ВАВИЛОН 5

СОДЕРЖАНИЕ


СЪЕМКИ

Lege artis . По всем правилам искусства
Съемки одного эпизода проводятся в течение шести дней (во время работы над первыми четырьмя сезонами серия снималась семь дней, но в связи с переходом к TNT пришлось сократить этот срок), а на всю работу над эпизодом — около 60 дней. Рабочий день у актеров начинается в 7 часов утра (некоторым исполнителям ролей инопланетян приходится приходить в гримерные уже в 4.30), в час дня наступает перерыв на обед, и в 7 часов вечера работа заканчивается. В выходные дни съемки не проводятся.
В таких жестких условиях сотрудники не могут позволить себе потратить зря ни одной минуты, а уж тем более переделывать уже законченный фрагмент. Поэтому каждой съемке предшествует тщательная подготовка. Когда сценарий закончен, его копии раздаются всем отделам Babylonian Productions, которые начинают анализировать его с точки зрения декораций, реквизита, занятости актеров и массовки, спецэффектов, музыки, звуковых эффектов и т. п. В отделах проводятся совещания, чтобы выяснить, имеется ли в их распоряжении то, что необходимо для съемок, утрясаются все проблемы. Стражинский лично беседует с представителями каждого отдела, чтобы убедиться, что сценарий понят верно, и вносит изменения, вызванные конкретной ситуацией. В это же время прорабатываются все новые предложения с точки зрения грима, костюмов, визуальных эффектов, кораблей и пр.
В среднем в сценарии 42 страницы, поэтому далее нужно распределить эти страницы на 6 съемочных дней.
JMS: Число мизансцен, снимаемых в один день, зависит от длительности сце-ны — можно снять четыре по-настоящему длинные сцены или восемь действительно коротких. Количество репетиций определяется сложностью сцены, ее насыщенностью драками и т. п. Чем больше действия в сцене, тем больше требуется Репетиций, чтобы гарантировать, что никто не пострадает. Отдел сценария определяет порядок съемки различных сцен, время, необходимое для съемки, делает заказы по декорациям и реквизиту (к примеру, все сцены в командной рубке будут сниматься в один день, а сцены в «Зокало» — тоже друг за другом).
Когда все улажено, Стражинский начинает работу с режиссером.
JMS: Я проверяю, что мы оба правильно понимаем смысл каждой сцены, ее кон~\ текст и подтекст. После этого происходит встреча всех отделов, где в последний раз обсуждается расписание съемок и все, что нужно для них. И тогда начинаются.^ непосредственно сами съемки.
Здание, в котором находятся съемочные павильоны «Вавилона-5» и произволе венные отделы, снаружи выглядит весьма непритязательно, и об инопланетянах на поминает лишь небольшой знак SENTIENT XING, висящий у парковки. Прежде онс служило в качестве склада, где хранились насосы. Здание по соседству, в котором^ ранее выпускались прохладительные напитки, также принадлежит Babylonian Productions, и в нем находится цех по изготовлению декораций. Главная проблема заключается в том, что оба здания совершенно неприспособлены для съемок. По» толки слишком низкие, нет места для подвесных лесов, на которых устанавливает-"1 ся осветительная аппаратура, так что вместо этого техникам приходится использовать обычные лестницы. *
Деревянные полы периодически начинают скрипеть, причем в самый неподхс днщий момент, поэтому в перерывах между съемками ремонтная бригада тщательно проверяет все доски. Но съемочная группа «Вавилона-5» уже давно научилась преодолевать все трудности. Как уже говорилось, съемки одного эпизода продолжаются шесть (раньше семь) дней. График очень напряженный, поэтому на репетиции отводится немного времени. Предполагается, что к началу съемок все актеры пре-' красно знают текст сценария. Если у актера возникает проблема с той или иной фразой, он все равно>нф имеет права ничего мейять В'тексте^без личного разреши-ния Стражинского, поскольку фраза может оказаться очень важной с точки зрения развития сюжета. Ведь необходимо учитывать, что актеры играют свои роли, H^j зная того, что ожидает их героев впереди. Стражинский только раз нарушил это строжайшее правило, и то под влиянием внешних обстоятельств: он был вынужден снять «Сон в сиянии» на год раньше, поскольку не был уверен, что пятый сезон «Ва-вилона-5» все-таки состоится. Однако, несмотря на строгость в отношении текста, Стражинский не возражает против удачных актерских импровизаций. Например, я эпизоде «Парламент мечты» Андреас Кацулас, исполняющий роль Г'Кара, позволил себе пошутить, сказав раку, пытавшемуся выбраться из тарелки: «Стой смирно»», Получилось очень забавно, и фраза осталась в эпизоде. Импровизацией являются Г слова Себастьяна «Что вечность?» из «Инквизитора».
Себастьян: Как насчет твоей семьи, твоего Бога, что истина, что кровь, что буду»! щее, что вера, что потомки, что ад, что смерть, что вечность...
По словам JMS, Уэйн Александер добавил концовку от себя, пребывая в уверенности, что его слова не будут услышаны. Стражинский был настолько восхищен игрой Уэйна, что снял его еще'в нескольких очень интересных ролях: Лориена и дра-зи из эпизода «Разрывы в реальном времени».
Особые отношения сложились у Стражинского с еще одним актером — Вальтером Кенигом, исполнителем роли Бестера. Он добавил очень много штрихов к это-, му образу, и, возможно, именно благодаря ему Бестер вырос в столь интересную Г значительную личность. К примеру, в эпизоде «Гонки сквозь мрак» в финале Г предполагалось, что Бестер обернется и посмотрит на Талию. Но Кениг настоял 1 этом, и эффект оказался необычайно сильным. Кенигу принадлежит и ещё одна! идея: по его предложению Бестер при сканировании не использует левую руку.
Билл Мамми, исполнивший роль Ленньера, тоже внес лепту в создание образа своего персонажа.
Мамми: Именно я предложил, чтобы Ленньер полюбил Деленн. Я пришел к Джо в самом начале второго сезона, и мы обсудили это. Он раздумывал пару дней, а затем сказал мне, что я должен играть с учетом этой любви. Однако мы не показывали .это публике в течение полутора сезонов! Так что... мы очень осторожно отнеслись к .этому. Я также придумал поклон и приветственный жест членов минбарской касты жрецов.
Знаменитый центаврианский акцент Лондо был придуман Питером Юраси-ком, который использовал различные элементы чешского и венгерского языков и трансильванского диалекта. Мин-барский язык, образцы которого периодически встречаются в сериале, был разработан Стражинским, однако есть гцены, которые, как говорит Мира Фур-лан, исполнительница роли Деленн, являются результатом актерской импровизации.
Фурлан: Мы «играли» с произношением, интонацией и подобными им вещами — .это было безумно забавно. Билл Мамми и я даже позволяли себе .импровизировать диалоги... Иногда мы немогли закончить начатую фразу, потому что было слишком смешно.
Бывали и совсем забавные случаи. Во время съемок эпизода «Глаза» Билл Мамми (когда Ленньер помогает Гарибальди собирать мотоцикл) должен был пропеть что-то вроде молитвы.
JMS: В сценарии не было ничего конкретного, предполагалось, что песня будет очень тихой. Пришел Билл и спросил нассЛарри, есть ли у нас что-нибудь конкретное. Мы сказали, что нет, поэтому, что бы он ни придумал, все будет отлично... и он пропел название своего альбома. Позднее, значительно позднее, когда я обнаружил это, мы обсудили этот случай.
А вот как описывает случившееся сам актер.
Мамми: В первом сезоне была сцена, где Ленньер должен был петь во время медитации, но, поскольку в сценарии не было написано ничего конкретного, я решил использовать слово «забагаби» в качестве мантры. «Забагаби» — это название хито-вой видеокассеты и видеодиска «Barnes and Barnes», a «Barnes and Barnes» — записывающая студия, совладельцем которой я являюсь. Я подумал, что слово звучит вполне «инопланетно» и будет отличной шуткой для поклонников «Barnes and Barnes». Однако Стражинскому это не слишком понравилось. Я был поражен тем, что ему известно о «Забагаби», ведь это культовая вещь довольно узкого круга людей, а вовсе не бестселлер. Но Джо знает обо всем. Он не «наказал» меня. А может, и наказал. Возможно, он все ещё наказывает!
Случаются и более неприятные для Стражинского вещи - как, например, при] съемках эпизода «Далекая звезда» (там произошла авария на корабле-исследовате-^ ле «Кортес»).
JMS: Когда мы обсуждали аварию в гиперпространстве на наших производсп венных совещаниях, Джим Джонс/пон, наш режиссер, спросил, не мог бы он ycmf. ить небольшой пожар. Я сказал, что возражаю против огромных языков пламени, искорки, немного дыма...
И догадайтесь, что он натворил в тот день, когда я был на студии, наблюдая; микшированием...
Видимо, в том числе и для того, чтобы оградить себя от подобных сюрпризов^ Стражинский решил сам снять финальный эпизод сериала «Сон в сиянии».
JMS: Это был вызов. Я хотел сделать это, чтобы научиться лучше писать думаю, это помогло мне при создании сценариев пятого сезона. Я очень доводе этим... хотя съемки оказались очень трудными потому, что сценарий был чрезвычайно эмоциональным. Там есть видеоряд из трех трагических сцен, и мне кажет-что при соединении они производят очень сильное впечатление. Это хороший к нец сериала. Он опустошает вас эмоционально. Джон Флшш сказал, что у него му| рашки по коже бегали, когда шли съемки.
Описывая финальный эпизод сериала, Иаковелли употребляет очень трогател ные слова. Съемки были чрезвычайно эмоциональными. Прочтя сценарий, Иа велли цодумал, чтр этот эпизод придает всему сюжету особый смысл и является настоящим финалом всей истории. После первого прочтения он ощутил облегчение а затем понял, что это прекрасная концовка. В некотором роде она изумительно реализует многие идеи, что высказывались в сериале.
Иаковелли: Но съемки подействовали на меня еще сильнее. Финал очень нравии ся мне, мне кажется, что он очень изящный и лаконичный, но к тому же это ещё I интересный способ завершить сериал и оставить множество дверей открытыми
Во время съемок этого эпизода настроение большинства членов съемочнс группы было хорошим. Никто не считал концовку глупой или списанной у дру Единственное, что всегда доказывал Стражинский своим помощникам, - это что он ещё лучший писатель, чем о нем думают. Не устояли перед искушением с* несколько эпизодов продюсер Джон Коупленд («Эндшпиль»), оператор ДжоцЯ Флинн (среди лучших - «Долгая битва в сумерках»), исполнитель роли Вира Стяу вен Ферст («Иллюзия правды», «Деконструкция заходящих звезд»), консультант визуальным спецэффектам Тони Доу («Искупление», «Переходные моменты» «Восходящая звезда»)...
Однако в «Вавилоне-5» есть действительно гениально снятые эпизоды, которые получили всеобщее признание. Одними из лучших режиссеров сериала являются! Майк Вейяр («Инквизитор», «Вести с Земли», «Война без конца», «Не отступать, не| сдаваться», «Лицо врага», «В начале»), Джанет Грик («И небо, полное звезд», «Прочества и предсказания», «Кризалис», «Нашествие Теней», «Сошествие мрака») Дэвид Игл («В тени За'ха'дума», «Несбывшиеся надежды», «Падение к апофеозу»» «Конфликты интересов»).

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz