Жанры

Глава из книги Девида Паркинсона "Кино",издательство "Росмэн", М. 1996 г.


Фильмы УЖАСОВ

Фильмы ужасов играют на наших тайных страхах. Человеческие мечты, грезы, фантазии становятся явью во многих картинах, а вот в фильмах ужасов перед нами оживают наши кошмары. Жуткие тени, завывание ветра, скрип двери и вопль жертвы пугают нас с экрана уже много десятилетий. В современных фильмах ужасов к этому традиционному набору добавились леденящие кровь спецэффекты, однако самые страшные картины заставляют нас самих домысливать необъяснимое.
Макс Шрек сыграл первого экранного вампира в фильме «Носферату-(1922). Режиссер Ф В Мурнау снимал эту картину на натуре, тем самым еще более усилив пронизывающую ее атмосферу зловещей тайны. Другой немецкий режиссер, Вернер Херцог, переснял этот фильм в 1979 году с Клаусом Кински в главной роли.

Многие ранние фильмы ужасов черпали сюжеты из европейского фольклора, различных легенд о демонах и колдунах, о привидениях и вурдалаках, выходящих из могил, чтобы не давать покоя живым.

Немые тени

Первопроходцем экранных ужасов был Этьен Робертсон, чья «Фантасмагория» (1798) заставляла замирать от страха парижскую публику еще во времена Французской революции. Существенное влияние па фильмы ужасов оказал театральный жанр «гран-гиньоль». Это был особый вид мелодрамы, в которой кровавые убийства и загадочные превращения происходили прямо на сцене, на глазах у зрителей.
Многие кинорежиссеры, ставившие ранние фильмы ужасов, брали за основу «готические» романы, которые также появились в конце XVIII столетия. Действие этих романов разворачивалось в заброшенных замках и мрачных монастырях, построенных в готическом стиле. Именно в этих книгах состоялся литературный дебют некоторых излюбленных персонажей фильмов ужасов, в том числе Франкенштейна. Многие другие хорошо знакомые нам короли ужаса, включая горбуна собора Парижской Богоматери, Призрака Оперы, доктора Джекилла и мистера Хайда, также шагнули на экран со страниц популярных книг.
Первый фильм ужасов — «Замок дьявола» — был снят в 1896 году Жоржем Мельесом. Его героями были демоны и скелеты. В 1920-е годы жанр заметно усложнился. В Голливуде Лон Чейни, прозванный «человеком с тысячью лиц», создал галерею образов упырей и вурдалаков, используя при этом лишь грим и собственное актерское мастерство. Одновременно в Германии Роберт Вине выпустил картину «Кабинет доктора Ка-лигари» (см. с. 28), первую из лент в стиле «Horror». Здесь зловещая атмосфера создавалась при помощи искусного сочетания игры светотени и необычных ракурсов съемки. Среди такого рода фильмов следует выделить «Носферату» Ф.В. Мурнау (1922), в котором на экране впервые был выведен образ вампира. Кино «беспокойства» породило и таких сверхъестественных монстров, как глиняный великан по имени Голем и так называемый «доппльгэнгер» (дух-двойник).

Лон Чейни в образе Призрака Оперы. Он создал также и самый запоминающийся экранный образ горбуна собора Парижской Богоматери. Его сын, Лон Чейни-младший, тоже снялся во многих фильмах ужасов.

Галерея вурдалаков

Многие персонажи фильмов ужасов, вроде вампиров, оборотней и мумий, бесчинствовали в самых разных местах и исторических эпохах. Дракула, к примеру, наводил ужас как на жителей Трансиль-вании XVI века, так и на современных ньюйоркцев. Однако во всех картинах с участием этих монстров определенные элементы сюжета остаются неизменными, вне зависимости от места и времени действия. Скажем, в фильмах об оборотнях человек, укушенный волком, принимает облик и повадки этого зверя, причем обязательно в полнолуние, а остановить его может только серебряная пуля. Вампир не отражается в зеркале, не выносит чеснока и распятий, погубить же его могут лишь дневной свет, проточная вода или же кол, вбитый в сердце. В некоторых классических фильмах ICOB сюжет и персонажи вообще пила не меняются — и все же сами исто-: настолько увлекательны, что кине.ма-1>аф возвращается к ним снова и снова. К примеру, во всех версиях «Собора Парижской Богоматери» изуродованный звонарь Квазимодо жертвует жизнью ради спасения Эсмеральды, девушки-цыганки, укрывающейся в стенах средневекового парижского собора. Еще одной вариацией на тему «красавица и чудовище» является «Призрак Оперы», где обезображенный композитор терроризирует парижский оперный театр, чтобы обожаемая им певица Кристина могла стать звездой сцены.
Многочисленные фильмы о докторе Джекилле и мистере Хайде тоже, как правило, близко к тексту воспроизводят первоисточник — повесть Роберта Льюиса Стивенсона. Доктор Джекилл, известный ученый, выпивает приготовленное им зелье и превращается в отвратительное чудовище по имени мистер Хайд. Когда Хайд совершает убийство, Джекилл осознает, что покончить со своим жутким творением он может, лишь погибнув сам. В картине «Мэри Рейли» (1995) сюжету придан несколько иной поворот, так как рассказ ведется от лица экономки Джекилла.
С историей Джекилла и Хайда тесно связана легенда о «допплыэнгере», или духе-двойнике. Впервые он появился на экране в картине «Пражский студент» (1913), где в главной роли снялся немецкий актер и режиссер Пауль Вегенер. В ней повествуется о бедном студенте по имени Болдуин, который продает свое отражение зловещему доктору Скапи-нелли в обмен на богатство и выгодную женитьбу. Однако отражение начинает жить собственной жизнью, и Болдуину приходится застрелить его, при этом он, разумеется, погибает сам.
Вегенер также выступал в качестве режиссера и исполнителя главной роли в обеих версиях «Голема» (1915 и 1920), сюжет которых был заимствован из еще одной европейской легенды. В этих фильмах рассказывается о глиняном великане , которого оживил в XVI веке один раввин, чтобы защитить парижских евреев от жестокого императора. Когда Голема вновь находят уже в современную эпоху, он снова оживает и влюбляется в дочку антиквара, которая его и уничтожает.

« ДРАКУЛА».
США, 1931. Режиссер Тод Броунинг

Граф Дракула (Бела Лугоши), 500-летний вампир, увидев фотографию Мины Сьюард (Хелен Чандлер), покидает свой замок в Трансильвании, чтобы сделать ее своей невестой. Намереваясь разыскать Мину, он приезжает в Лондон со своим слугой Ренфилдом (Дуайт Фрай), который питается насекомыми. Однако на помощь девушке приходят ее жених Джонатан Харкер (Дэйвид Мэннерс) и опытный охотник на вампиров профессор Ван Хельсинг (Эдуард Ван Слоан).
Фильм «Дракула» основывался скорее на театральной постановке 1920-х годов, чем на знаменитом романе Брэма Стокера, вышедшем еще в XIX веке. Утонченное обаяние и гипнотический взгляд Белы Лугоши сделали его идеальным вампиром, и сцены, в которых он овладевает своими жертвами, преисполнены зловещей красоты. В наши дни фильм выглядит несколько старомодным, но сам граф Дракула уже никогда не был столь ужасен, хотя и появлялся с тех пор на экране более чем в 150 картинах.


Питер Кашинг обороняется от Кристофера Ли в хаммеровском фильме ужасов 1959 года "Мумия".

Ужасы заговорили

Тени немого кино исправно наводили страх на впечатлительную публику. Однако новая эра принесла с собой еще и жуткое звуковое сопровождение. Появилось поколение исполнителей, включая Белу Лугоши и Бориса Карлоффа, от потустороннего голоса которых кровь стыла в жилах.
Карлофф и Лугоши были ключевыми фигурами фильмов ужасов, выпускавшихся в Голливуде компанией «Юнивер-сал» в начале 1930-х годов. Такие картины, как «Старый темный дом», «Убийства на улице Морг» и «Черная кошка», представляли собой леденящие душу истории, напичканные зловещими персонажами и страшными, призрачными декорация м и.« Юн и версал » также ввела моду на фильмы-продолжения этого жанра, вроде «Невесты Франкенштейна» (1935, см. рамку) и «Дочери Дракулы» (1936). На киноэкране появился и ряд новых персонажей — например, в картине «Человек-невидимка» (1933) показан ученый, проводящий опыты с неизвестным науке веществом. Однако его безобидные проделки в конечном итоге приводят к безумию и смертоубийству. В фильме применялись новейшие снецэффекты, а исполнитель главной роли Клод Рейне в одночасье стал звездой первой величины, хотя большую часть действия он был либо замотан в бинты, либо вообще невидим.
В 1940-е годы фильмы ужасов были не столь популярны и проходили в основном по категории «В». Тем не менее продюсеру русского происхождения Вэлу Льютону удалось снять на киностудии РКО несколько лент, впоследствии ставших классикой жанра. Он сосредоточился на менее заезженных темах, вроде сверхъестественных фантазий, посвященных кладбищенским грабителям или психиатрическим лечебницам, в таких картинах, как «Проклятие кошачьего народа» (1944), «Похититель тел» (1945) и «Бедлам» (1946). В фильме «Я гулял с зомби» (1943) он воскресил интерес кинематографа к зомби -мертвецам, оживающим в ходе особых ритуалов карибского религиозного культа, известного как «вуду».

" НЕВЕСТА ФРАНКЕНШТЕЙНА"
США, 1935. Режиссер Джеймс Уэйл

В фильме «Франкенштейн» (1931) немецкий ученый барон Виктор Франкенштейн (Колин Клайв) при помощи электричества оживил существо (Борис Карлофф), которое он создал из фрагментов различных трупов. Однако мозг этого монстра оказался столь сильно поврежден, что он не способен был контролировать ни свою силу, ни свои эмоции. В конечном итоге, совершив ряд убийств в соседней деревне, он не смог выбраться с горящей ветряной мельницы и погиб.
Картина «Невеста Франкенштейна» стала продолжением этой истории. Оказывается, монстру удалось-таки спастись из огня, и теперь он бродит по лесам в поисках друга. Он знакомится со слепым отшельником (О.П. Хегги), который отнесся к нему с сочувствием, но затем, попав в руки доктора Преториуса (Эрнест Тезигер), злого ученого, создавшего семью миниатюрных человечков, шантажирует Франкенштейна и заставляет доктора изготовить для монстра подругу Однако эта невеста (Эльза Лэнчестер) находит монстра отталкивающим, разбивает ему сердце, и он мощным электрическим разрядом уничтожает Преториуса, невесту и самого себя.
Фильмы Джеймса Уэйла сюжетно весьма слабо связаны с романом Мэри Шелли, однако в них в полной мере отражена трагедия монстра, чья потребность в любви и участии приводит его к гибели. Борис Карлофф придает ярости и смятению чудовища оттенок подлинной человечности, даже будучи почти неузнаваемым пол вошедшим в легенду гримом Джека Пирса.


Сцена из фильма «Франкенштейн* (1931 Некоторой Борис Карлофф случайно топит в реке маленькую девочку, не сделавшую ему ничего плохого. Его поиски человеческой теплоты оканчиваются трагически и в картине«Невеста Франкенштейна» (1935).

 

Из будущего и других миров...

Фильмы ужасов традиционно были тесно связаны с научной фантастикой. И Франкенштейн, и Джекилл были учеными, чьи исследования привели к ужасным последствиям. В 1950-е годы многие люди были озабочены тем, что эксперименты с ядерной энергией могут окончиться трагически.


В фильме «Маска красной смерти» Винсент Прайс (справа) играет князя Просперо, средневекового сатаниста, который устраивает бал своим богатым друзьям, в то время как чума, или красная смерть, истребляет крестьян за стенами его замка.

Этот страх получил свое отражение во многих научно-фантастических фильмах ужасов, например «Нечто» (1951) и «Они!» (1953). Здесь перед мастерами фима и спецэффектов открывались неисчерпаемые возможности в создании новых экранных монстров — инопланетян и гигантских насекомых.
Многие из этих фильмов были рассчитаны на молодежную аудиторию. Непревзойденным мастером такого рода адресного кино считался Роджер Кормен. Его ранние фильмы, например «Магазинчик ужасов» (1960), содержали ярко выраженные элементы комедии. Однако его изящные экранизации «готических» новелл Эдгара Аллана По были гораздо страшнее. В таких картинах, как «Падение дома Эшеров» (1960), «Колодец и маятник» (1961), «Маска красной смерти» (1964) и «Гробница Лигейи» (1965), он блистательно использовал яркие краски, недорогие спецэффекты, а также актерское дарование Винсента Прайса, ставшего ведущей звездой этого жанра.

Хаммеровские ужасы

Компания «Хаммер» занимает выдающееся место в мире кинематографических ужасов. Эта маленькая кинокомпания создала прочную репутацию в данном жанре, приступив в середине 1950-х годов к изготовлению римейков классических фильмов ужасов. «Хаммер» заново пересказал истории Дракулы, Франкенштейна, Мумии, оборотней и Призрака Оперы, придав им особо зловещую окраску. Эти картины снимались по ускоренному графику и с небольшими затратами. Впрочем, это не помешало им обрес-
ти всемирную известность и превратить таких актеров, как Питер Катит и Кристофер Л и, в звезд первой величины.
Чтобы сделать ужасы еще ужаснее, «Хаммер» использовал крупные планы при съемке самых страшных сцен. Можно было видеть, как монстр Франкен-штейнарастворяется в ванне с кислотой, можно было наблюдать за тем, как граф Дракула вонзает свои клыки в обнаженную шею, как наливаются кровью его глаза по ходу ужасной трапезы. Можно было детально рассмотреть внутренности очередной жертвы оборотня, поблескивающие в серебристом лунном свете.
Такие хаммеровские фильмы, как «Проклятие Франкенштейна» (1955) и «Дракула» (1958), в целом придерживались знакомой сюжетной линии. Однако в более поздних лентах, например в картине «Доктор Джекилл и сестра Хайд» (1971), применялось более оригинальное решение: на сей раз доктор, выпивая свой чудесный напиток, превращался в женщину.


Кристофер Ли (слева) в картине «Выход дьявола» (1968) собирает своих друзей в магическом круге, чтобы помешать дьяволу похитить их души.

«Потрошители» и их жертвы

Фильмы Кормана проложили дорогу новому направлению — так называемому «американскому кошмару», где всякого рода ужасы происходят в маленьких американских городках, изолированных от внешнего мира. В картинах Алфреда Хичкока «Птицы» (1963) и Джорджа А. Ромеро «Ночь живых мертвецов» (1968) нет спасения от разъяренных птиц и соответственно от людоедов-зомби. Злые духи могут вселяться и в самых обыкновенных людей, таких, как 12-летняя девочка из фильма «Изгоняющий дьявола» (1973), которую играет Линда Блейр.

Жуткая сцена из классического фильма ужасов Алфреда Хичкока «Птицы» (1963).

Излюбленными персонажами «американского кошмара» стали также сумасшедшие убийцы, или «потрошители». Эти маньяки живут исключительно ради убийства и обычно избирают своими жертвами подростков. Впервые они появились в так называемых «желтых» фильмах ужасов, невероятно кровопролитных картинах, выпускавшихся итальянскими режиссерами типа Марио Бавы и Дарио Арженто. Но теперь такие кошмарные убийцы, как Кожаное Лицо из фильма «Техасская пила» (1974) и Майкл Май-ерс из картины «Хэллоуин» («День всех святых», 1978), вырвались и на просторы Америки.
Впрочем, создатели таких «подростковых кошмаров» зачастую уделяли куда больше внимания кровавым спецэффектам и пугающему гриму, чем сюжетной занимательности. После фильма «Пятница, тринадцатое» (1980) в сфере киноужасов стали доминировать дешевые картины, так называемое «барахло», многие из которых выпускались сразу на видеокассетах.
В начале 1980-х годов развернулась бурная дискуссия о воздействии видеоужасов — таких картин, как, например, фильм Абеля Феррары «Убийца со сверлом» — на психику юного зрителя.

Зачастую с фильмами ужасов успешно соперничают триллеры, где показаны зверские убийства. Одним из наиболее впечатляющих стал фильм «Молчание ягнят» режиссера Джонатана Демма.В этой картине агент ФБР Клэрис Стерлинг (Джуди Фостер) пытается выследить жестокого «серийного» убийцу по прозвищу Буффало Билл. Только один челове* способен помочь ей в этом деле — доктор Ганнибал Лектер (Энтони Хопкинс). Но он сам является злобным убийцей, известным как Ганнибал-каннибал, поскольку имеет скверную привычку поедать свои жертвы. И как раз в то время, когда Клэрис преследует Буффало Билла, Лектер бежит из тюрьмы, чтобы свести счеты с одним из досадивших ему тюремщиков.

Вообще-то переизбыток крови и выпущенных внутренностей на экране способен вызвать у нормального зрителя скорее отвращение, нежели страх. Тем не менее в 1980-е годы выпущен ряд по-настоящему страшных фильмов. В их число входят такие картины, как «Сканеры»
(1981) Дейвида Кроненберга, содержащая сцены с внезапно разрывающимися человеческими головами, «Полтергейст»
(1982) Тоуба Хупиера, где маленькой девочке угрожают злые духи, ну и, конечно, «Кошмар на улице Вязов» (1984, см. рамку) Уэса Крейвена.
Картины со множеством трупов и по сей день широко представлены на видеоэкране. Однако в 1990-е годы Голливуд вновь повернулся лицом к традиционному «готическому» стилю киноужасов. Тим Бертон вдохнул новую жизнь в этот жанр своими современными «готическими» фантазиями «Эдуард Сиззорхендс» (1990) и «Рождественский кошмар Тима Бертона» (1993). Этот подход прослеживается и в дорогостоящих экранизациях классических произведений вроде «Дра-кулы Брэма Стокера» (1992) и «Франкенштейна Мэри Шелли» (1994). Так что, судя по всему, жанр киноужасов себя далеко еще не исчерпал.

«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ»
США, 1984. Режиссер Уэс Крейвен

Фредди Крюгер (Роберт Энглунд) был сожжен заживо как детоубийца. Много лет спустя он возвращается на улицу Вязов, чтобы проникать в сны детей тех, кто обрек его на смерть. Но сны мало-помалу начинают сбываться, вот тогда и начинается настоящий кошмар.
Этот потрясающий фильм и в самом деле заставляет ужаснуться. Уэс Крейвен искусно поддерживает напряжение, стирая грань между воображением и реальностью. В результате зритель постоянно находится в неведении, происходит ли то или иное событие во сне или наяву. Ну а сам Фредди Крюгер, с его изуродованным лицом, фуфайкой в красно-зеленую полоску и перчатками с лезвиями, несомненно, является одним из самых кошмарных персонажей своего жанра. Хотя картина «Кошмар на улице Вязов» (1991) имела подзаголовок «Смерть Фредди», ее герой вернулся спустя три года, чтобы все так же наводить ужас на зрителя в фильме «Новый кошмар Уэса Крейвена».

 

СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ
Фильмы сняты в США, если не указана другая страна

МОНСТРЫ
«Пражский студент- (Германия, 1913,1926)
« Полем» (Германия, 1915,1920)
«Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1931, 1941)
«Убийства на улице Морг» (1932)
«Человек-невидимка» (1933)
«Мрак» (1990)
«Мэри Рейли»( 1995)

ФИЛЬМЫ О ФРАНКЕНШТЕЙНЕ КОЛДОВСТВО
«Франкенштейн» (1931)
«Невеста Франкенштейна» (1935)
«Сын Франкенштейна» (1939)
«Проклятие Франкенштейна-(Великобритания, 1956)
«Франкенштейн Мэри Шелли» (Великобритания, 1994)

МОНСТРЫ С .ДУШОЙ.
«Собор Парижской Богоматери» (1923,1939)
«Призрак Оперы» (1925, 1943)
«Рукотворный монстр» (1941)
«Проклятие кошачьего народа» (1944)
«Человек-слон» (1980)
« Муха»-1,2 (1986, 1989)
«Эдуард Сиззорхендс» (1990)

ВАМПИРЫ
«Носферату» (Германия, 1922, 1979)
«Дракула»(1931;Великобритания,1958)
«Дочь Дракулы» (1936)
«Невесты Дракулы» (Великобритания.1960)
«Дракула, князь тьмы» (Великобритания, 1965)
«Пропавшие мальчики» (1987)
«В преддверии темноты» (1987)
«Дракула Брэма Стокера» (1992)
«Интервью с вампиром» (1994)


ОБОРОТНИ
«Вурдалак»(Великобритания, 1933)
«Лондонский оборотень» (1935)
«Человек-волк»(1941)
«Франкенштейн встречается с человеком-волком»(1943)
«Дом Франкенштейна» (1944)
«Американский оборотень в Лондоне»(1981)
«Волк»(1994)

ВОССТАВШИЕ ИЗ МОГИЛ
«Мумия» (1932; Великобритания, 1959)
«Белый зомби» (1932)
«Рука мумии» (1940)
«Ночь живых мертвецов» (1968)
«Возвращение живых мертвецов»(1985)
«День мертвецов» (1985)

САТАНИЗМ
«Фауст» (Германия, 1926)
« Черная кошка» (1934)
«Ночь демонов» (Великобритания, 1957)
«Маска красной смерти» (1964)
«Выход дьявола» (Великобритания, 1968)
«Ребенок Розмари»(1968)
«Корзинщик» (Великобритания, 1973)
«Предзнаменование» (1976)

КОЛДОВСТВО
«Колдовство через века» (Швеция, 1922)
«Я женат на ведьме» (1942)
«Следователь по делам ведьм» (Великобритания, 1968)
«Иствикские ведьмы» (1987)
« Ведьмы» (1990)


ПРИВИДЕНИЯ
« Призрак отправляется на запад» (Великобритания, 1935)
«Блаженный дух» (Великобритания, 1944)
«Во мраке ночи» (Великобритания, 1945)
«Квайдан»(Япония,1964)
«Охотники за привидениями»-1,2 (1984, 1989)
«Губная помада «(Гонконг, 1987)

ДОМА С ПРИВИДЕНИЯМИ
«Старый темный дом» (1932)
«Без приглашения» (1944)
«Невинные»(Великобритания, 1961)
«Эмитивиллский ужас» (1979)
«Бумажный дом» (Великобритания, 1988)
«Битлджюс»(1988)

КРОВАВЫЕ УБИЙЦЫ
«Ужасный доктор Файбс» (Великобритания, 1971)
«Кровавый театр» (Великобритания, 1973)
«Саспирия»(Италия, 1976)
«Хэллоуин»(1978)
«Пятница,тринадцатое»(1980)
«Кошмар на улице Вязов» (1984)
«Молчание ягнят» (1991)

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ
«Изгоняющий дьявола» (1973)
«Кэрри»(1976)
«Сияние»(1980)
«Полтергейст»-1,2,3 (1982, 1986,1988)
«Сердце Ангела» (1987)
«Продавецсладостей» (1992)

САМЫЕ УЖАСНЫЕ УЖАСЫ
«Эрейзерхед»(1976)
«Гремлины»-1,2 (1984, 1990)
«Восставшие из ада» (1987)
«Общество» (1989)
«Рождественский кошмар Тима Бертона»(1993)
«Хронос» (Мексика, 1994)


 

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz