«ДИЛИЖАНС» В центре внимания этой классической киноповести
о привратностях жизни на Диком Западе — конфликты, то и дело
возникающие между пассажирами дилижанса во время их путешествия
по этой полной опасностей местности. С самого начала банкир,
торговец виски и беременная дама пренебрежительно относятся
к своим спутникам. Однако в таких критических ситуациях, как
рождение ребенка и нападение апачей, более благородными и отважными
оказываются те, на кого они смотрели
|
Солнце
заходит на западе
Закат вестерна на киноэкране по времени совпал с появлением большого числа телесериалов этого жанра, таких, как «Пороховой дым», «Бонанза» и «Ро-хайд». В 1960-е годы эстафету создания вестернов подхватила Европа, где большая раскованность в изображении суровых реалий жизни на Диком Западе привела к рождению так называемого «итальянского» вестерна, представленного такими картинами, как «Пригоршня долларов», «За несколько лишних долларов» и «Хороший, плохой, злой» режиссера Сержио Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли. Похожие фильмы стали сниматься и в Германии.
Клинт Иствуд в роли человека без
имени, таинственного странника из классической «итальянской» трилогии
Сержио Леоне 1960-х годов.
С 1970-х годов неоднократно предпринимались
попытки возродить вестерн, освещая его традиционные темы под иным
углом зрения. К примеру, такие картины, как «Маленький большой человек»
(с Дастином Хофманом в главной роли) и «Человек по имени Конь» (с
Ричардом Харрисом), пытались нарисовать более привлекательный портрет
коренных жителей Америки. А фильмы «Дикая стая», «Мак-Кейб и миссис
Миллер» и «Непрощенный» задались целью лишить этот жанр окружающего
его романтического ореола. В последнее время делались также попытки
взглянуть на Дикий Запад глазами женщины — например, в таких картинах,
как «Баллада о Маленькой Джо» (1994) и «Быстрый и мертвый» (1995)
с Шарон Стоун.
Дэниэл
Дей-Льюис в роли Соколиного Глаза в римейке 1992 года по мотивам романа
Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан». Фильм, действие которого
разворачивается в 1757 году, во время борьбы иноземных держав за контроль
над Америкой, повествует об обороне английской крепости, осажденной
французами и их союзниками — ирокезами и гуронами.
«На Запад!»
Любопытно, что эпоха первопроходцев,
когда Америка была еще британской колонией, как-то не нашла отражение
в кино, хотя ее тематика во многом близка вестерну. Фильм «Последний
из могикан», один из недавних римейков которого сделан в 1992 году,
представляется редким исключением. Большой популярностью пользовались
такие истории, как «Крытый фургон» (1923) и «Фургонщик» (1950), где
рассказано об опасностях, подстерегавших тех, кто дерзнул двинуться
«на Запад» после Гражданской войны в США. Препятствия, чинимые девственной
природой и враждебно настроенными племенами, были также в центре внимания
картин, посвященных налаживанию разного рода коммуникаций и связи
через прерии — почты («Дополнительный курьер»), дилижансового сообщения
(«Дилижанс»), телеграфа («Вестерн Юнион») и железной дороги («Железный
конь» и «Юнион Паси-фик»).
Коренные жители Америки
В 1973 году Марлон Брандо отказался
от «Оскара» за роль в фильме «Крестный отец» в знак протеста против
того, что коренные жители Америки изображались в кино исключительно
как дикари, чье предназначение состояло в том, чтобы быть истребленными
во время «прогресса». В Голливуде было создано несколько крайне антииндейских
картин, к примеру «Северо-западный проход» и «Эрроухед», но такие
фильмы были все же редкостью. Хотя кавалерии США регулярно приходилось
спасать переселенцев от индейских набегов, краснокожих воинов почти
неизменно принуждал
вступать на тропу войны некий злой белый человек, пытающийся отпугнуть
старателей от золотого прииска, захватить плодородные пастбища либо
помешать строительству дороги.
Обычно считается, что новый подход Голливуда к индейской теме ознаменовал
фильм «Сломанная стрела» (1950), однако в действительности еще многие
немые картины, снятые до первой мировой войны, такие, как «Рамона»
и «Мужчина-скво», проповедовали принцип мирного сосуществования двух
народов. Хотя в наши дни коренные жители Америки больше не изображаются
в вестернах как злодеи, следует признать, что до выхода в свет фильма
Кевина Костнера «Танцующий с волками» (1990) режиссеры неохотно брали
их на главные роли.
Фильм
«Танцующий с волками» (1990) стал всего лишь вторым вестерном за всю
историю, получившим «Оскара» как лучшая картина года. Первым был фильм
«Симаррон», вышедший 60 годами ранее. Впрочем, всего через два года
картина Клинта Иствуда «Непрощенный» удостоилась той же награды.
Закон Запада
Вестерны создали романтический ореол
многим реально существовавшим преступникам. Такие головорезы, как
Малыш Билли, Джесси Джеймс, Буч Кэс-сиди и Санденс Кид, представали
в них весьма симпатичными шалунами, и даже самая жестокая банда в
истории Дикого Запада — «квантреллские налетчики» — была изображена
в фильме «Лучшие из плохих парней» с явной симпатией. Вестерны сделали
героев из многих вымышленных бандитов, особенно из тех, кто сражался
за правое дело («Великолепная семерка», «Стрелок») или брал правосудие
в свои руки, чтобы разыскать любимых («Отправившиеся на поиски») либо
покарать убийцу («Человек из Лэреми»).
В то же
время работа в правоохранительных органах вовсе не гарантировала честности
героя. Помимо продажных и жестоких шерифов, в вестернах встречаются
их помощники, предающие былых партнеров, как в картине Сэма Пе-кинпа
«Пэт Гаррет и Билли Кид», и охотники за вознаграждением, защищающие
закон исключительно ради денег. Впрочем, некоторым персонажам поневоле
приходилось заниматься этим презренным ремеслом. К примеру, Джеймсу
Стюарту в фильме «Голая шпора» нужно было собрать достаточно «призовых»
денег, чтобы выкупить ферму, которую он потерял во время Гражданской
войны.
Рэндолф Скотт (слева) в роли стареющего
охотника за вознаграждением в фильме Бадда Беттичера «Одинокий ездок».
Совместно они сняли семь психологических вестернов, во многом преобразивших
этот жанр в 1950-е годы.
ДЖОН УЭЙН
Не сумев завоевать признание
публики своей игрой в фильме «Большая тропа» (1930), Джон Уэйн
в 1930-е годы снимался в дешевых вестернах, прежде чем роль
Ринго Кида в картине «Дилижанс» (1939) принесла ему наконец
всемирную славу. |
Тем не
менее честный страж закона, хотя и лишенный обаяния «хороших плохих
парней», всегда был излюбленным персонажем вестернов. Особой популярностью
пользовался Уайетт Эрп. Его подвигам было посвящено множество фильмов,
таких, как « Моя дорогая Клементина», «Перестрелка в корале «О'кей»
и «Уайетт Эрп» (главные роли исполняли соответственно Генри Фонда,
Берт Ланкастер и Кевин Костнер). Кроме того, его образ вдохновил создателей
таких приключенческих лент, как «Додж-сити» и «Уичита» с Эрролом Флинном
и Джоэлом Мак-кри.
Керк Дуглас. Берт Ланкастер, Джон Хадсон, Де Форрест Келли выходят
из Томстоуна навстречу клэнтонской банде в фильме - Перестрелка в
корале «О'кей» (1957).
Как правило, Эрп наводил порядок
совместно с доком Холлидеем, однако во многих вестернах шериф действует
в одиночку, как в фильме « Ровно в полдень» с Гари Купером в главной
роли. Не слишком типичным, но столь же эффективным был метод персонажа
Джеймса Стюарта из фильма «Дестри снова в седле». Он очи тает от злодеев
городок Боттлнек без единого выстрела, обосновывая свои действия следующим
образом:« Когда вы в них стреляете, они каким-то образом начинают
выглядеть героями. Но посадите их за решетку, и они выглядят жалкой
дешевкой, какой и являются на самом деле».
Бродяги и погонщики скота
Многие ковбои становились шерифами
лишь после богатой событиями судьбы первопроходца, погонщика или простого
бродяги. За исключением Хопэлонга Кэссиди, редко покидавшего свое
ранчо, большинство ковбоев, фигурировавших в «лошадиных операх» 1930-х
годов, соответствовали образу бродяги в седле. Впрочем, эта же тематика
разрабатывалась и в ряде известных картин категории «А», например
в фильме «Бледнолицый всадник» (с Клинтом Иствудом).
Как доблесть и изобретательность героев древнегреческих мифов или
времен короля Артура проверялись в странствиях и походах, так в вестернах
создавались легенды, в которых их персонажи участвовали в разбойничьих
набегах во время «золотой лихорадки», в погонях за кровными врагами
и опасных путешествиях в дилижансе.
Наиболее захватывающими приключениями такого рода был перегон скота,
в ходе которого ковбоям неоднократно приходилось подтверждать свою
репутацию, путешествуя с громадными стадами по полным опасностей безлюдным
равнинам. Первым фильмом на эту тему стала картина «К северу от 36-й
параллели», вышедшая в 1924 году. Собрать достаточное количество скота,
чтобы действие на экране выглядело реалистично, оказалось столь дорогостоящим
делом, что сцены из этого фильма регулярно использовались в других
вестернах в течении следующих 25 лет.
«РОВНО В ПОЛДЕНЬ» В день своей свадьбы федеральный шериф Уилл Кейн (Гари Купер) получает сведения о том, что убийца, которого он когда-то посадил в тюрьму, намерен вернуться в город, чтобы отомстить ему. Однако, отсрочив начало счастливой семейной жизни со своей избранницей (Грейс Келли), Кейн обнаруживает, что жители Хэдливилла слишком трусливы, чтобы поддержать его, и что ему придется встретить врага в одиночку.
Фильм «Ровно в полдень» кинокритики считают первым психологическим вестерном, главный акцент в нем сделан не на поступках персонажей, а на мотивах, которыми они руководствуются. Картина была искусно сконструирована так, чтобы напряжение постоянно нагнеталось. Действие длится 85 минут — почти столько же, сколько должны были занять события, разворачивающиеся в фильме. Многие также усматривали в этом фильме намек на тех, кто отказывался поддержать своих друзей во время расследования коммунистической деятельности в Голливуде. Джону Уэйну картина «Ровно в полдень» настолько не понравилась, что в пику ей он снял фильм «Рио-Браво». |
Фермеры и животноводы
После выхода в свет фильма Хоуарда
Хоукса «Красная река» (1948) ковбои на экране стали все реже перегонять
свои стада. В то время как картины категории «В» стали переносить
действие на ранчо, обитатели которых подвергались нападениям конокрадов
и угонщиков скота, в центре внимания фильмов «А» оказались богатые
промышленники-животноводы, семейные конфликты больше подходили для
мелодрамы, нежели для классического вестерна.
Брэндон Де Уайлд только что в ужасе отшатнулся, когда обожаемый
им герой Алан Лэдд выхватил револьвер,чтобы отстоять ферму его родителей
в картине Джорджа Стивенса «Шейн» (1953).
Фильмы о скотоводах всегда были более популярны, чем фильмы о фермерах,
занимающихся земледелием. В фильмах о фермерах («содбастерах»), как
правило, рисовались картины тяжелого труда ради выживания. Среди них
следует выделить фильм «Шейн» (1953), который многие считают одним
из лучших вестернов. В большинстве же случаев «содбас-теры» не находили
отклика у зрителей, предпочитавших мысленно переноситься в прерии
или городки, где правит кольт. Кстати, картина «Врата рая» (1980),
ставшая одним из крупных коммерческих провалов в истории кино, представляла
собой приукрашенный «содбастер».
Конец тропы
Освоение последних уголков Дикого
Запада знаменовало собой окончание целой эпохи в истории Америки.
Однако многие ковбои не смогли (или не захотели) изменить свой образ
жизни. Некоторые, как в фильмах «Профессионалы» (1966) и «Дикая стая»
(1969), сделались солдатами удачи, выполнявшими опасные поручения
в Мексике. Другие стали устраивать шоу в стиле Дикого Запада, как
в картине «Буффало Билл» (1944). Эта традиция дожила до наших дней
в виде родео, послужившего фоном для фильма «Джуниор Боннер» (1972)
со Стивом Маккуином в главной роли.
Клинт Иствуд снимает вестерны с 1960-х годов. За это время неоднократно
делались попытки вдохнуть новую жизнь в этот жанр (самый свежий пример
— фильм «Неклейменный», 1994), но ему и по сей день приходится вести
нелегкую борьбу за место под солнцем. Однако тематика вестерна отнюдь
не отошла в прошлое. Его герои ныне широко представлены в иных жанрах,
и стражи закона преследуют злодеев теперь уже на городских улицах,
перестрелки происходят и в открытом космосе, а путешествия по неизведанной
местности совершаются в автомобилях с откидным верхом. Так что вестерн
может с полным правом гордиться тем, что продержался на экране втрое
дольше, чем длилась сама породившая его эпоха Дикого Запада.
Men Гибсон и Джуди Фостер в комедийном вестерне «Неклейменный»
(1994) снятом по одноименному телесериалу, который с успехом шел в
1957-1962 годы.
«НЕПРОЩЕННЫЙ»
Когда шериф Дэггетт — Маленький
Билл (Джин Хэкмен) отказывается должным образом наказать тех,
кто напал на проститутку, ее друзья предлагают вознаграждение
за поимку виновных. Понукаемый нетерпеливым Малышом Шофилдом
(Джеймс Вулветт), ушедший на покой наемный стрелок Уильям Манни
(Клинт Иствуд) нехотя берется за эту работу вместе со своим
бывшим напарником Недом Логаном (Морган Фримен). Однако у него
вскоре происходит конфликт с Дэггеттом, который уже жестоко
обошелся с Англичанином Бобом (Ричард Хэррис), его конкурентом,
также разыскивающим преступников. |
Советуем
посмотреть
Фильмы сняты в США, если не указана другая страна
ПЕРВОПРОХОДЦЫ КАРАВАНЫ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
КАВАЛЕРИЯ
ШЕРИФЫ |
БРОДЯГИ В СЕДЛЕ МСТИТЕЛИ И ИСКАТЕЛИ ПЕРЕГОН СКОТА РАНЧО ФЕРМЕРЫ МЕКСИКА ШОУ В СТИЛЕ ДИКОГО ЗАПАДА «ИТАЛЬЯНСКИЕ» ВЕСТЕРНЫ ЖЕНЩИНЫ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ |