Жанры

Глава из книги Девида Паркинсона "Кино",издательство "Росмэн", М. 1996 г.


«Костюмное» кино и мелодрама

Кто же из нас не любит занимательных историй? Такие фильмы помогают нам на время забыть о собственных проблемах и неприятностях. Картины, действие которых происходит в прошлые эпохи (их еще называют историческими или «костюмными»), открывают перед нами волнующий мир романтики и подвигов. Но и мелодрамы с современным
сюжетом могут доставить немало удовольствия, поскольку их герои на наших глазах успешно справляются с трудностями столь хорошо знакомой нам повседневной жизни.

Питер О'Тул в роли британского офицера, возглавившего восстание арабов против турок в эпической драме Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» (1962).

Исторические сюжеты будоражили воображение кинематографистов еще с 1890-х годов. Компания Томаса Эдисона в 1895 году выпустила кинето-скопный фильм «Казнь Марии Стюарт». Куда более впечатляющие киноэпопеи выходили во Франции и Италии в 1910-е годы (см. с. 26). И все же лучши­ми историческими фильмами немого кино стали остроумные драмы о при­дворной жизни минувших столетий, снимавшиеся после первой мировой войны в Германии Эрнстом Любичем.

Исторические драмы

Фильмы, в основе которых лежат реаль­ные события и исторические личности, часто называют «костюмными» драмами, поскольку в них большую роль играют тщательно разработанные декорации и роскошные костюмы, помогающие пере­нестись зрителю в античные или библей­ские времена, средневековую или викто­рианскую эпохи.
Зрителей всегда волновала жизнь монархов. Персонажами «костюмного» кино были правители всей Европы, от Ивана Грозного до королевы Марго. Од­нако не все ленты такого рода уделяли главное внимание только любовным по­хождениям монархов или их нескончае­мой борьбе за власть. В картине «Безумие короля Георга» (1994) показано, что вен­ценосцы такие же живые люди, как и мы с вами. Многие фильмы посвящались также и американским президентам, на­пример «Юный мистер Линкольн» (1939). В картине «Д.Ф.К.» (1991) была предпринята попытка восстановить со­бытия, приведшие к убийству президен­та Джона Ф. Кеннеди в 1963 году. Иног­да следить за сюжетом исторических лент бывает нелегко, ибо зрителям персонажи и времена, в которые они жили, могут быть незнакомы. Зачастую публика отда­ет предпочтение картинам, где история служит лишь фоном для головокружи­тельных приключений или любовных похождений. Классическим примером подобного подхода к истории является фильм «Унесенные ветром» (см.рамку). Игровые ленты, в которых прослежи­вается жизненный путь реально сущес­твовавших людей, называются биографи­ческими. Некоторые из них, такие, как фильм «Эд Вуд» (1994) Тима Бертонао жизни легендарного режиссера-поста­новщика картин класса «В», весьма по­знавательны и смотрятся с интересом. Но они никогда не были столь популярны, как «Гражданин Кейн» (см.рамку), где действительные события легли в основу вымышленной истории.


Королевская семья приветствует восторженные толпы со ступеней собора святого Павла в картине «Безумие короля Георга» (1994). Особое внимание в фильме уделялось воссозданию роскошных костюмов той эпохи.

«УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ»
США, 1939. Режиссер Виктор Флеминг

Накануне Гражданской войны в США 1861—1865 годов пылкая Скарлетт О'Хара (Вивьен Ли) узнает, что ее воз­любленный Эшли Уилкс (Лесли Хоуард) предпочел ей со­седку Мелани Хэмилтон (Оливия Де Хэвилленд). Назло ему Скарлетт выходит замуж за брата Мелани, а после его гибели на войне вступает в брак с обаятельным Ретом Бат-лером (Кларк Гейбл). Однако их отношения носят весьма не простой характер, и в конечном итоге они расстаются из-за семейной трагедии и непреходящей влюбленности Скарлетт в Эшли.
Фильм «Унесенные ветром» — экранизация одноимен­ного бестселлера Маргарет Митчелл. С момента выхода на экран в 1939 году он пользовался потрясающей популяр­ностью. На роль Скарлетт О'Хара претендовало свыше 1500 актрис, в том числе такие звезды, как Бетт Дэвис, Джо­ан Кроуфорд и Кэтрин Хепберн. Фавориткой считалась Полетт Годдар, однако продюсер Дэвид О.Селзник остано­вил свой выбор на малоизвестной английской актрисе Вивь­ен Ли. Вначале режиссером картины был утвержден Джордж Кьюкор, но вскоре был заменен по требованию Гейбла, считавшего, что он уделяет слишком много внима­ния женским персонажам. Ему на смену пришел Сэм Вуд, руководивший съемками, пока Виктор Флеминг оправлял­ся от нервного срыва, вызванного перенапряжением при работе над этим грандиозным проектом.


Скарлетт пытается скрыть свою ревность, когда узнает, что Эшли сделал предложение Мелани. Картина «Унесенные ветром» удостоилась десяти «Ос­каров» и по сей день остается одним из величайших шедевров «золотого века» Голливуда. Если сделать поправку на инфляцию, то ее можно считать самой кассовой лентой в истории кино.

 

«ГРАЖДАНИН КЕЙН»
США, 1941. Режиссер Орсон Уэллс

В фильме «Гражданин Кейн» прослеживается карьера издательского магната, чьи предсмертные слова о розовом бутоне остаются загадкой до самого конца картины. Это была первая работа в кино актера и режиссера Орсона Уэллса, который к тому времени прославился радиопостановкой романа «Война миров» (1938). Талантливая постановка научно-фантастической драмы заставила миллионы американцев поверить в то, что в их страну на самом деле вторглись марсиане.
Уэллс чуть ли не в каждом эпизоде картины пытался эк­спериментировать со звуком и изображением. По ходу действия он применял обратные кадры, глубокофокусную съемку, экспрессионистское освещение, длинные планы, разнообразные ракурсы, свободное перемещение камеры, использовал съемочные площадки с потолками и перекрывающие друг друга диалоги. Но самым удивительным было то, что в этой картине Уэллсу удалось объединить все приемы в цельный выдержанный стиль.
Однако при первом появлении на экране «Гражданин Кейн» не встретил особо теплого приема, так как издатель-магнат Уильям Рэндолф Херст узнал себя в Кейне и распорядился, чтобы все газеты подвергли жестокой критике этот фильм. Но в наши дни многие кинокритики и кинематографисты расценивают картину «Гражданин Кейн» как один из лучших фильмов всех времен.

Со страниц и подмостков

Тысячи «костюмных» картин и мелодрам [были сняты по мотивам известных лите­ратурных произведений. Впрочем, экранизация зачастую оказывается весьма не простой задачей. Многие пьесы, вроде «Опасных связей» (1988) и «Царства теней» (1994), были перенесены на экран буквально, то есть слово в слово. Однако в большинстве случаев режиссеры предпочитают придавать действию большую кинематографичность, снимая его не на театральной сцене, а на натуре.
Некоторые режиссеры стремятся к максимально точной экранизации перво­источника, пытаясь средствами кино передать стиль произведения. Среди лучших экранизаций такого рода, сделанных в последнее время, можно выделить кар­тину Мерчента и Айвори «Хауардс-Энд» по роману Э. М. Форстера и фильм Джиллиана Армстронга «Маленькие женщины» (1994) по книге Луизы Мей Олкотт с Уиноной Райдер в главной роли. Другие режиссеры берут общую сюжетную ли­нию первоисточника и предлагают зри­телю как бы собственное прочтение произведения. К примеру, картина Акиры Куросавы «Ран» (что означает «смута») поставлена по мотивам трагедии Шекспира «Король Лир».
Иногда зритель чувствует себя словно обманутым, если, просмотрев экраниза­цию знакомого произведения, обнаруживает, что авторы фильма изобразили персонажей и места действия вовсе не так, как он их себе представлял. Чтобы избежать подобной реакции, многие кинематографисты снимают фильм по мотивам какой-либо популярной современной книги или пьесы, а не по классическому произведению, тогда привязанность к такому первоисточнику переносится менее болезненно.
Афиша красочной киноэпопеи«Ран» (1985). Режиссер Акира Куросава издавна специализировался на исторических драмах, действие которых разворачивается в средневековой Японии. В таких фильмах много батальных сцен с участием японских рыцарей — самураев.

Мелодрама

Театральная драма пользовалась попу­лярностью у зрителей еще в Древней Греции. Кинематографисты быстро осознали притягательную силу картин, изобилующих драматическими сценами. Ярко выраженные эмоции или столкновения идей есть во всех фильмах, однако в картинах о любви, семейной жизни и воспитании детей такие конфликты оказываются в самом центре повествования.
Чувства и переживания героев характерны для драмы. В мелодраме же они предстают в крайне преувеличенном виде. Изначально термин «мелодрама» означал «пьеса под музыку». Такие театральные представления появились в середине XIX века и оказали существенное влияние на ранний кинематограф. Как правило, мелодрама представляет собой сентиментальную любовную историю с весьма примитивными персонажами и нагромождением неправдоподобных событий. Часто упор больше делается на костюмы и декорации, чем на простенький сюжет, в котором добродетель всегда торжествует, а зло неизменно наказывается. И все же многие из самых попу­лярных картин за всю историю кино были сняты именно в жанре мелодрамы. Большим мастером немой мелодрамы был Д. У. Гриффит (см. с. 20). В десятках его картин роль невинной героини испол­няла Лилиан Гиш. Но в 1920-е годы, ког­да стиль Гриффита вышел из моды, ей на смену пришли более земные персонажи Клары Боу и Глории Свенсон. Самой из­вестной голливудской мелодрамой того периода была картина Ф. В. Мурнау

«ХАЖРДС-ЭНД»
Великобритания, 1992. Режиссер Джеймс Айвори

Фильм «Хауардс-Энд», действие которого происходит в Англии примерно в 1910 году, представляет собой драма­тическую повесть об опасностях, таящихся в классовых предрассудках, о благих намерениях и скрываемых чувст­вах. Рут Уилкокс (Ванесса Редгрейв) переписывает свое завещание, чтобы после смерти загородный дом «Хауардс-Энд», отошел к ее новой подруге Маргарет Шлегель (Эмма Томпсон). Когда Рут умирает, ее муж Генри Уилкокс (Эн­тони Хопкинс) и дочь Эви (Джемма Редгрейв) решают уничтожить завещание, чтобы Маргарет не могла унасле­довать дом, но вскоре после этого Генри и Маргарет же­нятся. Тем временем сестра Маргарет Хелен (Хелена Бо-нэм-Картер) встречает бедного клерка по имени Леонард Бэст (Сэмюэл Уэст), и их связь имеет трагические последствия для всей семьи.
«Хауардс-Энд» стал третьим романом английского писателя Э.М.Форстера, совместно экранизированным режиссером Джеймсом Айвори и продюсером Исмаилом Мерчентом. «Хауардс-Энд» имел даже больший успех, чем две их предыдущие работы — «Комната с видом» (1985) и «Морис» (1987). Он выставлялся на девять «Оскаров» и получил три, в том числе за лучшую женскую роль (актриса Эмма Томпсон).

Самый несчастливый персонаж фильма «Хауардс-Энд» — Хелен Шлегель (Хелена Бонэм-Картер). Отвергнутая сыном Генри Уилкокса, она вступает в гибельную связь с Леонардом Бэстом.

 

Потрясающие городские декорации к классической немой мелодраме «Восход солнца» (1927). Всеми забытая кинозвезда (Глория Свенсон) смотрит один из своих старых фильмов в картине «Сансет-бульвар» (1950).

«Восход солнца» (1927). В этом фильме верная жена спасает своего мужа-фермера после того, как его соблазнила эффектная городская дама. Эта удивительно красивая картина изящно переносит зрителя с залитых лунным светом лугов на мокрые от дождя городские улицы. Она может служить классическим примером наиболее популярной из всех форм драмы — любовной.

Сердечные дела

У романов есть одно золотое правило: истинная любовь никогда не должна быть беспроблемной. Только после того как влюбленные преодолевают все препят­ствия, встретившиеся на пути, они полу­чают право слиться в финальном поцелуе. История кино знает множество популярных романтических пар, в том числе Грету Гарбо и Джона Гилберта в эру немого кино, Джоан Кроуфорд и Кларка Гейбла в 1930-е годы, Кэтрин Хепберн и Спенсера Трейси в 1940-е годы, Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона в 1960-е годы. Правда, в последнее время подобных любовных дуэтов стало меньше, так как современные звезды стараются как можно чаще менять партнеров.
Весьма распространена была сюжетная линия, согласно которой герои не сра­зу влюблялись друг в друга. К примеру, Рок Хадсон большую часть экранного времени фильма «Разговор в спальне» (1959) потратил на то, чтобы убедить Дорис Дей, что он и есть тот самый единственный и неповторимый. Позднее, в картине «Фрэнки и Джонни» (1991), Аль Пачино, играющий повара, сталкивается с аналогичной ситуацией, имея дело с официанткой (Мишель Пфайффер). Иногда камнем преткновения становился тот факт, что один из героев женат, как в картине Дэвида Лина «Короткая встреча» (1945). Другие влюбленные, вроде Лоуренса Оливье в фильме «Ребекка» (см.рамку) или Джульетты Стивенсон в картине «Страстно, безумно, неж­но» (1991), никак не могли забыть пре­дыдущего партнера, который недавно умер. Иногда препятствия на пути любя­щих сердец выражались в расовых предрассудках, например в фильме «Угадай, кто придет к обеду» (1967), или в классо­вом снобизме, как в картине «Милашка в розовом» (1986).
Во многих картинах влюбленным при­ходилось навсегда расставаться в сентиментальных финальных сценах, заставлявших прослезиться весь кинозал. А такие «жалостливые» ленты, как «Камил­ла» (1936) и «История любви» (1970), еще больше растравляли душу зрителю, вынуждая одного из героев умирать как раз в ту минуту, когда они встретили, на­конец, настоящую любовь.

«РЕБЕККА»
США, 1940. Режиссер Алфред Хичкок

Первая картина, снятая Алфредом Хичкоком в Голливуде, стала впечатляющим симбиозом двух жанров — мелодрамы и триллера. Максим Де Винтер (Лоу-ренс Оливье) на отдыхе женится на простой застенчивой девушке (Джоан Фон-теин). Но когда они возвращаются в Мандерли, его загородное поместье, ново­явленная миссис Де Винтер сталкивается со злобной экономкой миссис Дэнвере (Джудит Андерсон). Она убеждает девушку, что та никогда не сможет занять место очаровательной Ребекки, первой жены Максима, погибшей во вре­мя прогулки на яхте. Но яхта на морском дне скрывает тайну, которой суждено перевернуть жизнь всех обитателей Мандерли.
Фильм «Ребекка», снятый по мотивам популярного романа Дафны Дюморье, получил «Оскара» как лучшая картина 1940 года. Хичкок искусно развивает сюжет с романтическим началом, зловещими сценами в Мандерли, напряжен­ным эпизодом в суде и бурным финалом. Из Лоуренса Оливье получился весьма угрюмый Максим, а Жорж Сандерс превосходно сыграл кузена Ребекки, об­винившего Максима в убийстве. И все же наиболее запоминающимися оказа­лись Джоан Фонтейн в роли робкой девушки и Джудит Андерсон в роли ее коварного врага.


Максим наблюдает за столкновением миссис Де Винтер с миссис Дэнверс, экономкой, сохранившей привязанность к его первой жене — Ребекке.

«Женское» кино

Голливудские продюсеры всегда исходили из того, что картины о любви, браке и взаимоотношениях в семье интересуют в первую очередь женщин. В результате возник особый жанр — «женское» кино, позволявшее зрителю на время забыть о собственных проблемах и попереживать за страдающих женщин всех времен и народов. Некоторые фильмы начала звуковой эры делали акцент на падших женщинах, чья жизнь была загублена сомнительными или неудачными связями.

Энн Бэкстер (слева) в роли женщины, использующей знаменитую актрису (БеттДэвис, в центре) в интересах собственной театральной карьеры, в фильме «Все о Еве» (1950).

Один из них, «Кристофер Стронг (1933), был снят Дороти Арзнер, одной из немногих женщин-режиссеров в Гол­ливуде 1930-х годов. В 1934 году тема падших женщин была запрещена цензу­рой, однако страдающие героини по-пре­жнему пользовались у режиссеров боль­шой популярностью. Любимой актрисой стала Грета Гарбо, привнесшая в такие картины, как «Королева Христина» (1933) и «Анна Каренина» (1935), непов­торимый аромат тайны и трагедии. Гар­бо ушла из кино в 1941 году, будучи все еще звездой первой величины. Ее смени­ли Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд, чьи героини в фильмах «Иезавель» (1938) и «Юмореска» (1946) стремились ото­мстить тем, кто причинил им зло.
«Женское» кино неизменно пользова­лось успехом у публики, но это не убеж­дало кинокритиков, обвинявших его в чрезмерной мелодраматичности. К при­меру, в картинах «Стелла Даллас» (1937) и «Милдред Пирс» (1945) Барбара Стен-вик и Джоан Кроуфорд играли несчаст­ных матерей, всю свою жизнь посвятив­ших тому, чтобы помочь встать на ноги своим дочерям. Однако со временем от­ношение критиков к таким фильмам ста­ло меняться, ибо в них начали видеть сме­лые попытки показать сильных и незави­симых женщин, не сдающихся в самых тяжелых жизненных обстоятельствах.
Трудности, подстерегающие женщин, которые пытаются совместить деловую карьеру с превратностями семейной жиз­ни, получили свое отражение и в карти­не Джона М.Сталя «Имитация жизни» (1934). Кроме традиционного конфлик­та матери и дочери, в ней шла речь еще и о расовых предрассудках. Этот фильм был переснят Дугласом Серком в 1959 го­ду. Сёрк специализировался на изыскан­ных мелодрамах, он активно использовал яркие краски и стильные декорации, словно слегка подтрунивая над самим жанром. Такие его картины, как «Вели­колепная одержимость» (1953) и «Начер­тано на ветру» (1956), оказали огромное влияние на других крупных кинемато­графистов, например Райнера Вернера Фасбиндера (см. с. 50), а также на созда­телей телевизионных «мыльных опер» типа «Далласа» или «Династии».


Богатая вдова (Джейн Уаймен) и ее садовник(Рок Хадсон) обретают счастье наперекор осуждающим ее друзьям в картине Дугласа Серка «Все, что дозволяют небеса»(1955).

Подростковое кино

«Женское» кино предназначалось в ос­новном для домохозяек, представлявших костяк зрительской аудитории 1930— 1940-х годов. Однако начиная с 1950-х го­дов главными завсегдатаями кинотеат­ров стали подростки, и голливудские про­дюсеры начали выпускать фильмы, кото­рые должны были привлечь их такими актуальными темами, как деньги, секс, дружба и бунтарство, освещаемыми с по­зиций современной молодежи.
Вскоре приобрели популярность так называемые фильмы взросления, где го­ворилось о проблемах переходного воз­раста, и этапные картины, прослеживав­шие жизненный путь персонажей через переломные моменты их биографии. К примеру, для Тома Круза в фильме «Рис­кованное предприятие» (1983) таким дра­матическим эпизодом, перевернувшим его жизнь, становится первый сексуальный опыт, в то время как для Кину Ривса в кар­тине «Мой личный Айдахо» (1991) им ста­ло получение наследства.
Самые первые подростковые картины, такие, как «Дикарь» (1954) и «Бунтов­щик без идеала» (1955), шокировали Америку сценами насилия с участием несовершеннолетних и принесли гром­кую славу соответственно Марлону Брандо и Джеймсу Дину. Более поздние игровые ленты, так называемые «тинпик-сы», наподобие картин «Утренний клуб» (1985) и «Выходной день Ферриса Бюл-лера» (1986), ставили целью показать школьную и семейную жизнь под углом зрения подростков. Они также сделали звезд из группы молодых актеров — Мэттью Бродрика, Мэтта Диллона, Мол­ли Рингуолд и Деми Мур.


Гленн Клоус в роли женщины, жаждущей отомстить бросившему ее женатому мужчине (Майкл Дуглас), в напряженной мелодраме «Роковое влечение» (1987).

СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ
Фильмы сняты в США, если не указана другая страна

ЛЮБОВНЫЕ РОМАНЫ
«Восход солнца» (1927)
«Римские каникулы» (1953)
«Из Африки» (1985)
«Помешанная» (1987)
«Зеленая карта» (1990)
«Непристойное предложение» (1993)

НЕСЧАСТНАЯ ЛЮБОВЬ
«Прощай, оружие» (1932)
«Камилла» (1937)
«Унесенные ветром» (1939)
«Короткая встреча» (Великобритания, 1945)
«Отныне и вовек» (1953)
«История любви» (1970)
«Царство теней»(Великобритания, 1994)

СЕМЕЙНЫЕ ДЕЛА
«Это счастливое поколение» (Великобритания, 1944)
«К востоку от Эдема» (1955)
«Кошка на раскаленной крыше» (1958)
«Крамер против Крамера» (1979)
«Обыкновенные люди» (1980)
«Человек дождя» (1988)
«Родители»(1989)

«ЖЕНСКОЕ» КИНО
«Имитация жизни» (1934, 1959)
«Стелла Даллас»(1937)
«Великолепная одержимость»(1935,1954)
«Все, что дозволяют небеса»(1955)
«Начертано на ветру» (1956)
«Условия привязанности» (1983)

ДЕТСТВО
«Низвергнутый кумир» (Великобритания, 1948)
«Кес»(Великобритания, 1969)
«Фанни и Александр» (Швеция,1982)
«Моя собачья жизнь» (Швеция, 1985)
«Конец долгого дня» (Великобритания, 1992)
«Рогатка» (Швеция, 1993)
«Освободите Вилли» (1994)

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
«До свидания, мистер Чипе» (1939)
«Версия Браунинга» (Великобритания, 1950,1994)
«Школьные годы Тома Брауна» (Великобритания, 1951)
«Весна мисс Джин Броди» (Великобритания, 1969)
«Другая страна»(Великобритания, 1984)
«Утренний клуб» (1985)
«До свидания, дети» (Франция, 1988)
«Общество умерших поэтов» (1989)
«Ошеломленные и растерянные» (1994)

ПОДРОСТКОВОЕ КИНО
«Дикарь» (1954)
«Бунтовщик без идеала» (1955)
«Девушка Грегори» (Великобритания, 1980)
«Рискованное предприятие» (1983)
«Огни святого Эльма» (1985)
«Милашка в розовом» (1986)
«Выходной день Ферриса Бюллера»(1986)
«Нечто чудесное»(1987)

ЭТАПНЫЕ ФИЛЬМЫ
«Алчность» (1923)
«Гость к обеду» (1982)
«Лягушачий принц» (Великобритания,1985)
«Отзвуки далеких голосов» (Великобритания, 1988)
«Авалон»(1990)
«Мой личный Айдахо» (1991)
«Здесь течет река»(1993)

АНТИЧНЫЙ МИР
«Последние дни Помпеи» (1935)
«Камо грядеши?» (1951)
«Бен Гур»( 1959)
«Спартак» (1960)
«Падение Римской империи» (1964)

ФИЛЬМЫ О МОНАРХАХ
«Алая императрица» (1934)
«Шестьдесят славных лет» (Великобритания, 1938)
«Иван Грозный» (СССР, 1944—1946)
«ГенрихУ» (Великобритания, 1944, 1989)
«Леди Джейн» (Великобритания, 1986)
«Безумие короля Георга» (1994)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМА
«Человек в сером» (Великобритания,1943)
«Джулия» (1977)
«Ран»(Япония,1986)
«Опасные связи» (1988)
«Соммерсби»(1993)
«Реставрация»(1995)

 

ЭКРАНИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
«Дэвид Копперфилд» (1935)
«Грозовой перевал» (1939,1992)
«Гордость и предубеждение» (1940)
«Ребекка» (1940)
«Джен Эйр» (1943, 1995)
«Большие надежды» (1946)
«Тесс» (Франция/Великобритания, 1979)
« Крошка Доррит» (Великобритания, 1987)
«Хауардс-Энд»(Великобритания,1992)
«Много шума из ничего» (Великобритания, 1993)
«Остаток дня»(Великобритания,1993)
«Орландо» (Великобритания,1993)
«Возраст невинности»(1993)

ЭКРАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Маленькие женщины» (1933,1949,1994)
«Остров сокровищ» (1934,1950)
«Приключения Тома Сойера» (1938)
«Скрытый сад» (1949, 1993)
«Дети железной дороги» (Великобритания,1970)
«Черная красавица» (Великобритания, 1995)



Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz