Жанры

Глава из книги Девида Паркинсона "Кино",издательство "Росмэн", М. 1996 г.


НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

Научно-фантастическое кино появилось уже в самом начале XX века. Действие многих ранних лент этого жанра разворачивалось в далеком будущем или на других планетах, а их создатели смело экспериментировали с комбинированной съемкой, спецэффектами, костюмами и гримом персонажей. Именно научной фантастике обязаны мы изобретением многих устройств и технологий, которые ныне широко используются в картинах самых разных жанров.

Ларри Крэбб (Бастер) сыграл Флэша Гордона в 40 эпизодах.

Четыре из десяти самых кассовых фильмов всех времен относятся к жанру научной фантастики. Сегодня при словах «научная фантастика» мы сразу представляем себе такой фильм, как «Звездные войны» (см. рамку на с. 113), чрезвычайно дорогостоящий, напичканный фантастическими межпланетными кораблями, жуткими пришельцами и потрясающими спецэффектами. Однако так было далеко не всегда. За первые 60 лет существования кинематографа очень немногим режиссерам хватало воображения, чтобы создать нечто большее, чем похождения сошедших со страниц комиксов супергероев типа Флэша Гордона,
Лишь во время «холодной войны» 1950-х годов, когда угроза ядерной катастрофы и вражеского вторжения стала казаться реальной многим американцам, научно-фантастические фильмы начали затрагивать более серьезные темы. Но и тогда в распоряжении их создателей не было ни больших средств, ни звезд первой величины, так чтоспецэффекты обычно были второсортными. В 1960-е годы научная фантастика снова вышла из моды, но зато в конце 1970-х годов разразился настоящий научно-фантастический бум, продолжавшийся и в 1980-е годы.

Ракеты и космические корабли

Первым полноценным научно-фантастическим фильмом стала картина «Путешествие на Луну» (1902). Режиссер Жорж Мельес использовал в ней все свои незаурядные способности иллюзиониста и мастера ком бинированной съемки, чтобы незамысловатая история с примитивными декорациями эффектно смотрелась на киноэкране. И хоть астронавты Мельеса были пожилыми людьми в цилиндрах, но они все же путешествовали в ракете. А вот конкурент Мельеса — Гастон Велль отправил на Луну пьяницу верхом на дымовой трубе (фильм «Полночный сон», 1905). Режиссер Фриц Ланг стремился к большему реализму и, перед тем как снять картину «Женщины на Луне» (1929), серьезно изучал вопросы ракетостроения. Это был первый фильм, в котором говорилось о стартовом отсчете времени и невесомости в космосе.

«ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА»
США, 1993. Режиссер Стивен Спилберг

«Парк юрского периода» — экранизация одноименного бестселлера Майкла Кричтона. Он был разрекламирован как фильм, которого ждали 65 миллионов лет. И в самом деле, за первые десять дней проката в Америке эта картина принесла свыше 120 миллионов долларов и вскоре стала самым кассовым фильмом всех времен.
Миллиардер Джон Хэммонд (Ричард Аттенборо) стал владельцем самого передового парка развлечений во всем мире. Его главной достопримечательностью являются десятки живых динозавров, воссозданных при помощи генной инженерии из ДНК, которая была извлечена из крови насекомых, миллионы лет пролежавших в окаменевшей смоле. Незадолго до открытия парка он приглашает экспертов по динозаврам Алена Гранта (Сэм Нейлл) и Элли Сэтлер (Лора Дерн) осмотреть доисторических животных. Их сопровождают внуки Хэммонда и математик Ян Малколм (Джефф Голдблам), весьма скептически относящийся ко всему увиденному. Однако их фантастическая экскурсия оборачивается кошмаром, когда защитная система парка выходит из строя и динозавры вырываются на свободу.
«Парк юрского периода» захватывает воображение зрителя непредсказуемостью сюжета, а главное, невероятно реалистичными спецэффектами. Однако некоторые критики нашли, что динозавры в картине получились более живыми, чем человеческие персонажи. Некоторые из динозавров были изготовлены в натуральную величину, но многие другие попали па экран благодаря трехмерным компьютерным сканнерам ведущей фирмы в области спецэффектов «Индастриал лайт энд мэджик». В итоге зрелище оказалось настолько впечатляющим, что никто не обратил внимание на тот факт, что динозавры в действительности жили на Земле в меловой период, а вовсе не в юрский!

Еще более серьезный подход к данной теме был продемонстрирован в картине «Напрашгение — Луна* (1950). Несмотря на нехватку средств, режиссер позаботился о том, чтобы каждая деталь ракеты, скафандров и лунной поверхности соответствовала самым современным научным данным. Разумеется, в наши дни нарисованные декорации и сухой, полудокументальный стиль картины, мягко говоря, не впечатляют, однако в то время она заставила целое поколение поверить в близость космической эры и в то, что Америка готова ее встретить во всеоружии. За фильмом «Направление — Луна» последовали десятки дешевых подражаний, включая картину «План 9» из открытого космоса» (1959).

Бездарная игра актеров наряду с убогими декорациями и спецэффектами была отличительной чертой научно-фантастических картин класса «В», наподобие классической ленты 1950-х годов «План 9» из открытого космоса» (1959) режиссера Эдварда Вуда-младшего.

Сегодня эти фильмы смотрятся как пародии, тем не менее они считаются классикой жанра. Когда американская космическая программа 1960-х годов превратила научную фантастику в реальность, Голливуд утратил интерес к астронавтам и сосредоточился на межзвездных кораблях вроде «ЮСС Энтерпрайс» из сериала «Звездный трек». Правда, позднее кинематографисты вернулись к теме полетов на Луну в таких фильмах, как «Правильный выбор» (1983) и «Аполлон-13» (1995) с Томом Хэнксом в главной роли.

 


За десять лет до первого полета в космос Юрия Гагарина фильм «Пункт назначения — Луна» (1950)ухитрился точно предсказать внешний вид космических скафандров и ракет.

Роботы и андроиды

Первые экранные роботы были неуклюжими машинами, которые либо создавали вокруг себя космический хаос, либо прислуживали всякого рода злодеям, вроде того, с которым сразился легендарный иллюзионист Гудини в сериале 1918 года «Великая тайна», «Тобор Великий» (1954) стал первым роботом космической эры, однако большей популярностью у кинозрителей пользовался Робби, герой картины «Запретная планета» (1955). За исключением смышленого Джонни Пятого из фильма «Короткое замыкание» (1986), роботы в основном представали на экране в качестве высокотехнологичных орудий убийства, типа ковбоев из аттракциона в картине «Мир Дикого Запада» (1973) и человека-машины из фильма «Робот-полицейский» (1987).
Роботы с человеческим телом называются андроидами. А вот робот из картины «Нью-йоркский колосс» (1958) обладал человеческим мозгом. Дружелюбные роботы типа Р2Д2 и СЗПО из кинотрилогии «Звездные войны» опять же оказываются в меньшинстве ввиду засилия на экране таких свирепых андроидов, как репликанты из фильма «По лезвию ножа» (1982).

Путешествие во времени

Идея путешествия во времени возникла в одно время с кинематографом. Роман Г. Дж. Уэллса «Машина времени» был опубликован за несколько месяцев до первого киносеанса 1895 года. Правда, история об отважном англичанине, совершившем путешествие в 802701 год через 1917,1940 и 1966 годы, была перенесена на экран лишь в 1960 году. Спустя тридцать лет в картине «Вспомнить все» (1990) Арнольд Шварценеггер предстал в образе агента с Марса, вспомнившего свое прошлое после посещения туристической фирмы, которая вживляла в память клиентов «воспоминания» о якобы состоявшемся путешествии. Фильм пользовался огромным успехом, но ему присущ тот же недостаток, что и многим другим картинам этого жанра, — стремление за счет переизбытка крови, трупов и спецэффектов компенсировать слабость сюжета.


Робот Яобби (на афише внизу слева) стал главной звездой фильма «Запретная планета» (1955), поставленного по мотивам пьесы Шекспира «Буря». Робби пользовался такой популярностью у киноманов, что ему был посвящен отдельный фильм «Невидимый мальчик» (1956), а также ряд научно-фантастических телепрограмм.


«2001 ГОД: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ»
Великобритания, 1968. Режиссер Стэнли Кубрик

Фильм «2001 год: космическая одиссея» основан на научно-фантастическом романе английского писателя Артура Кларка. Действие происходит четыре миллиона лет назад, когда миролюбивые обезьяны находят черный камень, который каким-то образом заставляет их эволюционировать в свирепых охотников, готовых убить каждого, кто посягнет на их территорию. Затем, уже в далеком будущем, этот камень начинает посылать неведомые сигналы с Луны; для их изучения земляне посылают космический корабль, управляемый компьютером ХАЛ. По пути ХАЛ выходит из повиновения и начинает уничтожать членов экипажа, пока последнему астронавту не удается отключить его и благополучно вернуться на Землю.

Эта картина произвела революцию в спецэффектах и тем самым вдохновила создателей многих более поздних «блок-бастеров». Даже сегодня эти спецэффекты выглядят весьма впечатляюще. Съемки фильма продолжались более трех лет и обошлись примерно в 10,5 миллиона фунтов стерлингов. Развивая тематику, популярную в 1950-е годы, этот фильм утверждает, что, несмотря на все возрастающую жадность и жестокость, человечество не утратило способности к самосовершенствованию. Одни зрители восторгались картиной, другим она очень не нравилась, а кинокритики до сих пор ведут жаркие споры, пытаясь понять ее подтекст.



Астронавт Чарлтон Хестон прорывается сквозь время на Землю далекого будущего, где правят разумные обезьяны (картина «Планета обезьян», 1968). Прекрасная игра актеров и блестящая работа гримеров сделали этот необычный фильм весьма правдоподобным.

Если путешествие в будущее зачастую требовало специальных технических средств, то экскурсии в прошлое обходились и без них.К примеру, Майкл Дж,Фокс отправлялся «назад в будущее» трижды {в 1985,1989 и 1990 годах) за рулем обычного спортивного автомобиля.

«ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ»
США, 1977. Режиссер Джордж Лукас

«Звездные войны», действие которых отнесено к далекому прошлому одной из отдаленных галактик, первоначально планировались как четвертый в цикле из девяти фильмов. Поскольку в i 970-е годы научная фантастика была не в моде, картину отвергли две киностудии, прежде чем «XX век — Фоке» решил рискнуть. Этот риск оказался в полной мере оправданным. К работе над первыми тремя сериями Лукас приступил в середине 1990-х годов.
Покинув планету Татуин, фермер Люк Скайуокер поднимает восстание против жестокой империи и ее главнокомандующего Дарта Вейдера. Искусству «силы» Люка обучает воитель — джи-дай Бен Оби-Ван Кеноби, после чего он совместно с роботами СЗПО и Р2Д2, космическим пилотом Хэном Соло и его напарником Чубэккой отправляется спасать принцессу Лею со «Звезды Смерти», флагманского корабля Дарта Вейдера.
В фильме «Звездные войны» явно слышны мотивы кинолент самых разных жанров. Он представляет собой сочетание удостоившихся «Оскара» спецэффектов, наличие таких звезд, как Алек Гиннесс и Гаррисон Форд, и сюжета, словно бы заимствованного из комиксовых научно-фантастических сериалов 1930-х годов, типа «Флэша Гордона».

«ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР»
США, 1980. Режиссер Ирвин Кершнер

Империи удалось заблокировать силы повстанцев на ледяной планете Хот. Хэн Соло и принцесса Лея отправляются в город Туч, чтобы заручиться поддержкой пройдохи Ландо Кэлриссиана, в то время как Люк вместе с мастером «силы» Йодой готовится к решающей схватке с Дартом Вейдером.
Фильм подвергся критике за то, что война выглядит там развлечением, поэтому картина «Империя наносит ответный удар» получилась куда более мрачной. Батальные сцены насыщены такими сложными спецэффектами, что для их съемки пришлось изобрести специальную компьютеризованную кинокамеру «Эмпайрфлекс».

«ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЖИ-ДАЙ»
США, 1983. Режиссер Ричард Маркуанд

Последняя схватка сил добра и зла по стилю напоминает первый фильм о звездных войнах. Дарт Вейдер заключил союз с Джеббой Хатом и построил неприступную «Звезду Смерти». Однако герои, объединившись с воинственными повстанцами эвоками, в конечном счете одерживают победу. Несмотря на еще один «Оскар» за лучшие спецэффекты всей трилогии,
фильм «Возвращение джи-дай» страдает явными сюжетными натяжками, которые очень неуклюже подчищаются в финале фильма.


Миниатюризация, моделирование, мультипликация, комбинированные кадры, еьемка компьютеризованной кинокамерой — вот лишь некоторые из спецэффектов, сделавших трилогию «Звездные войны» самым кассовым научно-фантастическим сериалом всех времен.

Инопланетяне и космические захватчики

«Война миров» была экранизирована в 1953 году, однако прошло еще целых 25 лет, прежде чем были созданы технологии, позволившие достаточно реалистично изобразить на экране межгалактические баталии. Во многом фильмы о звездных войнах представляют собой вестерны, действие которых перенесено в космос, а кольты заменены на лазеры. Трилогия «Звездные войны» (см.рамку) породила множество подражаний, например фильм «Последний звездный боец» (1984). Однако всем им было далеко до увлекательности, отточенности стиля и
режиссерской находчивости в этом сериале.
Первой картиной, где фигурировали инопланетяне, был фильм «Алгол», снятый в 1921 году в Германии. Однако прошло еще более 30 лет, прежде чем инопланетяне прочно поселились на киноэкране. Надо заметить, что многие из них практически ничем не отличались от землян, если не считать их причудливых одеяний.
В 1950-е годы Америкой овладел страх перед советским вторжением. Обе сверхдержавы вступили в гонку ядерных вооружений, продолжавшуюся на всем протяжении периода международной напряженности, известного как «холодная война. Еще в 1938 году Орсон Уэллс до смерти напугал американцев своей радиопостановкой «Войны миров» Г Дж, Уэллса, весьма реалистично изобразив в ней марсианское вторжение. Кинематограф времен «холодной войны» в полной мере использовал эти панические настроения. В таких фильмах, как «Нечто» (1951), инопланетяне, в сущности, символизировали советскую угрозу — неведомого врага, покушавшегося на американский образ жизни. Фильм «Вторжение похитителей тел» (1956) рисовал жуткую картину завоевания Земли инопланетянами, которые заменяли людей бесчувственными двойниками, вылупляющимися из таинственных стручков.


Картина «Чужой»- 3 (1992) завершает кинотрилогию, действие которой охватывает период свыше 60 лет и сближает научную фантастику с фильмами ужасов. В фи льме Сигурни Уивер вынужден вступать в схватку с кошмарными космическими чудовищами. Эти ленты примечательны тем, что главная роль в них отдана женщине, хотя Голливуд, как правило, предпочитает видеть в подобных ролях мускулистых суперменов.

Другие инопланетяне прибывали на Землю, чтобы предупредить об опасностях современной войны (картина «День, когда остановилась Земля», 1951). Третья волна пришельцев хлынула на экран в 1970-е годы в лице доброжелательных созданий из фильмов Спилберга «Близкие контакты третьей степени» (1977) и «Инопланетянин» (1982). Однако ощущение угрозы, надвигающейся из космоса, возродилось в фильме «Чужой» (1979) и его продолжениях — «Чужие» (1986) и «Чужой»- 3 (1992).

Грядущие миры?

Наибольшим успехом научная фантастика начинает пользоваться, как правило, в период международной напряженности. Во времена «холодной войны» были очень популярны фильмы о бомбе. В таких картинах, как «Пять» (1951) и «На последнем берегу» (1959), изображались последствия ядерной катастрофы, а в фильме «Стопроцентная надежность» (1964) и «черной» комедии «Доктор Стрейнджлав» (1963) показывалось, насколько легко ракеты могут быть выпущены по ошибке. Самые свежие образы конца сиета ;ипечатлены в картинах, действие которых происходит после ядерной войны, — например, в австралийской трилогии о безумном Максе (1979, 1985, 1989) с Мелом Гибсоном в роли бывшего полицейского Макса.
Вообще кинематографисты часто пытались предсказать, как будет выглядеть будущее и каково будет людям жить в нем. С помощью самых впечатляющих спецэффектов своего времени создавали на киноэкране миры, отличавшиеся, как правило, мрачным и зловещим обликом. Жестокие правители использовали передовую технологию для контроля над населением городов будущего, вроде Мет-рополиса (см.рамку) и Эвритауна из фильма «Грядущие времена» (1936).

«ИНОПЛАНЕТЯНИН»
США, 1982. Режиссер Стивен Спилберг

Фильм «Инопланетянин» своим появлением во многом обязан волшебным сказкам Уолта Диснея и классической ленте « Волшебник из Оз». Главный секрет упеха картины кроется в самом Инопланетянине, созданном скульптором-изобретателем Карло Римбальди.
Инопланетянин — это 600—800-летний пришелец из космоса, случайно оставленный своим звездолетом на Земле. Его находит маленький мальчик Эллиот, который совместно с друзьями помогает Инопланетянину связаться со своими и попросить их вернуться за ним, прежде чем ученые Земли успеют до него добраться.
Фильм отражает и некоторые религиозные настроения, когда речь идет о способности Инопланетянина исцелять и даже воскрешать из мертвых. И все же главный упор определенно делается на развлекательность. Хотя некоторые эпизоды картины грешат излишней сентиментальностью, она имела громадный успех у зрителей всех возрастов, и «Инопланетянин» оставался самым кассовым фильмом вплоть до выхода на экраны нового шедевра Спилберга — «Парк юрского периода».


При съемках хартины использовались сразу три модели Инопланетянина. Одна была полностью электронной и могла совершать 86 различных движений. Другая, электромеханическая, совершала 60 движений. Третья же представляла собой модель, отдельные части которой управлялись по радио.

В картине «Только представьте» (1930) всем гражданам вместо имени присваивался номер, в то время как в киноверсиях романа Джорджа Оруэлла «1984» (1955 и 1984) за ними неусыпно следит Мысленная Полиция, исполняющая волю бесжалостного правителя, именуемого Старшим Братом. Однако с 1960-х годов отличительной чертой такого рода научной фантастики стал показ борьбы
народов против грядущей тирании, как в фильмах «451" по Фаренгейту» (1966) и «Бразилия» (1985).
Попытки разглядеть облик грядущего предпринимались уже в самых ранних научно-фантастических фильмах, хотя сегодняшнему зрителю они могут показаться чрезвычайно наивными. Однако режиссеры современного научно-фантастического кино продолжают создавать на экране образы будущего, и, возможно, через сто лет такие картины, как «Терминатор» и «Судья Дредд», будут выглядеть столь же старомодными.

«МЕТРОПОЛИИ
Германия, 1926. Режиссер Фриц Ланг

Жизнь в Германии 1920-х годов была трудна, и фильм «Метрополис» был задуман как суровое предостережение о том, что твердая рука отнюдь не является решением стоящих перед страной проблем. К несчастью, замысел режиссера остался непонятым, причем до такой степени, что «Метро-полис» стал любимым фильмом Адольфа Гитлера.
Метрополис показан как бесчеловечный индустриальный город, где рабочие низведены до положения рабов, живущих в подземных пещерах. Опасаясь революции, правитель города Фредерсен планирует утопить всех рабочих и заменить их роботами, изготовленными злым ученым Ротвангом. Хотя роботу, представляющему собой точную копию Марии, женщины, пользующейся доверием рабочих, едва не удается их погубить, картина в конечном итоге завершается перемирием между рабочими и их боссами.
Этот фильм снимался почти год, в нем было задействовано свыше 37 500 статистов. Позже к образу «высотного» города с яркими огнями и зловещими тенями кинематографисты возвращались неоднократно. Самые свежие примеры — картины «Бэтмен» (1989) и «Дик Трейси» (1990). Специалист по трюковой съемке Эжен Шюффтан разработал особый процесс совмещения моделей с пейзажем, нарисованным на стекле, чтобы придать Метрополису одновременно футуристический и реалистический облик.


Метрополис, город будущего, с высотными зданиями, транспортными пробками и низко летающими аэропланами.

СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ
Фильмы сняты в США, если не указана другая страна

РАКЕТЫ И КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ
«Покорение космоса» (1955)
«Первые люди на Луне» (Великобритания,1964}
«Солярис» (СССР, 1972)
«Звездные войны» (1977)
«Козерог-один» (1978}
«Империя наносит ответный удар»(1980)
«Возвращение джи-дай»( 1983}
«Правильный выбор» (1983)
«2010»(1984)
«Последний звездный боец» (1984)
«Аполлон-13» (1995)

ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ
«Машина времени» (1960)
«Доктор Кто и Далеко» (Великобритания, 1965}
«Остров на вершине мира» (1974)
«Преступники во времени» (Великобритания, 1981)
«Назад в будущее»-1,2,3(1985, 1989,1990)
«Замечательное приключение Билла и Теда» (1989}

ЗАТЕРЯННЫЕ МИРЫ
«Миллион лет до нашей эры» (1940}
«Двадцать тысяч лье под водой» (1954}
«Годзилла» (Япония, 1954)
«Путешествие к центру Земли» (1959)
«Миллион лет до нашей эры» (1966)
«Земля, забытая временем» (1974)
«Доисторический мир» (Ирландия/США/Великобритания, 1989)
«Парк юрского периода» (1993)

ЧИСТАЯ ФАНТАСТИКА
«Драконоборец» (Великобритания, 1981)
«Экскалибур»(1981)
«Крулл»(1983)
«Темный кристалл» (1983)
«Легенда» (1985)
«Лабиринт» (1986)

РОБОТЫ И АНДРОИДЫ
«Робот-монстр» (1953)
«ТНХ1138»(1971)
«Бег в молчании» (1972)
«Стеофордежие жены» (1975}
« Мир будущего» (1976)
«Андроид» (1982)
«Короткое замыкание»-1,2 (1986,1988)
«Робот-полицейский»-1,2,3 (1987,1990,1993)

ИНОПЛАНЕТЯНЕ И ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ КОСМОСА
«Захватчики с Марса» (1953)
«Деревня проклятых» (Великобритания, 1960)
«День триффидов» (Великобритания, 1963)
«Квотермасс и яма» (Великобритания, 1968}
«Чужой», «Чужие». «Чужой»-3 (1979, 1986,1992)
«Инопланетянин»(1982)
«Вражеский прииск» (1985)
«Исследователи» (1985)

МИР БУДУЩЕГО
«Метрополис» (Германия, 1926)
«Альфавиль» (Франция/Италия,1965)
«2001 год: космическая одиссея» (Великобритания, 1968}
«ТНХ1138» (1970)
«Бегство Логана» (1976)
«Дюна» (1984)
«Бразилия»(Великобритания, 1985)
«Вспомнить все» (1990)
«Водный мир» (1995)

КОМИКСЫ НА КИНОЭКРАНЕ
«Бэтмен» (1966,1989)
«Флэш Гордон» (Великобритания, 1980)
«Супердевушка»(1984)
«Маленькие черепашки ниндзя» (1990)
«Ракетчик»(1991)
«Возвращение Бэтмена» (1992)
«Могучие морфин-рейнджеры» (1995)
«Танкистка»(1995)
«Бэтмен навсегда» (1995}

СТРАННЫЕ УЧЕНЫЕ
«Человек-невидимка» (1933}
«Муха» (1954)
«Невероятно робкий человек»(1957)
«Фантастическое путешествие»(1966)
«Перемена состояния» (1980)
«Внутреннее пространство»(1987)
«Флэтлайнеры» (1990)
«Вспышка» (1995)
«Мнемонический Джонни»(1995)

КОНЕЦ СВЕТА
«За семь дней до полудня» (Великобритания, 1950)
«Столкновение миров» (1951)
«Вторжение в США» (1952)
«Остров Земля» (1955)
«На последнем берегу» (1959)
«День, когда загорелась Земля» (Великобритания, 1961)
«Паника в год нулевой» (1962)
«Стопроцентная надежность» {1964}
«Военные игры» (1983)
«Когда подует ветер» (Великобритания, 1988)

НЕНАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
«Лунные женщины-кошки» (1953)
«Люди-кроты» (1956)
«Нападение 50-футовой женщины» (1958,1993)
«Дикие женщины Вонго» (1958)
«Мозг планеты Арус» (1958)
«Подростки из дальнего космоса» (1959)
«Нападение помидоров-убийц» (1980)

 

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz