Жанры

Глава из книги Девида Паркинсона "Кино",издательство "Росмэн", М. 1996 г.


Мюзикл

Мюзикл является, пожалуй, самым развлекательным из всех жанров. Бесконечные танцы и музыка позволяют зрителю полностью отрешиться от повседневных жизненных забот, Очень часто у нас где-то в подсознании крутится мелодия, которая отражает наше настроение или будит воспоминания. В мюзикле эта мелодия, усиленная красочными музыкальными номерами, обретает особое звучание.


Постановочный эпизод на съемках номера «Помните моего забытого мужа», который Басби Беркли делал для фильма «Золотоискательницы 1933 года», режиссер Мервин Ле Рой.

Публика наслаждалась музыкальными постановками, операми и водевилями задолго до появления кинематографа. Но только с приходом в кино звука стало возможным перенести все эти жанры на экран.

«Закулисные» мюзиклы

Ободренные успехом первого звукового фильма «Певец джаза» (1927), продюсеры начали вставлять песни едва ли не в каждую картину, чтобы в полной мере использовать притягательную силу звука. Однако лишь в немногих из них, вроде фильмов «Парад любви» Эрнста Любича и «Аплодисменты» Рубена Мамуля-на, музыка целенаправленно использовалась как составная часть диалогов, размышлений или воспоминаний героев, то есть несла смысловую нагрузку.

Жанетт Макдональди Морис Шевалье в музыкальной комедии Эрнста Любича «Один час стобой»(1932).

После картины «Огни Нью-Йорка» (1928), разрекламированной как «стопроцентно говорящий, стопроцентно поющий, стопроцентно танцующий» мюзикл, подобные фильмы вошли в моду. Многие из них был и экранизацией популярных театральных постановок. Но вскоре на экраны начали выходить и чисто кинематографические мюзиклы, с песнями и музыкой таких ведущих американских композиторов, как Джером1 Керн, Сервинг Берлин, Джордж Гершвин и Коули Портер. Но поскольку были сняты стационарной камерой, публике они быстро наскучили.
Фильм «Мелодии Бродвея» (1929) стал первым мюзиклом, получившим «Оскара» как лучшая картина года и одновременно повернувшая этот жанр в новое направление. Его действие происходило за кулисами, а рассказывал оно том, как театральная компания ставит очередное шоу. Все «закулисные» мюзиклы придерживались схожей сюжетной линии. Продюсер пытается достать деньги на постановку, которой, по его глубокому убеждению, суждено стать гвоздем сезона. Девушки из кордебалета отпускают шуточки во время репетиций, не забывая при этом завлекать в свои сети одиноких миллионеров. Драматург - как правило, состоятельный молодой человек — скрывается от семьи, не одобряющей его занятие. Само собой, он жутко влюбляется в девицу из кордебалета, которая получает шанс стать звездой, когда примадонна хлопает дверью в самый день премьеры.
Такие «закулисные» мюзиклы, как «42-я улица», «Парад у рампы» и «Золо-тоискательницы 1933 года», сделали популярными многих актеров, например Дика Поуэлла, Раби Килера и Джоан Блонделл. Однако истинной звездой этих картин был постановщик танцевальных сцен (или хореограф) Басби Беркли. Он превращал, казалось бы, заурядные музыкальные номера в захватывающие дух аттракционы. Он экспериментировал с объективами, с фокусным расстоянием и всевозможными оптическими эффектами и ритмическим монтажом, И все же уникальными его работы делало динамичное использование кинокамеры. Беркли прикреплял ее к подъемным кранам, пускал на тележке по специально проложенным рельсам и размещал в траншеях ниже киносъемочного павильона, чтобы получить необычный ракурс. Самым знаменитым его изобретением стала высотная съемка, когда действие снималось с большой высоты, чтобы были ясно видны геометрические фигуры, образованные тщательно выстроенным кордебалетом.

Джинджер и Фред

С размашистым стилем Беркли резко контрастировала подчеркнутая элегантность Фреда Астера. Он уже был эстрадной звездой первой величины, когда в 1933 году составил с Джинджер Роджерс экранный дуэт, и по сей день остающийся одним из самых популярных в истории кино.
В своей первой совместной картине — «Полет в Рио» (1933) — они станцевали лишь однажды. Однако этот танец настолько понравился публике, что они вместе снялись еще в девяти мюзиклах. Сюжет таких романтических комедий, как «Цилиндр» (см.рамку) и «Время свинга* (1936), был весьма непритязателен, но все волшебным образом преображалось, как только Джинджер и Фред начинали танцевать.
Астер отличался крайней дотошностью, он планировал танцевальные номера до мельчайших деталей и заставлял Роджерс репетировать часами. Он всегда стремился сделать их как можно разнообразнее. Он также настаивал на том, чтобы каждый танец органически вписывался в сюжет, в отличие от большинства других мюзиклов, где действие останавливалось, пока номер не закончится. Впоследствии Джинджер предпочла драматические роли, а Фред остался одной из популярнейших звезд голливудского мюзикла, снявшись, в частности, в таких картинах, как «Оркестровый фургон» (1953).

« ЦИЛИНДР»
США, 1935. Режиссер Марк Сэндрич

Эстрадный артист Джерри Трейверс (Фред Астер) по уши влюбляется в Дейл Тремонт (Джинджер Роджерс). Но Дейл отказывает ему, поскольку принимает его за Хорейса Хар-дуика (Эдуард Эверетт Хортон), продюсера нового шоу Джерри и мужа ее лучшей подруги Мэдж(Хелен Бродерик). Она выходит замуж за своего модельера (Эрик Роде) и только тут узнает, кто такой Джерри в действительности. Однако церемония бракосочетания была фиктивной, поскольку проводилась выдавшим себя за священника дворецким Трейверса (Эрик Блор). И тогда Джерри и Дейл смогли в конце концов пожениться.
Вне всякого сомнения, фильм «Цилиндр» лучший из всех мюзиклов с участием Джинджер и Фреда. Незамысловатая комедия ошибок смотрится очень легко и весело. И все же, как и всегда, зрители шли в первую очередь на восхитительные танцевальные номера, искусно оттенявшие различные стадии бурно развивающегося любовного- романа. Песни Ирвинга Берлина, такие, как «Щека к щеке» и «Цилиндр, белый галстук и фрак», быстро стали популярными хитами. Ну а сам фильм оказался одним из наиболее кассовых в истории киностудии РКО.


Д Джинджер Роджерс и Фред Астер исполняют очередной танец с присущей им грацией и задором, которые позволили им войти в число наиболее популярных звезд музыкального кино всех времен

На новой ноте

Во многих других мюзиклах «золотого века» Голливуда снимались известные певцы, причем у каждого из них был свой неповторимый стиль. Жанетт Макдо-нальд и Нельсон Эдди снялись в нескольких популярных легких операх, включая картину «Розмари» (1936). Юная Дина Дурбин также исполняла классические песни в веселых комедиях типа «Трудный возраст» (1938). В то же время Бинг Кросби демонстрировал более расслабленную манеру пения, так называемый «крунинг», например в картине «Праздничный кабачок» (1942), где он впервые исполнил песню «Белое Рождество*. Фрэнк Синатра, придерживавшийся более современного стиля пения, пользовался огромным успехом у девочек-подростков. Он получил прозвище Голос за уникальную интерпретацию таких песен, как «Твое очарование» из фильма «Поднять якоря» (1945) и «Кто хочет стать миллионером?» из картины «Высшееобщество» (1956). Наконец, Элис Фей и Бетти Грэбл прекрасно пели и танцевали в таких зрелищных постановках, как «Аллея Тин-Пэн»( 1940).

Д Фред Астер танцует с Марджори Рейнолдс в фильме «Праздничный кабачок» (1942), где он и Бинг Кросби открывают ночной клуб, который работает только в дни 15 праздников, ежегодно отмечаемых е Америке.

И все же ведущей вокалисткой того периода была Джуди Гарленд. После шумного международного успеха фильма «Волшебник из Оз» (см.рамку) она снялась в ряде картин с Микки Руни, в том
числе в картине «Детский бунт» (1939). В этих фильмах группа тинэйджеров преодолевала многочисленные препятствия, стремясь поставить свой мюзикл. Однако звездным часом Гарленд стала картина «Встретимся в Сент-Луисе» (1944) режиссера Винсента Миннелли. Эта прекрасная история о семейной жизни на рубеже XX столетия положила начало подлинной революции в жанре мюзикла.

Волшебный мир МГМ

В середине 1940-х годов группа талантливых кинематографистов предприняла попытку сделать музыкальные номера органической частью сюжета мюзикла. Под руководством продюсера киностудии МГМ Артура Фрида Винсент Миннелли снял несколько удачных картин, в которых идеально сочетались сюжет, декорации, пение и танцы. Из наиболее популярных можно назвать фильмы «Пират» (1948), «Оркестровый фургон» (1953) и «Жижи» < 1958).
Винсент Миннелли стал основоположником «балета мечты». Его номера, длившиеся зачастую до десяти минут, представляли собой своеобразную смесь классического и народного танца. Самый впечатляющий из них завершал картину «Американец в Париже» (1951), при его постановке были использованы работы нескольких французских художников, а звездой, удостоившейся «Оскара», стал , Джин Келли, чей атлетизм и неуемная энергия резко контрастировали с изысканным стилем его друга и соперника Фреда Астера. Многие из лучших номеров Келли носили сольный характер, хотя у него было и несколько запоминающихся танцевальных номеров с такими партнерами, как Джуди Гарленд, Вера Эллен и Сид Чарисс.

«ВОЛШЕБНИК ИЗ ОЗ»
США, 1939. Режиссер Виктор Флеминг

Ураган, пронесшийся над фермой, где жила Дороти (Джуди Гарленд), унес ее и песика Тото в Волшебную страну. Там добрая фея Глинда (Билли Бурк) рассказала ей, что есть только один человек, который может вернуть ее домой, — Волшебник, правящий страной Оз, куда ведет дорога из желтого кирпича. Надев волшебные рубиновые башмачки, подаренные ей доброй феей, Дороти отправляется в дорогу По пути она встречает Пугало, которое хочет обзавестись мозгами (Рей Болджер), Оловянного Человека, мечтающего о сердце (Джек Хейли) и Трусливого Льва, желающего стать храбрым (Берт Лар). Они тоже надеются, что Волшебник (Фрэни Морган) сумеет исполнить их желания, но .Злая Колдунья Запада (Маргарет Хэмилтон) вознамерилась помешать им добраться до страны Оз.
«Волшебник из Оз» — поистине чарующий фильм. Эпизоды, где действие происходит в реальном мире, были сняты в черно-белом варианте, чтобы на их фоне снятая в «Техниколоре» страна Оз казалась еще фантастичнее. Первоначально МГМ намеревалась предложить роль Дороти Ширли Темпл или Дине Дурбин. Но сегодня трудно даже представить, что кто-либо другой, кроме Джуди Гарленд, мог исполнить классические песни из этого фильма *, Над радугой» и «Мы идем к Волшебнику». Режиссерами различных фрагментов картины были Ричард Торп, Льюис Майлстоун, Кинг Видор и Джордж Кьюкор. Однако вся слава в конечном итоге досталась Виктору Флемингу, создателю другого суперхита 1939 года — «Унесенные ветром»

Пройдя через Зачарованный Лее, Дороти, Трусливый Лев, Оловянный Человек и Пугало сталкиваются лицом к лицу с солдатами, охраняющими замокЗлой Колдуньи.

Выступая в роли постановщика многих своих хореографических номеров, Келли также снял три картины совместно с режиссером Стэнли Доненом. Они смело перенесли действие мюзикла на улицы Нью-Йорка в известной картине «Увольнение в город» (1949),Они же стали создателями, возможно, лучшего мюзикла всех времен — фильма «Поющий под дождем»).
Однако растущая дороговизна производства мюзиклов привела к тому, что боссы МГМ утратили желание рисковать своими деньгами, вкладывая их в оригинальные постановки. Вместо этого они вернулись к прежней практике экранизации театральных шоу, уже зарекомендовавших себя с лучшей стороны на брод-вейских подмостках Нью-Йорка. Некоторые из этих «блокбастеров» были созданы усилиями Ричарда Роджера и Оскара Хаммерстайна — «Оклахома!» (1955), г Карусель» (1956), «Король и я» (1956) и «B южной части Тихого океана» (1958).

«ПОЮЩИЙ ПОД ДОЖДЕМ»
США, 1952. Режиссеры Джин Келли и Стэнли Донен
Дон Локвуд (Джин Келли) и Лайна Лэмонт (Джин Хейген) — ведущий любовный дуэт Голливуда эры немого кино. Однако их популярность оказывается под угрозой, когда киностудия решает поставить мюзикл. Дону это только на руку, поскольку он начинал свою карьеру в водевиле. Но у Лайны совершенно нет голоса, к тому же ее акцент не соответствует утонченному экранному образу. Поэтому Лайна соглашается, чтобы Кэти Селден (Дебби Рейнолдс) озвучивала текст. Однако вскоре она начинает ревновать ее к своему партнеру.
Фильм «Поющий под дождем» многие считают лучшим мюзиклом всех времен. В нем с большим юмором показан хаос, воцарившийся в кинобизнесе с появлением звука, и дан превосходный портрет Голливуда начала звуковой эры. Танцевальные номера весьма разнообразны, от элегантного балета «Мелодий Бродвея» до динамичной эксцентрики «Заставь их рассмеяться». Но гвоздем программы стало потрясающее исполнение Джином Келли песни, по ходу которой он счастливо танцует под проливным дождем на мокрых улицах, радуясь своей новообретенной любви к Кэти.

Джин Келли не только снялся в главной роли в фильме «Поющий под дождем», но и выступил в качестве одного из его режиссеров, а также постановщиком всех танцевальных номеров, включая и тот, что сопровождал исполнение знаменитой песни с названием, вынесенным в заголовок.

Поп-мюзиклы

1960-е годы начались удачно для традиционного мюзикла с выходом на экран «Вестсайдской истории» (1961), которая перенесла сюжет «Ромео и Джульетты» на улицы Нью-Йорка, где воюют молодежные группировки и поют такие популярные песни, как «Америка» и «Мария». Спустя четыре года фильм «Звуки музыки» с Джулией Эндрюс в главной роли стал самым кассовым мюзиклом всех времен. В нем было множество запоминающихся песен, в том числе зажигательная «До-ре-ми» и баллада «Эдельвейс».


Джулия Эндрюс в фильме «.звуки музыки», где семья певцов спасается от нацистов в1930-егоды.

Однако с середины 1950-х годов музыкальная мода претерпела большие изменения, и теперь молодежь была без ума от рок-н-ролла. В результате стали появляться фильмы с участием рок- и поп-звезд, специально рассчитанные на их фанатичных поклонников. Хотя Элвис Пресли был известен как король рок-н-ролла, на самом деле он стал певцом лишь в надежде прорваться на киноэкран. В общей сложности он снялся в 33 картинах. Однако после фильмов «Тюремный рок» (1957) и « Креольский король» (1958) все они, как правило, придерживались слишком банальной формулы типа «парень встречает девушку» и содержали мало песен-хитов. Клифф Ричард снял ряд схожих картин в Великобритании, в том числе «Молодые» (1961) и «Летние каникулы» (1963). Однако наиболее талантливые поп-мюзиклы этого периода были созданы при участии невероятно популярной ливерпульской группы «Битлз». Помимо фильмов «Вечер трудного дня» ( 1964) и «На помощь!» (1965), они также снялись в сюрреалистическом мультипликационном боевике «Желтая субмарина» (1968).


«ВЕЧЕР ТРУДНОГО ДНЯ»
Великобритания, 1964. Режиссер Ричард Лестер

В фильме «Вечер трудного дня» рассказывается о 36 часах из жизни группы «Битлз» — Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра. С трудом избавившись от своих неистовых поклонников на железнодорожном вокзале, «Битлз» направляются на телестудию. Однако на репетиции, во время перерыва, дедушка Пола(Уилфрид Брэмбелл) убеждает ударника Ринго в том, что его товарищи думают, будто смогут обойтись и без него. Обиженный Ринго исчезает, и всем остальным приходится разыскивать его до начала телешоу.
Эта весьма изобретательная, а местами очень смешная картина вышла на экраны в самый разгар битломании. Изобилующая классическими песнями «Битлз», она в точности отражает мир, в котором они жили в то время. «Ливерпульская четверка» часто импровизировала в процессе съемок, придавая многим диалогам оттенок фарса. Режиссер Лестер развивал действие с неиссякаемым динамизмом, напомнившим картины Бастера Китона и Федерико Феллини. Многие приемы, изобретенные им для съемки песен, до сих пор используются в видеоклипах.


«Битлз» исполняют песню «Если бы знать заранее» в финале картины.

В 1960-е годы возникло еще одно направление рок-кино — фильмы-концерты, посвященные творчеству ведущих ансамблей. Одним из лучших фильмов такого рода был «Вудсток», в полной мере передавший атмосферу знаменитого рок-фестиваля, состоявшегося в 1969 году в Америке, на одной из ферм, где пропаганде идей любви и мира уделялось ничуть не меньше внимания, чем самой музыке.


Уличная банда исполняет динамичный танцевальный номер в карти не «Вестсайдская исторяя»<1961).

Дальше — тишина?

Жанр мюзикла пережил еще один краткий взлет популярности благодаря фильмам с участием Джона Траволты. В картине «Жар субботнего вечера» (1977)он играет рабочего магазина, живущего исключительно ради вечеров на дискотеке. Позднее он вместе с Оливией Ньютон-Джон снялся в фильме «Взятка» (1978), В этой картине, действие которой происходит в Америке 1950-х годов, двое влюбленных подростков возвращаются после летних каникул в школу, где друзья едва не разлучают их. В фильме исполняются два суперхита: «Мне нужен только ты* и «Летние ночи».
Хотя в наши дни мюзиклы с огромным успехом идут во многих театрах, их экранная участь весьма и весьма плачевна. К примеру, театральная постановка «Шоу ужасов в стиле «рок» долгое время не сходила с подмостков и стала классикой. В ней говорится о том, как оказавшиеся в затруднительном положении автомобилисты Брэд (Бэрри Боствик) и Джанет (Сьюаев Сарандов) попадают в дом ужасов загадочного доктора Фрэнка Н. Фертера (Тим Карри). Однако экранная версия мюзикла, снятая в 1974 году, получилась куда менее удачной и успеха у зрителя не имела.
По-настоящему оригинальные и запоминающиеся мюзиклы, вроде фильмов Алана Паркера «Багси Мэлоун» (1976) и «Обязательства» (1991)> появлялись на экране редко. Музыкальное кино сейчас настолько непопулярно, что продюсеры в последнее время стали даже изымать песни из таких картин, как «Я готов на все» (1994), изначально задумывавшейся как мюзикл. В целом киномюзикл уступил место телевизионным программам и видеоклипам, хотя Паркер в 1995 году все же вернулся к этому жанру, экранизировав популярнейший театральный мюзикл Эндрю Ллойда- Уэббера и Тима Раиса «Эвита» с Мадонной в главной роли.


Джуди Фостер в ролиТаллулыв музыкальной гангстерской пародии «Багси Мэлоун» (t976). Этот мюзикл, поставленный Аланом Паркером, уникален тем, что все роли в нем исполнили дети.

СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ
Фильмы сняты в США, если не указана другая страна

РАННИЕ МЮЗИКЛЫ
«Певецджаза»(1927)
«Аллилуйя» (1929}
«Аплодисменты» (1929)
«Монте-Карло» (1930)
«Один час с тобой» (1932)
«Люби меня сегодня ночью» {1932)

БАСБИ БЕРКЛИ
«Вупи»(1930)
«42-я улица» (1933)
«Золотоискательницы 1933 года»(1933)
«Параду рампы» (1933)
«Дамы» (1934)
«Играй,оркестр»(1940)
«Все в сборе» (1943)

ДЖИНДЖЕР И ФРЕД
«Полет в Рио»( 1933)
«Веселый разведенный» (1934)
«Роберта»(1935)
«Цилиндр» (1935)
«Время свинга» (1936)
«Следуйте за флотом» (1936)
«Потанцуем?» (1937)
«Беззаботные» (1939)

АСТЕР
«Ты никогда не разбогатеешь»(1941)
«Праздничный кабачок» (1942)
«Иоланда и вор» (1945)
« Голубое небо» {1946)
«Пасхальный парад» (1948)
«Смешная физиономия» (1957)


ДЖУДИ ГАРЛЕНД
« Волшебник из Оз» (1939)
«Для меня и моей девушки»(1942)
«Встретимся в Сент-Луисе»(1944)
«ЗигфельдРоллиз»(1945)
«Пират» (1947)


ВИНСЕНТ МИННЕЛЛИ
«Хижина в небесах» (1942)
«Оркестровый фургон» (1953)
«Бригадун» (1954)
«Кисмет» (1955)
«Жижи» (1958)
«Рождение звезды» (1959)

ДЖИН КЕЛЛИ
«Для меня и моей девушки»(1942)
«Фотомодель» (1944)
«Поднять якоря» (1945)
«Своди меня на игру» (1949)
«Увольнение в город» (1949)
«Американец в Париже» (1951)
«Поющий под дождем» (1952)
«Всегда прекрасная погода»(1955)
«Приглашение к танцу» (1956)

МЮЗИКЛЫ КИНОСТУДИИ «ФОКС»
«Роза Вашингтонского сквера» (1939)
«По пути в Аргентину» (1940)
«АллеяТин-Пзн» (1940)
«Через Майами» (1941)
«Кроличий остров» (1943)
«Выйти замуж за миллионера» (1953)

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ КОМПОЗИТОРОВ
«Оркестр регтайма» (1938)
« Рапсодия в тонах блюза» (1945)
« Ночью и днем» (1946)
«Пока не рассеются тучи» (1946)
«Слова и музыка» (1948)
«История Гленна Миллера»(1953)

БРОДВЕЙСКИЕ «БЛОКБАСТЕРЫ»
«Шоу-корабль» (1951)
«Целуй меня, Кэт» (1953)
«Семь невест для семи братьев»(1954)
«Оклахома!» (1956)
«Карусель»(1956)
«Король и я» (1956)
« В южной части Тихого океана»(1958)
«Вестсайдская история»(1961)
«Моя прекрасная леди» (1964)
«Звуки музыки» (1965)

СОВРЕМЕННЫЕ МЮЗИКЛЫ
«Оливер!» (Великобритания,1968)
«Милый приют» (1968)
«Кабаре»(1972)
«Жар субботнего вечера» (1977)
«Взятка»(1978)
«Весь этот джаз» (1979)
«Слава»(1980)
«Ослепительный танец» (1983)
«Кордебалет» (1985)
«Обязательства» (Ирландия,1991)

ДЕТСКИЕ МЮЗИКЛЫ
«Мэри Поплине» (1964)
«Читти-читти бэнг-бэнг» (1968)
«Ручки от кроватей и палки от швабр» (1971)
«Багси Мэлоун» (Великобритания, 1976)
«Энни»(1982)

ПОП- И РОК-ФИЛЬМЫ
«Тюремный рок» (1957)
«Молодые» {Великобритания,1961)
«Вечер трудного дня»(Великобритания, 1964)
«Вудсток»(1978)
«Последний вальс» (1978)
«Не надо рассудительности»(1984)
«Поясничный прокол» (1984)
«Под вишневой луной» (1986)
«Лабамба»(1987)
«Треск и гул»(1988)
«Большие огненные шары»(1989)

 

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz