Жанры

Глава из книги Девида Паркинсона "Кино",издательство "Росмэн", М. 1996 г.


ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЕ КИНО

Жанр приключенческого кино рассчитан исключительно на то, чтобы развлекать публику. Как правило, это фильмы с непритязательным сюжетом, где ведут борьбу добро и зло. Действие разворачивается стремительно и состоит в основном из зрелищных погонь, спасений и драк. Здесь могут присутствовать и юмор, и любовные похождения, но они играют второстепенную роль. Все, что требуется от зрителя, это откинуться на спинку кресла и получать удовольствие.


В фильме «Багдадский вор» (1924) Дуглас Фэрбенкс играет вора, выдающего себя за принца, чтобы завоевать сердце принцессы и отыскать заветный сундук, где хранится секрет счастья. Волшебные спецэффекты, использованные в этой картине, относятся к числу наиболее впечатляющих за всю историю немого кино.

Во всех прочих жанрах динамика действия не столь важна. В приключенческих лентах она решает все Сериалы и
головокружительные приключения
Начало популярности приключенческого кино положили такие сериалы, как «Опасные приключения Полины» (1914) с Перл Уайт в главной роли. Каждую неделю на экраны выходила очередная серия, где всевозможные злодеи строили новые козни отважным героиням. Похожие сюжеты фигурировали и во многих других сериалах, а также в картинах класса «В» уже в эру звукового кино.

В 1920-е годы жанр приключенческого кино заметно усложнился благодаря таким исполнителям, как Дуглас Фэрбенкс. Этот атлетичный, обаятельный и остроумный актер идеально соответствовал образу бесшабашного искателя приключений. Фэрбенкс быстро сделался одним из наиболее популярных голливудских актеров того времени. Свой раскованный стиль он перенес на многих любимых экранных персонажей, включая Робина Гуда, д'Артаньяна, багдадского вора и черного пирата.
Одним из его коронных персонажей был Зорро, таинственный мститель в маске, защищавший в 1830-е годы бедных крестьян от жадных и жестоких землевладельцев. Такие картины, как «Знак Зорро» (1920) и «Дон Ку, сын Зорро» (1925), представляли собой удачное сочетание вестерна и исторической мелодрамы, где герои сменили револьверы на шпаги. С тех пор образ Зорро был воплощен в десятках голливудских и европейских фильмов. Самым заметным из них стал римейк «Знака Зорро» (1940) с Тайроном Пауэром в главной роли.
Однако подлинным наследником славы Фэрбенкса в эру звукового кино стал Эррол Флинн. Этот блистательный австралиец снялся во многих исторических боеви­ках вроде «Атаки легкой кавалерии» (1936), а также в ряде вестернов и картин на военную тему. И все же самой знаменитой была его роль легендарного разбойника из Шервудского леса в фильме «Приключения Робина Гуда» (см. рамку).

Исторические приключения

Приключенческие ленты, действие кото­рых происходит в прошлые исторические эпохи, всегда пользовались популярностью у любителей кино. Костюмы, антураж и оружие давно минувших дней способствовали еще большей привлекательности самого действия и помогали зрителям вжиться в сюжет. Во многих картинах делались попытки воссоздать реальные события прошлого, в том числе в таких эпических лентах, как «Сид» (1961) с Чарлтоном Хестоном в роли испанского полководца XI века и «Отваж­ное сердце» (1995) Мела Гибсона, о шотландском повстанце XIII века Уильяме Уоллесе. Другие картины этого жанра основывались на подлинных эпизодах из жизни отважных исследователей и путешественников, например «Стэнли и Ливингстон» (1939) или «Скотт Антарктический» (1948).

Эррол Флинн играл Робина Гуда с неуемной энергией и изрядной долей юмора. Кевин Костнер в фильме «Робин Гуд— король разбойников» создал более глубокий образ, сосредоточившись в первую очередь не на его подвигах, а на внутреннем мире человека, жаждущего мести.

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБИНА ГУДА".

США, 1938. Режиссеры Уильям Кейли и Майкл Кертиц
Когда в 1192 году английский король Ричард Львиное Сердце попал в плен на обратном пути из крестового похо­да, трон захватил его брат, принц Джон (Клод Рейне). Его поддержали често­любивые сподвижники — ноттингем-ский шериф (Мелвилл Купер) и Гай Гисборн (Бейзил Рэтбоун). Однако один из рыцарей — Робин, граф Локс-ли (Эррол Флинн) — решает сорвать их коварные замыслы. Он собирает вокруг себя «веселых стрелков» и на­чинает грабить попадающих в ТТТер-вудский лес богатых людей, чтобы на вырученные деньги выкупить из пле­на Ричарда. Когда подвиги Робина по­коряют сердце прекрасной Марианны (Оливия Де Хевиллэнд), принц Джон, ее опекун, решает воспользоваться слу­чаем и заманить его в ловушку.
Всего на сегодняшний день Робина Гуда воплощали на экране 58 актеров. Образ умного и благородного разбойни­ка, созданный Эрролом Флинном, несо­мненно, лучший из всех. Его поединок с Гаем Гисборном на винтовой лестнице Ноттингемского замка стал истинной жемчужиной этого жанра. За все время, прошедшее с тех пор, лишь омерзитель­ный шериф в исполнении Алена Рикме-на из фильма «Робин Гуд — король раз­бойников» (1991) смог превзойти предыдущих исполнителей.

И все же большинство исторических картин снято по мотивам знаменитых романов. Такие фильмы, как «Айвенго» (1952), экранизация книги Вальтера Скотта, возвращают нас во времена рыцарей. В некоторых воспевались подвиги эпохи британских колониальных войн, скажем в картинах «Жизнеописание бенгальского улана» (1935) и «Четыре пера» (1939). В других, вроде фильма «Красивый жест» (1939), рассказывалось о французском Иностранном легионе и его борьбе с племенами пустыни Сахары.


Ван Хефлин в роли Атоса, Джин Келли в роли д'Артаньяна, Гиг Янг в роли Портоса и Роберт Кут в роли Арамиса в картине Джорджа Сидни «Три мушкетера» (1948). Динамичная, полная интриги, юмора и романтики, она по праву считается наиболее захватывающей экранизацией классического произведения Александра Дюма.

Излюбленным автором кинематографистов, работающих в этом жанре, является французский писатель Александр Дюма. Известны экранизации большинства его книг, включая «Графа Монте-Кристо», «Железную маску». Но все же чаще других экранизировались «Три мушкетера». Многие поколения кинозри­телей имели счастливую возможность познакомиться с Атосом, Портосом, Арамисом и д Артаньяном и с волнением следить за их борьбой с кардиналом Ришелье и коварной миледи. Наряду с классической немой версией 1921 года с Дугласом Фэрбенксом наиболее удачной следует признать картину 1948 года с энергичным, спортивным д'Артаньяном в исполнении Джина Келли.
В 1970—1980 годы режиссер Ричард Лестер снял три шутливые ленты на тот же сюжет. Еще одна версия «Трех мушкетеров» — для юных зрителей — была выпущена в 1993 году.
Действие ряда других остросюжетных приключенческих лент разворачивается на морях. И здесь вновь первопроходцем стал Дуглас Фэрбенкс в картине «Черный пират» (1926). За ним последовал фильм «Капитан Блад» (1935) с участием Эррола Флинна. В основу более поздних лент, таких, как «Черный лебедь» (1942) и «Анна Вест-Индская» (1951), легли «подвиги» невыдуманных пиратов, сэра Генри Моргана и Анны Бонни, свы­ше 200 лет назад терроризировавших страны Карибского бассейна. В конце 1950-х годов пиратские картины вышли из моды, однако Стивен Спилберг на какое-то время оживил интерес к ним своими фильмами «Крюк» (1991) и «Гибельный остров» (1995) с Джиной Дейвис в главной роли.

Повелители джунглей

Пожалуй, самым знаменитым персонажем приключенческого кино всех времен был Тарзан. В 1913 году писатель Эдгар Раис Барроуз выпустил роман об английском аристократе, выросшем среди обезьян в африканских джунглях. Спустя пять лет Тарзан появился на киноэкране в исполнении Элмо Линкольна. К сегодняш­нему дню вышло уже 98 фильмов о Тарзане с 16 различными актерами в главной роли. Несомненно, популярнейшим из всех Тарзанов был Джонни Вейсмюллер, бывший олимпийский чемпион по плаванию. Он сыграл повелителя обезьян в дюжине картин.
Большинство приключений Тарзана так или иначе было связано с белыми охотниками или искателями сокровищами которым угрожали дикие звери либо враждебные племена дикарей. Однаю мало кому из них приходилось сталкиваться с чем-то столь же примечательным, как гигантская горилла из фильм «Кинг-Конг» (1933). Движимый скоре жаждой наживы, чем любознательности ученого, Карл Денхем (Роберт Армстронг) вывозит Кинг-Конга с его острова, населенного доисторическими чудовищами, где туземцы почитали его как божество. Он привозит Кинг-Конга в Нью-Йорк и демонстрирует его публике как чудо природы. Но тот, будучи не в силах вынести унизительную неволю, вырывается на свободу и разыскивает в Манхэттене Энн Дарроу (Фей Рей) единственную, кто проявил к нему сочувствие. Сцена, в которой Кинг-Конга, сидящего на вершине «Эмпайр стейт билдинг», расстреливают из аэропланов, неизменно вызывает у зрительской аудитерии жалость и сострадание. Она, несомненно, относится к числу самых незабвываемых сцен в истории мирового кино.

«АФРИКАНСКАЯ КОРОЛЕВА»

Великобритания/США, 1951. Режиссер Джон Хьюстон
«Африканская королева» не слишком типична для приключенческого кино, но и в этой картине есть масса захватывающих эпизодов. В центре повествования образы Розы Сейер (Кэтрин Хепберн) и ее брата Сэмюэля (Роберт Морли), христианских миссионеров, работающих в африканских джунглях накануне первой мировой войны. После того как Сэмюэль был убит немецкими солдата­ми, Роза принимает предложение Чарли Оллната (Хэмфри Богарт), капитана небольшого суденышка под названием «Африканская королева», подвезти ее до побережья. Поначалу чопорная, религиозная Роза и циничный, вечно пьяный Чарли не ладят друг с другом. Но в конце концов опасное путешествие вниз по реке сближает героев, и у них завязывается роман.
Главное внимание в картине уделяется развитию отношений между Розой и Чарли. Богарт и Хепберн великолепно смотрятся в главных ролях. Оба удосто­ились «Оскаров» за эту картину, причем Богарт — единственный раз за всю карьеру

Секретные агенты

Шпионская тема всегда была излюбленной темой приключенческого кино. Грета Гарбо в фильме «Мата Хари» (1931] сыграла роль германской шпионки времен первой мировой войны, а ряд более поздних картин развили шпионскук тему уже на материале войны с Гитлером В 1950-е годы, в период быстрого охлаждения отношений между США и СССР появились такие картины, как «Мой сын Джон» (1952), отражавшие антикоммунистическую истерию того времени Впрочем, другие шпионские фильмы трактовали эту тему с большим юмором Среди них можно выделить картину Алфреда Хичкока «К северу через северо-запад» (1959), где некий бизнесмен (Кэри Грант) становится мишенью банды предателей, возглавляемой вражеским агентом (Джеймс Мейсон).
Подобный полусерьезный подход был использован и в продолжительном сериале, посвященном подвигам самого находчивого из всех экранных шпионов -Джеймса Бонда. В этих остросюжетных лентах, снятых по мотивам романов Яна Флеминга, Бонд, он же агент 007, сражается со всевозможными агентами КГБ и эксцентричными преступниками, вознамерившимися править миром. В эту схватку Бонд всегда ввязывается, имея на вооружении разного рода хитроумные приспособления, которые помогают ему выбраться из самых безнадежных ситуаций. Снятые в экзотических местах по всему земному шару и насыщенные эффектными кинотрюками, 19 картин о Бонде, от «Доктора Но» (1962) до «Золотого глаза» (1995), приобрели популярность у зрителей всех возрастов и пристрастий.

АГЕНТ 007: АКТЕРЫ И КАРТИНЫ

ШОН КОННЕРИ
«Доктор Но» (1962)
«Из России с любовью» (1963)
«Голдфингер» (1964)
«Шаровая молния» (1965)
«Только вы живете дважды» (1967)
«Бриллианты вечны» (1971)
«Никогда не говори «никогда» (1983)
ДЕЙВИД НИВЕН
«Казино «Рояль»(1967)
ДЖОРДЖ ЛАЗЕНБИ
«На службе ее величества» (1969)

РОДЖЕР МУР
«Живи и давай умереть другим» (1973)
«Человек с золотым пистолетом» (1974)
«Шпион, который меня любил» (1977)
«Мунрейкер»(1979)
«Только ради вас» (1981)
«Осьминожка» (1983)
«Вид на убийство»(1985)
ТИМОТИ ДАЛТОН
«Сполохи средь бела дня» (1987)
«Лицензия на убийство»(1989)
ПИРС БРОСНАН
«Золотой глаз» (1995)


Шон Коннери в роли Джеймса Бонда борется с Чарлзом Греем, играющим сверхпреступника Блоуфельда в картине «Бриллианты вечны» (1971). После этого фильма Коннери заявил, что никогда больше не будет играть агента 007, однако все же вернулся к этой роли в картине «Никогда не говори «никогда» (1983).

Фильмы-катастрофы

В начале 1970-х годов в приключенчес­ком кино возникло новое направление, открывшее эру так называемых «блокбастеров». Жанр катастроф предполагает наличие в картине звездного состава исполнителей, чьи персонажи оказываются в критической ситуации. Одним из первых фильмов такого рода была картина «Приключение «Посейдона» (1972), где главную роль сыграл Джин Хэкмен, сумевший спасти тех, кто уцелел при кораблекрушении. Но лучшей лентой этого жанра стал фильм «Ад в поднебесье» (1974), где архитектор (Пол Ньюмен) и пожарный (Стив Мак-Куин) пытаются эвакуировать людей из горящего небоскреба. Зловещей, леденящей кровь вариацией на ту же тему стал фильм Стивена Спилберга «Челюсти» (1975), где курортный городок терроризирует большая белая акула.

«В ПОИСКАХ ЗАТЕРЯННОГО КОВЧЕГА»
США, 1981. Режиссер Стивен Спилберг
В фильме «В поисках затерянного ковчега», действие которого протекает в 1936 году, профессор археологии Индиана Джонс (Гаррисон Форд) и его бывшая возлюбленная Мэрион Рейвенсвуд (Карен Аллен) пытаются опередить группу нацистских агентов, разыскивающих священный библейский ковчег, на котором начертаны Десять заповедей.
В основу картины легли приключенческие сериалы 1930-х годов. Правда, сам Индиана Джонс сильно смахивает на главного персонажа малоизвестного английского фильма «Пимпернел Смит» (1941) с Лесли Хоуардом в главной роли. Спилбергу представился шанс сделать эту картину после того, как он известил продюсера Джорджа Лукаса о своем намерении снять фильм в стиле Джеймса Бонда. И в самом деле, здесь умело воссоздана атмосфера «бондовских» лент с их остроумными диалогами и эффектными кинотрюками.
Центральной фигурой этих словно бы взятых из комиксов похождений является Гаррисон Форд, играющий Инди в манере Эррола Флинна и Хэмфри Богарта. В дальнейшем он вернулся к этой роли в менее впечатляющих картинах «Индиана Джонс и храм Судьбы» (1984) и «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989).

Супергерой

Впрочем, молодежной аудитории эры супербоевиков (см. с. 66) фильмы-катастрофы быстро наскучили. Они желали более динамичного зрелища, насыщенного головокружительными трюками и фантастическими спецэффектами. Не удивительно, что многие из наиболее кассовых картин этого периода были сделаны в жанре научной фантастики. Но некоторые все же были выдержаны в строгой традиции приключенческого кино. Самой заметной среди них стала трилогия Спилберга об Индиане Джонсе, где этого совершенно не­правдоподобного героя играл Гаррисон Форд .

Арнольд Шварценеггер в зрелищном кинобоевике «Вспомнить все» (1990). Этот актер австрийского происхождения пришел в кинематограф, имея за плечами множество побед в соревнованиях по культуризму. Такие приключенческие картины, как «Конан-варвар» (1982), «Коммандо»(1985), «Хищник» (1987) и «Терминатор», сделали его одной из ярчайших звезд Голливуда.

Эти увлекательные ленты явно испы­тали на себе влияние сериалов и фильмов класса «В» из голливудского прошлого. А вот деяния супергероев Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценеггера, Брюса Уиллиса, Стивена Сигала и Жана-Клода Ван Дамма далеко ушли от изящ­ных похождений персонажей классического приключенческого кино. В их картинах физическая мощь играет куда более значительную роль, чем быстрота мысли или реакции. Старомодные драки уступили место кунфу. Вместо искусного фехтования нынешние герои крошат неприятеля из пулеметов и гранатометов, а остроумные диалоги они заменили краткими, но сильными выражениями.

Жан-Клод Ван Дамм, прозванный «мускулы из Брюсселя», выпрыгивает из горящего грузовика в картине «Трудная мишень» (1993), поставленной специалистом по боевым искусствам Джоном By.

Однако накачанные звезды Голливуда мало-помалу стареют, и их дорогостоящие супербоевики уже не могут рассчитывать на гарантированный кассовый успех. В то же время такие недавно вышедшие картины, как «Скорость» (1994) с Кину Ривсом и «Безнадежное заседание» (1995) с Томом Крузом, знаменуют собой появление нового супергероя, который больше полагается на остроту ума, чем на грубую физическую силу.

В картине «Скорость» (1994) полицейский (Кину Ривс) требует от водителя автобуса (Сандра Баллок), чтобы она удерживала скорость свыше 50 миль в час, иначе заложенная бомба взорвется.

Спорт на экране

Немалой популярностью у создателей приключенческих фильмов пользуется и спорт. На удивление мало заслуживающих внимания лент снято о футболе — спорте номер один в мире. Однако другие виды спорта, также широко известные во многих странах, получили свое отражение в ряде прекрасных картин. Например, бокс — фильмы «Рокки» (1976) и «Бешеный бык» (1980), скачки — «Бродвейская программа» (1934) и «Круг Фара» (1983) и мотоспорт — «Рев толпы» (1938) и «Дни грома» (1990). Помимо документальных лент, таких, как «Олимпия» (1938), вышло также несколько игровых картин, посвященных Олимпийским играм. Одним из наиболее удачных был фильм «Огненные колесницы» (1981) — об английских бегунах на Олимпийских играх 1924 года.

Поскольку Голливуд долгие годы доминировал на мировом кинорынке, много приключенческих лент было снято на материале видов спорта, наиболее популярных в Америке, — бейсболе, баскетболе, американском футболе и хоккее с шайбой. И все же лучшие американские фильмы о спорте связаны с бейсболом. Некоторые из них даже нашли отклик у зрительских аудиторий других стран, несмотря на то что правила этой игры оставались для них тайной за семью печатями. К примеру, в картине «Минус восемь человек» (1988) рассказывается о легендарной команде «Уайт Соке» из Чикаго, которая оказалась замешанной в скандале о взятках во время чемпионата 1919 года. В фильме «Поле мечты» (1989) Рей Лиотта играет призрака одного из игроков той команды — Джо Джэксона (Босоногого), который уговаривает фермера (Кевин Костнер) оборудовать на своей земле бейсбольное поле.

Роберт Де Ниро в фильме «Бешеный бык» (1980). Снимая сцены боя, режиссер Мартин Скорсезе, чтобы дать зрителю ощутить силу ударов и причиняемую ими боль, использовал крупные планы, драматические ракурсы и замедленную съемку.

СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ
Фильмы сняты в США, если не указана другая страна
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЖУНГЛИ
«Атака легкой кавалерии»(1936)
«Похищенный» (1938)
«Приключения Робина Гуда» (1938)
«Робин Гуд — король разбойников»(1991)
«Отважное сердце» (1995)
«Роб Рой» (1995)
«Первый рыцарь» (1995)
КОЛОНИАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ
«Жизнеописание бенгальского
улана»(1934)
«Красивый жест»(1939)
«Четыре пера» (Великобритания, 1939)
«Хартум»(Великобритания, 1966)
«Молодой Уинстон» (Великобритания, 1972)
«Человек, который должен был стать королем» (1975)
ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
«Приключения Марко Поло» (1938)
«Стэнли и Ливингстон» (1939)
«Гудзонов залив» (1940)
«Скотт Антарктический» (Великобритания, 1948)
«Копи царя Соломона» (1950)
«Лунные горы (1989)
АВАНТЮРНОЕ КИНО
«Граф Монте-Кристо» (1934)
«Багровый Пимпернел» (Великобритания, 1934)
«Пленник Зенды» (1937)
«Человек в железной маске»(1939)
«Знак Зорро»( 1940)
«Три мушкетера» (1948, 1973,1993)
ПИРАТЫ
«Остров сокровищ» (1934,1950)
«Морской ястреб» (1940)
«Черный лебедь» (1942)
«Анна Вест-Индская» (1951)
«Крюк» (1991)
«Гибельный остров» (1995)
МОРСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
«Мятеж на «Баунти»( 1935, 1962)
«Моби Дик» (1956)
«Непокорный»(Великобритания, 1962)
«Челюсти» (1975)
«Бездна»(1989)
«Охота за «Красным Октябрем» (1990)
«Малиновый прилив» (1995)
НАД ОБЛАКАМИ
«Крылья есть только у ангелов» (1939)
«Это вам не шоссе» (Великобритания, 1951)
«Дух св. Луи» (1957)
«Полет Феникса» (1965)
«Брейк-пойнт» (1991)
«Зона высадки» (1994)
ДЖУНГЛИ
«Тарзан,человек-обезьяна» (1932)
«Кинг-Конг»( 1933, 1976)
«Тарзан и его подруга» (1934)
«Могамбо» (Великобритания, 1953)
«Хатари!»(1962)
«Изумрудный лес» (Великобритания, 1985)
«Белый охотник, черное сердце» (1990)
ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
«Зов дикой природы» (1935)
«Сокровище Сьерра-Мадре» (1948)
«Плата за страх» (Франция, 1953)
«Невероятное путешествие» (1963)
«Избавление»(1972)
«Стой рядом со мной» (1986)
«К2»(1991)
«Скалолаз» (1993)
«Дикая река» (1994)
«Далеко от дома: приключения желтой собаки» (1994)
НА СЕКРЕТНОЙ СЛУЖБЕ
«Признания нацистского шпиона» (1939)
«Дом на 92-й улице» (1945)
«К северу через северо-запад» (1959)
«Маньчжурский кандидат» (1962)
«Досье Ипкресс» (1965)
«Правдивая ложь» (1994)
«Безнадежное задание» (1995)
КАТАСТРОФЫ
«Сан-Франциско» (1936)
«И пришли дожди» (1939)
«Аэропорт» (1970)
«Приключения «Посейдона» (1972)
«Ад в поднебесье»(1974)
«Землетрясение»(1974)
«Гинденбург»(1975)
«Челюсти» (1976)
СУПЕРГЕРОИ
«Выход дракона» (1973)
«Хищник» (1987)
«Крепкий орешек»-1,2,3 (1988,1990,1995)
«В осаде» (1992)
«Разрушитель» (1993)
«Трудная мишень» (1993)
«Беглец» (1993)
НЕПРАВДОПОДОБНЫЕ ГЕРОИ
«В поисках затерянного ковчега» (1981)
«Роман с камнем» (1984)
«Сокровище Нила» (1985)
«Дэнни, чемпион мира» (Великобритания, 1989)
«Последний киногерой» (1993) «Маска» (1994)
Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz