Жанры
Глава из книги Девида Паркинсона "Кино",издательство
"Росмэн", М. 1996 г.
«Костюмное» кино и мелодрама
Кто же из нас не любит занимательных историй? Такие фильмы
помогают нам на время забыть о собственных проблемах и неприятностях.
Картины, действие которых происходит в прошлые эпохи (их еще называют
историческими или «костюмными»), открывают перед нами волнующий мир
романтики и подвигов. Но и мелодрамы с современным
сюжетом могут доставить немало удовольствия, поскольку их герои на наших
глазах успешно справляются с трудностями столь хорошо знакомой нам повседневной
жизни.
Питер
О'Тул в роли британского офицера, возглавившего восстание арабов против
турок в эпической драме Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» (1962).
Исторические сюжеты будоражили воображение кинематографистов
еще с 1890-х годов. Компания Томаса Эдисона в 1895 году выпустила кинето-скопный
фильм «Казнь Марии Стюарт». Куда более впечатляющие киноэпопеи выходили
во Франции и Италии в 1910-е годы (см. с. 26). И все же лучшими историческими
фильмами немого кино стали остроумные драмы о придворной жизни минувших
столетий, снимавшиеся после первой мировой войны в Германии Эрнстом
Любичем.
Исторические драмы
Фильмы, в основе которых лежат реальные события и исторические
личности, часто называют «костюмными» драмами, поскольку в них большую
роль играют тщательно разработанные декорации и роскошные костюмы, помогающие
перенестись зрителю в античные или библейские времена, средневековую
или викторианскую эпохи.
Зрителей всегда волновала жизнь монархов. Персонажами «костюмного» кино
были правители всей Европы, от Ивана Грозного до королевы Марго. Однако
не все ленты такого рода уделяли главное внимание только любовным похождениям
монархов или их нескончаемой борьбе за власть. В картине «Безумие короля
Георга» (1994) показано, что венценосцы такие же живые люди, как и
мы с вами. Многие фильмы посвящались также и американским президентам,
например «Юный мистер Линкольн» (1939). В картине «Д.Ф.К.» (1991) была
предпринята попытка восстановить события, приведшие к убийству президента
Джона Ф. Кеннеди в 1963 году. Иногда следить за сюжетом исторических
лент бывает нелегко, ибо зрителям персонажи и времена, в которые они
жили, могут быть незнакомы. Зачастую публика отдает предпочтение картинам,
где история служит лишь фоном для головокружительных приключений или
любовных похождений. Классическим примером подобного подхода к истории
является фильм «Унесенные ветром» (см.рамку). Игровые ленты, в которых
прослеживается жизненный путь реально существовавших людей, называются
биографическими. Некоторые из них, такие, как фильм «Эд Вуд» (1994)
Тима Бертонао жизни легендарного режиссера-постановщика картин класса
«В», весьма познавательны и смотрятся с интересом. Но они никогда не
были столь популярны, как «Гражданин Кейн» (см.рамку), где действительные
события легли в основу вымышленной истории.
Королевская семья приветствует восторженные толпы со ступеней собора
святого Павла в картине «Безумие короля Георга» (1994). Особое внимание
в фильме уделялось воссозданию роскошных костюмов той эпохи.
«УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ»
США, 1939. Режиссер Виктор Флеминг
Накануне Гражданской войны в США 1861—1865 годов пылкая Скарлетт
О'Хара (Вивьен Ли) узнает, что ее возлюбленный Эшли Уилкс (Лесли
Хоуард) предпочел ей соседку Мелани Хэмилтон (Оливия Де Хэвилленд).
Назло ему Скарлетт выходит замуж за брата Мелани, а после его
гибели на войне вступает в брак с обаятельным Ретом Бат-лером
(Кларк Гейбл). Однако их отношения носят весьма не простой характер,
и в конечном итоге они расстаются из-за семейной трагедии и непреходящей
влюбленности Скарлетт в Эшли.
Фильм «Унесенные ветром» — экранизация одноименного бестселлера
Маргарет Митчелл. С момента выхода на экран в 1939 году он пользовался
потрясающей популярностью. На роль Скарлетт О'Хара претендовало
свыше 1500 актрис, в том числе такие звезды, как Бетт Дэвис, Джоан
Кроуфорд и Кэтрин Хепберн. Фавориткой считалась Полетт Годдар,
однако продюсер Дэвид О.Селзник остановил свой выбор на малоизвестной
английской актрисе Вивьен Ли. Вначале режиссером картины был
утвержден Джордж Кьюкор, но вскоре был заменен по требованию Гейбла,
считавшего, что он уделяет слишком много внимания женским персонажам.
Ему на смену пришел Сэм Вуд, руководивший съемками, пока Виктор
Флеминг оправлялся от нервного срыва, вызванного перенапряжением
при работе над этим грандиозным проектом.
Скарлетт пытается скрыть свою ревность, когда узнает, что Эшли
сделал предложение Мелани. Картина «Унесенные ветром» удостоилась
десяти «Оскаров» и по сей день остается одним из величайших шедевров
«золотого века» Голливуда. Если сделать поправку на инфляцию,
то ее можно считать самой кассовой лентой в истории кино.
|
«ГРАЖДАНИН КЕЙН»
США, 1941. Режиссер Орсон Уэллс
В фильме «Гражданин Кейн» прослеживается карьера издательского
магната, чьи предсмертные слова о розовом бутоне остаются загадкой
до самого конца картины. Это была первая работа в кино актера
и режиссера Орсона Уэллса, который к тому времени прославился
радиопостановкой романа «Война миров» (1938). Талантливая постановка
научно-фантастической драмы заставила миллионы американцев поверить
в то, что в их страну на самом деле вторглись марсиане.
Уэллс чуть ли не в каждом эпизоде картины пытался экспериментировать
со звуком и изображением. По ходу действия он применял обратные
кадры, глубокофокусную съемку, экспрессионистское освещение, длинные
планы, разнообразные ракурсы, свободное перемещение камеры, использовал
съемочные площадки с потолками и перекрывающие друг друга диалоги.
Но самым удивительным было то, что в этой картине Уэллсу удалось
объединить все приемы в цельный выдержанный стиль.
Однако при первом появлении на экране «Гражданин Кейн» не встретил
особо теплого приема, так как издатель-магнат Уильям Рэндолф Херст
узнал себя в Кейне и распорядился, чтобы все газеты подвергли
жестокой критике этот фильм. Но в наши дни многие кинокритики
и кинематографисты расценивают картину «Гражданин Кейн» как один
из лучших фильмов всех времен. |
Со страниц и подмостков
Тысячи «костюмных» картин и мелодрам [были сняты по мотивам
известных литературных произведений. Впрочем, экранизация зачастую
оказывается весьма не простой задачей. Многие пьесы, вроде «Опасных
связей» (1988) и «Царства теней» (1994), были перенесены на экран буквально,
то есть слово в слово. Однако в большинстве случаев режиссеры предпочитают
придавать действию большую кинематографичность, снимая его не на театральной
сцене, а на натуре.
Некоторые режиссеры стремятся к максимально точной экранизации первоисточника,
пытаясь средствами кино передать стиль произведения. Среди лучших экранизаций
такого рода, сделанных в последнее время, можно выделить картину Мерчента
и Айвори «Хауардс-Энд» по роману Э. М. Форстера и фильм Джиллиана Армстронга
«Маленькие женщины» (1994) по книге Луизы Мей Олкотт с Уиноной Райдер
в главной роли. Другие режиссеры берут общую сюжетную линию первоисточника
и предлагают зрителю как бы собственное прочтение произведения. К примеру,
картина Акиры Куросавы «Ран» (что означает «смута») поставлена по мотивам
трагедии Шекспира «Король Лир».
Иногда зритель чувствует себя словно обманутым, если, просмотрев экранизацию
знакомого произведения, обнаруживает, что авторы фильма изобразили персонажей
и места действия вовсе не так, как он их себе представлял. Чтобы избежать
подобной реакции, многие кинематографисты снимают фильм по мотивам какой-либо
популярной современной книги или пьесы, а не по классическому произведению,
тогда привязанность к такому первоисточнику переносится менее болезненно.
Афиша красочной
киноэпопеи«Ран» (1985). Режиссер Акира Куросава издавна специализировался
на исторических драмах, действие которых разворачивается в средневековой
Японии. В таких фильмах много батальных сцен с участием японских рыцарей
— самураев.
Мелодрама
Театральная драма пользовалась популярностью у зрителей
еще в Древней Греции. Кинематографисты быстро осознали притягательную
силу картин, изобилующих драматическими сценами. Ярко выраженные эмоции
или столкновения идей есть во всех фильмах, однако в картинах о любви,
семейной жизни и воспитании детей такие конфликты оказываются в самом
центре повествования.
Чувства и переживания героев характерны для драмы. В мелодраме же они
предстают в крайне преувеличенном виде. Изначально термин «мелодрама»
означал «пьеса под музыку». Такие театральные представления появились
в середине XIX века и оказали существенное влияние на ранний кинематограф.
Как правило, мелодрама представляет собой сентиментальную любовную историю
с весьма примитивными персонажами и нагромождением неправдоподобных
событий. Часто упор больше делается на костюмы и декорации, чем на простенький
сюжет, в котором добродетель всегда торжествует, а зло неизменно наказывается.
И все же многие из самых популярных картин за всю историю кино были
сняты именно в жанре мелодрамы. Большим мастером немой мелодрамы был
Д. У. Гриффит (см. с. 20). В десятках его картин роль невинной героини
исполняла Лилиан Гиш. Но в 1920-е годы, когда стиль Гриффита вышел
из моды, ей на смену пришли более земные персонажи Клары Боу и Глории
Свенсон. Самой известной голливудской мелодрамой того периода была
картина Ф. В. Мурнау
«ХАЖРДС-ЭНД»
Великобритания, 1992. Режиссер Джеймс Айвори
Фильм «Хауардс-Энд», действие которого происходит
в Англии примерно в 1910 году, представляет собой драматическую
повесть об опасностях, таящихся в классовых предрассудках, о благих
намерениях и скрываемых чувствах. Рут Уилкокс (Ванесса Редгрейв)
переписывает свое завещание, чтобы после смерти загородный дом
«Хауардс-Энд», отошел к ее новой подруге Маргарет Шлегель (Эмма
Томпсон). Когда Рут умирает, ее муж Генри Уилкокс (Энтони Хопкинс)
и дочь Эви (Джемма Редгрейв) решают уничтожить завещание, чтобы
Маргарет не могла унаследовать дом, но вскоре после этого Генри
и Маргарет женятся. Тем временем сестра Маргарет Хелен (Хелена
Бо-нэм-Картер) встречает бедного клерка по имени Леонард Бэст
(Сэмюэл Уэст), и их связь имеет трагические последствия для всей
семьи.
«Хауардс-Энд» стал третьим романом английского писателя Э.М.Форстера,
совместно экранизированным режиссером Джеймсом Айвори и продюсером
Исмаилом Мерчентом. «Хауардс-Энд» имел даже больший успех, чем
две их предыдущие работы — «Комната с видом» (1985) и «Морис»
(1987). Он выставлялся на девять «Оскаров» и получил три, в том
числе за лучшую женскую роль (актриса Эмма Томпсон).
Самый несчастливый персонаж фильма
«Хауардс-Энд» — Хелен Шлегель (Хелена Бонэм-Картер). Отвергнутая
сыном Генри Уилкокса, она вступает в гибельную связь с Леонардом
Бэстом. |
|
|
Потрясающие городские
декорации к классической немой мелодраме «Восход солнца» (1927). |
Всеми забытая кинозвезда (Глория
Свенсон) смотрит один из своих старых фильмов в картине «Сансет-бульвар»
(1950). |
«Восход солнца» (1927). В этом фильме верная
жена спасает своего мужа-фермера после того, как его соблазнила эффектная
городская дама. Эта удивительно красивая картина изящно переносит зрителя
с залитых лунным светом лугов на мокрые от дождя городские улицы. Она
может служить классическим примером наиболее популярной из всех форм
драмы — любовной.
Сердечные дела
У романов есть одно золотое правило: истинная
любовь никогда не должна быть беспроблемной. Только после того как влюбленные
преодолевают все препятствия, встретившиеся на пути, они получают
право слиться в финальном поцелуе. История кино знает множество популярных
романтических пар, в том числе Грету Гарбо и Джона Гилберта в эру немого
кино, Джоан Кроуфорд и Кларка Гейбла в 1930-е годы, Кэтрин Хепберн и
Спенсера Трейси в 1940-е годы, Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона в 1960-е
годы. Правда, в последнее время подобных любовных дуэтов стало меньше,
так как современные звезды стараются как можно чаще менять партнеров.
Весьма распространена была сюжетная линия, согласно которой герои не
сразу влюблялись друг в друга. К примеру, Рок Хадсон большую часть
экранного времени фильма «Разговор в спальне» (1959) потратил на то,
чтобы убедить Дорис Дей, что он и есть тот самый единственный и неповторимый.
Позднее, в картине «Фрэнки и Джонни» (1991), Аль Пачино, играющий повара,
сталкивается с аналогичной ситуацией, имея дело с официанткой (Мишель
Пфайффер). Иногда камнем преткновения становился тот факт, что один
из героев женат, как в картине Дэвида Лина «Короткая встреча» (1945).
Другие влюбленные, вроде Лоуренса Оливье в фильме «Ребекка» (см.рамку)
или Джульетты Стивенсон в картине «Страстно, безумно, нежно» (1991),
никак не могли забыть предыдущего партнера, который недавно умер. Иногда
препятствия на пути любящих сердец выражались в расовых предрассудках,
например в фильме «Угадай, кто придет к обеду» (1967), или в классовом
снобизме, как в картине «Милашка в розовом» (1986).
Во многих картинах влюбленным приходилось навсегда расставаться в сентиментальных
финальных сценах, заставлявших прослезиться весь кинозал. А такие «жалостливые»
ленты, как «Камилла» (1936) и «История любви» (1970), еще больше растравляли
душу зрителю, вынуждая одного из героев умирать как раз в ту минуту,
когда они встретили, наконец, настоящую любовь.
«РЕБЕККА»
США, 1940. Режиссер Алфред Хичкок
Первая картина, снятая Алфредом Хичкоком в Голливуде, стала впечатляющим
симбиозом двух жанров — мелодрамы и триллера. Максим Де Винтер
(Лоу-ренс Оливье) на отдыхе женится на простой застенчивой девушке
(Джоан Фон-теин). Но когда они возвращаются в Мандерли, его загородное
поместье, новоявленная миссис Де Винтер сталкивается со злобной
экономкой миссис Дэнвере (Джудит Андерсон). Она убеждает девушку,
что та никогда не сможет занять место очаровательной Ребекки,
первой жены Максима, погибшей во время прогулки на яхте. Но яхта
на морском дне скрывает тайну, которой суждено перевернуть жизнь
всех обитателей Мандерли.
Фильм «Ребекка», снятый по мотивам популярного романа Дафны Дюморье,
получил «Оскара» как лучшая картина 1940 года. Хичкок искусно
развивает сюжет с романтическим началом, зловещими сценами в Мандерли,
напряженным эпизодом в суде и бурным финалом. Из Лоуренса Оливье
получился весьма угрюмый Максим, а Жорж Сандерс превосходно сыграл
кузена Ребекки, обвинившего Максима в убийстве. И все же наиболее
запоминающимися оказались Джоан Фонтейн в роли робкой девушки
и Джудит Андерсон в роли ее коварного врага.
Максим наблюдает за столкновением миссис Де Винтер с миссис Дэнверс,
экономкой, сохранившей привязанность к его первой жене — Ребекке.
|
«Женское» кино
Голливудские продюсеры всегда исходили из того, что картины
о любви, браке и взаимоотношениях в семье интересуют в первую очередь
женщин. В результате возник особый жанр — «женское» кино, позволявшее
зрителю на время забыть о собственных проблемах и попереживать за страдающих
женщин всех времен и народов. Некоторые фильмы начала звуковой эры делали
акцент на падших женщинах, чья жизнь была загублена сомнительными или
неудачными связями.
Энн Бэкстер (слева) в роли женщины, использующей знаменитую актрису
(БеттДэвис, в центре) в интересах собственной театральной карьеры, в
фильме «Все о Еве» (1950).
Один из них, «Кристофер Стронг (1933), был снят Дороти
Арзнер, одной из немногих женщин-режиссеров в Голливуде 1930-х годов.
В 1934 году тема падших женщин была запрещена цензурой, однако страдающие
героини по-прежнему пользовались у режиссеров большой популярностью.
Любимой актрисой стала Грета Гарбо, привнесшая в такие картины, как
«Королева Христина» (1933) и «Анна Каренина» (1935), неповторимый аромат
тайны и трагедии. Гарбо ушла из кино в 1941 году, будучи все еще звездой
первой величины. Ее сменили Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд, чьи героини
в фильмах «Иезавель» (1938) и «Юмореска» (1946) стремились отомстить
тем, кто причинил им зло.
«Женское» кино неизменно пользовалось успехом у публики, но это не
убеждало кинокритиков, обвинявших его в чрезмерной мелодраматичности.
К примеру, в картинах «Стелла Даллас» (1937) и «Милдред Пирс» (1945)
Барбара Стен-вик и Джоан Кроуфорд играли несчастных матерей, всю свою
жизнь посвятивших тому, чтобы помочь встать на ноги своим дочерям.
Однако со временем отношение критиков к таким фильмам стало меняться,
ибо в них начали видеть смелые попытки показать сильных и независимых
женщин, не сдающихся в самых тяжелых жизненных обстоятельствах.
Трудности, подстерегающие женщин, которые пытаются совместить деловую
карьеру с превратностями семейной жизни, получили свое отражение и
в картине Джона М.Сталя «Имитация жизни» (1934). Кроме традиционного
конфликта матери и дочери, в ней шла речь еще и о расовых предрассудках.
Этот фильм был переснят Дугласом Серком в 1959 году. Сёрк специализировался
на изысканных мелодрамах, он активно использовал яркие краски и стильные
декорации, словно слегка подтрунивая над самим жанром. Такие его картины,
как «Великолепная одержимость» (1953) и «Начертано на ветру» (1956),
оказали огромное влияние на других крупных кинематографистов, например
Райнера Вернера Фасбиндера (см. с. 50), а также на создателей телевизионных
«мыльных опер» типа «Далласа» или «Династии».
Богатая вдова (Джейн Уаймен) и ее садовник(Рок Хадсон) обретают счастье
наперекор осуждающим ее друзьям в картине Дугласа Серка «Все, что дозволяют
небеса»(1955).
Подростковое кино
«Женское» кино предназначалось в основном для домохозяек,
представлявших костяк зрительской аудитории 1930— 1940-х годов. Однако
начиная с 1950-х годов главными завсегдатаями кинотеатров стали подростки,
и голливудские продюсеры начали выпускать фильмы, которые должны были
привлечь их такими актуальными темами, как деньги, секс, дружба и бунтарство,
освещаемыми с позиций современной молодежи.
Вскоре приобрели популярность так называемые фильмы взросления, где
говорилось о проблемах переходного возраста, и этапные картины, прослеживавшие
жизненный путь персонажей через переломные моменты их биографии. К примеру,
для Тома Круза в фильме «Рискованное предприятие» (1983) таким драматическим
эпизодом, перевернувшим его жизнь, становится первый сексуальный опыт,
в то время как для Кину Ривса в картине «Мой личный Айдахо» (1991)
им стало получение наследства.
Самые первые подростковые картины, такие, как «Дикарь» (1954) и «Бунтовщик
без идеала» (1955), шокировали Америку сценами насилия с участием несовершеннолетних
и принесли громкую славу соответственно Марлону Брандо и Джеймсу Дину.
Более поздние игровые ленты, так называемые «тинпик-сы», наподобие картин
«Утренний клуб» (1985) и «Выходной день Ферриса Бюл-лера» (1986), ставили
целью показать школьную и семейную жизнь под углом зрения подростков.
Они также сделали звезд из группы молодых актеров — Мэттью Бродрика,
Мэтта Диллона, Молли Рингуолд и Деми Мур.
Гленн Клоус в роли женщины, жаждущей отомстить
бросившему ее женатому мужчине (Майкл Дуглас), в напряженной мелодраме
«Роковое влечение» (1987).
СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ
Фильмы сняты в США, если не указана другая страна
ЛЮБОВНЫЕ РОМАНЫ
«Восход солнца» (1927)
«Римские каникулы» (1953)
«Из Африки» (1985)
«Помешанная» (1987)
«Зеленая карта» (1990)
«Непристойное предложение» (1993)
НЕСЧАСТНАЯ ЛЮБОВЬ
«Прощай, оружие» (1932)
«Камилла» (1937)
«Унесенные ветром» (1939)
«Короткая встреча» (Великобритания, 1945)
«Отныне и вовек» (1953)
«История любви» (1970)
«Царство теней»(Великобритания, 1994)
СЕМЕЙНЫЕ ДЕЛА
«Это счастливое поколение» (Великобритания, 1944)
«К востоку от Эдема» (1955)
«Кошка на раскаленной крыше» (1958)
«Крамер против Крамера» (1979)
«Обыкновенные люди» (1980)
«Человек дождя» (1988)
«Родители»(1989)
«ЖЕНСКОЕ» КИНО
«Имитация жизни» (1934, 1959)
«Стелла Даллас»(1937)
«Великолепная одержимость»(1935,1954)
«Все, что дозволяют небеса»(1955)
«Начертано на ветру» (1956)
«Условия привязанности» (1983)
ДЕТСТВО
«Низвергнутый кумир» (Великобритания, 1948)
«Кес»(Великобритания, 1969)
«Фанни и Александр» (Швеция,1982)
«Моя собачья жизнь» (Швеция, 1985)
«Конец долгого дня» (Великобритания, 1992)
«Рогатка» (Швеция, 1993)
«Освободите Вилли» (1994)
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
«До свидания, мистер Чипе» (1939)
«Версия Браунинга» (Великобритания, 1950,1994)
«Школьные годы Тома Брауна» (Великобритания, 1951)
«Весна мисс Джин Броди» (Великобритания, 1969)
«Другая страна»(Великобритания, 1984)
«Утренний клуб» (1985)
«До свидания, дети» (Франция, 1988)
«Общество умерших поэтов» (1989)
«Ошеломленные и растерянные» (1994)
ПОДРОСТКОВОЕ КИНО
«Дикарь» (1954)
«Бунтовщик без идеала» (1955)
«Девушка Грегори» (Великобритания, 1980)
«Рискованное предприятие» (1983)
«Огни святого Эльма» (1985)
«Милашка в розовом» (1986)
«Выходной день Ферриса Бюллера»(1986)
«Нечто чудесное»(1987) |
ЭТАПНЫЕ ФИЛЬМЫ
«Алчность» (1923)
«Гость к обеду» (1982)
«Лягушачий принц» (Великобритания,1985)
«Отзвуки далеких голосов» (Великобритания, 1988)
«Авалон»(1990)
«Мой личный Айдахо» (1991)
«Здесь течет река»(1993)
АНТИЧНЫЙ МИР
«Последние дни Помпеи» (1935)
«Камо грядеши?» (1951)
«Бен Гур»( 1959)
«Спартак» (1960)
«Падение Римской империи» (1964)
ФИЛЬМЫ О МОНАРХАХ
«Алая императрица» (1934)
«Шестьдесят славных лет» (Великобритания, 1938)
«Иван Грозный» (СССР, 1944—1946)
«ГенрихУ» (Великобритания, 1944, 1989)
«Леди Джейн» (Великобритания, 1986)
«Безумие короля Георга» (1994)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМА
«Человек в сером» (Великобритания,1943)
«Джулия» (1977)
«Ран»(Япония,1986)
«Опасные связи» (1988)
«Соммерсби»(1993)
«Реставрация»(1995)
ЭКРАНИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
«Дэвид Копперфилд» (1935)
«Грозовой перевал» (1939,1992)
«Гордость и предубеждение» (1940)
«Ребекка» (1940)
«Джен Эйр» (1943, 1995)
«Большие надежды» (1946)
«Тесс» (Франция/Великобритания, 1979)
« Крошка Доррит» (Великобритания, 1987)
«Хауардс-Энд»(Великобритания,1992)
«Много шума из ничего» (Великобритания, 1993)
«Остаток дня»(Великобритания,1993)
«Орландо» (Великобритания,1993)
«Возраст невинности»(1993)
ЭКРАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
«Маленькие женщины» (1933,1949,1994)
«Остров сокровищ» (1934,1950)
«Приключения Тома Сойера» (1938)
«Скрытый сад» (1949, 1993)
«Дети железной дороги» (Великобритания,1970)
«Черная красавица» (Великобритания, 1995) |
|