Специальные эффекты

Редакторы изображений могут превратить тусклое изображение в картину старых мастеров с помощью мазков деликатной кисти niu создать ошеломляющие, живые цветовые изменения обычной фотографии. Эта глава познакомит вас с магией, которую вы сможете применять с помощью этих инструментов.

Создание специальных эффектов с помощью фильтров

Хотите ли вы превратить свои изображения в каскад искрящихся пикселей или просто добавить им некоторой дополнительной четкости или контраста тусклым или смазанным областям, модули специальных эффектов под названием фильтры могут полностью переделать все или часть цифровой фотографии или отсканированного изображения. Вы также можете использовать эти дополнения для внесения невидимых изменений, которые делают хорошее изображение еще лучше.
На самом деле фильтры являются по своей природе миниатюрными программами, созданными для манипуляции пикселями вашего изображения. Например, фильтр Invert (Инвертировать), который есть во всех редакторах изображений, изучает каждый пиксель по очереди и просто преобразует его значение на точно противоположную величину. Пиксель чистого белого или светлосерого цвета будет изменен на чисто черный или темно-серый, а значение цветного пикселя будет изменено на противоположное (темно-синий пиксель станет светло-желтым и так далее).
Другие фильтры могут удалять пиксели полностью или перемещать их в изображении по отношению к другим, которые остаются на месте. Мини-программы, которые представляют собой фильтры, могут быть очень простыми и не требовать пользовательского ввода, или они могут быть чрезвычайно сложными и изобиловать диалоговыми окнами, ползунковыми элементами управления, кнопками и окнами предварительного просмотра.
Фильтры делятся на несколько различных категорий, включая следующие:

  • Фильтры улучшения изображения (image enhancement filters) - Эти фильтры улучшают внешний вид изображений, не внося сильных изменений в их содержимое. Повышение резкости (sharpen), нечеткое маскирование (unsharp masking), фильтры смазывания (blur) и другие в этой категории могут быть применены ко всему изображению или только к той его части, которую вы выбрали.
  • Смягчающие фильтры (Attenuating filters). - Я позаимствовал это слово из фотографического мира для описания фильтров, которые действуют подобно куску стекла или другого вещества, располагаемого между изображением и вашим глазом и переносящего текстуру или поверхность объекта на ваше изображение. Подумайте о куске покрытого инеем стекла, просвечивающем куске холста или зернистом листе фотографической пленки. Эти или любые из дюжин других фильтров, включая большинство фильтров шума (noise) и текстуры (texturizing), могут изменить текстуру или исказить ваше изображение предсказуемым образом. Смягчающие фильтры могут применяться для всего изображения или только для выбранной области.
  • Искажающие фильтры (Distortion filters). - Эти фильтры действительно перемещают пиксели из одного места на изображении в другое, обеспечивая серьезное искажение фотографии. Фильтры, которые преображают ваше изображение в сферическое (sphere), погружают его в водоворот (whirlpool), заставляют пульсировать (ripple), кружиться (twirl) или обрезают кое-где биты, могут обеспечить полное искажение некоторой части или всего изображения.
  • Фильтры пикселизации (Pixelation filters). - Это группа фильтров, вносящих изменения в текстуру или поверхность, очень сходных со смягчающими фильтрами, но они также принимают во внимание размер, цвет, контраст или другие характеристики пикселей. Эти фильтры включают кристаллизацию (crystallize), меццо-тинто (mezzotint) и большинство фильтров, использующих кисть. Такие фильтры не просто ретушируют конкретную текстуру - вид каждого измененного пикселя объединяется с основным изображением. На рисунке 12.1 показано одно и то же изображение, обработанное фильтром искажения Рассеянный свет (Diffuse Glow программы Photoshop Element) слева и фильтром пикселизации Фаска (Facet) справа.

Рисунок 12.1. Одно и то же изображение, обработанное фильтром Рассеянный свет (слева) и фильтром Фаска (справа)

  • Фильтры визуализации (Rendering). - Эти фильтры создают что-то из ничего, тем же способом, которым программа придания объема создает затененную модель объекта из двухмерного образца. Эти фильтры могут использовать или не использовать часть основного изображения в процессе своей магической работы: фильтр Adobe Clouds (Облака), имеющийся в Photoshop Elements и других редакторах изображений, создает произвольные пушистые облака в выбранной области, в то время как Difference Clouds преобразует часть изображения для создания сходного эффекта. Фильтры светорассеяния в объективе (Lens flare) и эффектов освещения (lighting effects) генерируют освещение из воздуха, в то время как фильтры хрома (chrome) создают эффекты блестящей поверхности.
  • Фильтры повышения контраста (Contrast-enhancing filters). - Эти фильтры оперируют различиями в контрасте, которые существуют на границе двух цветов в изображении. Контраст увеличивается при повышении яркости более светлых областей и уменьшении яркости темного цвета. Поскольку эти границы чаще всего являются краями объектов изображения, фильтры повышения контраста делают края более четкими. Эффект отличается от фильтров повышения резкости, которые также используют увеличение контраста. Фильтры этой категории включают различные группы фильтров, включая Find Edges, Glowing Edges, Accented Edges, Poster Edges, Ink Outlines и даже большинство фильтров Emboss и Bus Relief. На рисунке 12.2 показано наше тестовое изображение с применением фильтра визуализации (Lighting Effects) слева и фильтра повышения контраста (Poster Edges) справа.

Рисунок 12.2. Фильтры визуализации, такие, как Lighting Effects (слева), создают интересные специальные эффекты, в то время как фильтры повышения контраста, такие как, Poster Edges (справа), подчеркивают границы объекта

Использование фильтров

Некоторые общие советы относятся почти ко всем фильтрам, с которыми мы будем работать. Применяя фильтр, помните о следующем:

  1. Выделите часть изображения, на которой фильтр будет применяться, используя инструменты выделения вашего редактора изображений, включая маркировки (marquee), лассо (lasso) или волшебную палочку (magic wand). Если вы не выделите часть изображения, фильтр будет применен ко всему изображению. Поскольку применение фильтра может занять от нескольких секунд до нескольких минут, вы, возможно, захотите поработать с частью изображения до применения фильтра ко всей картинке. На рисунке 12.3 показано изображение, где фильтр был применен только к части фотографии (в данном случае это небо).
  2. Выберите фильтр из меню фильтров вашего редактора изображений. Некоторые фильтры, называющиеся фильтрами быстрого применения, действуют немедленно без необходимости дополнительного ввода вами данных (фильтры программы Elements Резкость (Sharpen) и Смазывание (Blur) являются примерами этого типа фильтров). Другие предлагают диалоговое окно с элементами управления, с помощью которых вам нужно установить необходимые значения.
  3. При использовании фильтра, который включает диалоговое окно, вы обычно увидите окно предварительного просмотра, которое дает вам представление о том, что фильтр делает при его применении к выделенной части изображения.
  4. Примените фильтр, нажав на кнопку ОК или Применить (Apply).
  5. Когда работа фильтра завершена, будьте осторожны и не сделайте что-нибудь еще (например, не переместите выделение), пока не решите, хотите ли вы оставить этот эффект. Таким образом вы сможете быстро отменить фильтр и применить другой эффект.

Рисунок 12.3. Фильтры часто наиболее эффективны при их применении только к части изображения

Повышение резкости и смазывание

В последней главе я упоминал о том, как повышение резкости - и даже смазывание - можно использовать, чтобы повысить качество цифрового изображения. Повышение резкости и смазывание работают в своей основе одинаково, повышая или уменьшая контраст между соседними пикселями. При применении фильтра резкости (sharpen) возникает эффект большего выделения деталей и повышения четкости краев. При смазывании (blur) все происходит наоборот.
Когда вы используете фильтры повышения резкости или смазывания в большинстве редакторов изображения, они воздействуют на все изображение или выделенную область. Вы также найдете различные вариации этого фильтра, такие, как фильтры повышения четкости краев (sharpen edges), которые подчеркивают края в изображениях, фильтры нечеткого маскирования (unsharp mask), которые делают то же самое, но с предоставлением большего управления пользователю, и фильтры смазывания Гаусса (Gaussian blur), которые позволяют вам применять те же элементы управления к смазыванию. Вот несколько советов по использованию фильтров повышения резкости и смазывания:

  • Запомните, что фильтры повышения резкости увеличивают контраст, в то время как фильтры смазывания его уменьшают. Если ваше изображение является низкоконтрастным, поэкспериментируйте сначала с применением фильтров резкости, а затем отрегулируйте яркость/контраст вашего резкого изображения. Действуя в обратном порядке, вы можете получить изображение, которое имеет слишком резкий контраст на ваш вкус.
  • Фильтры увеличения четкости краев и нечеткого маскирования помогут избежать эффекта зернистости, который вы получаете при использовании общего повышения резкости.
  • Здания и другие сильно текстурированные объекты, которые содержат много мелких деталей, могут выиграть от общего повышения резкости, как вы можете видеть на рисунке 12.4.
  • Люди и лица часто выглядят лучше при повышении резкости лишь краев. На большинстве портретов контуры глаз и других черт должны выглядеть четко, но вы не захотите подчеркивать каждый недостаток кожи.
  • Попытайтесь с помощью одного из фильтров смазывания гладко объединить вставленный участок с остальным изображением. Этот эффект может обеспечить более мягкий переход, если вставляемая область имеет больше шума, зерна или резкости, чем изображение, в которое она вставляется.

Рисунок 12.4. Строения и другие объекты с большим количеством деталей выдерживают сильное повышение резкости без предварительного выбора

Нечеткое маскирование является техникой, которая раньше применялась для изображений, создаваемых на плоской фотопленке. Для того чтобы применить этот эффект, из оригинального негатива создается позитив (негатив негатива, так сказать). Позитив будет немного смазан, что слегка расширит изображение. Когда позитив и негатив объединяются вместе и используются для создания нового изображения, светлые области позитива соответствуют темным областям негатива, и наоборот, уравновешивая друг друга до некоторой степени. Тем не менее на краях изображения смазывание, имеющееся в позитиве, создает области, которые не уравновешиваются, что приводит к появлению более светлых и темных линий с каждой стороны края. Этот дополнительный акцент на краях изображения добавляет видимую резкость. Компьютеру довольно легко имитировать смазанную маску позитива, а затем соединить ее с негативом оригинала изображения - с дополнительным преимуществом возможности управления эффектами в режиме реального времени.

Устранение пыли, царапин и артефактов

Если вы работаете с отсканированным изображением, вам, возможно, понадобится фильтр устранения пыли/царапин вашего редактора изображений, который выборочно смазывает области вашего изображения, содержащие точки, пятна, царапины и другие дефекты. При применении такого фильтра редактор изображений обычно изучает каждый пиксель в изображении, двигаясь к краям по кругу, в поисках грубых переходов оттенков, которые могут указывать на наличие пятна грязи на изображении. Если такое пятно обнаруживается, область смазывается, чтобы минимизировать видимость дефекта.
Фильтры очистки от пыли и помех (Despeckle) некоторым образом сходны с фильтрами повышения резкости. Вместо повышения контраста на краях и оставления остальной части изображения или выбранной области незатронутой, фильтры очистки от помех уменьшают контраст во всей выделенной области, за исключением краев. В обоих случаях края получаются сравнительно более четкими, чем остальная часть изображения. Не спутайте этот фильтр со средством удаления пятен и царапин. Такой фильтр может удалить пятна от грязи из изображения посредством применения эффекта смазывания, но это плюс - фильтры очистки от пыли и помех являются намного более «тупыми» программами, которые не ищут пятна специально.
Вы можете понять, какой фильтр по улучшению изображения использовать, с помощью следующих указаний:

  • Если на вашем изображении присутствуют точки от пыли в различных местах и вам не нужно повышать четкость краев, используйте фильтры удаления пятен.
  • Если ваше изображение уже сравнительно четкое, в местах, где есть нежелательная деталь или шум на изображении, используйте фильтр очистки от пыли и помех, чтобы создать эффект смазывания, который не затронет детали краев.
  • Если ваше изображение не содержит чрезмерного шума, используйте фильтр повышения резкости краев, чтобы подчеркнуть их немного без получения нежелательной текстуры.
  • Если вам необходимо контролировать, насколько сильно изменяется резкость изображения, используйте фильтр нечеткого маскирования вашего редактора изображений.

Фильтры шума

Фильтры шума (noise) смазывают изображения особым образом, добавляя произвольные пиксели к изображению или выделенной области, тем самым заменяя имеющиеся там детали шумом. Добавление шума смазывает изображение, не уменьшая его контрастности. Кроме того, стандартные фильтры смазывания затемняют детали изображения, все сглаживая и уменьшая контраст. Вы, возможно, не захотите применять этот эффект, если в результате получите ровную поверхность, которая выглядит фальшиво, поскольку должна иметь некоторую текстуру.
Вместо этого фильтры шума добавляют текстуру в области, которые стали слишком гладкими после использования других эффектов или фильтров или были закрашены от царапин с помощью кисти без применения текстуры. Добавление шума может действительно помочь этим гладким областям, плавно соединяя их с другими частями изображения, которые имеют текстуру. В других случаях немного шума может замаскировать очень тонкие царапины или пятна от пыли на изображении.
Если вы получили область с резкими переходами с одного цвета на другой на одной из своих фотографий (например, изображение неба с наличием оттенков от светло-синего до темно-синего), добавление небольшого шума может сгладить эти переходы цветов.

Добавление специальных эффектов

Существует множество хороших редакторов изображений, которые вы можете использовать для добавления специальных эффектов в свои цифровые фотографии. Вы также можете найти много интересных наборов эффектов от сторонних производителей, которые расширяют возможности даже наиболее богато обеспеченного фильтрами редактора изображений. Среди моих любимых - почтенные Kai's Power Tools (теперь называемый KPT, поскольку компания Kai Krause прекратила свою деятельность в сфере работы с графикой) от Corel, самые прогрессивные программы Eye Candy 4000 и Xenofex, созданные сумасбродами из Alien Skin Software, а также богатый набор фильтров от Andromeda, дающий возможность применения многих популярных фотографических эффектов. Перспективной новинкой является DreamSuite от Auto FX Software, полноценная отдельная программа, которая также может использоваться в вашем любимом редакторе изображений Photoshop, являясь совместимой с его модулями поддержки.
Автор использует переведенный здесь термин plug-in-compatible. - Примеч. науч. ред.

Kai's Power Tools

Дополнительный набор инструментов КРТ поставляется в трех различных версиях, каждая из которых имеет различные фильтры. Наиболее широко распространен КРТ 3, последняя версия Kai's Power Tools, в использовании которой может разобраться каждый. Несмотря на необычный интерфейс, который некоторые называют инструментальной панелью марсианского автомобиля, КРТ 3 включает некоторые легкие в использовании и полезные фильтры, включая инструменты изменения объектива (glass lens), фрактальные (fractal) эффекты и мой любимый инструмент Водоворот (Vortex Tiling), который может превратить простую фотографию бабочки, исследующей цветок, в калейдоскоп удивительной красоты, как вы можете видеть на рисунке 12.5.



Рисунок 12.5. Фильтр из набора инструментов Kai's Power Tools под названием Vortex Tiling создает данный эффект, позволяя нам увидеть цветок глазами бабочки

КРТ 5 и КРТ 6 являются еще более профессиональными наборами инструментов, таких, как Frax 4D, который создает потрясающие объемные изображения, возможно не имеющие ничего общего с вашей оригинальной фотографией. Профессионалам, которые работают с графикой, использующим эти наборы инструментов в своей ежедневной работе, они нравятся, поскольку КРТ позволяет им получить такие виды изображений, которые невозможно воспроизвести с помощью любых других инструментов. На рисунке 12.6 показан инструмент КРТ Blurrrr, один из наиболее понятных модулей поддержки в наборе, в действии.

Рисунок 12.6. В КРТ 5 и КРТ 6 встроены продвинутые - по-настоящему продвинутые — возможности

Alien Skin

Вы поймете, что Alien Skin Software - это компания с определенным отношением к жизни, когда увидите их корпоративный девиз («Мы никогда не носим костюмы») и должности на их визитных картах (министр пропаганды, межпланетный нарушитель спокойствия и секретное оружие). Два их основных продукта, Eye Candy (EC) 4000 и Xenofex, являются столь же новаторскими.
ЕС 4000 включает самые лучшие фильтры из тех, что доступны на рынке, по созданию эффектов огня и воды, включая несколько очень интересных модулей водяных эффектов. Вы найдете, что оба эти продукта незаменимы, когда захотите изобразить объект в огне или струи воды, стекающие с предмета, на своем изображении, как я сделал в изображении на тему птицы феникса, показанном на рисунке 12.7.

Рисунок 12.7. Используйте Eye Candy 4000, когда захотите добавить эффекты огня и серы в свои изображения

Eye Candy позволяет легко создавать интересные текстуры - такие, как мех, стекло, дерево и рогожа, - и выполнять все это чудодейство с помощью интерфейса, который прост и интуитивен в использовании, как вы можете видеть на рисунке 12.8.
Xenofex - более раннее, но достойное похвалы творение людей из Alien Skin, со своим собственным, полностью отличным набором эффектов, включая уникальные фильтры Baked Earth, Electrify и Flag. Интерфейс, показанный на рисунке 12.9, немного отличается от интерфейса программы Eye Candy, но так же прост в изучении.

Рисунок 12.8. Интерфейс Eye Candy 4000 легок в использовании

Рисунок 12.9. Xenofex компании Alien Skin предоставляет свой собственный набор инструментов для создания специальных эффектов, которые легко применять с помощью нескольких ползунковых регуляторов

Auto FX DreamSuite

DreamSuite - это новый пакет эффектов, который вы можете либо использовать отдельно, либо запустить в своем любимом редакторе изображений. Он включает более дюжины мощных эффектов, которые позволяют вам применять эффекты кубизма (cubistic), жидкого металла (liquid metal), границ и рамок фотографии, эффекты ряби (ripple) и другие интересные улучшения. Подобно программистам из Alien Skin, профессионалы по работе с изображением из Auto FX на самом деле вложили некоторые усилия в создание эффектов, которых вы нигде больше не найдете. Программа DreamSuite показана на рисунке 12.10.

Рисунок 12.10. DreamSuite - это новый пакет эффектов с несколькими оригинальными, единственными в своем роде возможностями

Образцы специальных эффектов

Если вы подсчитаете специальные эффекты, встроенные в некоторые редакторы изображений (которые насчитывают около 100), и дюжины, доступные от сторонних производителей программного обеспечения, возможности улучшения ваших фотографий покажутся вам умопотрясающими. Объяснение того, как применять определенные эффекты с помощью всех этих инструментов, выходит за рамки данной книги. Тем не менее, чтобы вы могли получить общее представление, я собираюсь предоставить вам галерею усовершенствованных фотографий с краткими описаниями того, что было использовано для их создания. Вы не захотите дублировать мои изображения точно такими, какие они есть, в любом случае, но из последующих разделов вы сможете получить некоторые идеи для создания ваших собственных изображений. Вы можете просмотреть любое из этих изображений, которого нет во вкладыше с цветными фотографиями данной книги, на моем Web-сайте, расположенном по адресу www.dbusch.com.

Зум, зум, зум

Наш аист возвращается, подобно фениксу, в данном фотомонтаже, который объединяет объекты трех отдельных цифровых изображений. Я начал со снимка неба с заходом солнца, которому я придал вангоговскую текстуру с помощью фильтра программы Eye Candy 4000 под названием Twirl, а затем подчеркнул ее, применив фильтр нечеткого маскирования. Затем я взял башню, на которой расположен Big Ben (которая на самом деле является колоколом), из обычного снимка Лондона и поместил ее поверх небесного фона. Таинственный эффект силуэта не потребовал ничего большего, чем настройка регуляторов яркости/контраста в моем редакторе изображений.
Затем я разместил изображение аиста поверх изображения и применил фильтр программы Eye Candy под названием Motion Trail (След движения) и несколько других суперсекретных модификаций для достижения вида, показанного на рисунке 12.11.

Рисунок 12.11. Доверьте программе Eye Candy компании Alien Skin создание большинства эффектов, показанных на этой фотографии

Борьба с действительностью

Из-за железного ограждения, которое преграждало доступ, я не мог подойти близко к каменной резьбе стены собора в Европе, так что полученное изображение было сделано на расстоянии, что снизило его качество. При увеличении изображения увеличиваются пиксели, так что я использовал различные фильтры повышения резкости и четкости краев (возможно, чрезмерно), чтобы создать изображение, в котором поединок рыцарей действительно выделяется. На рисунке 12.12 показан окончательный результат.

Рисунок 12.12. Можно практически почувствовать текстуру данной резьбы по камню после того, как дополнительное повышение резкости было применено к оригиналу фотографии

Эффекты живописи

DreamSuite имеет несколько невероятных инструментов для превращения бракованных фотографий в картины кисти старых мастеров, как показано на рисунке 12.13.

Рисунок 12.13. Обычная фотография может быть преобразована в импрессионистскую картину с помощью фильтров специальных эффектов, таких, как фильтры программы DreamSuite

Хотя «центр» фотографии слишком близок к физическому центру изображения по моему мнению, я подумал, что оригинал выглядит похожим на живопись импрессионистов. Итак, я применил фильтр кубизма программы DreamSuite с помощью шестиугольной кисти. Пастельные синие и зеленые цвета также улучшают изображение.

Текстовые эффекты

Сделав более дюжины поездок в Испанию в течение последних двух десятилетий, мы стремимся отклониться от исхоженных дорог, посещая покинутые замки и памятники, которых не видели даже большинство местных жителей. Так, когда я захотел создать плакат «Посетите Испанию», я использовал этот старый замок и добавил некоторый текст, как вы можете видеть на рисунке 12.14.

Рисунок 12.14. Используйте на своих фотографиях эффекты, применимые к тексту, с помощью обычных фильтров, созданных для добавления скосов, ребристых поверхностей или острых краев к выделенной области

Я использовал сам текст в качестве выделенной области, так что текст был заполнен цветом неба, расположенного на заднем плане. Затем я применил фильтр Buttonizer программы Ulead, чтобы создать заостренные концы. Добавим немного теней (которые встроены в большинство редакторов изображений, или вы можете просто продублировать текст, заполнить его черным и сместить немного), и все готово.

Эффекты создания объема

Если вы хотите сделать свои объекты заметными на странице, вы можете использовать различные 3-D эффекты, доступные в качестве встраиваемых программ-фильтров. Вот примерный образец того, что вы можете делать.
Раньше я проводил большинство выходных, работая над портфолио для новоявленных моделей, и через некоторое время кипы отпечатков 20x25 см начали выглядеть подобно сюрреалистическому пейзажу, показанному на рисунке 12.15. Это изображение было легко создать, однако, с помощью фильтра Planar Tiling программы KPT. Фильтр покрыл нижнюю половину документа мозаикой изображений, оставив верхнюю половину доступной для вставки ваших собственных компонентов. Я решил использовать оригинальную фотографию.

Рисунок 12.15. Фильтр Planar Tiling программы KPT с легкостью генерирует сюрреалистические пейзажи

Что дальше?

В этой и предыдущей главах я попытался предоставить вам некоторые практичные советы вместо подробных пошаговых инструкций выполнения. Вы можете найти много хороших книг по редактированию изображений (пойдите на www.amazon.com и наберите мое имя в строке поиска, если вы хотите найти парочку). Если вы верите, так же как я, что при нажатии на кнопку спуска создание изображения только начинается, вы захотите изучить обработку изображений более подробно. А если вы ищете способы поделиться своими фотографиями с широкой аудиторией, вы захотите перейти к следующей главе, посвященной созданию изображений для Web.

Используются технологии uCoz