ВАВИЛОН 5

СОДЕРЖАНИЕ


ПОДГОТОВКА К СЪЁМКАМ, СЦЕНАРИЙ

ЛЬ incunabulis
С самого начала
Каждый сценарий «Вавилона-5» разбит на шесть основных частей: пролог (за ним всегда следует заставка сезона с титрами), затем четыре действия, а в заключение — эпилог. По нормам американского телевидения во все промежутки между этихми частями вставляются рекламные блоки (на ТВ-6 за весь показ было не более 3 блоков).
JMS: Сценарий содержит описание сцен, диалоги, инструкции. Мои сценарии стремятся быть чрезвычайно детальными — с предложениями по движению камеры и т. д. Стандартная сцена в сценарии выглядит подобным образом:
Снаружи «Вавилона-5».
Груз перегружается на «шаттл» с транспорта, расположенного сбоку от станции. Следовать за «шаттлом» до тех пор, пока он не войдет в Доки, затем опуститься к окну командной рубки, где лейтенант-командор Иванова стоит у панели управления. У неё в руке чашка, она невидящим взглядом смотрит на звезды, и тут сбоку к ней подходит Синклер.
Иванова: Ненавижу утро... Мне всегда было трудно вставать затемно.
Синклер: Мы в космосе. Здесь всегда темно снаружи.
Иванова (с отчаянием в голосе): Знаю... знаю...
Стражинского часто спрашивают, откуда он берет свои идеи.
JMS: У меня нет проблем с сюжетными идеями. Пока ваши персонажи являются интересными и отличающимися друг от друга личностями, истории, написанные вами, тоже будут интересными и отличными друг от друга. Выясните, кем является ваш персонаж, чего он хочет, как далеко он готов зайти для достижения своей цели и как далеко зайдут те, кто попытается остановить его... а остальное придет само.

Как легко можно было заметить, большинство эпизодов сериала содержат две сюжетные линии — главную и второстепенную (например, в эпизоде «В самое пекло» главная линия - «выяснение отношений» с ворлонцами и Тенями, а второстепенная — Лондо и Морден).

JMS: Анализируя события всего сезона заранее, я разбиваю весь сюжет на более мелкие «сюжетные линии арки» и сюжетные линии, не связанные с аркой сезона. Теперь, зная «размер» сюжета и время, необходимое для его реализации, легко разобраться, какие из них могут быть главными линиями эпизода (А-линия), а какие — побочными (Б-линия).

Если сюжет эпизода оказывается довольно сильным, то можно обойтись и без Б-линии. В первых четырех сезонах эта идея была реализована только в эпизоде «Разрывы в реальном времени», рассказывающем о допросах Шеридана, хотя Стражин-ский хотел сделать нечто подобное и в эпизоде «Инквизитор».
JMS: Решив эту проблему, я подбираю Б-линию так, чтобы она являлась контрапунктом по отношению к А-линии: если «А» мрачная и зловещая, то «Б» должна быть светлее. Иногда я пытаюсь внести драматический контрапункт, иногда — иронический, а порой даю тематически похожую подысторию. Выбрав две подходящие сюжетные линии, я пишу их одновременно (примерно так же, как вы видите их на экране), переходя от одной к другой. Это необходимо мне для того, чтобы ощущать течение сюжета, чтобы создать контрапункты и напряжение в эпизоде. Для этого требуется определенный ритм, так что если вы будете писать эти сюжетные линии по отдельности, ничего не выйдет.
В обычном эпизоде бывает от 60 до 70 мизансцен (мизансцена - определенный набор кадров, снятых в данных декорациях). В более сложных эпизодах их намного больше - 112 («Пророчества и предсказания»), 130 («Долгая битва в сумерках» и «Сошествие мрака»), 140 («Несбывшиеся надежды»).
В случаях, если сценарий пишет приглашенный писатель, Стражинский дает автору либо общую идею эпизода, либо несколько страниц с детальным описанием сюжета. Через некоторое время внештатный сценарист приносит черновой вариант, и тут начинается работа.
JMS: Мне всегда приходится тяжело, потому что персонажи очень редко говорят, как наши. Они фальшивят, не всегда ведут себя соответствующим образом, появляются намеки на прошлое, которые противоречат тому, что уже сказано. Все это необходимо исправить. Так что сценарий похож на размытое изображение, и ваша работа заключается в том, чтобы сфокусировать его...
Я использую некоторые элементы, которые определяют характер персонажа на подсознательном уровне. Лондо имеет склонность делать некоторые вступления, прежде чем высказать свою мысль: «Мне пришло в голову» или «Знаете, я думал о...». Этим подчеркивается, что он всегда заранее обдумывает то, что хочет сказать, и постоянно использует местоимения «я», «меня», «мне».
В его диалоги я регулярно вставляю «не так ли?» и другие обрывки фраз, намекая этим на желание персонажа услышать от собеседника подтверждение его мнения. Если Лондо стремится ставить личные местоимения в начало своих фраз, то Де-ленн предпочитает помещать их в конец фразы, не акцентируя внимание на личных пристрастиях...
Мне нравится осмотреться, познакомиться с персонажами, проникнуть в их головы и узнать, что там. Сценарии внештатных писателей почти всегда крутятся вокруг персонажей, роли которых исполняют приглашенные звезды; если же вы взглянете на мои тексты, то увидите, что большинство из них не акцентируются на таких персонажах — за исключением нескольких знаменательных случаев. Я считаю, что наши главные персонажи значительно интереснее.
В ситуации с внештатными сценаристами самое забавное то, что вы часто слышите: «Стражинскому следовало бы приглашать больше внештатных писателей, они открывают перспективы, которые он сам не видит». Они цитируют «момент совершенной красоты» из сценария Питера Дэвида («Вопрос чести»), фразу Лондо «мои ботинки жмут, и я забыл, как танцевать» («Молитва войны»), сцену в суде из «Грааля», замечание Несущей смерть о том, что же станет памятником ей («Несущая смерть»)... все это сцены, написанные мною и вставленные в сценарии другихлюдей. Одна из моих лучших фраз для ГКара вставлена мною в сценарий эпизода «Выжившие»: «Во Вселенной воедино сплетаются три элемента: энергия, материя и просвещенный эгоизм». Я действительно видел несколько писем, где замечалось, что JMS никогда бы не смог написать что-нибудь столь же емкое и точное. Ну что ж... я смог.

Сценарии Стражинского действительно выделяются на фоне остальных (именно он написал все сценарии к эпизодам третьего и четвертого сезонов, в пятом сезоне есть только один эпизод, написанный приглашенным писателем). Возможно, это связано с тем, что сценарии он пишет в одиночестве, не показывая никому даже набросков до тех пор, пока не будет готов черновой вариант. Секрет успеха написанных им эпизодов очень прост.
JMS: По мере написания сценариев у меня появляется очень простой принцип: пытаться показать один действительно яркий момент с action, минимум один действительно милый момент, один серьезный драматический момент... и один момент или сцену, ужасно забавную.
Подготовка сценариев обычно заканчивается за 4 недели до съемок, с тем, чтобы режиссер успел на месяц вперед распланировать занятость актера. Стражин-ский никогда не переписывает сценарий после того, как закончен финальный вариант.
JMS: Это безумно несправедливо по отношению к актерам. Они должны запоминать страницы и страницы диалогов, так что заставлять их учить новые тексты прямо на съемочной площадке, где они не смогут разобраться в контексте, означает просто испортить их игру.
Поскольку «Вавилон-5» - это научно-фантастический сериал, наука и представления ученых о том, что ожидает нас в будущем, играют в нем не последнюю роль. Разработка принципов движения звездолетов, анализ возможностей того или иного-оружия - все это делается с помощью консультантов-специалистов. А иногда на первый план выходит интуиция.
Наиболее ярко это проявилось в случае с эпизодом «И небо, полное звезд». После выхода эпизода в эфир на Стражинского накинулись разгневанные поклонники: как же так, тело Бенсона (сотрудника службы безопасности, подкупленного Рыцарями) должно было улететь от станции, потому что объект массой в два с половиной миллиона тонн не может удержать тело человека за счет собственного притяжения. Однако через некоторое время на одной из церемоний к Стражинско-му подошел инженер, проработавший много лет над созданием космических кораблей и ставший одним из главных консультантов NASA, и сказал, что после просмотра серии он занялся математическими расчетами, чтобы вычислить полную массу станции (с учетом обитателей, оборудования и пр.).
JMS: В результате у него получилось, что масса «Вавилона-5» сравнима с массой небольшой луны... и этого достаточно, -чтобы тело, выброшенное из станции, удерживалось бы вблизи ее, как и написано в сценарии! Тело немного отлетело бы в сторону, затем вновь было бы притянуто к ней, ударилось бы о корпус, отскочило, вновь удалилось бы и вновь притянулось. Или же медленно двигалось бы вокруг станции по эллиптической орбите.
Правда, иногда интуиция подводит авторов. Например, так случилось во время съемок эпизода «А теперь — слово...». Стражинский хотел сделать кадры с взрывающимися кораблями более эффектными, а поэтому не удержался и решил добавить к видеоряду звуки взрыва, которые не могли быть слышны в космосе...
История с зондом, который требовал ответа на чрезвычайно сложные научные вопросы, а затем взрывался («Тяжелый день»), вызвала в Сети много споров. По мнению Стражинского, эта ситуация была вполне логичной — раса может отправить зонды для поисков других рас, которые находятся на достаточно высоком уровне развития и потому способны явиться угрозой для неё.
JMS: Вот почему зонд не взорвался, когда Шеридан не стал передавать информацию: зонд разыскивал цивилизацию, которая была бы достаточно развита для* того, чтобы предоставлять собой угрозу.
Этот сюжет является иллюстрацией ответа на вопрос: «Откуда вы берете свои идеи?» В 1970-х годах подкомитет Сената США по науке провел серию слушаний по вопросу внеземных контактов для того, чтобы определить, что нам следует делать в случае подобного контакта. Ученые согласились, что наиболее вероятный сценарий таков: зонд, засланный в нашу солнечную систему. Так что же мы должны сделать в ответ на вопрос: «Есть кто-нибудь дома»? Хотите — верьте, хотите — нет, но все пришли к одному мнению — нам не следует отвечать.

А не так давно продюсеры «Вавилона-5» и «Крестового похода» заявили о том, что вошли в Общество друзей Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Lab's affiliates program, JPL). Сотрудничество с JPL помогло более тщательно разработать один из самых принципиальных моментов нового сериала — природу вируса, выпущенного дракхами в атмосферу Земли.
Коупленд: Эта чума — не просто вирус. Это разновидность нанотехнологий. Это устройство, которое способно думать и адаптироваться к особенностям носителя... Мысль была такой, что через 250 лет человечество прекрасно будет знать собственную биологию. Поэтому мы, вероятно, сможем справиться или, по крайней мере, заблокировать любое биологическое образование, которое попытается воздействовать на наш генофонд. Но если это биологическое образование способно адаптироваться, способно «переваривать информацию» и изменять само себя? И Джо сказал: «Боже, это просто шикарно!»
Но сотрудничество с JPL вовсе не ограничивается лишь разработкой концептуальных вещей, подобных природе вируса или принципам функционирования звездолетов. Речь идет о более глобальном замысле — Стражинский мечтал добиться как можно более реалистичного показа инопланетных миров.
JMS: Мне всегда не хватало в научно-фантастических сериалах следующего: хотелось видеть на экране человека, идущего по Луне, и верить, что так оно и есть. Многие научно-фантастические картины, по крайней мере, на телевидении, утратили этот реалистический аспект. Если вы действительно попадаете на планету у двойной звезды, все на поверхности этой планеты должно соответствовать реальной ситуации. Чтобы сказать: «Если я полечу туда, то там все так и будет»... Думаю, столь тесное сотрудничество с людьми, которые тоже очень заинтересованы в том, чтобы сделать правильно, сделать все верно, придаст нашему сериалу небывалый уровень достоверности. Ведь впервые кто-то столь тесно работает с организацией при NASA.
Вот как Стражинский описывает сам процесс общения с представителями JPL.
JMS: Сценарий закончен, и мы передаем его JPL вместе с нашими замечаниями. Они говорят нам, что неправильно и почему мы не можем сделать так. Они говорят: «Есть лучший способ». К примеру, в случае с эпизодом «Нужды Земли» (один из эпизодов «Крестового похода»), действие которого происходит на планете у двойной звезды, они сказали: «Вот цвета, которые должны быть. Вот углы, на которых должны находиться эти звезды в небе. Вот закат для одной. Вот закат для другой». И мы соответствующим образом осветили декорации, так что теперь у наших декораций два источника под правильными углами и с правильными цветами.
Остается только сожалеть, что из-за финансовых причин Стражинскому пока не удалось реализовать свой замысел и работа над «Крестовым походом» была приостановлена. Возможно,. «Крестовому походу» было бы суждено стать уникальным произведением в жанре телевизионной научной фантастики с точки зрения научной достоверности и реалистичности.

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz