Сценарный монтаж
Как создать видео с хорошим сценарием? Очень просто — необходим сценарный
монтаж.
Просматривая последний блокбастер арантини и замирая от
восторга, выдивляетесь, как ему удалось так состыковать кадры. Бесшовный
монтаж и профессиональный уровень постпроизводства несомненно составляют
основную часть процесса успешного создания фильма, но есть еще кое-что,
чего вы не видите - подготовка "за сценой", закладывающая
основы безупречного кинопроизводства.
Планирование вашего видео является основным элементом хорошего кино,
и неважно, рассчитан ли ваш бюджет на "Титаник", или вы влезете
в долги по меньшей мере на год. Если у вас уже есть идея, персонажи
и сценарий, перед началом съемок необходима раскадровка.
Рисуйте квадратики
Раскадровка - это первый шаг к визуализации. Похожая на
комиксы, она станет "светокопией" вашего проекта и поможет
актерам и команде понять ваше видение фильма.
Раскадровка - это набор квадратиков, представляющих собой различные
кадры. В квадратиках находится грубый набросок того, что должен увидеть
зритель - в точности как в комиксах.
Необходимо также делать пометки, как должна выглядеть сцена и какого
рода кадр планируется к съемке - например, крупный план или общий план.
Кроме того, под каждой рамкой раскадровки дайте ссылку на входную и
выходную точки сценария и основные действия, которые предстоит выполнить
актерам. Не нужно лишних сложностей - сценарий у вас уже есть, надо
просто записать, что вы делаете с камерой, а подробности - на ваше усмотрение.
Ниже мы приводим список стандартных сокращений и их значение (для удобства
будем полагать, что герой фильма - мужчина):
• XLS - очень общий план: мужчина снят с большого расстояния
и его с трудом можно рассмотреть.
• LS - общий план: мужчина на некотором расстоянии.
• MLS или FS - средний общий план или полный кадр: фигура
видна в полный рост, и выше/ниже остается место в кадре.
• MFS - средний полный кадр: фигура видна на три четверти,
обрезаны только ноги ниже колен.
• MS - средний план: фигура обрезана ниже пояса.
• MCS - средний крупный план: фигура обрезана выше пояса.
• CS - первый план: фигура обрезана в нижней части грудной
клетки, чуть ниже подмышек.
• CD - крупный план: в кадре только голова и верхняя часть
грудной клетки (до ключиц).
• VCU - очень крупный план: от подбородка до середины
лба.
• XCU - особо крупный план: детали лица, например глаза.
Обычно полезно отмечать эффективные углы камеры. Если
камера направлена вверх (низкий угол), то снимаемый персонаж выглядит
большим, важным и доминирующим. Съемки сверху (высокий угол) показывают
объект маленьким и незначительным, возможно испуганным. Подобные эффекты
в сочетании с правильно выбранным расстоянием способствуют грамотной
трактовке сценария, VCU (особо крупный план) лица подчеркивает интимность,
клаустрофобию, панику и множество сильных эмоций. Снятое с большего
расстояния лицо создает впечатление отчужденности и одиночества. Наклон
(например, если пол тянется от верхнего левого угла экрана к правому
нижнему) заставляет почувствовать ужас, странность или неуместность
событий. Наклон также высвечивает тот участок экрана, к которому вы
хотите привлечь внимание.
Мы пока обошли вниманием еще одну аббревиатуру - POV (точка зрения).
Это понятие означает, что из кадра должно быть ясно, что тот или иной
персонаж видит, и что камера должна быть наклонена под соответствующим
углом.
Если вы собираетесь использовать масштабирование или отслеживание, вы
можете нарисовать кадр в кадре, или наложить кадр на кадр, чтобы подчеркнуть
это обстоятельство.
|
|
Средний план: девушка появляется на станции,
и выглядит расстроенной. |
Средний план: мужчина покупает цветы |
Существует множество мнений насчет того,
что нужно рисовать при раскадровке. Делайте пометки обо всем, что вам
кажется важным. Аббревиатуры вы можете придумать и сами!
Платите долги
Раскадровка или сценарный монтаж необычайно полезны при
подготовке к съемкам, поскольку высвечивают потенциальные проблемы еще
до их начала. Но есть и еще одна причина, по которой стоит потратить
время на раскадровку, а именно монтаж.
В 1925 году русский кинорежиссер Эйзенштейн разработал метод трактовки
сценария фильма, важное место в котором занимало не повествование с
помощью собственно изображений, а способ их стыковки. Он назвал это
монтажом, и все зрители современных фильмов, особенно триллеров, должны
за это горячо его благодарить.
Монтаж - это Великий Секрет кинопроизводства, поскольку очень немногие
знают, что это такое и как этим конструктивно пользоваться. Его сила
в воздействии на воображение зрителей.
Мы приводим рецепт монтажа. Это еще не настоящий банкет (Эйзенштейн
написал тома на эту тему), но вкус вы почувствуете. Сначала снимите
что-нибудь простое, например, ногу в ботинке, наступившую на ломающуюся
ветку, ковбоя, вытаскивающего ружье, или пирог. Затем возьмите другое
изображение, например, взлетающую птицу, убегающего мужчину или глотающую
слюни женщину. Смонтируйте два изображения и полный вперед! С помощью
монтажа вы можете настроить аудиторию на все, что угодно. Нога в ботинке
наступила на хрустнувшую ветку, и птица взлетела - возникает идея осторожности
перед хищниками. Ковбой вытащил ружье, и мужчина убегает - идея страха.
Пирог - и пускающая слюнки женщина - идея голода. Сами по себе кадры
не создают настроения аудитории, оно возникает при их последовательном
просмотре. А поскольку зрители приходят к определенному выводу сами,
то проблема аутентичности их не волнует. Пока налицо непрерывный характер
освещения и все выглядит убедительно (иными словами, каждый персонаж
смотрит в нужном направлении и снят в правильном положении), а фоновые
помехи и сценарий не противоречат друг другу, это срабатывает. Не обязательно,
чтобы эти кадры снимал тот же человек, в том же месте и даже в том же
веке.
Монтаж применим и к более чем двум кадрам и экономит ваше время. Кадры
с изображением
зацветающего дерева, потом дерева в цвету, потом с опадающими листьями,
и наконец с голыми ветвями показывают, что проходит год. В контексте
с другими кадрами зрители воспринимают каждый отдельный кадр как символ
времени года. Четыре времени года в хронологическом порядке создают
у аудитории представление, что прошел год.
Хорошие примеры монтажа можно увидеть у Хичкока. Обратите внимание,
как он монтирует не связанные между собой кадры и создает новое впечатление
(кроме "Веревки", которая кажется снятой за один прогон).
Сцена, в которой Кэри Гранта обстреливают из пулемета в "North
by Northwest", и более короткая сцена в "Psycho" - вот
два великолепных примера.
Раскадровка по странице показывает, как проще реализовать идею в коротком
видео, не беря в руки камкордер. Помните, что углы и высота камеры вносят
разнообразие в ваше видео. Высокие углы часто ограничивают темп движения
актеров, а некоторые типы кадрирования усложняют передачу человеческих
чувств. Если возможно, сделайте множество кадров, чтобы было из чего
выбирать на этапе редактирования. Кроме того, попытайтесь заставить
работать воображение зрителей и примените монтаж.
Если вы овладеете искусством раскадровки, а в особенности монтажа, вы
сможете сказать все, что захотите, и будете поняты. Неспособность четко
донести до зрителя свои идеи - это не просто ловушка, в которую попадаются
дилетанты, это клеймо. Научитесь воспроизводить сценарий в изображениях,
и как можно меньше полагайтесь на диалоги, тогда, по меньшей мере, все
будет ясно и понятно, и зрители смогут свободно напрячь свое воображение
и получить удовольствие от просмотра вашего фильма,
|
|
Средний план: девушка ждет поезд на платформе. |
Крупный план: мужчине спускается по лестнице,
ищет девушку на платформе |
Последовательность (раскадровки
Раскадровка последовательности дает возможность спланировать
сцену перед записью. Таким образом, вы применяете наилучший (и самый
экономичный!) способ записи фильма. В приведенном нами примере короткой
последовательности. в которой мужчина догоняет свою подругу, собирающуюся
сесть в поезд, не обходимо показать две поездки. Выбранный метод называется
параллельным действием - т.е. камера переключается между двумя сценами,
происходящими в данном случае в разных местах, но в одно время. Снимая
этим способом, мы может выпустить большие куски каждой поездки, и зритель
этого не почувствует. В жизни мы можем переключаться вперед и назад
множество раз, показывая мужчину в том же месте, где была женщина -
но была несколько минут назад. Можно включить кадры со станционными
часами, или показать, как мужчина смотрит на наручные часы. Раскадровка
поможет определить размер кадра - в данном случае это важно, чтобы сломанные
цветы не появились на экране до самого последнего момента. С хорошей
раскадровкой количество потраченного на собственно съемки времени существенно
снижается.
Хотите
сделать раскадровку жизни?
Марк Саймон, художник по раскадровке, работавший для Диснея,
полагает, что начинать лучше ассистентом видеорежиссера. В этом случае
вы узнаете, почему были выбраны те или иные кадры, и как они помогают
раскрыть сценарий.
Неплохо также побывать на нескольких сеансах редактирования. Здесь сценарий
собирают воедино, и вы учитесь понимать, что работает, а что нет. Никакой
теории, чисто практическое приложение. Читайте специальную литературу,
например "Storyboards: Motion In Art" Марка Саймона, где рассмотрены
все аспекты раскадровки от взаимодействия с режиссером и продюсером
и до открытия собственного бизнеса.
|
|
Первый план: мужчина подходит к девушке, она ждет
объяснений. |
Средний крупный план: мужчина вручает довольно
потрепанный букет цветов. |
Эмпирическое правило
Прежде чем вы решите приступить к съемкам, запомните несколько
визуальных правил, которые необходимо соблюдать, если вы не хотите сбить
с толку ваших зрителей.
Самое элементарное из них - это правило 180 градусов. Помимо ограничений
на оборудование и расположение, это обычно означает, что "нельзя
переступать черту", или "нужно сохранять ось кадра".
То есть все действие или диалоги должны быть сняты с одной и той же
стороны. Например, если вы снимаете футбольный матч, в течение всей
игры вы должны оставаться с одной стороны поля, иначе зрители не поймут,
где чьи ворота.
Аналогично, если герой вашего фильма входит в комнату, и справа видит
злодея, он должен продолжать смотреть вправо. Если вы измените положение
и начнете снимать с другой стороны, злодей окажется слева. При монтаже
такие кадры выглядят странновато.
Вы можете менять сторону съемки, только если актеры находятся в движении.
Тогда камкордер будет направлен на актеров, а зрители смогут отследить
движение.
Если вы переходите от общего плана к среднему для того же персонажа
под тем же углом, отдавайте себе отчет в том, что это смотрится странно.
Попробуйте. Это называется "монтаж прыжком", и Спилберг показал,
что это эффективно при нечастом и адекватном использовании. Чтобы ваши
персонажи не прыгали по сцене непреднамеренно, используйте прием "cutaway"
(вставленный кадр, например, часы на стене или вид из окна), чтобы облегчить
переход между кадрами.
|