Жанры

Глава из книги Девида Паркинсона "Кино",издательство "Росмэн", М. 1996 г.


Комедия

Если вам когда-либо случалось, рассказывая любимый анекдот, обнаружить, что кто-то не смеется, значит, вам не нужно объяснять, что у каждого человека свое чувство юмора. Так что комедия — это всегда выстрел наугад, ибо до публики может дойти, а может и нет. И даже если вы попадете в яблочко, все равно найдутся люди, которым не понравятся самые смешные трюки и остроумные диалоги. Подобная непредсказуемость делает комедию самым трудным жанром в достижении стабильного успеха у зрителя.

Комедия — старейший жанр художественного кино. На самом первом киносеансе братьев Люмьер в 1895 году в числе прочих лент демонстрировалась короткометражная комедия «Ларрозер аррозе» («Политый поливальщик»), в которой маленький мальчик подшутил над садовником, заставив того облить себя водой из шланга.
Хотя английский комик Пимпл и итальянский клоун Кретинетти с успехом снимались в кино и были весьма популяр­ны у себя на родине, все же лучшие кинокомедии той эпохи создавались во Франции. Жорж Мельес снял много забавных картин, но еще более талантливым комедиографом оказался его великий соперник Фердинан Зекка. Помимо усовершенствования такого популярного во все времена комического приема, как погоня, он также открыл для кинематографа Макса Линдера, чей образ невезучего по­весы пользовался громадным успехом во всем мире начиная с 1910 года. Именно Линдер оказал влияние на Чарли Чаплина, ибо его знаменитый Бродяга во многом представлял собой потрепанную разновидность парижского джентльмена Макса.

Комедия-фарс («слэпстик»)

Почти поголовно все ранние кинокомики обучались своему ремеслу в цирках, мюзик-холлах, пантомимах, бурлесках или водевилях. Поскольку рассказывать шутки и анекдоты в немом кино они не могли, им приходилось вызывать смех у публики с помощью мимики и жестов. Так возникла разновидность чисто визуальной комедии, где мир представал неким безумным местом, в котором люди играют роль беспомощных марионеток. Этот стиль получил название «слэпстик», от английского слова, обозначавшего деревянные палочки, которыми стучали клоуны, призывая публику аплодировать.

Сеннетт — король комедии

Мак Сеннетт сумел соединить бешеный темп Фердинана Зекка с тщательным монтажом Д.У.Гриффита. У него было два правила: на экране должно происхо­дить постоянное движение и ни один ко­мический эпизод не должен длиться боль­ше 100 секунд. Он был бесспорным ко­ролем этого жанра, и его компания «Кис-тоун» выпустила сотни комедий положе ний, во многих из которых фигурирова ли его излюбленные персонажи — неком петентные кистоунские полицейские.
Большинство комедий Сеннетта пред ставляли собой чистой воды балаган (хотя в некоторых для пущего веселья и использовались кое-какие кинотрюки) Актеров заставляли спотыкаться, падать драться, разыгрывать одну смешную сценку, или «гэг», задругой, становиться жертвами потерявших управление тран спортных средств, обрушивающихся фа садов домов и летающих тортов — и все это в точном соответствии с режиссер ским замыслом.
У Сеннетта был настоящий нюх на таланты. Такие звезды, как Роско Арбэкль (Фатти), Мейбел Норманд, Бен Терпин Харри Лэнгдон, Кэрол Ломбард и Чарли Чейз, начинали свою карьеру именно в «Кистоун». Но главным его открытием стал, несомненно, Чарли Чаплин.

Глупых, неуклюжих и некомпетентных кистоунских копов придумал режиссер Мак Сеннет в 1912 году. Соперничать с ними в популярности могло только другое его знаменитое творение — прекрасные купальщицы.

Чаплин

Чарли Чаплин вырос в Лондоне в бес просветной нищете. В 1897 году вслед за матерью и старшим братом он начал вы ступать на сцене. Во время турне его во девильной труппы по Америке в 1912 го ду Мак Сеннетт предложил ему попро бовать сняться в кино. Уже во второй своей картине — «Автогонки в Вене ции» (1914) — он создал образ Бродяги которого и придерживался в болыпинст ве своих фильмов. Этот образ отвержен ного романтика и плута, всегда готового прийти на помощь себе подобным, этого «маленького человека» в котелке, мешко ватых брюках, несоразмерно больших бо тинках, с тросточкой и смешной поход кой сделал Чарли Чаплина миллионером и одновременно первой суперзвезде] мирового экрана.

Чарли Чаплин был самой знаменитой кинозвездой своего времени. В Европе он был известен как Шарло, и когда он приехал туда в 1921 году, огромные толпы почитателей не давали ему прохода. Конкурирующие киностудии даже выпускали фильмы сдвойниками Чаплина. Он сам рисовал на себя карикатуры. В продажу поступало множество игрушек, изображающих Чаплина, в том числе заводные куклы и раскрашенные статуэтки. Была даже популярная песня под названием «Луна ярко светит на Чарли Чаплина».

Вскоре Чаплин начал ставить картины, в которых снимался сам. Он чуть замедлил темп действия, чтобы подчерк­нуть сочетание своей изящной клоунады с социальной комедией. Короткометражки, основанные на неповторимой индивидуальности Бродяги, отражали его собственный жизненный опыт, но каждый зритель, независимо от социального статуса, находил в них что-то близкое для себя. Те же черты были присущи и его классическим полнометражным лентам «Малыш», «Золотая лихорадка», «Огни большого города» и «Новые времена».
Чаплин был убежден, что комедия должна оставаться немой, и не признавал звукового кино вплоть до 1940 года, когда снял фильм «Великий диктатор». Своего места в звуковом кино он так и не нашел, поэтому многие из его поздних картин отличались излишней сентиментальностью и претенциозностью. В 1952 году он выпустил фильм «Огни рампы», включавший веселый эпизод с участием другого великого комика немого кино, Бастера Китона. Вскоре после этого Чаплин покинул Америку в знак протеста против публичной критики его политических взглядов и в течение многих лет не разрешал показывать там свои картины.
Вернулся он лишь в 1971 году для получения специального «Оскара» за выдающийся вклад в киноискусство.

«Золотой век» комедии

Пика своей популярности немая комедия достигла в 1920-е годы, причем лучшим комиком того времени был единодушно признан Чарли Чаплин. Тем не менее многие современные кинокритики считают Бастера Китона еще более великим режиссером и актером этого жанра.

Гарольд Ллойд обычно играл неунывающего, свойского парня, который всегда попадал во всякого рода опасные ситуации, как в этой сцене из фильма «Наконец в безопасности».

Среди других ведущих комиков немого кино следует выделить Гарольда Ллойда, который создал себе имя, воплотив на экране образы Вилли Уорка и Одинокого Люка более чем в 100 лентах продюсера Хэла Роуча, того самого, который впоследствии открыл известный дуэт Лаурел и Харди. Возможно, самыми за­поминающимися работами Ллойда были комические триллеры, в которых его жизнерадостный персонаж постоянно оказывался во всякого рода затруднительных и опасных ситуациях. Опасность трюков, исполнявшихся им в таких картинах, как «Наконец в безопасности» (1923), доказывает тот факт, что в 1920 году на съемках фильма «Преследуемые духи» Ллойд в результате несчастного случая лишился правой руки.
С самоуверенным Ллойдом резко контрастировал застенчивый Харри Лэнгдон, которому непродолжительную славу принесла такая утонченная комедия, как «Длинные штаны» (1927). Хотя его звезда с приходом звука закатилась, розовощекий персонаж Лэнгдона послужил прообразом бесчисленных простачков,

БАСТЕР КИТОН

Китон, родившийся в 1895 году в семье, занимавшейся шоу-бизнесом, свое проз­вище получил от знаменитого фокусника Гарри Гудини после падения (по-ан­глийски «бастер») с какой-то лестницы. Проведя много лет на сцене, он снялся с Роско Арбэклем (Фатти) в серии фильмов, которые имели столь шумный ус­пех, что в 1919 году Китон смог основать собственную кинокомпанию.
Комедии Китона отличались быстрым темпом и выверенностью «гэгов», в которых актер отдавался на милость гигантских предметов реквизита или сти­хий, включая поезд, судно, водопад, скатывающиеся со склона валуны и обру­шивающийся фасад дома. Его фирменным знаком было каменное выражение лица, остававшееся неизменным, что бы с ним ни происходило. Китон продол­жал сниматься вплоть до 1960-х годов, но ему так и не удалось восстановить свою популярность эпохи немого кино.


Лучшим из фильмов Китона, несомненно, был «Генерал» (1927). Этодинамичная авантюрная комедия, действие которой происходило во времена Гражданской войны в США, где Бастер пытался расстроить планы коварного противника.

 

ЛАУРЕЛ И ХАРДИ

Лаурел и Харди были уже известными комиками, когда их впервые свели в дуэт в картине «Оступившиеся жены» (1926). В течение последующих 25 лет они снялись еще в 99 фильмах и стали лучшей комедийной парой в истории кино. Хотя у них вышло немало популярных полнометражных картин, их стиль более всего подходил для короткометражной комедии.
Оба редко расставались со своими знаменитыми котелкам. Напыщенный, хвастливый, задиристый Олли и непосредственный, язвительный Стэн умудрялись вызвать хаос и переполох в любой, даже самой безобидной ситуации. Хотя в их фильмах присутствовали и остроумные диалоги, комический эффект достигался в первую очередь их контрастирующей внешностью, а также веселыми вы­ходками, когда они, используя реквизит, швыряли, разбивали, спотыкались о него или же просто колотили им друг дружку.
ненароком нарушающих мировую гармо­нию везде, где они появляются. Одним из свежих примеров такого рода воплощен­ной невинности может служить герой фильма «Форрест Гамп» (1994).
Хотя стиль «слэпстик» характерен для немого кино, многие более поздние комедии также делали ставку на элементы фарса и буффонады. В 1960—1970 годы большой популярностью пользовались фильмы Блейка Эдвардса из цикла «Ро­зовая пантера», с Питером Селлерсом в роли неуклюжего инспектора Клузо. Не­давно Джим Кэрри продолжил традицию «слэпстика» в таких картинах, как «Эйс Вентура, любимчик-детектив» (1993) и «Маска» (1994). Однако подлинными наследниками жанра стали мультипликационные сериалы, в которых вместо людей действуют персонажи животных вроде Тома и Джерри, Сильвестра и Хитрого Койота; теперь уже они выходят невредимыми из самых жутких переделок.

СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ

ЧАРЛИ ЧАПЛИН
КОРОТКОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ
«Бродяга» (1915)
«Ссудная лавка» (1916)
«Каток» (1916)
«Лечение» (1917)
«Тихая улица» (1917)
«Иммигрант» (1917)
ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ
«Малыш» (1921)
«Золотая лихорадка» (1925)
«Огни большого города» (1931)
«Новые времена» (1936)
«Великий диктатор» (1940)
«Огни рампы» (1952)


БАСТЕР КИТОН
КОРОТКОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ
«Одна неделя» ( 1920)
«Театр» (1921)
«Баллунатик»(1923)
«Шерлок-младший» (1924)
«Наше гостеприимство» (1923)
«Навигатор» (1924)
«Генерал» (1927)
«Пароходный Билл- младший» (1928)

ЛАУРЕЛ И ХАРДИ
КОРОТКОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ
«Сражение века» (1927)
«Большой бизнес» (1929)
«Дикий боров» ( 1 930)
«Начистоту» (1931)
«Товарищи» (1931)
«Музыкальная шкатулка» (1932)
«Угодившие в яму» (1932)
«Сплетники» (1933)
ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ
«Дети пустыни» ( 1 933)
«Наши отношения» (1936)
«Путь с запада» ( 1 937)
«Болван в Оксфорде» (1940)
ГАРОЛЬД ЛЛОЙД
«Бабушкин внучек» (1922)
«Наконец в безопасности» ( 1923)
ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ
«Женобоязнь»(1924)
«Первокурсник» (1925)

ХАРРИ ЛЭНГДОН
«Сильный человек» (1926)
«Длинные штаны» (1927)

Комедия заговорила!

Звук полностью преобразил комедию. Поскольку публика требовала как мож­но больше звуковых картин, продюсеры решили отказаться от визуальной коме­дии и сосредоточиться на комедийных лентах, насыщенных остроумными диа­логами.
С этой целью на киноэкран были пе­ренесены некоторые стили, уже зареко­мендовавшие себя в театре. Одним из них был теперь уже озвученный фарс, когда серия совпадений и недоразумений при­водила к хаосу в самых обыденных ситу­ациях. Распространенным вариантом этого стиля была комедия ошибок, в ко­торой персонажи принимали друг друга не за тех, кем они были на самом деле.
Столь же популярна была так называемая комедия нравов, высмеивавшая обычаи и образ жизни того или иного со­циального слоя. Непревзойденным мас­тером этого направления считался Эрнст Любич, поставивший ряд блистательных комедий о праздности и богатстве, в том числе «Беспорядок в раю» (1932).
Но хотя эти картины очень высоко ценились критикой, большинство зрителей отдавало предпочтение менее утонченному юмору У.К.Филдса, Мей Уэст и братьев Маркс.

Чико, Зеппо, Граучо и Харпо. Первоначально выступавшие на эстраде,братья Маркс продемонстрировали все лучшее, на что были способны,в такой искрометной комедии, как, например, «Утиный суп» (1933).

Комедия острот

Вечно раздраженный и обуреваемый тягой к выпивке, У.КФилдс на протяжении всего действия фильма комично жаловался на жизнь и ругал все, от маленьких детей до животных. Другим любителем поговорить с экрана была Мей Уэст, писавшая, как и Филдс, сценарии к своим картинам. Она не только подшучивала над голливудскими кинодивами, но и любила шокировать публику песнями и диалогами, мягко говоря, двусмысленного содержания. Цензоры сочли ее тексты настолько вульгарными, что в середине 1930-х годов ей было предложено убрать из них излишнюю сексуальность.
Ярко выраженным фиглярством отли­чались братья Маркс. Если Харпо развивал традицию мимической клоунады, то Граучо (Ворчун) и Чико (Малыш) совер­шенствовались в смеси каламбуров, гали­матьи и оскорблений, которую можно смело назвать словесным «слэпстиком». Четвертый брат, Зеппо, играл романти­ческие роли, пока не вышел из их содружества в 1933 году. Однако даже необуз­данный стиль братьев Маркс несколько смягчился, когда с середины 1930-х годов они перешли из «Парамаунт» в МГМ. Гвоздем программы, как правило, становились жизнерадостные реплики Граучо, когда он, с неизменной сигарой, нарисованными усиками и прыгающей походкой, произносил что-то вроде:
«Однажды утром я пристрелил слона в моей пижаме. Как он оказался в моей пижаме, до сих пор понять не могу» («Спятившие животные»).
«У тебя мозги четырехлетнего ребенка, и я готов биться об заклад, что он от них с радостью избавился» («Лошадиные перья»).
«Либо он мертв, либо мои часы остановились» («День на скачках»).

СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ

У.К.ФИЛДС
«Это подарок» (1934)
«Честного человека не обманешь» (1939)
«Банковский сыщик» (1940)
«Не давайте спуску сосункам»(1941)

МЕЙ УЭСТ
«Она нанесла ему ущерб» (1933)
«Я не ангел» (1933)
«Красотка 90-х годов»(1934)
«Энни с Клондайка»(1936)

БРАТЬЯ МАРКС
«Спятившие животные» (1930)
«Бессмысленное занятие» (1931)
«Лошадиные перья» (1932)
«Утиный суп» (1933)
«Вечер в опере»(1935)
«День на скачках» (1937)


Эксцентричная комедия

Пока цензоры утихомиривали Мей Уэст и братьев Маркс, на авансцену начали выходить новые экстравагантные, насы­щенные остротами картины — эксцентричные комедии. Ключевым моментом таких фильмов всегда становилось вторжение в скучный, упорядоченный мужской быт роковой женщины, в которую после многих комичных злоключений в конце концов влюблялся герой.

В двух образцовых комедиях такого рода — «Это случилось однажды ночью» (1934) и «Воспитывая ребенка» (1938) — возмутительницей спокойствия станови­лась изнывающая от скуки богатая на­следница. Однако ею с равным успехом могла быть и честолюбивая деловая жен­щина, решившая доказать в подобной схватке полов, что она ничуть не хуже коллег-мужчин, как, к примеру, в веселой комедии «Его девушка Пятница» (1940).
Фрэнк Капра быстро утвердился в роли ведущего мастера эксцентричной комедии, добавив к традиционному набору ее средств немного сатиры и провинциального здравого смысла. Сатирой называют использование юмора для осмеяния общественных пороков. Творчество Капры вдохновило созда­телей сотен романтических комедий, а также «старого доброго кино» 1990-х годов. Фильм Джоэла и Этана Кознов «Поверенный Хадсакера» (1994) стал прямой данью уважения великому режиссеру.

Кларк Гейбл и Клодетт Кольбер сыграли главные роли в комедии Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью» (1934), ставшей первой лентой, удостоенной сразу четырех главных «Оскаров» — за лучший фильм, режиссуру, мужскую и женскую роли.


Сценарист и режиссер Престон Стёрджес также испытал сильное влияние эксцентричной комедии. Он усилил ее сатирическое звучание и дерзнул покуситься на такие опас­ные темы, как секс, политика, война и смерть. Его стиль характерен не только для комедий для взрослых типа фильма Билли Уайлдера «В джазе только девушки» (1959), но и для так называемых «черных» комедий, стремящихся находить юмор в серьезных вещах. Хорошим примером «черного» юмора может служить кинофарс Стэнли Кубрика о начале ядерной войны «Доктор Стрейнджлав» (1963).


В картине «Странствия Салливена» с Джоэлом Маккри и Вероникой Лейк в главных ролях голливудский комедийный режиссер разыскивает реалистический сюжет для фильма, который должен утвердить его как серьезного художника.

 

СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ
ФРЭНК КАПРА

«Это случилось однажды ночью» (1934)
«МистерДидс переезжаете город» (1936)
«С собой не унесешь» (1938)
«Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939)
«Познакомьтесь с Джоном Доу» (1941)
«Мышьяк и старое кружево» (1944)
ПРЕСТОН СТЁРДЖЕС
«Странствия Салливена» (1941)
«Леди Ева» (1941)
«Случай на Пам-Бич» (1942)
«Чудо залива Моргана» (1943)
«Да здравствует герой-победитель» (1944)

 

Беззаботная наследница (Кэтрин Хепберн) и ее любимцы — собака и леопард — вносят жуткий кавардак в размеренную жизнь специалиста по динозаврам (Кэри Грант) в фильме «Воспитывая ребенка» (1938). Режиссером этой картины был ХоуардХоукс, снявший и другие классические комедии — «Двадцатый век» (1934) и «Его девушка Пятница» (1940).
В смелой комедии Билли Уайлдера «В джазе только девушки» Тони Кертиси ДжекЛеммон, скрываясь от гангстеров, присоединяются к женскому джаз-банду. Жизнь Кертиса еще больше осложняется, когда он влюбляется в певицу джаз-банда (Мэрилин Монро).

Юмор иссякает...

После второй мировой войны многие киножанры продолжали развиваться и искать новые пути раскручивания своих тем, однако голливудская комедия, как это ни странно, топталась на месте. В результате инициатива перешла к кинематографистам Великобритании и континентальной Европы.
Несмотря на то что комедийные дуэ­ты вроде Боба Хоупа и Бинга Кросби, Бада Эбботта и Лу Костелло, Дина Мар­тина и Джерри Льюиса пользовались не­изменным успехом, они мало что до­бавляли к основным канонам этого на­правления, установленным задолго до них Лаурелом и Харди. Точно так же ро­мантические комедии типа фильма «Раз­говор в спальне» (1959), с Дорис Дей и Роком Хадсоном в главных ролях, были лишены былой живости эксцентричной комедии, а многочисленные кинопаро­дии, вышедшие с начала 1970-х годов, вроде «Голых пистолетов», всего-навсего продолжили традицию, которую заложил Мак Сеннетт еще в 1910-х годах.

АНГЛИЙСКАЯ КОМЕДИЯ

Англия по праву гордится своими богатыми традициями в области литератур­ной и театральной комедии. Величайшие комики немого кино — Чарли Чаплин и Стэн Лаурел — тоже были англичанами. Однако, как это ни удивительно, англий­ская кинокомедия не снискала особых лавров на мировой арене. Хотя бывшие артисты мюзик-холла Грейси Филдс, Джордж Формой и Уилл Хей в 1930-е годы имели огромный успех у себя на родине, за пределами Великобритании они были практически неизвестны.
Намного большую известность приобрели интеллектуальные комедии, выпус­кавшиеся кинокомпанией «Илинг стьюдиос» после второй мировой войны. Из лучших можно назвать «Добряки и короны» (1949) и «Банда с Лавендер-Хилл» (1951). Такие картины прозвали илингскими комедиями, они незлобно под­шучивали над английским национальным характером. Особой популярностью они пользовались в Америке. Еще одним английским хитом середины 1950-х го­дов стал фильм «Женевьева», где прослеживались отношения двух парочек во время ралли на старых автомобилях.
В 1960— 1970-е годы очень популярны были так называемые рабочие комедии и игривые пародии из цикла «С продолжением». В последующее десятилетие груп­па «Монти Питон» добилась международного признания на телевидении и в кино благодаря сочетанию абсурдистского юмора и сатиры.


СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ

ГРЕЙСИ ФИЛДС
«Сэлли с нашей улицы» (1931)
«Пойте с нами» (1934)

ДЖОРДЖ ФОРМБИ
«Давай, Джордж» (1939)
«Пусть Джордж сделает это» (1940)

УИЛЛ ХЕЙ
«Доброе утро,парни»(1937)
«О, мистер Портер» (1938)
«Дух святого Майкла» (1941)
«Гусь выходит наружу» (1942)
ИЛИНГСКИЕ КОМЕДИИ
«Цвет и крик» (1947)
«Виски течет рекой»(1949)
«Добряки и короны» (1949)
«Банда с Лавендер-Хилл»(1951)
«Человек в белом костюме»(1951)
«Убийцы леди» (1955)
Важный, нетерпеливый БадЭбботтбыл •, партнером трусоватого коротышки Лу Костелло более чем в 30 буффонадных комедиях в 1940—1956 годы. Одной из лучших была картина «Эбботт и Костелло знакомятся с Франкенштейном» (1948). Впоследствии они играли в продолжительном телевизионном сериале.

Алек Гиннесс сыграл всех восьмерых членов семейства д'Аскойнов в илингской комедии 1949 года «Добряки и короны». Рекорд по количеству ролей, сыгранных актером в одной картине, равен 27 и установлен Рольфом Лесли в фильме 1913 года«Шестьдесят лет королева».


Фильм «Манхэттен»(1979), снятый в черно-белом варианте, представляет собой одновременно остроумную комедию для взрослых и вдохновенный гимн родному городу Вуди Аллена — Нью-Йорку.

WOODY ALIEN'S



Майк Майерс в роли Уэйна иДанаКарви в роли Гарта, чей прекрасный «авторский» телесериал «Мир Уэйна» намерена перекупить одна из крупных телевизионных компаний.


Одной из причин столь длительного застоя явился бурный рост популярности телевизионной комедии. Широкоэкранные технологии позволили заполнить экран эффектным действом, однако они абсолютно не подходили для более интимных форм комедии, их род­ным домом стало телевидение.
В результате ведущие комедийные сценаристы, исполнители и режиссеры ос­новное внимание стали уделять 30-минутным комедиям положений или телешоу, состоящим из статичных номеров и эксцентричных либо сатирических скетчей.
Такие актеры и режиссеры, как Вуди Аллен и Мел Брукс, начали свою карьеру в 1960-е годы именно на телевидении — это характерно для многих сегодняшних ведущих комиков, в том числе для Эдди Мерфи, сделавшего себе имя на телепро­граммах типа «В субботний вечер». Зависимость кинокомедии от телевидения стала еще более заметной в 1990е годы, когда на основе телесериалов было создано немало популярных «блокбастеров», таких, как «Мир Уэйна», «Семья Аддамсов» и «Семейка Флинтстоунов».
Сегодня Голливуд, видимо, готов удовлетвориться выпуском удлиненных теле­комедий и бледных подражаний собственным классическим картинам этого жанра. Если эта тенденция продолжится, то можно будет с уверенностью утверждать, что лучшие дни американской ки­нокомедии уже позади.


СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ

ЭББОТТ И КОСТЕЛЛО
«Держите этого призрака» (1941) «В свете» (1944)
«Эбботт и Костелло знакомятся с Франкенштейном» (1948)

БОБ ХОУП
«Кошка и канарейка» (1939)
«Моя любимая блондинка» (1942)
«Дорога в Марокко» (1942)
«Бледнолицый»(1948)

ДЖЕРРИ ЛЬЮИС
«Художники и натурщицы» (1955)
«Посыльный» (1960)
«Сумасшедший профессор» (1963)
«Бестолковый санитар» (1964)


МЕЛ БРУКС
«Продюсеры» (1968)
«Горящие седла» (1974)

«Молодой Франкенштейн» (1974)
«Немое кино» (1976)
«Сильное беспокойство» (1978)
«Космические яйца» (1987)

ВУДИ АЛЛЕН
«Сыграй это еще раз, Сэм» (1972)
«Заснувший» (1973)
«Любовь и смерть» (1975)
«Энни Холл» (1977)
«Манхэттен»(1979)
«Зелиг»(1983)
«Дэнни Роуз с Бродвея» (1984)
«Пурпурная роза Каира» (1984)
«Ханна и ее сестры»(1986)
«Преступления и проступки»(1989)
«Мужья и жены» (1992)
«Таинственное преступление на
Манхэттене»(1993)
«Пули над Бродвеем» (1994)


МИР КОМЕДИИ

Популярные комедии выпускаются многими государства­ми, но, как правило, они имеют столь ярко выраженную национальную специфику, что за пределами страны их практически никто не знает.
Американская кинокомедия со времен «слэпстика» до­минировала на мировом рынке, поэтому режиссеры и ис­полнители из других стран, завоевавшие международное признание, в основном ориентировались на стиль Голливуда.
К примеру, датские комики Харальд Мадсен и Карл Шенстрем, работавшие в стиле «слэпстика», во многом копировали Лаурела и Харди. В 1920—1930-е годы Рене Клер следовал по стопам Эрнста Любича и шведского режиссера Морица Стиллера, развивая жанр утонченной комедии нравов. В 1950-е годы француз Фернандель специализировался в фарсе, его соотечественник Жак Тати был незаурядным мимом. Позже японский режиссер Ёдзи Ямада выпустил почти 50 полнометражных картин о зло­ключениях наивного простачка Торы-сан.
В Америке сатира никогда не пользовалась особым успехом, а вот европейские мастера уровня Луиса Бюнюэля, Федерико Феллини и Жана-Люка Годара работали в этом агрессивном и в то же время высокоинтеллектуальном на­правлении. Сатира также служила отдушиной для многих режиссеров, работавших в условиях жесткой политиче­ской цензуры в Восточной Европе и Латинской Америке 1960-х годов.
В 1980-е годы в Европе появились два в высшей степени неординарных кинематографиста. Испанец Педро Альмодовар высмеял современную культуру в экстравагантной картине «Женщины на грани нервного срыва» (1988). Финский режиссер Аки Каурисмяки использовал более тонкий юмор в комедии «Ленинградские ковбои едут в Америку» (1989). В последнее десятилетие широкую известность приобрела австралийская комедия, сочетающая эксцентрику и эпатаж. Это произошло благодаря таким фильмам, как «Крокодил Данди» (1986) и «Только в танцевальном зале» (1992).


Пол Хоган и его приятель в фильме «Крокодил Данди» (1986). Эта картина о похождениях австралийского охотника в Нью-Йорке по сей день остается самым кассовым неголливудским фильмом всех времен.

СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ
Фильмы сняты в США, если не указана другая страна

КОМЕДИЯ НРАВОВ
Беспорядок в раю» (1932)
«Ребро Адама» (1949)
«Вчера родившийся» (1950)
«Четыре свадьбы и одни похороны»(Великобритания, 1994)

ФАРС
«Соломенная шляпка» (Франция,1927)
«Кто новая киска?» (1965)
«По часовой стрелке»
(Великобритания, 1986)
«Как сестры» (1992)

КОМЕДИЯ ОШИБОК
«Мой человек Годфри» (1936)
«Тутси»(1982)
«Меняясь местами» (1983)
«Час за часом» (1987)
«Дейв»(1993)

ЭКСЦЕНТРИЧНАЯ КОМЕДИЯ
«Двадцатый век» (1934)
«Ничего святого» (1937)
«Воспитывая ребенка» (1938)
«Филадельфийская история» (1940)
«Его девушка Пятница» (1940)
«В чем дело, док?»(1972)
«Признак класса» (Великобритания, 1973)
«Артур» (1981)
«Рыбка по имени Ванда» (Великобритания,1988)

САТИРА
«Квартира»(1960)
«Билли-лжец» (1963)
«Будучи там» (1979)
«Бартон Финк» (1991)
«Прямо в танцевальном зале» (Австралия, 1992)

«ЧЕРНЫЙ» ЮМОР
«Быть или не быть» (1942)
«Сбрось мамочку с поезда»(1987)
«Вересковая пустошь» (1989)
«Деликатесы» (Франция, 1990)
«Смерть ей к лицу» (1992)
«Серийная мама» (1994)

РОМАНТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
«Магазин за углом» (1940)
«Босиком по парку» (1967)
«Когда Гарри познакомился с Салли...» (1989)
«Зеленая карта»(1990)
«День сурка» (1993)
«Неспящие в Сиэтле» (1993)

ДЕТСКАЯ КОМЕДИЯ
«Счастливейшие дни твоей жизни»(Великобритания, 1950)
«Красавицы Святого Триниана» (Великобритания, 1954)
«Отрыв» (1979

 

«Девушка Грегори» (Великобритания, 1982)
«Большой» (1988)
«Дорогая, я не хотел детей»(1989)
«Посмотри, кто говорит» (1989)
«Дядя Бак» (1989)
«Один дома»-1,2 (1990,1992)
«Ошеломленные и растерянные» (1994)

СЕМЕЙНАЯ КОМЕДИЯ
«Жизнь с отцом» (1947)
«Отец невесты» (1950,1991)
«Восставшая Аризона» (1987)
«Трое мужчин с младенцем» (1987)
«Родители» (1989)
«Миссис Даутфайр» (1993)

ПРОСТАКИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
«Тайная жизньУолтера Митти»(1947)
«Харви»(1950)
«Каникулы месье Юло»
(Франция, 1953)
«Крокодил Данди» (Австралия,1986)
«Король рыбаков» (1991)
«Дамбер и Дамбер» (1995)

СТРАННЫЕ ПАРОЧКИ
«Странная парочка» (1968)
«Голубые братья» (1980)
«Самолеты, поезда и автомобили» (1987)
«Близнецы»(1988)
«Юниор» (1994)

РАБОЧИЕ КОМЕДИИ
«Первая страница»(1931)
«Продолжай, сестра» (Великобритания, 1959)
«Со мной все в порядке, Джек» (Великобритания, 1959)
«Работница»(1988)
«Как преуспеть в рекламе» (Великобритания, 1989)
«Эйс Вентура, любимчик-детектив» (1993)

ПАРОДИИ
«Давай, Клео»( 1964)
«Кино по-кентукски» (1977)
«Аэроплан»-1, 2 (1980, 1982)
«Покойники не носят пледов» (1982)
«Голые пистолеты», «2 '/2», «331/3»( 1988,1991, 1994)
«Классные кадры!» (1991)

НА ОСНОВЕ ТЕЛЕСЕРИАЛОВ
«Монти Питон: жизнь Брайана»(Великобритания, 1979)
«Большое приключение Пи-Ви»(1985)
«Семья Аддамсов» (1991)
«МирУэйна»-1,2(1992,1993)
«Семейка Флинтстоунов» (1994)


 

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz