ведь во многих сценах вам нужно видеть оба персонажа...
С помощью монтажа можно исправить все неудачные моменты: например, во время работы над эпизодом «Восходящая звезда» обнаружилось, что Деленн в нужный момент смотрит не на Г'Кара, а в прямо противоположном направлении. Тогда было сделано зеркальное отражение фрагмента, и все стало на свои места. Правда, при этом застежка у платья Деленн сместилась справа налево, но кадр настолько короток, что заметить такую деталь практически невозможно.
А иногда зеркальное отображение нужно не для того, чтобы скрыть огрехи, а чтобы добиться желаемого эффекта. Так было в случае с Г'Каром, который, находясь в заключении, пишет свою Книгу («Вести с Земли»). Здесь было нужно произвести зеркальное отображение, поскольку нарны пишут не слева направо, как мы, а справа налево. Зачастую монтаж применяется для того, чтобы сократить длительность эпизода. Так, например, из «Войны без конца» была вырезана сцена с Затра-сом, из-за чего на Стражинского обрушилась целая лавина критики, поскольку события, показанные во второй части «Войны без конца», не согласовались с тем, что произошло в эпизоде «Вавилон в квадрате».
JMS: Затрас незамеченным проникает в залу. На полуваляется деталь, необходимая ему для ремонта стабилизатора. Он залезает под стол, подбирает её... Тут опять возникает временное возмущение, Затрас теряет ориентацию и его сразу же обнаруживают. Именно так все и было в «Вавилоне в квадрате». К несчастью, эта сцена длится несколько минут, чего я не мог себе позволить. Мне все равно пришлось бы вырезать что-нибудь, а сценарий был чрезвычайно насыщенным. Единственное, что я мог вырезать, это сцену с Синклером, когда он пытается связаться с Гарибальди в конце эпизода... но мне не хотелось ее терять. Так что я предпочел вырезать сцену с Затрасом и смириться с некой несогласованностью.
Для сокращения длительности эпизода практически из всех сцен вырезается несколько кадров, однако периодически поклонники возмущаются этим, особенно если речь идет о сценах с участием Джона и Деленн (как, скажем, в «Танцах с Тенями»). Правда, есть сцены, которые почти не редактируются, например, разговор Шеридана и Коша («Интерлюдии к испытаниям»), сцена с Лондо, когда он узнает правду о смерти Адиры («В самое пекло»), или встреча Ивановой с Затрасом на Эпсилоне III («Конфликты интересов»). Однако бывают ситуации, когда Стражинский осознанно растягивает кадры, как было в сцене с Лондо, глядящим на бомбардировку Нарна («Долгая битва в сумерках»).
JMS: Мне кажется, что режиссер слишком рано сказал «снято», так что мы использовали все кадры для того, чтобы растянуть эту сцену (мы даже остановили Финальный кадр и продержали его немного, что можно заметить, если приглядеться внимательно).
Именно в процессе монтажа рождались некоторые очень сильные сцены сериала. Помимо описанных выше моментов имеет смысл упомянуть о редактирован!! эпизода «Разрывы в реальном времени».
JMS: С первого дня работы над сериалом я хотел иметь дело с двумя персоножа-1 ми, когда все происходит в одном помещении. Я знал, что смогу сделать это, что' мне хватит мужества. Каждый раз, когда я подходил к такому, будь это «Инкяи.чи-тор» или «Убеждения», в последний момент я сдавался и включал в эпизод дополнительную сюжетную линию. В этом же случае, миновав второе действие, я начал немного нервничать. Могу ли я выбросить эту линию? Не начинаю ли я просто] потворствовать своим желаниям? Не ставлю ли я свои интересы превыше желаний зрительской аудитории и всего сюжета?
И поэтому я вставил в эпизод совершенно обособленную линию, связанную с Гарибальди. В результате этот эпизод оказался примерно на девять минут длиннее, ] следующий — приблизительно на девять минут короче, а все, что было связано с Га-J рибальди, заняло те же самые девять минут. Когда Вселенная достает бейсб ную биту и наносит вам столь ощутимый удар, добавляя при этом: «Делай то, чг> ты задумывал вначале, идиот!», вы делаете именно это. Так что мы переставили! материал с Гарибальди из одного эпизода в другой, соединили, и все прекрасно nogo-j шло.
Похожая вещь произошла во время работы над эпизодом, где погиб Маркус.
JMS: Я всегда пытался привнести я сериал величественность. Его поступок — это в некотором роде кульминация его прошлого, того, что он хотел бы изменить и исправить. Это тесно связано с понятием, что не все финалы на «Вавилоне-5» счастливые. Если бы он не
встретил такой конец, то его поступок НР1^ * ~^Ч^ N I /v оказался бы менее значимым и впечатляющим.
Мы сняли две версии: одну, где он выжил, и вторую, в которой он погиб, потому! что я был не уверен в самом себе до последнего момента. Мы собрались в монтаж-1 ной, проиграли сцену в одном варианте, потом в другом, и мне пришлось сказать, что тяжелый конец выглядит лучше. Драматургически его воздействие значптельно сильнее.

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz