Жанры

Глава из книги Девида Паркинсона "Кино",издательство "Росмэн", М. 1996 г.


Кино о ВОЙНЕ

Кинематограф во многом способствовал изменению отношения людей к войне, вынеся ее суровые реалии на всеобщее обозрение. Поначалу правительства неохотно разрешали показ подобных лент в военное время, опасаясь, что они могут подорвать боевой дух нации. Однако вскоре они осознали, что и хроника, и игровое кино могут быть с успехом использованы для мобилизации общественной поддержки проводимой политики.

Ранее кинематографисты не любили снимать фильмы на военную тему в основном из-за чрезвычайной дороговизны. Батальные сцены вроде тех, что присутствовали в киноэпопее Д. У. Гриффита о Гражданской войне в США «Рождение нации» (1915, см. с. 20), требовали сотен, даже тысяч статистов, и каждого из них надо было снабдить соответствующим костюмом и снаряжением.
В целом батальные сцены, будь они из античности, средневековья или наполеоновской эпохи, весьма зрелищны. Тем не менее картины, посвященные тем или иным эпизодам военной истории, вроде «Сила» и «Ватерлоо», редко добивались
кассового успеха. Одна из главных причин этого состоит в том, что публика зачастую не знакома с исторической обстановкой, на фоне которой разворачивается действие, и поэтому не может в полной мере сопереживать персонажам.


Советский режиссер Сергей Бондарчук прославился эпической экранизацией романа «Война и мир», вышедшей на экраны в 1967 году. Позже он завершил свою «наполеоновскую» эпопею картиной «Ватерлоо» (1970). В роли Наполеона снялся РодСтайгер, в роли герцога Веллингтона — Кристофер Пламмер. Для массовых сцен понадобилось 29 000 мундиров той эпохи.

Первая мировая война

Военный фильм как жанр возник в годы первой мировой войны. В самой Европе игровых лент на военную тему было снято мало (см. с. 26). Однако после вступления в войну Америки, в 1917 году, Голливуд приступил к массовому выпуску военных лент, призванных оправдать этот шаг в глазах общественности, возбудить ненависть к противнику и тем самым привлечь граждан на военную службу. Особой агрессивностью отличались картины «Кдьяволу кайзера» и «Берлинское чудовище». Но все же большинство таких «патриотических» фильмов были сентиментальными мелодрамами. Например, картины «Маленькая американка» (1917) и «Сердца, открытые миру» (1918), где популярнейшие звезды Мэри Пикфорд и Лилиан Гиш доблестно противостояли «свирепым гуннам». Многие европейцы были не в восторге от того, как Голливуд, изображая первую мировую войну, пропагандировал идею о том, что победой союзники были обязаны исключительно американскому героизму.



Фильм «Крылья» (1927) оказался первой и единственной немой картиной, получившей «Оскара» за лучший фильм года. Сцены в воздухе были сняты с помощью системы «Магнаскоп», использовавшей для заполнения широкого экрана два кинопроектора

«НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН»
США, 1930. Режиссер Льюис Майлстоун


Лью Эйре (слева)осуждал войну по моральным соображениям и потому отказывался служить в армии. Однако во время второй мировой войны ондобровольно стал военным медиком и неоднократно бывал под обстрелом. Тем не менее киностудии сочли его пацифизм непатриотичным, и карьера этого актера в кино фактически завершилась.

Фильм «На западном фронте без перемен» — экранизация классического антивоенного романа, в котором рассказано о злоключениях робкого немецкого добровольца (Лью Эйре) во время первой мировой войны. После прохождения боевой подготовки его направляют во Францию, на западный фронт, где мечты о славе быстро рассеиваются перед лицом ужасающей окопной действительности. Картина изобилует драматическими ракурсами съемки, вовлекающими зрителя в самое пекло боя. Помимо своего антивоенного пафоса она еще и разрушала сложившееся представление о немцах как о гнусных негодяях, показывая, что они воевали в столь же кошмарных условиях, что и войска союзников. Подобный сочувственный подход к противнику привел к тому, что фильм был запрещен во многих странах. Впоследствии Гитлер также запретил его, ошибочно полагая, что он антигерманский.

Лишь в послевоенное время стали появляться картины, более объективно отражавшие ход войны. В таком немом фильме, как «Большой парад» Кинга Видора (1925), ив звуковых лентах « На западном фронте без перемен» Л.Майлстуна и «Западный фронт, 1918» Г. В. Пабста (обе 1930), были показаны ужасы окопной войны. Однако публика не желала, чтобы ей напоминали о только что пережитом, и вскоре возобладал авантюрно-приключенческий подход к военной теме. Особой популярностью пользовались такие фильмы, как «Крылья» (1927) и «Утренний патруль» (1930), посвященные авиации.


«ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ»
Франция, 1937. Режиссер Жан Ренуар


Фон Рауффенштайн (Эрихфон Штрогейм) приветствует ДеБолдье (ПьерФренай) и Марешаля (Жан Габен) по прибытии в лагерь для военнопленных.

В этой сложной картине, действие которой протекает в лагере для военнопленных во время первой мировой войны, французский офицер (Пьер Френай) сталкивается с непростой дилеммой. В то время как патриотический долг велит ему бежать из лагеря вместе с товарищами (Жан Габен и Марсель Далио), его личный кодекс чести не позволяет ему опозорить коменданта лагеря (Эрих фон Штрогейм), такого же аристократа, как и он сам.
В эпоху воинствующего национализма сама идея о том, что приверженность традициям своего социального слоя может оказаться для человека более важной, чем служение отечеству, не могла не вызвать бурные дебаты. Показав, что враги могут иметь между собой много общего, Ренуар надеялся пробудить дух международного сотрудничества и навсегда развеять великую иллюзию, будто война способна решить хоть какие-то проблемы.

Вторая мировая война

В конце 1930-х годов, когда над Европой снова стали сгущаться тучи, некоторые кинематографисты, например Жан Ренуар, попытались предостеречь современников, что цивилизация подошла к краю гибели, в таких картинах, как «Великая иллюзия» (1937, см.рамку) и «Правила игры» (1938). Вскоре после начала второй мировой войны английские режиссеры сняли в Голливуде ряд военных картин, призванных предупредить американцев о фашистской угрозе со стороны Германии и Италии. В числе лучших из них были шпионский триллер Алфреда Хичкока «Иностранный корреспондент» и сатирическая пародия Чарли Чаплина на Гитлера и Муссолини «Великий диктатор».
В 1939—1945 годах кинематограф играл ключевую роль в формировании общественного мнения, хотя и находился под жестким контролем властей в государствах, захваченных Гитлером. Фильмы, выпущенные во вражеских странах, запрещались, и вся продукция кинопромышленности подвергалась жесточайшей цензуре.
Более половины производственных мощностей британских киностудий было отведено под пропагандистскую документалистику и кинохронику, а остальные использовались для изготовления комедий и мелодрам, призванных поддерживать боевой дух нации. Английские игровые ленты военного периода отличались реализмом как при показе боевых действий, например в фильмах «...в котором мы служим» (1942) и «Западные подступы» (1944), так и когда речь шла о положении в тылу, скажем в картинах «Как прошел день?» (1942) и «Зажженные огни» (1943).

Театры военных действий

После нападения японцев на Пирл-Хар-бор в 1941 году Америка также вступила в войну. Поскольку основные силы американцев были переброшены на Дальний Восток, действие большинства голливудских военных картин разворачивалось на Тихом океане. Боевые действия на суше были отражены в таких фильмах, как «Батаан» и «Гуадалканальский дневник» (обе 1943), а война на море и в воздухе стала центральной темой таких картин, как «Цель — Токио» (1943) и «Тридцать секунд над Токио» (1944).
Впрочем, фильмы снимались и о других местах военных действий. Картины «Бессмертный сержант» и «Сахара» (обе 1943) были посвящены компании всеве-роафриканской пустыне; фильм «Миссис Минивер» (1942 j обращался к теме дюн-керкской эвакуации и блицкрига; а ленты «Операция в Северной Атлантике» (1943) и «Спасательная шлюпка» (1943) описывали войну на море.


В фильме «...в котором мы служим» (1942) рассказывается о военных буднях английского эсминца и его команды. Ноэл Кауард выступил в этой картине в качестве сценариста, режиссера и исполнителя главной роли, а также написал для нее музыку.

Некоторые картины, например «Миссия в Москву» (1943), были сняты, чтобы отдать должное военному вкладу Советского Союза, а в других прославлялось мужество народов, боровшихся с нацистами. Ксожалению, фильмы Фрица Ланга «Палачи тоже умирают» и Жана Ренуара «Эта земля моя» (обе 1943) не смогли в полной мере воссоздать атмосферу страха и подозрительности, царившую в оккупированной Европе. Вместо этого они попросту делали романтических героев из участников различных антифашистских движений Сопротивления.

«КАК ПРОШЕЛ ДЕНЬ?»
Великобритания, 1943. Режиссер Альберто Кавальканти


Немецкий десантник выдает себя за британского солдата в ходе налета на тихую английскую деревушку. Эта история убеждает в том, что каждый должен внести посильный вклад в победу над врагом.

Из множества пропагандистских фильмов наиболее эффективными оказывались те, что сочетали реализм с занимательностью, ибо только в этом случае они производили должное впечатление на аудиторию военного времени.
Прекрасным примером тому может служить картина «Как прошел день?». Взяв за основу рассказ Грэма Грина, ее создатели показали, как один-единственный браконьер освободил маленькую сонную деревушку, захваченную взводом немецких десантников, выдавших себя за английских солдат. Этот захватывающий триллер был превосходно снят и отличался великолепной актерской игрой. Он доказывал, что в критической ситуации британское хладнокровие непременно возьмет верх над немецкой хитростью, а также напоминал гражданам о необходимой бдительности.
Напротив, первые американские фильмы о войне были весьма примитивны. В этих авантюрных лентах немцы и японцы ничего не могли противопоставить благородным и опрятным американским солдатам. Картины класса «В» и даже некоторые фильмы высшего разряда, в которых снимались такие герои вестернов, как Джон Уэйн и Рэн-долф Скотт, сохранили этот комиксовский подход до самого конца войны. Впрочем, большинство игровых лент со временем перешли на более серьезный тон.


Вперед, к победе

Заключительный этап войны получил отражение в таких голливудских картинах, как «История солдата Джо» (1945) п «Прогулка на солнце» (1946), где анализировались чувства союзников, наступавших на Германию. Эти фильмы не были основаны на реальных событиях, но в некоторых более поздних картинах, таких, как «Самый длинный день» (1972) и «На один мост дальше» (1977), делалась попытка реконструировать такие эпизоды войны, как высадка в Нормандии и битва за Арнем.
По мере возвращения ветеранов войны домой Америка наводнялась бесчисленными историями об их подвигах, многие из которых легли в основу таких игровых лент, как «Гордость морской пехоты» (1945) и «Достать до неба» (1956). Непреклонная решимость военнопленных продолжать борьбу с врагом была отражена в фильмах «История замка Колдиц»
(1954) и «Мост через реку Квай»(1957). Шпионская деятельность военного времени была впервые раскрыта в таких картинах, как «Человек, которого не было» (1955).
Ряд фильмов послевоенного периода, например «Лучшие годы нашей жизни» (1946) и «Мужчины» (1950), были посвящены проблемам, с которыми пришлось столкнуться как инвалидам войны, так и здоровым ветеранам, пытающимся осмыслить пережитое и найти себя в мирной жизни. Такие картины затрагивали наиболее болезненные струны в душах зрителей. К сожалению, надежды на то, что следующему поколению удастся избежать этого горького опыта, быстро развеялись с началом боевых действий в Северо-Восточной Азии.


«КАСАБЛАНКА»
США, 1942. Режиссер Майкл Кертиц

Фильм «Касабланка», действие которого разворачивается в Северной Африке в 1942 году, был, наверное, самой популярной картиной периода второй мировой войны. Илза Лунд (Ингрид Бергман) приезжает в «Кафе Америкам» в Касабланке, надеясь раздобыть выездные документы у своего бывшего любовника Рика Блейна (Хэмфри Богарт). Эти документы позволят ее мужу Виктору Лас-ло (Пол Хенрейд) улизнуть от нацистов и добраться до Америки, чтобы заручиться там поддержкой подпольному движению в Европе.
«Касабланка» и но сей день рассматривается большинством кинокритиков как один из величайших шедевров студийной эры Голливуда. Непринужденно соединив любовный роман, увлекательный сюжет, юмор, музыку и патриотические идеи, его создатели привлекли таких звезд, как Петер Лорре и Сидни Грин-стрит, исполнявших роли коварных злодеев, и Клода Рейнса, игравшего французского полицейского, который помогает Рику перехитрить германскую полицию во главе с Конрадом Вейдтом.
Зимой 1942/43 года «Касабланка» как бы символизировала перелом в ходе боевых действий. Картина вышла на экран спустя считанные недели после освобождения самого города, где на следующий год состоялась международная конференция, на которой руководством союзников разрабатывались планы вторжения в Италию. Но теперь, по прошествии свыше 50 лет, можно отдать должное и другому — роману Богарта и Бергман, которому сопутствует сентиментальная мелодия «А время проходит».

 

Корея и Вьетнам

Корейская война (1950—1953) стала первым в истории военным конфликтом, подробно освещавшимся по телевидению. В результате на эту тему было снято мало заслуживающих внимания кинолент, разве что картины Сэмюэля Фул-лера «Примкнуть штыки» и «Стальной шлем» (обе 1951). Война во Вьетнаме (1964 — 1975) также не сходила с телевизионных экранов. Американское вмешательство в этом регионе было столь непопулярно, что, за исключением фильма «Зеленые береты» (1968) Джона Уэйна в его поддержку, Голливуд на всем протяжении войны предпочитал держаться от этой темы в стороне.
Когда же нация понемногу начала оправляться от шока, вызванного поражением, кинематографисты приступили к анализу этого конфликта с позиции рядовых солдат, многим из которых пришлось принять в нем участие еще совсем юными. В итоге возникло направление, изображавшее войну как кромешный ад, где американцы были вынуждены сражаться не только с неуловимым противником, но и с самой природой этого региона. Комиксовский подход к данной теме был опробован в фильме «Рэмбо: первая кровь», часть 2 (1985). Однако такие «блокбастеры», как «Охотник на оленей» (1977), «Апокалипсис сегодня» (1979) и «Цельнометаллический жилет» (1987), стремились показать в первую очередь мрачную сторону войны с ее кровью и жестокостью. Менее шокирующей, но столь же глубокой была картина «84 Чарли Мопик» (1989). Очень личный взгляд на эту войну выработался у побывавшего на ней Оливера Стоуна. Ему уда лось воссоздать на экране весь ужас про исходящего, каким он запечатлелся в памяти уцелевших, в своих фильмах «Взвод» (1986), «Рожденный четвертого июля» (1989) и «Небеса и земля» (1993)

«АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ».
США.1979. Режиссер Фрэнсис Форд Коппола


Батальные сцены из «Апокалипсиса сегодня» принадлежат к наиболее реалистичным из всех когда-либо снятых в кино. Разумеется, боеприпасы были холостыми, однако само действие снималось в реальном масштабе, поскольку Коппола отказался от использования макетов вертолетов, уменьшенных декораций и комбинированной съемки.

В разгар вьетнамского конфликта капитана Уилларда (Мартин Шин) отзывают с передовой и дают задание отправиться в Камбоджу, чтобы убить Курца (Марлон Брандо), бывшего американского полковника, ведущего свою личную войну во главе одного из местных воинствующих племен. По ходу своего путешествия вверх по реке Уил-лард становится свидетелем всех ужасов и безумия современной войны. Он также встречается с таким жутким типом, как офицер Килгор (Роберт Дюваль), который обрабатывает напалмом пляж ради того, чтобы один из его людей мог заняться серфингом.
«Апокалипсис сегодня» снимался на Филиппинах, и эти съемки были столь же насыщены событиями, что и сам фильм. Казалось, на картине лежит проклятие: большая часть декораций была уничтожена тайфуном, с Мартином Шином случился сердечный приступ, а погрузневший Марлон Брандо без конца спорил с режиссером. В довершение ко всему филиппинское правительство забрало часть вертолетов, предоставленных им для съемки, чтобы подавить вспыхнувшее восстание. Все эти задержки вылились в увеличение расходов с 12 до 30 миллионов долларов. Копполе угрожало разорение, но он все же довел дело до конца. Этот фильм всегда расценивался как «шедевр с изъяном», поскольку его концовка получилась довольно-таки смазанной, несмотря на эффектнейший взрыв, на тот момент самый сильный из всех, когда-либо устраивавшихся на съемках.

СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ
Фильмы сняты в США, если не указана другая страна

ВОЙНЫ ПРЕЖНИХ ЭПОХ
«Алый знак доблести» (1951)
«Спартак» (1960)
«300 спартанцев» (1962)
«Войнаимир»(1957; и СССР, 1967)
«Ватерлоо» (Италия/СССР, 1970)

ОКОПНЫЕ УЖАСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
«Четверо всадников Апокалипсиса»(1921)
«Большой парад»(1925)
«Западный фронт 1918» (Германия, 1930)
«На западном фронте без перемен» (1930)
«Сержант Йорк» (1941)
«Дорогами славы» (1962)

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
«Крылья» (1927)
«Утренний патруль» (1930,1938)
«Потерянный патруль» (1932)
«Лоуренс Аравийский»(Великобритания, 1962)
«О,что за прекрасная война!»(Великобритания, 1969)

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА -ОККУПИРОВАННАЯ ЕВРОПА
«Эта земля моя» (1943)
«Миссия в Москву» (1943)
«Битва на рельсах» (Франция, 1946)
«Поколение» (Польша, 1954)
«Иваново детство» (СССР, 1962)
«Средиземноморье» (Италия,1991)
«Европа,Европа» (Франция, 1991)

В ТЫЛУ
«Миссис Минивер» (1942)
«С тех пор, как ты ушел» (1942)
«Как прошел день?» (Великобритания, 1942)
«Нас миллионы» (Великобритания, 1943)
«Жизнь и смерть полковника Блимпа»(Великобритания, 1943)
«Дорога перед нами» (Великобритания, 1944)
«Надежда и слава» (Великобритания, 1986)

СЕВЕРНАЯ АФРИКА
«Касабланка»(1942)
«Пять гробниц на пути в Каир»(1943)
«Бессмертный сержант» (1943)
«Сахара»(1943)
«Лис пустыни» (1951)
«Холод в Александрии»(Великобритания, 1958)

ВОЙНА В ВОЗДУХЕ
«Первый из немногих» (Великобритания,1942)
«В двенадцать часов наверху» (Великобритания, 1949)
«Разрушители дамб» (Великобритания, 1954)
«Достать до неба» (Великобритания, 1956)
«633-я эскадрилья» (Великобритания, 1964)
«Битва за Британию» (Великобритания, 1969)

ВОЙНА НА МОРЕ
«... в котором мы служим » (Великобритания.1942)
«Операция в Северной Атлантике»(1943)
«Битва у Ривер-Плейт»( 1956)
«Потопить «Бисмарк» (1960)

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
«Батаан»(1943)
«Гуадалканальский дневник»(1943)
«Ими можно пожертвовать»(1945)
«Песни Иво-Джимы» (1950)
«Тора Пора Пора!» (1970)

ЛАГЕРЯ ДЛЯ ВОЕННОПЛЕННЫХ
«Великая иллюзия» (Франция, 1937)
«Деревянный конь» (Великобритания, 1950)
«Сталаг-17»(1953)
«История замка Колдиц» (Великобритания, 1954)
«Мост через реку Квай» (Великобритания,1957)
«Великий побег» (1963)

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ
«История солдата Джо» (1945)
«Прогулка на солнце» (1946)
«Атака» (1956)
«Паттон»(1970)
«Самый длинный день» (1972)
«На один мост дальше» (Великобритания, 1977)

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
«Цель на сегодня» (Великобритания,1941)
«Почему мы воюем» (1942—1944)
«Битва за Мидуэй» (1944)
«Мемфис Белл» (1944)
«Чернокожий солдат» (1944)
«Истинная слава»(1945)
«Печаль и сострадание» (Франция. 1971)
«Шоа» (Франция, 1985)

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА
«Примкнуть штыки» (1951)
«Стальной шлем» (1951)
«Порк-Чоп-Хилл» (1959)
«Передвижной военно-хирургический госпиталь» (M.A.S.H.)(1970)

ВЬЕТНАМ
«Охотник на оленей» (1978)
«Апокалипсис сегодня»(1979)
«Цельнометаллический жилет»(1987)
«Доброе утро, Вьетнам» (1987)
«Потеря в живой силе» (1989)

ПОСЛЕВОЕННЫЙ СИНДРОМ
«Лучшие годы нашей жизни» (1946)
«Таксист»(1976)
«Возвращение домой» (1978)
«Берди»(1984)
«Каменные сады» (1988)
«Лестница Якоба» (1990)


 

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz