Выбираем цифровую камеру

Базовое знакомство с цифровыми камерами включает информацию о том, как снизить требования к техническим характеристикам до тех, которые вам действительно необходимы для получения цифровых снимков, чтобы приобрести модель, простую в использовании и одновременно обладающую возможностями, которые могут понадобиться по мере накопления вами опыта.

Какую камеру купить?

Вы, скорее всего, уже купили первую цифровую камеру перед приобретением этой книги. И это здорово, у вас уже есть все, что необходимо для начала создания потрясающих снимков. А может, вы относитесь к людям, которым нужно получить максимум информации перед тем, как сделать покупку. Возможно, вы читаете эту главу для того, чтобы убедиться, что купленная вами камера - действительно стоящая вещь, и она будет удовлетворять вашим требованиям в течение долгого времени.
В любом случае, если вы настолько заинтересованы в фотографировании, что купили эту книгу, то скорее всего фотоаппарат, который вы уже приобрели или только собираетесь, не будет последней подобной покупкой. Неважно, какими характеристиками обладает та камера, которая у вас уже есть, или насколько длинен список возможностей камеры, которую вы себе присмотрели. Когда-нибудь в будущем, через год или два, в продаже появится камера, располагающая большими возможностями при меньшей цене.
И это тоже здорово. Для большинства из нас цифровая камера не является долгосрочным капиталовложением. Это более чем просто покупка, как и компьютер: это инструмент, который мы приобретаем сейчас для того, чтобы наслаждаться его техническими возможностями. Но при этом мы вполне допускаем, что этот инструмент когда-нибудь заменит более компактное, хорошее, мощное, удобное в использовании устройство и по более низкой цене.
Не имеет значения, к какому типу приобретателей цифровых камер вы относитесь - ветеран, новичок либо человек, ни разу даже не прикасавшийся к цифровому фотоаппарату, - эта глава поможет вам. Она предназначена для каждого, кто при покупке цифровой камеры принимает во внимание то, какие характеристики действительно необходимы, и неважно, когда предполагается покупка - в следующем месяце или в следующем году. В этой главе вы встретите некоторые термины, которые могут быть вам незнакомы, например, - мегапиксели, разрешение и увеличение. Я дам для каждого из них краткое определение в первый раз, когда он встречается. Более полное объяснение вы найдете позже в главе и в глоссарии в конце книги.

Определитесь со своими ожиданиями

Я был менеджером в магазине фотокамер в течение двух лет и каждую субботу наблюдай наплыв жаждущих фанатов фотографии с кучей денег (фигурально, конечно), озадаченных одним и тем же вопросом: «Какую камеру лучше купить?» Я ненавидел выражение их лица, когда задавал им встречный вопрос: «А что вы намерены с ней делать?» Вопрос «Какая камера лучше?» чем-то похож на вопрос «Какая машина лучше?». В зависимости от того, что вы намерены делать, ваши требования, как и пробег машины, могут быть самыми разными. Может быть, вам нужны лишь базовые функции. Возможно, вы хотите купить экзотическую машину, которая заставит ваших друзей пускать слюни каждый раз, когда они видят ее. А может, вам требуется спортивный автомобиль, который прекрасно сам со всем справится, стоит только овладеть его основными свойствами.
Вам нужно, прежде всего, спросить себя: «А что же именно я намерен делать?», - даже если вы располагаете неисчерпаемыми денежными средствами и всегда можете пойти и купить самый дорогой фотоаппарат. Фотография (цифровая или нет) - это такая область деятельности, в которой самое дорогое оборудование не всегда является самым лучшим. Вы можете потратить много денег и приобрести камеру, которая не будет отвечать всем вашим требованиям или будет настолько сложной в использовании, что вы так никогда и не узнаете, как же именно фотографировать с ее помощью. До тех пор, пока вы не задумаетесь над тем, что именно хотите, у вас всегда есть шанс купить самую навороченную камеру, а получить устройство с набором ненужных функций, которое невозможно изучить, усложняющее даже самые простые вещи.
С другой стороны, не думайте, что, купив самую недорогую модель, вы сможете привыкнуть к ее недостаткам. В отличие от стандартных камер, которые можно обновить, купив новую пленку или дополнительный аксессуар, цифровые камеры не всегда это допускают. Чтобы не сделать неудачную покупку, сначала задайте себе следующие вопросы:

  • Собираетесь ли заниматься редактированием изображений?
  • Нужно ли вам высокое разрешение?
  • Нравится ли вам экспериментировать, снимать под различными углами и с различных точек съемки и делать огромное количество снимков?
  • Как быстро вам понадобятся фотографии?
  • Будет ли ваша камера длительным капиталовложением?
  • Имеет ли значение размер?
  • Существует ли вероятность потери, кражи или повреждения вашей камеры?
  • Является ли для вас фотография способом творческого самовыражения?
  • Может, вам стоит просто добавить объективы и другие аксессуары к обычной фотокамере?

Собираетесь ли вы заниматься редактированием изображений?

Многие цифровые фотографы очень мало либо совсем не уделяют внимания редактированию изображений. В действительности они даже не хотят знать, как это делается. Возможно, вам понадобится делать тонны фотографий интерьера и наружного вида дома для фирмы по продаже недвижимости. Определитесь, может, вам нужны добротные фотографии с четким изображением, а не художественные произведения. Или, может, вы будете делать снимки лотов для сайта Интернет-магазина и не собираетесь заниматься ничем больше, кроме кадрирования изображения. А может, вам просто нужны несколько фотографий для онлайнового каталога.
Если это так, вам не потребуется высококачественная профессиональная камера с дополнительной наводкой на резкость и техническими возможностями для выполнения редактирования снимков. Базовая или среднего уровня камера вполне справится с этой работой. Характеристики различных камер мы рассмотрим позже в этой главе.

Нужно ли вам высокое разрешение?

Некоторые приложения-фоторедакторы требуют высокого разрешения (способность камеры захватывать больше деталей или пикселей). Всем, кто собирается получать большие отпечатки (в цифровой фотографии это размер 20,32x25,4 см и больше) или вырезать небольшие кусочки изображений, потребуется относительно высокое разрешение, примерно от 3 до 6 мегапикселей или больше (мегапиксели, или миллионы пикселей, - это единица измерения, используемая для измерения разрешения цифровой камеры чем число выше, тем лучше). Если вы намерены работать именно с такими изображениями, спросите себя, не будет ли дешевле использовать в этих целях обычную фотокамеру. Даже если это будут отпечатки размером 27,94x35,56 см или больше, а вырезать придется очень мелкие кусочки изображений, дешевле и лучше для этого использовать обычную камеру, как это можно видеть на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. Увеличенный фрагмент изображения с простой фотопленки сохраняет резкость (слева), а цифровое изображение по сравнению с ним выглядит размытым

Тем не менее, если создание больших отпечатков и мелких фрагментов - это только часть вашей работы, связанной с изображениями, вам лучше использовать цифровую камеру. В этом случае приобретайте модель с максимально доступным вам по цене разрешением и очень осторожно делайте снимки. Я объясню все это позже в этой главе.

Нравится ли вам экспериментировать, снимать под различными углами и с различных точек, делать огромное количество фотографий?

Если вы увлеченный фотографированием человек, убедитесь, что в вашей камере предусмотрены функции ручной настройки, о которых будет рассказано позже в этой книге. Вам потребуется достаточно мощное свойство изменения масштаба изображения, называемое зуммированием (zoom), для обеспечения различных перспектив изображения, а также достаточно объемное запоминающее устройство, чтобы в самый неудобный момент у вас не закончилась «пленка». Все эти характеристики мы также рассмотрим более детально.

Как быстро вы хотите получать свои фотографии?

Выбор камеры скажется на том, как скоро вы сможете увидеть сделанные снимки или работать с ними. Камеры с USB-каналом передачи данных или сменной картой памяти и подходящим считывающим устройством в вашем компьютере передадут изображение в ваш компьютер на высокой скорости. Для камеры со старым последовательным портом потребуется около минуты на каждый снимок.

Будет ли ваша камера длительным капиталовложением?

Президент большой компании по производству тяжелого оборудования как-то заметил: «Наши покупатели приходят не за реверсивной дрелью 3/8 дюйма в половину лошадиной силы. Их интересуют отверстия». Точно так же многие покупатели цифровых камер нуждаются не в красивом новом устройстве, они хотят получать хорошие фотографии. Когда они покупают камеру, которая выполняет за них всю необходимую работу, вряд ли они будут ее обновлять до тех пор, пока им не потребуются новые, более мощные возможности для работы.
В другом лагере находятся фанаты фотографии, которым всегда необходима самая последняя модель с самыми навороченными характеристиками. Они напоминают покупателей машин 20 - 30 лет назад, которые меняли автомобиль каждый год. Мне эти люди очень нравились, когда я работал в магазине по продаже фотоаппаратов. Возвращенные ими камеры мы продавали снова и получали от этого неплохой доход.
Такие богатые фотографы никогда не приходят в ужас от постоянного появления новых аппаратных средств в мире цифровой фотографии. Новые, более дешевые, более удобные в использовании модели появляются каждые 1-2 месяца. У меня кружится голова, стоит лишь подумать, как быстро Nikon перешел от CoolPix 900 к 950, 990, моему 995 и перейдет к следующей модели, которая сделает мою камеру устаревшей, когда эта книга выйдет в свет.
Если вы не собираетесь модернизировать камеру, то вам подойдет модель, которая справляется со всеми необходимыми вам обязанностями, по цене, которую вы себе можете позволить, в противном случае вам придется раскошелиться. Если вы любите обновления, вам следует помнить, что в скором будущем вам придется удвоить свои капиталовложения, а вашу старую камеру можно будет лишь подарить другому пользователю, но никак не продать. Не тратьте 4000 $ на 4-мегапиксельную однообъективную зеркальную камеру (камера с видоискателем, который фиксирует изображение непосредственно через объектив), если вы не захотите или не сможете позволить себе модернизацию через год, когда 6-мегапиксельные модели будут стоить всего лишь 2000 $. Если ваши желания больше, чем размеры вашего бумажника, ограничьтесь покупкой, которая сделает эти неизбежные частые обновления возможными.

В обычной дешевой камере вы снимаете через объектив, а смотрите на объект через видоискатель, который имеет свое собственное отверстие. Из-за того, что отверстия объектива и видоискателя разные, вы всегда снимаете не то, что видите. В зеркальном фотоаппарате вы видите именно то, что снимаете. За объективом находится зеркало, которое отражает свет от объекта в видоискатель. Когда происходит съемка, зеркало поднимается и свет от объекта попадает на пленку или сенсор. -Примеч. науч. ред.

Дополнительные решения

В рамках определенной категории фотоаппаратов вы найдете удивительное количество производителей и моделей. Для того чтобы сузить рамки выбора, задайте себе еще несколько вопросов.

Имеет ли значение размер?

Некоторые промежуточные и усложненные модели достаточно малы для того, чтобы поместиться в карман, их удобно повсюду носить с собой. Другие, примерно с теми же характеристиками и доступной ценой могут быть настолько громоздкими, что для них потребуется специальная сумка, может быть даже с колесиками, чтобы перевозить их с места на место. При близком изучении вы обнаружите кое-какие различия (скажем, в типе запоминающего устройства или диапазоне зуммирования объектива), которые заставят вас задуматься об альтернативном варианте.

Существует ли вероятность утери, кражи или повреждения вашей камеры?

Даже если вам нужны определенные функции, не берите дорогую камеру для ребенка либо для использования в опасных/экстремальных условиях, если не можете себе позволить просто выбросить ее впоследствии. Если большинство фотографий вы будете делать на море во время парусной регаты, вам действительно следует обзавестись недорогой камерой либо камерой, предназначенной для подводной съемки.

Является ли для вас фотография способом творческого самовыражения?

Если это так, найдите себе камеру с самым удобным ручным управлением, точным видоискателем и другими возможностями. Если вы серьезно собираетесь заниматься фотографией, наилучшим образом, вероятно, вам подойдет мощная или полупрофессиональная модель. Предварительно проверьте камеру. Недостаточно просто выяснить, предоставляет ли камера возможность ручного управления выдержкой, диафрагмой и фокусировкой. Выясните, придется ли вам работать с трехуровневым меню для доступа к определенным функциям, либо для этого просто достаточно нажать пару кнопок.

Может, вам нужно лишь добавить объективы и другие аксессуары к обычной фотокамере?

Если вы уже вложили довольно крупную сумму в приобретение объективов и других аксессуаров, возможно, все это будет вполне применимо к вашей обычной фотокамере. Список аксессуаров, которые можно применять в обоих случаях, достаточно велик: это электронная вспышка, фильтры, приспособления для макросъемки, штативы и прочие приспособления. Проверьте это оборудование на совместимость, прежде чем покупать цифровую камеру.

Выбираем категорию камеры

Многие цифровые камеры можно классифицировать по определенным категориям. Камера вашей мечты наверняка подпадает под одну из них.

Базовые модели типа «наведи и снимай»

Все, что сложнее обычной Web-камеры и стоит около сотни долларов, вероятно, подпадает под эту категорию. Хотя до сих пор в продаже имеются модели с разрешением 640x480, большинство моделей такого типа имеют разрешение около 1024x768 или 1280x960 (около 0.8 или 1.0 мегапикселей), встроенную вспышку и либо объектив с фиксированным фокусным расстоянием (без зума), либо объектив с весьма ограниченным увеличением. Фокусирование может быть фиксированным или ограниченным, а что касается ручного управления, то оно либо доступно в минимальном объеме, либо отсутствует вовсе. На такой Модели вы нажимаете кнопку, а камера делает за вас всю остальную работу. На рисунке 2.2 показана типовая модель данной категории.

Рисунок 2.2. Базовые модели цифровых фотоаппаратов компактны и доступны по цене

Модели среднего уровня

Численно большинство цифровых камер попадают в данную категорию, поскольку они удовлетворяют требованиям большого числа потребителей. Диапазон их разрешения колеблется от 2 до 3 мегапикселей (возможно, ко времени выхода книги в свет к ним добавится еще 1 мегапиксель), имеют зум-объективы и возможности ручного управления для более удобного использования. Стоимость их колеблется от 400 до 600 $. Эти камеры предоставляют максимум того, что возможно сделать с помощью цифровой камеры, и являются стандартными камерами для выполнения техник, описанных в этой книге. Рисунок 2.3 демонстрирует популярную модель камеры среднего уровня.

Рисунок 2.3. Модели среднего уровня обладают большим разрешением, лучшими объективами и дополнительными функциями

Более мощные модели

Потратив немного большую сумму, вы попадаете в постоянно расширяющийся мир камер с большим разрешением (от 3 до 6 мегапикселей), большим диапазоном изменения фокусного расстояния, большим количеством возможностей ручного управления и прочими привлекательными характеристиками. Однако эти камеры более сложны в управлении и могут сбить вас с толку. Вы обнару-
жите, что они буквально усеяны огромным количеством многофункциональных кнопок и дисковых регуляторов, имеют множество режимов, дюжины меню и толстые инструкции по использованию. Если вам нужна именно такая камера, подготовьтесь потратить уйму времени на ее изучение. Рисунок 2.4 демонстрирует усложненную модель, которая тем не менее относительно проста в использовании.

Рисунок 2.4. Возможность присоединения внешней вспышки и сенсоры на 3 и более мегапикселей отличают более мощные модели

Полупрофессиональные модели

Потратив от 1000 до 3000 долларов, вы можете добавить не только пару миллионов пикселей разрешения, но и около килограмма веса, который придется носить с собой, оптику такой мощности, что можете зафиксировать жизнь на Марсе, а также практически все важные свойства, которые можно найти в одно-объективной зеркальной фотокамере до 1000 долларов. На самом деле в этом ценовом диапазоне вы сможете найти несколько цифровых камер, созданных на основе популярных 35-миллитровых SLR-камер Fuji, Canon, Nikon с полупроводниковым сенсором вместо лентопротяжного тракта. Другие модели, такие, как та, что показана на рисунке 2.5, были изначально задуманы как цифровые.
Именно столько вам нужно будет потратить на полупрофессиональную модель, если вы хотите приобрести сменные объективы и другие характеристики «настоящей» камеры, такие, как высокоскоростной привод, имитирующий возможности быстрой съемки профессиональных пленочных фотокамер, а также продвинутые возможности работы с несколькими вспышками.
Если вы вкладываете средства в «устройство-трансформер» мира цифровой фотографии,

Данное устройство по размеру близко к кассете с 35-миллиметровой пленкой с выпущенным из нее куском ленты в несколько кадров. Оно просто помешается в обычную пленочную камеру, как обычная пленка. Сенсорная часть устройства поместится на место обычного кадра. Вы можете снимать как на обычную пленку, так и делать цифровые фотографии обычным пленочным фотоаппаратом. - Примеч. науч. ред.

недостатком является то, что некоторые преобразования 35-миллиметровых однообъективных зеркальных камер в цифровые модели являются неуклюжими. Например, поскольку сенсоры меньше, чем размер 24х 36 мм стандартного кадра 35-миллиметровой фотопленки, поле обзора объектива (область видимости изображения, которое объектив может охватить) может быть совсем не тем, какое вы ожидаете. Ваш обычный 55-миллиметровый объектив станет коротким телеобъективом, а ваш 105-миллиметровый портретный объектив - длинным телеобъективом. Цена такой камеры слишком высока для устройства, которое непременно устареет в ближайшем времени (в технологическом смысле, конечно, но не на практике). Однако, если вам позволяют средства, а вы нуждаетесь в определенных функциях, эта модель для вас.

Рисунок 2.5. Профессиональные фотографы и продвинутые любители найдут все, что им нужно, в полупрофессиональных моделях

Профессиональные модели

За 5000-30 000 долларов (в настоящее время цена снизилась до 3500 долларов - NikonDlOO, CanonD60) вы можете приобрести камеру, фактически включающую все возможности профессиональной фотокамеры. Я думаю, мне не обязательно объяснять вам характеристики и преимущества этих монстров. Если подобная вещь вам нужна и вы можете себе ее позволить, у вас уже имеется требуемая информация. Остальные же могут просто пускать слюни по поводу сменных объективов, приспособления для макросъемки, точного фокусирования через объектив и других свойств высококлассных моделей. Мне приходилось пользоваться несколькими моделями этой категории с 1995 года. Пугает то, что модель, обошедшаяся мне в 30 000 долларов в середине девяностых, имела меньшее разрешение, чем нынешняя 800-долларовая средняя камера.
К счастью, такое оборудование расценивается скорее не как капиталовложение, а как статья расходов. Что значит камера за 30 000 долларов, когда у вашего клиента многомиллионный рекламный бюджет? Полнофункциональная профессиональная цифровая камера показана на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6. Высококлассные цифровые камеры имеют те же технические характеристики, что и 35-миллиметровые аналоги (и очень на них похожи)

Выбор технических характеристик

Как только вы определились с категорией камеры, которая вам подходит, вам необходимо выбрать определенные свойства для того, чтобы создавать те изображения, которые вы хотите. Набор возможностей, которые следует иметь в виду, включает требования к объективу, разрешение, типы запоминающих карт, управление выдержкой и тип видоискателя.

Требования к объективу

Объектив - это глаз вашей камеры, который захватывает и фокусирует свет от объектов на сенсор фотоаппарата. Объектив вашей цифровой камеры обусловливает качество изображения, а также определяет, что именно вы можете снимать. Сегодня разница в том, из чего сделан объектив - из оптического стекла или пластика, - невелика. В высококлассных объективах используются оба эти материала. Что действительно важно - это качество объектива, количество света, которое он может пропускать, диапазон фокусных расстояний (насколько близко вы можете подойти к объекту) и степень увеличения (или зуммирования). Эти вещи стоит принимать во внимание при выборе объектива.

Диафрагма объектива

Диафрагма объектива - это размер отверстия, через которое свет проходит на сенсор, относительно возможности увеличения или изменения фокусного расстояния объектива.

Диафрагма - это приспособление для регулировки светового потока через объектив. Диафрагма представляет собой заслонку с изменяемым по диаметру круглым отверстием в ее центре. Данное отверстие называется действующим или световым отверстием объектива. Диафрагменное число равно отношению фокусного расстояния объектива к диаметру светового отверстия объектива при данном положении диафрагмы. - Примеч. науч. ред.

Более открытая диафрагма пропускает больше света, позволяя вам делать снимки в затемненных условиях. Закрытая диафрагма ограничивает количество света, который может достичь сенсора камеры. Она незаменима при очень ярком свете. Хороший объектив имеет широкий диапазон изменения раскрытия диафрагмы (называется f-stop или диафрагменное число) для того, чтобы можно было делать качественную съемку в любых условиях.

Диафрагменное число является на самом деле скорее знаменателем дроби, чем самой единицей измерения, так что открытие f2 больше, чем f4, которое в свою очередь больше f8, так же как 1/2 больше 1/4, которая больше 1/8. Вообще-то, при автоматическом режиме съемки вам о нем даже не придется задумываться, однако мы будем возвращаться к диафрагме время от времени. На данном этапе все, что вам нужно знать, - это то, что объектив с максимальной (наибольшей) диафрагмой - f2 - является «быстрым», в то время как объектив f8 - «медленным». Если вы делаете много снимков в затемненных условиях, вам понадобится камера с «быстрым» объективом. Чувствительность сенсора, которую мы обсудим позже, также очень важна при недостатке освещенности.

Ручная настройка выдержки

Все объективы цифровых камер с различной диафрагмой (то есть с различными доступными диафрагменными числами) автоматически настраивают выдержку при съемке. Исключения составляют разве что последние дорогие модели с объективами, для которых выдержку отрегулировать вообще нельзя. Серьезным любителям фотографии и профессионалам может понадобиться опция, доступная в высококлассных камерах, допускающая ручную настройку выдержки для получения специальных эффектов или более резкого изображения. Этот элемент управления встречается в различных формах.

  1. Установка выдержки Плюс/Минус или Передержка/недодержка (Plus/Minns or Over/Under exposure control). - При использовании этих элементов вы можете отрегулировать немного выдержку в большую или меньшую сторону, чем то время, что рекомендует встроенный экспонометр (устройство измерения количества света) вашей камеры. Далее в этой книге вы узнаете, как использовать такой тип управления для того, чтобы компенсировать недодержанные/передержанные фотографии в нестандартных ситуациях съемки.
  2. Приоритет диафрагмы/Приоритет выдержки (Aperture-preferred/Shutter-prcferred exposure) - С помощью этого режима вы можете задавать величину диафрагмы, которая вам нужна, а камера подберет к ней необходимую выдержку. Либо вы можете выбрать выдержку, а камера выберет оптимальную диафрагму. Как вы узнаете позже, эти элементы управления могут эффективно использоваться для обеспечения того, что камера выбрала точную комбинацию диафрагмы и скорости затвора при съемке в условиях плохого освещения, либо когда требуется зафиксировать объект в движении.
  3. Полностью ручное управление (Full manual control) - С помощью этой опции вы можете устанавливать любую требуемую комбинацию выдержки и диафрагмы и, таким образом, получать абсолютный контроль над выдержкой фотокамеры. Во многих случаях вам совсем не нужно то, что камера считает «идеальной» выдержкой. Ручное управление позволяет вам делать «очень темные»'или «очень светлые» снимки, которые выглядят более художественно.

Зуммирование объектива

Зуммирование (zoom) объектива удобно для увеличения или уменьшения изображения без необходимости приближения к объекту или удаления от него. Вы поймете, что этот инструмент особенно полезен для съемки спортивных мероприятий или сценических действий, а также для других ситуаций, когда ваше передвижение ограничено. Некоторые объективы предлагают довольно маленький коэффициент увеличения фокусного расстояния - 2:1 или 3:1, то есть увеличение происходит лишь вдвое или втрое от размера первоначального изображения. Более дорогие камеры имеют больший коэффициент увеличения - от 4:1 до 10:1 и выше.
Кроме того, существуют два способа изменить масштаб изображения. При оптическом увеличении для изменения величины объекта меняются отношения между отдельными линзами объектива. Поскольку линзы объектива могут быть точно настроены, оптическое увеличение создает изображение с оптимальной резкостью при каждом увеличении. Некоторые цифровые камеры также имеют цифровое увеличение, при котором зуммирование фактически осуществляется путем увеличения центральной части уже зафиксированного сенсором изображения.

То есть при оптическом зуммировании вы изменяете изображение, которое объектив проецирует на матрицу, а цифровое увеличение аналогично кадрированию в программе редактирования. - Примеч. пер.

Цифровое увеличение дает меньшую резкость, чем оптическое. Действительно, часто вы можете получить лучший результат, применяя при съемке максимальные возможные в вашем фотоаппарате настройки оптического увеличения, а затем увеличивая изображение в редакторе изображений.

Дистанция фокусировки

Если вам предстоит делать много фотографий небольших объектов или крупных планов, убедитесь, что камера, которую вы выбрали, имеет режим макросъемки. Производители вкладывают различный смысл в термин «макро», и в зависимости от модели минимальная дистанция фокусировки в этом режиме колеблется от 2,5 до 30 см. Помните, что чем ближе вы к объекту, тем важнее становится применение качественного жидкокристаллического дисплея (экран, расположенный с задней стороны вашей камеры). Вам также может понадобиться автофокусировка, если это возможно. Дешевые камеры, имеющие объектив с постоянным фокусным расстоянием, могут не располагать механизмом фокусировки вообще, они дают неплохое по резкости изображение на всем диапазоне расстояний от 1 м до бесконечности, а в некоторых случаях минимальная дистанция может быть меньше (40 - 60 см). Более дорогие камеры имеют механизм автофокусировки, который обеспечивает точную наводку на резкость при любой дистанции съемки. Высококлассные камеры могут также иметь ручную фокусировку, которая позволит выделить сюжетно важную часть вашего объекта, оставив все остальное нерезким. На рисунках 2.7 и 2.8 продемонстрирована пара крупноплановых фотографий, сделанных одной и той же камерой Nikon на расстоянии 10 см и менее 2,54 см.

Рисунок 2.7. Это крупный план...

Рисунок2.8. ...И это тоже крупный план

Дополнительная информация о фокусировке объектива
Приведенная информация - это в общем-то все, что вам необходимо знать о фокусировке объектива. Тем не менее здесь я предоставляю еще некоторую дополнительную информацию для увлеченных техникой читателей. Проще всего представить себе диапазон зуммирования в показателях увеличения, однако, фактически оно измеряется в единицах фокусного расстояния (фокусное расстояние измеряется в мм). Фокусное расстояние - это расстояние от положения в объективе до поверхности пленки или сенсора, а увеличение - это отношение между фокусным расстоянием и размером пленки или сенсора. Фокусное расстояние используется для измерения того, предоставляет ли объектив широкоугольный, обычный или свойственный телеобъективам вид изображения при определенном размере сенсора или пленки.
Таким образом, у камеры с сенсором 1,27 см зум в положении 6,5 см является широкоугольным, а в положении 12 мм телеобъективом. Производители камер часто указывают фокусное расстояние цифровой камеры в показателях того, насколько они эквивалентны обычным объективам, используемым в 35-миллиметровых камерах. Причина кроется в том, что большинство потребителей фотоаппаратов уже знают, что 28-миллиметровый объектив является широкоугольной оптикой на 35-миллиметровой фотокамере, 50-миллиметровый - «обычным» объективом, а 135-миллиметровый цифровой объектив - это телеобъектив. Размеры сенсора цифровой камеры могут различаться в зависимости от модели, поэтому действительное фокусное расстояние объектива цифровой камеры означает гораздо меньшую величину, чем в его 35-миллиметровом аналоге.

Дополнительные приспособления

Серьезный фотограф всегда может дополнить свою камеру аксессуарами, прикрепляемыми к объективу, такими, как фильтры, приспособления для специальных эффектов, линзы для макросъемки и светозащитная бленда объектива. Если вам требуются такие приспособления, найдите цифровую камеру с объективом, имеющим возможность прикрепления дополнительных приспособлений. Возможность использования дополнительных приспособлений при стандартных размерах резьбы на передней части объектива (где-то от 28 до 52 мм и больше) является достоинством. На рисунке 2.9 показан фильтр для стандартного размера резьбы 28 мм.

Рисунок 2.9. Возможность использовать стандартные фильтры и дополнительные приспособления является достоинством

Выбираем разрешение

Разрешение изображения (количество элементов картинки или пикселей), доступное вашей камере, определяет (наряду с качеством объектива и сенсора), насколько резким будет изображение. Разрешение камеры получают умножением количества пикселей по ширине на количество пикселей по высоте, из которых состоит сенсор вашей камеры (то есть это количество элементов изображения, формируемого вашей камерой). Количество может быть указано не совсем точно, поскольку некоторые камеры выдают конечное изображение после обработки первичного сигнала с матрицы. Такой математический процесс пересчета называют интерполяцией, в целом можно сказать, что он дает неплохие результаты при измерении относительной резкости камеры. Вы можете вычислить необходимое вам разрешение, оценив, сколько ваших фотографий должно подпадать под одну из нижеприведенных категорий.

  • Низкие требования к разрешению. - Большинство фотографий для Web-страниц либо онлайновых аукционов, фотоснимки, которые не будут подвергаться кадрированию, фотографии, которые не будут напечатаны в крупном размере. Если все ваши снимки относятся к этому типу, вам вполне достаточно будет камеры с таким небольшим разрешением, как 640x480, 1024x768 или 1280x960 пикселей.
  • Средние требования к разрешению. - Если вам часто приходится вырезать нежелательные части снимков либо предстоит делать большие отпечатки, вам потребуется камера с большим разрешением, например 1600x1200 пикселей. Поскольку реальные размеры площади сенсора сильно варьируются, такие камеры наиболее часто ссылаются на общее количество пикселей. Сенсор с разрешением 1600x1200 пикселей или около того, что составляет 2 миллиона пикселей, называется 2-мегапиксельной камерой. Во время написания этой книги 2-мегапиксельная модель считалась камерой со средним разрешением. За время существования этой книги, я полагаю, диапазон среднего разрешения увеличится до 3.3 или 4 мегапикселей.
  • Высокие требования к разрешению. - Если вы любите делать кадрирование снимков либо большие отпечатки размером 12,7x17,78 или 20,32x25,4 см или больше, вам нужна камера с высоким разрешением. Сегодня таковыми считаются модели от 3.3 до 5 мегапикселей и выше. В будущем вполне можно ожидать увеличения числа пикселей в этой категории и снижение цен. Так, 5-, 6-, 7-мегапиксельные модели будут вполне доступны любому серьезному фотографу.

Другие факторы разрешения

Возможно, вы захотите сами выбирать необходимое разрешение при работе. Например, если вы делаете большое количество снимков для Web-страниц или онлайновых аукционов, вам потребуется довольно низкое разрешение, типа 640x480 пикселей, что позволяет увеличить скорость съемки и упростить масштабирование в редакторе изображений. Однако вам также может понадобиться возможность быстро переключаться на максимальное разрешение для съемки изображения, которое будет распечатано в крупном формате.
Варианты форматов сохранения изображений, доступные в вашей камере, также могут влиять на резкость ваших фотографий. Для сохранения полученных изображений на карточке памяти существуют различные форматы файлов. Цифровые камеры обычно сохраняют изображение в сжатом, не занимающем много места формате, известном как JPEG (Joint Photographic Experts Group). Формат JPEG обеспечивает меньший размер файла путем отбрасывания некоторой информации, ненужной в большинстве случаев. Формат JPEG имеет несколько уровней качества. Если качество изображения имеет для вас большое значение, покупайте камеру, которая позволит при необходимости использовать режим сохранения в формате JPEG с наивысшим качеством. Либо это должна быть камера с дополнительным режимом сохранения в формате без сжатия, например TIFF (tagged image file format).
Некоторые камеры дают разрешениям обобщающие названия, например: Standard (Стандартное), Fine (Хорошее), Superfine (Высокое), Ultrafme (Ультравысокое) и т. д. Эти термины могут варьироваться в зависимости от производителя. Типичный диапазон многомегапиксельной модели с несколькими разрешениями выглядит примерно следующим образом:

Standard - 640x480 пикселей;
Fine - 1024x768 пикселей;
Superfine - 1600x1200 пикселей (со средним сжатием JPEG);
Ultrafme - 1600x1200 (с низким сжатием JPEG);
Hi-Res- 1894x1488 пикселей.

Другие производители используют стандартизированные термины, принятые при описании разрешения монитора или жидкокристаллического дисплея: VGA (640x480), XGA (1024x768), SXGA (1280x960), UXGA (1600x1200) и т. д. Для перевода этих терминов в доступные пониманию значения вам нужно изучить техническую документацию фотоаппарата - в ней обычно объясняется, что это значит.

Запоминающие устройства

Некоторые люди выбирают цифровую камеру в зависимости от типа запоминающего устройства. В принципе все цифровые камеры имеют сменные запоминающие устройства разных типов. Те, в которых оно отсутствует, позволяют подсоединять камеру к компьютеру время от времени для скачивания существующих изображений и освобождения места для новых. В большинстве случаев, однако, если за один раз вам необходимо сделать большое количество фотографий, приобретите дополнительную карточку цифровой «пленки» (обычно они называются CompactFlash, SmartMedia, Sony Memory Stick и др.). При этом во время приобретения камеры вам следует помнить о нескольких вещах.

Количество фотографий, создаваемых за один раз

Чем больше снимков вы должны сделать до скачивания их на компьютер, тем больше памяти вам нужно. Цветные изображений с высоким разрешением занимают больше места, чем снимки с низким разрешением или черно-белые изображения.

Тип запоминающего устройства

Карточки CompactFlash и SmartMedia являются наиболее распространенными. Sony в настоящее время предлагает наибольшее количество опций для камер, использующих Memory Stick, флоппи-диски и даже встроенный записывающий мини-CD-ROM. Вы, конечно, можете встретить камеру, которая предлагает другое запоминающее устройство, например Iomega. Сменное запоминающее устройство можно помещать прямо в адаптер PC Card, флоппи-дисковод или другое совместимое устройство на вашем компьютере. Вы также можете применить внешнее считывающее устройство. Ваша камера также может подсоединяться к компьютеру через последовательный порт, ГЕЕЕ-1394 (FireWire) или кабель USB. Хотя у меня есть считыватель для карточки CompactFlash, я обычно подсоединяю камеру к компьютеру напрямую через кабель USB: это происходит быстро и автоматически. Считыватель для карты памяти изображен на рисунке 2.10.

Рисунок 2.10. Считыватель для карт памяти может ускорить передачу изображений, если ваша цифровая камера не имеет быстрого соединения USB или FireWire

Управление экспозицией

Хотя я упоминал об управлении экспозицией в разделе об объективах, тема, конечно, этим не исчерпывается. Экспозиция также определяется количеством времени, в течение которого сенсор освещается светом (аналогично скорости затвора обычной фотокамеры), и интенсивностью света (она может сильно варьироваться при использовании внешнего источника освещения, например электронной вспышки). Все цифровые камеры располагают более или менее удобными в использовании функциями автоматической экспозиции для создания фотоснимков со вспышкой и без нее.

В отечественной литературе применяются оба термина - «экспозиция» и «выдержка», которые применительно к фотоаппаратам являются синонимами. -Примеч. науч. ред.

Может ли ваша цифровая камера делать снимки при плохом освещении без вспышки? Подобные фотографии требуют более чувствительного сенсора. Техническая документация камер часто предлагает условные обозначения, эквивалентные выдержке традиционной пленки, измеряемые в единицах ISO, такие, как ISO 100, ISO 200 и ISO 400. Чем выше число, тем чувствительнее сенсор. Многие камеры позволяют вам варьировать ISO, увеличивая чувствительность камеры в определенных ситуациях. Позже в этой книге я покажу вам, почему изменение настроек чувствительности иногда является хорошей идеей, а иногда нет. При выборе камеры, однако, обратите внимание на установленное значение ISO и на то, может ли оно быть изменено пользователем.
Может ли ваша камера выравнивать подсветку заднего и переднего планов изображения? Камеры среднего класса и камеры с расширенными возможностями позволяют отклоняться от «правильной» выдержки, определяемой сенсором камеры. Например, вам может понадобиться отрегулировать выдержку, чтобы компенсировать изображение, на котором сильно выделяется задняя подсветка (то есть ненужный задний фон гораздо ярче, чем главный объект изображения) либо подсветка переднего плана (фон слишком затемнен), в этом случае экспозиция определяется в соответствии с главным объектом, а не с остальными второстепенными предметами. Примеры подсветки заднего фона и переднего плана изображений я приведу позже в этой книге.
Имеет ли ваша камера различные режимы экспозиции, точно настраиваемые для создания определенных типов снимков, таких, как фотографии спортивных мероприятий, портреты или ландшафтные пейзажи? Если имеет, то, используя их, вы можете легко улучшить качество ваших фотографий.
Как измеряется свет? Существуют цифровые камеры, которые особенным образом измеряют количество света, а есть и такие, которые предлагают несколько разных схем измерения света на выбор. Например, ваша камера может располагать «точечным» замером, который концентрируется на отдельной небольшой области изображения и определяет из этого значение экспозиции, игнорируя все остальное изображение. Это свойство очень удобно, когда вы делаете много снимков в условиях плохого освещения либо когда вы хотите указать, какую часть изображения использовать для определения экспозиции. Либо сенсор, измеряющий экспозицию, разделен на несколько частей, и информация от каждой по отдельности поступает в процессор, там анализируется яркость и контраст сюжета и после этого принимается решение о выборе значения экспозиции. Для большего удобства вам понадобится камера с несколькими разными режимами экспозиции. Я научу вас пользоваться ими далее в этой книге.
Можно ли вручную настроить экспозицию? Я упоминал ранее, что камеры, которые позволяют изменять диафрагму объектива вручную, также позволяют вам выбирать либо приоритет выдержки, либо приоритет диафрагмы (в зависимости от того, насколько быстрая/медленная скорость затвора или открытая/закрытая диафрагма необходима вам для получения художественного эффекта, вы задаете один параметр, а камера настраивает второй). Существуют также камеры с полным ручным управлением скоростью затвора и диафрагмой.
Насколько гибки возможности вспышки? Некоторые камеры имеют фиксированный диапазон вспышки и ограничивают вас до создания снимков на расстоянии 0.6-4 м от объекта съемки. Другие камеры имеют специальные настройки для съемки телеобъективом (в которых вы находитесь довольно далеко от объекта) либо широкоугольным объективом (когда вы находитесь намного ближе к объекту). У вас также может быть выбор между автоматическим включением вспышки, постоянно включенной вспышкой (иногда бывает весьма удобно) либо постоянно выключенной вспышкой. На одной из моих цифровых камер эти режимы вспышки доступны только тогда, когда вспышка находится в рабочем положении над корпусом камеры, вы также должны помнить о том, чтобы убрать вспышку, когда это необходимо.
Также полезно бывает использовать внешнюю вспышку, не встроенную в камеру, особенно когда вы используете несколько вспышек для создания сложного освещения, например при создании портретов. Некоторые цифровые камеры имеют специальный кабель для дополнительной вспышки. Помните, однако, что такие камеры работают либо только с определенными моделями, либо со вспышками определенных производителей. (Если вы не соблюдаете эти условия, возможно, что схема синхронизации будет работать некорректно, и вы можете испортить вспышку или камеру.)

Видоискатели

Функций у видоискателей не так много. Фактически все цифровые камеры сегодня имеют и оптический видоискатель, который позволяет быстро кадрировать изображение, и жидкокристаллический дисплей позади корпуса для более точного построения композиции и предварительного просмотра фотографии. (Зеркальные камеры, которые позволяют вам видеть объект съемки через тот же объектив, через который будет сделан снимок, могут не иметь жидкокристаллического дисплея.)
Единственные вещи, на которые следует обратить внимание при выборе камеры, - это то, насколько видимым является изображение на жидкокристаллическом дисплее при дневном свете, а также его размер (многие цифровые камеры имеют стандартную 1,8-дюймовую жидкокристаллическую матрицу) и количество энергии, необходимой для его работы. Жидкокристаллические дисплеи некоторых камер потребляют столько энергии, что, если камера включена длительное время, батарейки выдыхаются после создания полудюжины снимков или около того. Активные матричные дисплеи являются одними из самых ярких и наиболее экономными. Некоторые камеры позволяют вам включать жидкокристаллический дисплей только тогда, когда это требуется.
В большинстве случаев вы будете использовать оптический видоискатель вашей камеры. Местоположение видоискателя при этом очень важно. Чаще всего окошко видоискателя расположено на некотором расстоянии от объектива и показывает изображение немного не так, как оно в действительности выглядит в объективе. Часть изображения может быть срезана при съемке крупным планом.
При расположении видоискателя максимально близко к объективу возможность обрезки главного объекта изображения сверху или по бокам снижается. Многие оптические видоискатели располагают выравниванием (это называется компенсацией параллакса), которое четко показывает границы вашего изображения. Помните, что для формирования кадра можно использовать жидкокристаллический дисплей. Мы рассмотрим эти нюансы подробнее в последующих главах.
Как я уже упоминал, если у вас высококлассная зеркальная цифровая камера (SLR), вы увидите объект съемки через тот же объектив, который использует сенсор, что даст вам намного более точное представление об изображении.
Если вы носите очки, убедитесь, что у вашего видоискателя есть встроенная диоптрийная коррекция (как в бинокле), которая может быть использована при настройке изображения близорукими и дальнозоркими. При таком дополнении вам совсем не нужны очки для того, чтобы четко увидеть изображение в видоискателе. Если вам необходимо надевать очки во время съемки, убедитесь, что вы видите все изображение. Иногда дужка или оправа мешают человеку, носящему очки, видеть всю область снимка через видоискатель.

Другие возможности

Как только вы определились с необходимыми вам характеристиками цифровой камеры, вы можете подумать о дополнительных функциях, которые не мешало бы иметь, но они не так необходимы. Например, некоторые цифровые камеры позволяют добавлять голосовое сообщение для комментирования сделанных снимков, длиной в несколько секунд. Другие могут позволить запись коротких видеоклипов с низким разрешением (скажем, 320x200 пикселей). У многих имеется видео выход, позволяющий вам просматривать снимки на экране телевизора без передачи их в компьютер. Это потрясающая возможность для предварительного просмотра, и она также позволяет превратить вашу камеру в портативный проектор слайдов! Если вы создаете много снимков, возможность выбора типа питания от дешевых щелочных батареек, которые при необходимости можно приобрести где угодно, до экономичных высокоемких аккумуляторов очень важна. Перечисленные дополнительные свойства редко влияют на выбор камеры, однако при прочих равных условиях они могут играть при выборе камеры решающее значение.
Вам следует, однако, иметь в виду простоту использования выбранных функций. Некоторые цифровые камеры имеют логичную компоновку, минимум кнопок и режимов и очень просты в изучении. Ставьте на первое место возможность легкого доступа к наиболее часто используемым функциям без необходимости пробираться через ряд последовательных меню. Наиболее часто используемые функции различаются у разных пользователей. Вы, возможно, будете часто использовать ручную фокусировку или управление экспозицией. Для кого-то другого, возможно, вопросом жизни и смерти будет возможность настроить интервал между кадрами.
По этой причине я рекомендую вам попробовать цифровую камеру, которая вас устраивает, перед тем как ее купить. Вы, возможно, купили ваш DVD-дисковод в Интернет-магазине, однако устройство вроде цифровой камеры с огромным количеством кнопок управления и технических характеристик, - это не то, что можно заказать по почте, если, конечно, у вас не было возможности одолжить предварительно такую же камеру у друга и коллеги, чтобы опробовать ее в действии. Устройте камере настоящее испытание, используя те функции, которые вам будут необходимы. Не имеет значения, что написано в ее техническом паспорте, до тех пор, пока вы не попробуете ее в действии, не принимайте решения о покупке.

Что дальше?

К настоящему моменту вы уже знаете все, что необходимо для выбора оптимальной модели цифровой камеры для того типа съемки, которым вы намерены заниматься. Вы узнаете, что сканер также располагает некоторыми возможностями цифровой камеры, позволяя вам быстрее, лучше и удобнее производить некоторые действия. В следующей главе вы найдете информацию, необходимую при выборе сканера. Сканеры в целом выглядят абсолютно одинаково, но внешний вид некоторых из них может быть весьма обманчивым.

Используются технологии uCoz