Редактирование и ретуширование изображений

В этой главе вы узнаете, каким легким может быть цветовое корректирование и ретуширование цифровых изображении, а также познакомитесь с несколькими простыми инструментами, которые вам будут необходимы для преобразования качественных, но не идеальных изображении в самые лучшие.

Изображения, оттенки и тона

Каждое изображение рассказывает историю, но даже наилучшие истории могут выиграть от небольшого редактирования. Одно из многих различий между очень хорошими любительскими изображениями и большинством профессиональных фотографий, которые вы видите опубликованными, заключается в том, что профессиональное изображение, скорее всего, включает некоторое ретуширование, выполняемое в процессе подготовки к печати. Часто что-нибудь такое же простое, как корректировка цветов изображения, может создать впечатляющие улучшения.

Что такое цветовой баланс?

Цветовой баланс является отношением между тремя цветами, используемыми для создания вашего изображения. И в цифровом фотоаппарате, и в сканере это красный, зеленый и синий цвета, зафиксированные сенсором. Регулировки относительного количества каждого из этих основных цветов недостаточно - вам необходимо учитывать следующие три фактора:

  • Интенсивность цвета. - Если у вас слишком много красного, изображение окажется слишком красным. Если у вас слишком много зеленого, оно будет выглядеть слишком зеленым. Слишком много синего - и ваше изображение будет выглядеть так, как будто оно было создано под полной луной в полночь на Северном полюсе. Другие оттенки создаются путем преобладания двух основных цветов над другим, то есть, преобладание красного и зеленого дает желтоватый оттенок, красный и синий создают оттенки пурпурного, синий и зеленый создают голубой оттенок.
  • Насыщенность цвета. - Насыщенность - это показатель того, какая часть оттенка формируется за счет самого чистого цвета, а какая разбавляется нейтральным цветом, таким, как белый или черный. Представьте себе банку с красной и белой краской. Чистая красная краска является очень насыщенной. По мере того как вы добавляете белую краску, цвет становится все менее насыщенным, пока вы не получите различные оттенки розового. Цвет также может стать ненасыщенным путем добавления черной краски, делающей его темнее. Ваш редактор изображений может помочь вам отрегулировать насыщенность цвета, удаляя эти нейтральные белые или черные компоненты.
  • Яркость и контраст. - Эти значения связаны с относительной светлостью или темностью каждого цвета и количеством доступных различных цветовых тонов. Если, скажем, есть только 12 различных оттенков красного на изображении, варьирующихся от очень светлого до очень темного, и только несколько оттенков посередине, тогда красная часть изображения, можно сказать, будет иметь высокий контраст. Если у вас от 60 до 100 различных оттенков красного, красный цвет может быть относительно низкоконтрастным. Яркость определяется тем, были ли эти доступные оттенки сгруппированы в более темных или более светлых областях изображения. Если 80 процентов ваших оттенков красного - темные, красный цвет на вашем изображении будет темным, независимо от того, 12 ли у вас оттенков (высокий контраст) или 100 (низкий контраст). На рисунке 11.1 показаны низкоконтрастное /высококонтрастное и яркое/темное изображения для сравнения.

Рисунок11.1. Левый рисунок является высококонтрастным изображением, правый - низкоконтрастпым. Левая половина каждого рисунка темная, правая -светлая

Причины плохого цвета

Плохой цветовой баланс может возникнуть по нескольким различным причинам. Если ваше изображение было снято с помощью цифровой камеры, вы иногда можете обвинить саму камеру или использованный источник освещения. Если ваше изображение было создано с помощью традиционного пленочного фотоаппарата, а затем отсканировано для создания цифровой версии, тогда могут существовать другие виновники. Основными источниками плохого цвета являются следующие причины:

  • Неправильный источник освещения. - Сенсор вашей камеры, подобно цветным пленкам, сбалансирован для освещения определенного цвета. Дневной свет значительно более синий, чем свет в сумерки. Освещение в помещении имеет красноватый оттенок. Элемент управления балансом белого вашей цифровой камеры должен автоматически скомпенсировать эти изменения. Если этого не происходит, вам нужно переустановить ваш баланс белого или, при использовании пленочной камеры, добавить фильтр, созданный для корректировки неправильного освещения. Подобную цветовую ошибку всегда лучше скорректировать перед тем, как снимать изображение.
  • Источник флуоресцентного освещения. - Главное различие между вольфрамовым освещением и источниками дневного света заключается в пропорциях красного и синего света. В случае с флуоресцентным освещением это не так. Некоторые из этих источников создают освещение, которое имеет сильный дефицит только определенных цветов, например просто определенные оттенки красного. Если вы смотрели на спектр или радугу цветов, создаваемые таким источником освещения, то там всегда присутствовали черные полосы, представляя определенные длины волн света. Многие цифровые камеры имеют настройку флуоресцентного освещения. Если нет, продавец вашей камеры может предоставить вам цветовые фильтры, рекомендующиеся для конкретных типов флуоресцентных ламп. Поскольку на компьютере скорректировать флуоресцентное освещение сложно, вы захотите изучить эту возможность, если вы делаете много фотографий под флуоресцентными лампами и получаете зеленоватые результаты.
  • Искажения в ходе фотолабораторных работ. — Вот еще одно преимущество, которое цифровые камеры имеют по сравнению с пленочными аналогами. Если вы используете сканер для сканирования изображения, вы можете столкнуться с этой проблемой. Оборудование, которое делает отпечатки с цветных негативов, высокоавтоматизировано, но иногда делает неправильные допущения, создавая изображения с плохим цветовым балансом, либо слишком светлые или темные. Смените фотолабораторию, если это случается часто. Попросите, чтобы ваши отпечатки были перепечатаны. Если вам не хочется этим загружаться, вы можете внести изменения на компьютере после того, как отсканируете отпечатки.
  • Неправильное обращение с пленкой. - Еще одно очко в пользу цифрового фотографирования. Пленка портится даже еще до обработки. Если вы обычно храните фотоаппарат в теплом бардачке своего автомобиля или, чтобы отщелкать всю пленку, вы тратите год или более, вы можете получить цветные отпечатки, которые будут пожелтевшими - иногда довольно значительно. Если ваши отпечатки имеют противный пурпурный оттенок или даже некие вспышки радужных оттенков, ваши негативы, вероятно, пострадали от небрежного обращения. К несчастью, пленку, которая приобрела противный цветовой оттенок, нельзя скорректировать.
  • Смешанные источники освещения. - Использование источников освещения с различными цветовыми балансами может придать вашим изображениям такой же пестрый вид. Возможно, вы направили свою вспышку на такую поверхность, как, например, цветная стена или потолок, и изображения вобрали в себя цвет этой поверхности. Или, возможно, вы сделали снимок внутри помещения, где был сильный источник вольфрамового освещения, но объект находился около окна и был частично освещен дневным светом. Как исправить? Не делать этого. Если некоторая часть вашего изображения освещается цветной вспышкой или дневным светом, льющимся через окно, а другие части другим источником освещения, вы найдете, что исправить это будет очень сложно. Подумайте о превращении этой фотографии в художественный снимок.
  • Выцветшие цвета. - Краски на цветных отпечатках и слайдах нестабильны и изменяются, когда подвергаются яркому свету или теплу долгое время, или без дополнительных причин, даже если вы храните их в темноте, за значительно более длинные периоды (скажем, 5-20 лет или более). В случае цветных отпечатков вы можете иногда сделать новую распечатку с оригинального негатива, если сможете найти негатив и если он содержался в холодном, темном месте. Отпечатки и оригинальные слайды с выцветшим цветом часто могут быть скорректированы на компьютере после сканирования, поскольку изменения цвета часто происходят быстрее в одном цветовом слое, чем в другом. Вы, возможно, сможете добавить потерянные цвета, уменьшая количество других цветов на фотографии.

Простое исправление цветового баланса

Цветовая коррекция может быть довольно сложной, а я пообещал вам в начале этой книги не тратить много места на описание техник редактирования изображений, когда вы приобрели этот том, чтобы узнать о цифровой фотографии. Я считаю, что, если вы хотите книгу по Photoshop, вы пойдете и купите книгу по Photoshop. Поэтому я постараюсь описать в этом разделе лишь простые и легкие вещи, давая вам достаточно информации для начала работы.
Помните о том, что никакие техники коррекции не смогут добавить деталей или цвета, которых нет. Все техники хорошо работают с фотографиями, которые, скажем, имеют все необходимые цвета, но слишком много одного или другого
оттенка. Избыточный цвет может быть удален, и вы получите хорошо сбалансированное изображение. Или вы можете усилить другие цвета, так что они опять же будут сбалансированы. Ваша программа редактирования изображений делает это путем изменения окраски некоторых пикселей, цвет которых относительно близок к цвету, количество которого вы хотите увеличить, на данный цвет.
Удаляя один цвет или изменяя некоторые цвета на другие, вы не добавите какой-либо цвет в ваше изображение: в любом случае вы удаляете цвет. Поэтому, если у вас есть фотография, которая безнадежно и непреодолимо зеленая, вам не повезло. Когда вы удалите весь зеленый, там может не остаться никакого цвета. Или вы можете добавлять пурпурный цвет до тех пор, пока лицо вашего объекта не станет синим, и все, что вы получите, - это более темную фотографию. Вы должны начать тренировку с приемлемого изображения, цветовая коррекция больше подходит для тонкой настройки, чем для общей реконструкции.

Использование элементов управления цветовым балансом

Первый способ цветовой коррекции изображения - это использование элементов управления цветовым балансом, которые есть практически в любой программе редактирования изображений. В зависимости от вашего конкретного программного продукта, вам, возможно, придется потрудиться, прежде чем вы обнаружите набор ползунковых механизмов регулировки, которые могут быть использованы для настройки всех цветов изображения. Независимо от того, какую программу вы используете, диалоговое окно будет выглядеть примерно так, как показано на рисунке 11.2, с некоторыми отличиями.

Рисунок 11.2. Большинство редакторов изображений имеют ползунковые элементы управления или сходные механизмы регулировки, которые вы можете использовать для непосредственной модификации баланса цветов

Они позволяют вам регулировать пропорции определенного цвета, от 0 до 100 процентов, или в некоторых случаях вы можете либо добавить один цвет, либо уменьшить количество двух остальных цветов. Например, перемещая регулятор Голубой/Красный (Cyan/Red) вправо по направлению к красному концу, вы добавляете красного и уменьшаете голубой, и вы получите точно такой же эффект, перемещая регуляторы Пурпурный/Зеленый (Magenta/Green) и Желтый/Синий (Yellow/Blue) на то же расстояние влево. Этим легко овладеть, если ваш редактор изображений показывает предварительный просмотр вашего изображения в реальном времени по мере того, как вы перемещаете регулятор. Самой главной задачей является принятие решения, в какую сторону вам нужно изменять цвет. Пурпурный может быть похож на красный, и сложно отличить голубой от зеленого.
Adobe Photoshop Elements, который должен в конечном счете заменить Photo Deluxe и программу Photoshop LE, поставляемую со многими сканерами и цифровыми камерами, использует другой подход. В Elements вам подскажут щелкнуть инструментом «пипетка» на области своего изображения, которая должна быть черной, белой или серой. Программа затем добавит или уменьшит количество цвета, чтобы сделать цвет этой области нейтральным, без необходимости управления ползунковым регулятором с вашей стороны.

Использование элементов управления Оттенок/насыщение

Вы также можете скорректировать цвета изображения с помощью элементов управления Оттенок/насыщение/Яркость (Hue/Saturation/Lightness (Brightness), имеющихся в большинстве редакторов изображений. Преимущество коррекции цвета, таким образом, заключается в том, что вы можете изменить насыщенность отдельных цветов или всех цветов в изображении, без изменения оттенка или яркости этих цветов. Метод цветового баланса изменяет только соотношения между цветами и оставляет насыщение таким же.
Эти диалоговые окна, как те, что показаны на рисунке 11.3, имеют три основных элемента управления. Они позволяют вам изменять только насыщение, модифицировать общий цвет (делая все цвета более красноватыми, зеленоватыми, голубоватыми и так далее) или изменять общую яркость изображения, в то же время оставляя насыщение и оттенок неизменными.

Рисунок 11.3. Регуляторы Оттенок/насыщение в программе Adobe Photoshop Elements являются типичными элементами управления, имеющимися в большинстве редакторов изображений

Например, у вас может быть фотография праздника, на которой нужно усилить красные и зеленые цвета, но с приглушением синего. Возможно, зеленая трава и листва создают нежелательный цветовой оттенок, и вы хотите изменить все зеленые оттенки тем или иным образом, чтобы улучшить цвет. Или, возможно, вы хотите затемнить или осветлить только один цвет на изображении.

Использование режима вариаций

Большинство редакторов изображений предлагает режим вариаций, в котором программа генерирует несколько версий изображения, размещаемых по кругу или иным образом, так что вы можете просмотреть небольшую копию каждого варианта и сравнить их. Режим Вариации (Variations) программы Photoshop Elements является примером этого метода. Вы можете увидеть диалоговое окно этого режима на рисунке 11.4.

Рисунок 11.4. Выберите лучший цвет из набора примеров с помощью режима вариаций

В верхнем левом углу вы найдете уменьшенную копию оригинала своего изображения, сопровождаемую предварительным просмотром изменений, которые вы внесли. По мере того как вы применяете коррекции, пиктограмма Текущая вариация (Current Pick) будет изменяться. Непосредственно под данной находится другая панель с текущей вариацией, окруженной шестью другими версиями, каждая из которых смещает акцент цветового баланса в сторону различных цветов: зеленого, желтого, красного, пурпурного, синего и голубого. Они показывают, как ваша текущая вариация может выглядеть при использовании данного типа коррекции. Вы можете щелкнуть на любой из этих картинок, чтобы применить эту корректировку к текущей вариации. Справа от круга этих изображений находится панель с тремя примерами изображений: текущая выбранная вариация в центре с более светлой версией выше и более темной - ниже.

Инструменты ретуширования

Фотография всегда была отчасти творчеством, отчасти наукой и отчасти изобразительным искусством, с небольшой примесью алхимии и магии. Первые фотографы часто были квалифицированными ремесленниками, которые создавали свои собственные камеры, химиками-любителями, которые делали светочувствительными фотографические пластинки, а также художниками. Появление цифровой фотографии снизило необходимость научных познаний и дало художнику, который сидит в каждом из нас, более мощные кисти и бесконечную палитру цветов, инструментальных средств и эффектов.
Цель простого ретуширования часто заключается в удалении дефектов фотографии. Конечно, дефект часто виден лишь в глазах зрителя (если не в мешках под ними). Портрет выпускника средней школы (юноши или девушки), на котором кожа объекта не совсем гладкая как шелк, иногда считается бедствием теми, кто еще только вступает на тернистую дорогу взросления. С другой стороны, удаление характерных морщин с лица 60-летнего президента корпорации должно вызывать возмущение. Подчеркнуть стальной блеск в глазах может быть более важным. В рекламной фотографии продукт должен быть представлен абсолютно точно, и 20 часов ретуширования могут быть намного менее дорогими, чем еще одна съемка с повторной организацией места съемки, поддерживающего оборудования, задействованием моделей и хорошо оплачиваемых фотографов.
Вы никогда действительно не поверите, что изображение стоит 1000 слов, пока кто-нибудь не начнет критиковать одну из ваших любимых фотографий. Тогда на самом деле покажется, что слова текут ручьем! В ряду ваших проблем могут быть пятна от пыли в отсканированном изображении, дефекты вашего объекта (как, например, пятна на коже или мешки под глазами) или просто что-то, что появляется на фотографии, но чего вы не хотите там видеть.
Я не собираюсь рассказывать вам, как использовать каждый из этих инструментов (целые книги посвящены этому), но я кратко опишу основное оружие, которое должно быть в вашем арсенале для редактирования изображений.

Клонирование и инструмент Резиновый штамп

Инструмент клонирования, обычно представляемый значком Резиновый штамп (Rubber Stamp), дублирует часть изображения, пиксель за пикселем, в месте, которое вы выбрали. Аналогия со штампом, однако, не очень хороша, поскольку вы на самом деле рисуете с помощью кисти, у которой вы можете изменять размер и управлять ею другими способами, позволяемыми вашим редактором изображений (например, прозрачность изображения или некоторые другие возможности).
Клонирование может использоваться для копирования частей изображения в другое место на данном или другом изображении. Если снимок пустыни кажется вам слишком пустынным, один кактус может быть размножен на нем или даже скопирован из другого изображения пустыни. Вы можете добавить окно в стене здания, срисовав его с окна другого здания с помощью инструмента клонирования.
Некоторые редакторы изображений клонируют части изображения такими, какими они уже были, когда вы начали процесс: если вы попытаетесь скопировать область, которая уже была модифицирована клонированием, вы примените пиксели оригинала, а не изменения. Это помогает вам избежать повторяющихся образцов, что происходит, когда вы клонируете клон. Если ваша программа не работает подобным образом, создайте дубликат вашего оригинала и клонируйте с него, чтобы избежать проблем.
Если вы просто ретушируете фотографию без намерения добавлять или удалять что-либо, кроме дефектов, инструмент клонирования будет полезен для копирования частей изображения на области, которые вы хотите заменить. Или вы можете объединить несколько изображений, чтобы создать виды, которых вы не встретите в природе, как показано на рисунке 11.5.

Рисунок 11.5. Используйте клонирование и компоновку для объединения нескольких изображений в одно

Инструменты осветления и затемнения

Когда цветные или черно-белые отпечатки делают путем выдержки светочувствительной бумаги под фотоувеличителем, работник фотолаборатории может модифицировать вид изображения. Это делается посредством передержки (затемнения) некоторых областей отпечатка (burning) и недодержки (осветления) других областей (dodging).
Вы можете использовать инструменты dodging и burning для осветления некоторых теней под и над глазами объекта или можете использовать инструмент burning для затемнения областей, которые слишком светлы. Эти инструменты являются хорошим вариантом выборочного осветления и затемнения только частей изображения вместо всей фотографии. Чтобы создать изображение, показанное справа на рисунке 11.6, я использовал затемнение, осветление и клонирование, а также инструменты Смазывание/Резкость (blur/sharpen) и поворота, которые будут описаны далее.

Рисунок 11.6. Сможете найти шесть различий между этими двумя фотографиями? А шестьдесят?

Инструменты смазывания и повышения резкости

В русифицированных версиях Photoshop инструмент «Blur» обычно переводится как «Размытие». - Примеч. науч. ред.
В русифицированных версиях Photoshop инструмент «Sharpen» обычно переводится как «Резкость». - Примеч. науч. ред.

Редакторы изображений ммеют модули поддержки (plug-ins) под названием фильтры (с которыми мы познакомимся в следующей главе), которые обрабатывают все изображение или только выбранную область для создания определенного специального эффекта, как, например, смазывание или повышение резкости. Большинство также имеют специальные инструменты-кисти, которые можно использовать для создания эффекта смазывания или повышения резкости на части изображения путем закрашивания.
Повышение резкости несложно понять. Нечеткая фотография - это плохо, так что повышение резкости должно быть хорошим, правильно? Необязательно. Вы должны использовать инструмент повышения резкости осторожно, чтобы избежать того, что ваше изображение будет слишком резким. Если изображение или его часть стали очень резкими, дефекты изображения становятся более заметными, будь это пятна от пыли, царапины на отсканированном отпечатке или пиксели на цифровой фотографии.
А смазывание не всегда плохо. Фактически выборочное смазывание неважных областей вашего изображения может сделать остальную часть изображения более резкой по контрасту. Смазывание также ценно для минимизации дефектов, включая упомянутые выше точки от пыли или царапины. На рисунке 11.7 показано изображение, резкость которого была увеличена с помощью смазывания фона!

Инструменты изменения размеров изображения

Редакторы изображений позволяют вам изменять размеры всего цифрового изображения или его части, в то же время оставляя остальную область незатронутой. Давайте сделайте футбольный мяч огромным. Увеличьте это дерево, растущее на вашем дворе, чтобы увидеть, как оно будет выглядеть через 15 лет. Сделайте продукты вашей компании больше по сравнению с товарами ваших конкурентов.
Инструменты изменения масштаба изображения можно использовать для пропорционального изменения размера картинки или объекта (то есть одинаково во всех направлениях) или только в одном направлении. Я использовал этот инструмент, чтобы сделать себя выше и тоньше, растянуть стену или сделать клочок неба, который я вклеил в изображение, шире, чтобы заполнить большую область.

Рисунок 11.7. Смазывание фона делает передний план намного резче

Инструменты обрезки

Инструменты обрезки (cropping) позволяют вам удалять избыточную область изображения из своих фотографий, обеспечивая более интересную композицию изображения либо создавая изображение, которое больше соответствует размерам рамки или тому месту, которое вы ему отвели в публикации.

Инструменты поворота

Используйте инструменты поворота (orientation), чтобы повернуть изображение горизонтально или вертикально, чтобы отрегулировать композицию или просто обеспечить вид под другим углом. Редакторы изображений также позволяют вам вращать изображения вокруг своей оси в любую сторону, например, так, что кажется, будто вы карабкаетесь по склону горы, хотя на самом деле в оригинале вы идете по плоской земле и просто наклонились вперед.

Инструменты компоновки

Термин «инструменты компоновки» относится к широкому набору функций редактирования изображений, которые позволяют вам удалять части изображений или вставлять их где угодно в той же самой фотографии или совсем в другом изображении. Средства компоновки включают инструменты выделения, которые позволяют вам выделить части изображения и растушевать или объединить элементы, чтобы объединить изображения вместе.
Растушевка (feathering) позволяет создать размытую границу выделенной области. -Примеч. науч. ред.

Как только вы ими овладеете, эти инструменты будут помогать вам в следующем:

  • Реконструкция фотографии. - Изображения возрастом от 20 до 150 лет могли быть повреждены разрушительным действием времени, и вам нужно будет удалить царапины, заменить потерянные части фотографии и, возможно, восстановить черты лица с помощью оставшихся фрагментов.
  • Искаженные фотографии. - Это фотографии с большими отклонениями от желаемого содержания. То есть там дерево растет из чьей-либо головы, нежелательный наблюдатель глазеет на ваш основной объект или что-нибудь в этом роде. Ваша работа заключается в удалении этих элементов.
  • Глобальная хирургия лица. - На фотографии на вашем объекте очки, но на самом деле он перешел на контактные линзы много лет назад. Неудачное освещение, подчеркнувшее немного выпуклые уши, превратило их из характерной особенности в черту, которая бы заставила покраснеть от зависти вашего бобика. Плохие тени добавили кому-нибудь второй подбородок. Они на самом деле не выглядят так, как на этой фотографии, - можете ли вы улучшить ее?

Что дальше?

Ретуширование является только половиной работы с изображением. Иногда вы захотите сделать большее, чем простое исправление фотографии. Временами вам может прийти идея изменить ее кардинальным образом с помощью специальных эффектов, подобных тем, что имеются во всех редакторах изображений. В следующей главе я покажу вам некоторые вещи, которые вы можете сделать.

Используются технологии uCoz