Съемка небольших объектов крупным планом

Если вы хотите методично исследовать возможности вашего цифрового фотоаппарата, съемка крупным пианом поможет вам использовать вашу плату захвата изображений д:ш фиксации целого мира, который существует прямо под вашим носом. Делаете ли вы фотографии на улице или в своей мини-студии, фотографирование в режиме макросъемки - это здорово.

Почему макросъемка?

Из всех различных категорий фотографий, которые вы можете создавать с помощью цифрового фотоаппарата, фотографирование небольших объектов крупным планом (включая крошечные живые создания) является одной из самых восхитительных возможностей цифровой фотокамеры. Это та область, в которой цифровые фотоаппараты лучше средней пленочной камеры в нескольких отношениях. Рассмотрим эти преимущества цифровых фотоаппаратов при съемке крупных планов (в режиме макросъемки).

  • Практически все цифровые фотоаппараты имеют жидкокристаллический дисплей (LCD), который отображает точно (более или менее) то, что вы собираетесь снять. Если вы знаете несколько секретов, вы можете избежать всех проблем с формированием снимка и освещением, которым подвержены большинство пленочных фотоаппаратов, так называемых «мыльниц».
  • Вам не придется держать при себе пленку «просто на всякий случай». Вы можете внимательно рассматривать каждый снимок немедленно после того, как вы его сделали, и останавливаться лишь на то время, когда вам нужно сделать другую фотографию.
  • Вследствие «получаешь то, что видишь» природы цифровой фотографии вы можете избежать необходимости переключения настройки съемки крупных планов, убирать которую и устанавливать заново позже может быть утомительным.

Большинство цифровых фотоаппаратов способны фокусироваться намного ближе, чем их пленочные аналоги, за исключением однообъективных зеркальных фотоаппаратов, поэтому цифровые фотоаппараты больше подходят для создания крупных планов. Объективы цифровых фотоаппаратов более компактны, что означает, что разработка возможностей близкой фокусировки легче для создателей. Более того, не имеет большого смысла обеспечение возможности макросъемки в простых пленочных фотоаппаратах, которые не способны точно сформировать кадр при съемке крупным планом.
Если вы не исследовали мир фотографирования объектов крупным планом, вы многое потеряли. Создание фотографий в режиме макросъемки является увлекательнейшим занятием: Большинство цифровых фотокамер создаются вместе со всеми необходимыми вам встроенными возможностями макросъемки, в отличие от пленочных фотоаппаратов, которым для создания фотографий микрообъектов необходимо дополнительное оборудование, такое, как микроскоп и адаптеры, для сопряжения вашего фотоаппарата и окуляра микроскопа. Как вы увидите далее в этой главе, для создания крупных планов также могут использоваться сканеры. Некоторые из возможностей, которые вы можете ожидать в мире съемки небольших объектов, включают следующие:

  • Это недорого. - Вам не придется путешествовать в Европу, чтобы найти необычные возможности для съемки. Вы откроете целый новый мир на вашем заднем дворе или на чердаке.
  • Это прекрасно подходит для того, чтобы потратить время и поупражняться в мастерстве создания фотографий. - Большинство объектов, снимаемых крупным планом (кроме насекомых и небольших животных), неподвижны, так что вы можете испробовать съемку под различными углами, отрегулировать освещение или подумать о применении специальных эффектов, не беспокоясь о том, что ваши жертвы будут беспокойно ерзать, желая поскорее вернуться к своему телевизионному шоу, вязанию или чему-либо еще, вместо позирования перед фотоаппаратом.
  • Съемка крупных планов может стать прекрасным дополнением ко множеству различных хобби. - Собираете монеты или марки? Снимите свою коллекцию для создания описи с изображениями. Любите флору или фауну? Используйте свою цифровую фотокамеру для создания крупных планов цветов, насекомых или чего-либо еще, привлекающего ваше внимание. Считаете, что ваше творчество в области японской вышивки недооценивают? Покажите свою тонкую работу с помощью нескольких ошеломляющих крупных планов. На рисунке 6.1 изображен крупный план керамической тарелки, раскрашенной вручную.

Рисунок 6.1. Продемонстрируйте ваши творческие успехи с помощью ярких крупных планов

На месте или в студии?

Прежде чем отправляться в экспедицию на поиски объектов, подходящих для крупных планов, вам необходимо решить, будете ли вы фотографировать в студии, которая может быть просто кухонным столом, или на месте,то есть в естественной среде, например на улице или на полках, на которых хранится ваша коллекция оловянных солдатиков.
Возможность выбора места действия у вас может быть, а может и нет. Доказать, что древесная лягушка сидела на вашем кухонном столе в то время, когда вы сделали фотографию, может быть сложно. Но бедняга может сидеть тихо (если испугается) на стволе дерева, пытаясь слиться с корой, изменив свой цвет на коричневый, в то время как вы пытаетесь запечатлеть несколько интересных видов природы. Фотографирование объекта (живой он или нет) в его естественной среде обитания имеет также преимущество, заключающееся в том, что вы захватываете в фотографии другие объекты, позволяющие создать чувство масштаба. Привычные объекты, которое кажутся маленькими на фоне основного объекта, могут сделать так, что этот объект покажется намного большим в сравнении (вы можете использовать этот эффект в качестве маленького обмана даже в студии, сознательно выбирая сопоставляемые предметы, которые больше или меньше, чем мы ожидаем, как показано на рисунке 6.2).
Многие неподвижные объекты могут выглядеть намного лучше, когда мы переносим их из их естественной среды и фотографируем на чистом фоне. Чистый фон не так отвлекает и концентрирует внимание на самом объекте.
Оставляя в стороне удобство, существуют преимущества и недостатки, связанные со съемкой как на месте, так и в студии. Не забывайте о том, что под студией я имею в виду любое место в доме, которое вы на время или навсегда определили специально для создания фотографий.

Рисунок 6.2. Далее в студии вы можете выбрать объекты, формирующие реальное или ложное чувство масштаба

Снимая на месте, вы имеете меньше возможностей контролировать такие факторы, как освещение или погода. Хотя вы можете усилить освещение до некоторой степени, с дождливой, ветреной или снежной погодой ничего нельзя поделать, можно лишь ждать, пока она изменится. В студии, с другой стороны, вы можете отрегулировать освещение так, как вам нравится, и, если ваша крыша в порядке, погода, скорее всего, ничего не изменит.
С другой стороны, съемка в студии обычно требует больших затрат времени и усилий на формирование снимка. Вам придется отрегулировать освещение, задний фон, возможно, установить штатив и выполнить другие задачи в зависимости от того, насколько ваша студия позволяет это. В «полевых» условиях настройка может быть сведена к устранению ненужных камешков или веточек. Однако, хотя настройка может быть совсем пустяковой, вы можете провести не один час, пытаясь получить нужный снимок. Ансель Адаме (Ansel Adams) приобрел известность благодаря педантичному планированию каждого элемента своих живописных фотографий, включая расположение луны!
Кроме того, съемка в студии также способна сэкономить ваше время, даже если для того, чтобы добраться до места естественного расположения объекта, не нужно залезать в машину и долго ехать (или с риском для жизни совершать вылазку во двор). Я делал много фотографий небольших объектов для продажи на аукционе eBay, и мне пришлось создать небольшой укромный уголок с однотонным задним фоном и постоянным освещением. Я могу взять предмет, поместить его в свою мини-студию, создать фотографию с помощью моей цифровой фотокамеры и просмотреть фотографию на своем компьютере уже через три минуты.
Съемка в студии является прекрасной возможностью, если вы хотите получать единообразные снимки. Я фотографировал коллекцию фарфора Lladro моей жены на одном и том же фоне со сходным освещением каждый раз, так что получившиеся в результате фотографии выглядели так, как будто снимки сделали одновременно (как вы можете видеть на рисунке 6.3), хотя могли пройти месяцы. Достичь такого же единообразия на месте может быть сложно, так как там освещение и задний план могут значительно изменяться.

Рисунок 6.3. Мини-студия может обеспечить единообразие при фотографировании сходных предметов через некоторые периоды времени

Создание студии для съемки крупным планом

Создание студии, особенно для крупноплановой фотографии, не нужно тщательно и долго обдумывать. Вы можете собрать несколько компонентов и использовать их вокруг вашего кухонного или обеденного стола, если желаете. Если вы можете выделить какой-нибудь участок вашего дома для постоянной студийной съемки, это будет намного лучше. В данном разделе будут кратко описаны некоторые элементы, которые вам необходимо собрать.

Задний фон

Для съемки крупным планом в студии фон чаще всего должен быть однотонным, чтобы не отвлекать внимания от фотографируемого объекта. Одним из популярных типов фона является так называемый чистый фон, который объединяет поверхность, на которой находится объект, и вертикальный фон за ним с мягким, часто незаметным переходом. Чистый фон чрезвычайно изменчив, поскольку вы можете сделать его однотонным либо использовать освещение для того, чтобы по-разному осветить задний и передний план, в некоторой степени разграничивая их, но оставляя по-прежнему ровными и не отвлекающими внимания.

Ткань

Для некоторых типов фотографий я предпочитаю использовать большой кусок ткани в качестве ровного чистого заднего фона. Хорошим вариантом будет кусок велюра подходящего размера. У меня есть несколько кусков разного цвета примерно 135 см в ширину и 2,5-2,7 м в длину, так что я могу использовать их для объектов различного размера (или даже для портретов). Хотя эта ткань и недешева, ее стоит купить.
Велюровая ткань вдвойне удобна, поскольку она имеет различную текстуру с каждой стороны: ворсистую лицевую и гладкую, слегка лоснящуюся изнаночную. Используйте обе стороны, в зависимости от того, какой снимок вы хотите получить. Вы можете натянуть ткань, чтобы создать эффект ровного однотонного фона, либо добавить складок и сгибов, чтобы она выглядела как драпировка. Если ваша ткань стала грязной, просто киньте ее в стиральную машинку.
Приобретите ткань нескольких разных приглушенных пастельных тонов, а также ярких расцветок. Голубые и коричневые тона хороши для начала, и вы можете также купить черную драпировку. Они поглощают свет, подчеркивая ваш объект. Когда вы делаете снимок на черном фоне, вы легко сможете выделить ваш объект в редакторе изображений, если хотите вставить его в другую фотографию. На рисунке 6.4 показано, как ткань может быть использована в качестве заднего фона.

Рисунок 6.4. Несколько метров ткани могут стать универсальным фоном для создания крупных планов

Однотонная бумага

Профессиональные фотографы считают, что рулоны с однотонной бумагой обязательны. Я фотографировал все, от наборов камней до деталей грузовых автомобилей на фоне однотонной бумаги, и вы также найдете такого рода фон полезным для крупных планов.
Вы можете купить ее в большинстве фотомагазинов, которые предназначены для профессиональных фотографов. Основная проблема заключается в том, что чаще всего рулоны бумаги слишком велики для съемки небольших объектов крупным планом. Хотя можно найти рулоны и поуже, стандартная ширина составляет 2,7 или 3,65 м. Даже рулон шириной 2,7 и длиной 10 м, который стоит около 40 долларов (Цена указана для Америки. - Примеч. пер.), слишком громоздок для мини-студии.
Если вы не против немного потрудиться, вы можете разрезать один из этих рулонов на несколько более удобных рулонов шириной 1,35м. Бумага со временем станет грязной или рваной (она прослужит дольше, если вы используете ее для крупноплановой фотографии, поскольку рядом с ней реже будут находиться люди), так что приобретение двух более узких рулонов по цене одного будет хорошей экономией денег. Если вы не планируете использовать бумагу для портретов или других типов фотографий, наилучшим выбором будет поделить цену с другом, который также нуждается в рулоне узкой однотонной бумаги. Таким образом каждый из вас сможет получить рулон бумаги определенного цвета и удвоить количество цветов, имеющихся у вас в наличии.
Другая возможность заключается в использовании в качестве однотонного фона цветного картона. Этот картон не так хорош, как стандартные рулоны бумаги, поскольку он будет недостаточно велик, если ваши крупные планы будут включать что-либо превышающее 10 см (вы часто можете купить цветной картон большего размера в художественных салонах). Вы найдете, что при стандартном размере картона задний или передний фон (либо оба) недостаточно велик, чтобы позволить вам выбирать разные углы (ничто не может заменить длинный рулон бумаги шириной 1,2 м или больше в таких случаях). Цветным картоном также более сложно управлять: он жесткий и может не встать там, где вы хотите, вам придется его приклеить или подпереть чем-нибудь.
Однако цветной картон очень дешев, поэтому вы можете приобрести много цветов. Используете ли вы картон или однотонную бумагу, в дополнение к нескольким цветам вы можете приобрести белый для снимков, которые требуют чистого нейтрального фона. Если ваши денежные средства ограничены, остановитесь на нескольких голубых и коричневых оттенках средних тонов. Вы можете направить немного больше света, чтобы они казались на тон светлее, или можете снизить освещение заднего фона, чтобы они казались темнее, как показано на рисунке 6.5.

Рисунок 6,5. Художественное освещение может дать профессиональные результаты даже с помощью простой бумаги или картона на заднем плане

Поддерживающие элементы

Другим ключевым компонентом домашней студии являются поддерживающие элементы для вашего заднего фона, осветительных приборов и фотоаппарата. Профессионалы покупают такого рода оборудование и не задумываясь платят за него деньги, потому что затраты на поддерживающее оборудование хорошего качества могут быть вложениями на всю жизнь. Например, я заплатил примерно 100 долларов за штатив Bogen Husky IV, когда учился в колледже, и использовал его с тех пор с различными фотоаппаратами, начиная от пленочных фотокамер 10x15 и заканчивая 8-миллиметровыми портативными записывающими цифровыми видеокамерами. Я использую одну и ту же подставку для осветительных приборов более 20 лет.
Однако вам не придется платить большие деньги. Недорогое оборудование может прекрасно выполнять свою работу, и вы можете даже сделать некоторые из этих элементов самостоятельно. В этом разделе вы узнаете обо всем, что вам необходимо знать о сборке поддерживающего оборудования для вашей студии.

Поддержка заднего фона

Тканевый фон весит немного и может поддерживаться всем, чем угодно, что вы сможете приспособить для этого, включая короб ближайшего предмета обстановки (я размещаю тканевые фоны на книжных полках и на камине время от времени). Если вы часто переносите свою студию, вы, возможно, захотите вложить деньги в несколько профессиональных поддерживающих устройств, кот рые являются выдвижными алюминиевыми предметами, имеющими форму штатива, высотой 2-2,7 м и выше. Вы можете установить по одному с каждой стороны вашей области съемки, разместить деревянное крепление между ними качестве горизонтальной поддержки и задрапировать вашу ткань на этом приспособлении.
Бумажные рулоны немного более проблематичны, поскольку они могут весить 9-14 кг каждый. Профессиональные подставки для осветительных приборов могут поддерживать их (используйте часть металлической трубы или толстую деревянную стойку из шкафа в качестве вашей горизонтальной поддержки), или вы можете сделать что-нибудь из пиломатериалов, имеющихся у вас под рукой. Когда у меня была постоянная студия, я обычно прибивал несколько собственноручно сделанных поддерживающих устройств к стропилам потолка или использовал простые лапчатые болты, подобные тем, что показаны на pисунке 6.6, так что я мог повесить пять или шесть рулонов бумаги одновременно

Рисунок 6.6. Сделанный своими руками поддерживающий элемент для рулона бумаги

Поддержка осветительных приборов

Вид необходимого вам поддерживающего устройства для осветительных прибс ров зависит от того, какое освещение вы используете (мы рассмотрим возможные виды освещения далее в этой главе). Опоры для осветительных приборо прекрасны, если вы собираетесь использовать электронную вспышку или фоте графические лампы накаливания, а они на самом деле могут быть полезны, есл вы планируете снимать портреты в своей студии, пример которой я опишу в следующей главе.
Однако, если вы используете обычные домашние лампы, в частности повышенной яркости, собственного механизма поддержки лампы будет достаточно.

Штативы, поддерживающие фотоаппарат

Если вы всерьез решили заняться фотографией крупных планов, вам необходимо будет приобрести штатив. Штатив удерживает фотокамеру неподвижной и облегчает формирование изображения с помощью жидкокристаллического дисплея цифрового фотоаппарата. Вы также поймете, что вам будет легче фокусировать вручную, если фотоаппарат закреплен на штативе. Наконец, тренога обеспечивает единообразие снимков, так как все фотографии, скажем оловянных солдатиков, будут сделаны с одного расстояния и под одним углом.
Штативы поставляются в различных вариациях, от ручного штатива с одной ногой до, крошечных настольных штативов и до полноразмерных студийных. Небольшой штатив может быть полезен, если его размер имеет значение в том отношении, можете ли вы брать его с собой или нет, так что вам может понадобиться небольшой штатив для съемок на природе. Однако я советую приобрести большой прочный штатив и рекомендую взять штатив самого лучшего качества, которое вы сможете себе позволить, для студийного использования.
Хороший штатив будет достаточно тяжел, так что его придется оставить там, где вы его используете, и не волочить по полу. Ноги его будут жесткими и негнущимися. Тренога не должна качаться и колебаться (особенно это важно, если вы снимаете при длительной выдержке). Некоторые штативы создаются большими для того, чтобы поддерживать тяжелые фотоаппараты, но цифровые модели редко весят больше 100 г. Вы должны искать в штативе выносливость и то, что производители автомобилей называют «весом нагрузки на дорогу». На рисунке 6.7 показан хороший штатив.
Ключевые компоненты, которые необходимо искать в штативе, включают следующие:

  • Ноги легко регулируются, так что вы можете быстро изменять высоту треноги.
  • Регулируемый центральный штырь, который длинен достаточно, чтобы позволить вам передвигать фотоаппарат вверх и вниз на высоту до метра без необходимости регулировать ноги.
  • Центральный столб, который поворачивается таким образом, что вы можете нацелить камеру вниз на пол для некоторых крупноплановых снимков.
  • Наклоняющаяся и поворачивающаяся головка, которая переворачивается в вертикальном и горизонтальном направлениях, так что вы можете быстро изменить угол поворота фотоаппарата (обратите внимание, что в некоторых профессиональных штативах поворачивающаяся головка является компонентом, покупающимся отдельно).
  • Крепления, которые позволяют вам жестко фиксировать ноги, центральный штырь и поворачивающуюся головку точно в той позиции, в которой хотите.

Если ваши фотографии состоят из плоских объектов, снимаемых крупным планом, таких, как марки, монеты, фотографии, вышивки и тому подобное, вы можете подумать о приобретении специального поддерживающего фотоаппарат устройства под названием copystand. Это простые опоры с плоским держателем и вертикальным штырем, на который вы прикрепляете свой фотоаппарат. Кам ра может скользить вверх и вниз по опоре для регулирования расстояния от фотоаппарата до объекта. Такие штативы обеспечивают более удобный угол для такого типа фотографий, особенно если ваш цифровой фотоаппарат позволж поворачивать объектив и видоискатель в различных направлениях.

Рисунок 6.7. Хороший штатив является основой вашей цифровой съемки крупных планов

Осветительное оборудование

Оборудование, которое вы используете для освещения своих крупноплановых изображений, делится на три (возможно, на три с половиной) категории.

  • Существующее освещение (то есть свет, который уже есть, находитесь ли вы на улице или в помещении). Вы можете манипулировать этим освещением с помощью отражателей и других приспособлений, так что вы не ограничены жестко в том, что у вас есть под руками.
  • Электронная вспышка, либо вспышка, встроенная в ваш цифровой фотоаппарат, либо вспомогательная вспышка.
  • Освещение лампами накаливания, которые могут состоять из фотоламп, ламп повышенной яркости или любых аналогичных ламп, которые вы решили установить, таких, как та, что показана на рисунке 6.8.

Честно говоря, вы также можете использовать свет, испускаемый самим объектом, но, если вы не фотографируете свечу или светлячка, эта ситуация не так уж распространена. Далее в данной главе я покажу вам, как использовать эти различные типы освещения. Этот раздел посвящен только самому оборудованию.

Рисунок 6.8. Осветительное оборудование для съемки крупным планом не нужно разрабатывать

Существующее освещение

Отражатели и предметы, блокирующие свет, различных типов бесценны для изменения угла и интенсивности падения света на ваш объект, используете ли вы существующее освещение, освещение лампами накаливания или электронную вспышку. Однако при естественном освещении эти приспособления могут быть единственными имеющимися у вас инструментами, так что они станут тем более ценными. Вы должны иметь несколько из этих инструментов в вашем арсенале крупноплановой съемки в любом случае.
Отражатели и блокирующие свет предметы могут быть простыми и легкими в создании. Существует несколько различных типов отражателей и предметов, блокирующих свет.

  • Белый картон. - Кусок цветного картона является прекрасным отражателем. Вы можете сложить кусок на четыре части и развертывать его настолько, насколько это необходимо для вашей фотографии. Используйте белый, поскольку это нейтральный цвет, хотя другие оттенки могут быть полезны для получения специальных эффектов.
  • Пенопласт. - Сверхлегкие пластины пенопласта, переложенные листами бумаги или пластика, обычно используются в качестве подложки для фотографий или экспонатов. Они являются прекрасными отражателями, особенно если вам необходимы отражатели больших размеров, которые жестки, но легки по весу. Они не сгибаются и, вероятно, будут более полезны для портретов и групповых фотографий, но, если у вас есть небольшой кусок пенопласта, держите его наготове.
  • Алюминиевая фольга. - Прикрепите алюминиевую фольгу к куску белого картона (вы можете использовать обратную сторону вашего отражателя, сделанного из белого картона), чтобы создать отражатель, который генерирует меньше неконтрастного освещения. Сомните алюминиевую фольгу так, чтобы она отражала свет равномерно.
  • Листы полиэтилена. - Посетите ближайший магазин и запаситесь удобным высококонтрастным отражателем, который может быть свернут и перенесен в кармане.
  • Брезент. - Если вы фотографируете совсем крошечные объекты, светлый брезент может быть наилучшим инструментом выравнивания вашего освещения. Фотографический брезент обычно делается из полупрозрачного материала и размещается прямо над предметом, который вы фотографируете.
  • Черный картон или ткань. - Иногда вам понадобится блокировать свет от его источника, чтобы создать более мягкое освещение. Кусок черного картона может вам в этом помочь, хотя даже черный картон отражает немного света. Для еще большего поглощения света подумайте об использовании небольшого куска черного велюра. Если вы пытаетесь делать фотографии морских раковин в их природной среде (на самом деле, морское побережье является последним пристанищем для многих обитателей, имеющих раковины), вам поможет черная ткань.

Электронная вспышка

Вы можете использовать электронную вспышку, встроенную в вашу цифровую фотокамеру, для быстрого создания снимков, но чаще всего вы обнаружите, что прямая вспышка такого рода не является наилучшим освещением для крупных планов. Фактически, если ваш объект неподвижен, электронная вспышка, вероятно, не будет наилучшим вариантом. Главное преимущество электронной вспышки заключается в том, что небольшая длительность ее работы может помочь вам зафиксировать изображение движущихся объектов, таких, как люди или лягушки. Тем не менее вам будет намного сложнее представить, как вспышка будет выглядеть на готовом изображении. Некоторые типы фотовспышек, которые вы можете использовать для создания крупных планов, включают следующие:

  • Встроенная вспышка. - Это устройство вспышки, встроенное в ваш цифровой фотоаппарат. Вы найдете, что при чрезвычайно крупных планах свет, который она создает, будет выглядеть ненатуральным и, возможно, осветит ваш объект неравномерно.
  • Внешняя вспышка. - Многие цифровые фотоаппараты имеют разъем для прикрепления внешней вспышки. Это могут быть недорогие вспышки, созданные для обычных пленочных фотоаппаратов, или более совершенные (и более дорогие) устройства с моделированием освещения с помощью дополнительных ламп накаливания, которые имитируют свет, излучаемый вспышкой.
  • Ведомая вспышка (Slave flash). - Это электронные вспышки со схемой обнаружения света, которые автоматически инициируются, когда отключается другая вспышка. Вы можете также приобрести дополнительные детекторы, которые устанавливаются на любой вспышке. Ведомые вспышек полезны, когда вы хотите использовать две или больше электронных вспышки, чтобы создать сложные эффекты освещения.
  • Кольцевые вспышки (Ringlights). - Это кольцевые электронные вспышки, которые помещаются вокруг за пределами объектива фотокамеры, обеспечивая очень ровное освещение для крупных планов. Кольцевые вспышки являются обычно профессиональным инструментом, используемым теми, кто делает много крупных планов, особенно с помощью фотоаппаратов со сменными объективами. Если вы можете позволить себе однообъективный зеркальный цифровой фотоаппарат и вы делаете достаточно много крупных планов, чтобы оправдать кольцевую вспышку, она будет для вас великолепным инструментом.

Лампы накаливания

Хорошие традиционные лампы накаливания являются обычно наилучшим инструментом для освещения объектов, снимаемых крупным планом, которые не трясутся и не качаются. Хотя они не так ярки, как электронная вспышка, это обычно не является проблемой для вашего фотоаппарата, закрепленного на штативе, и при длительной выдержке. Лампы накаливания также дешевы. Самое главное - помнить во время их использования о настройке баланса белого вручную или убедиться, что автоматическое управление балансом белого на вашем фотоаппарате включено. Эти лампы дают более красноватый оттенок, чем дневной свет или электронная вспышка (Автор имеет в виду специальные лампы накаливания. Обычные бытовые лампы накаливания желтят. - Примеч. науч. ред.).
Любая лампа повышенной яркости с подвижным сочленением или насто. ная лампа, которую вы можете поворачивать для того, чтобы отрегулировг угол падения света, прекрасно подойдет в качестве источника освещения л объектов, снимаемых крупным планом. Другие типы ламп также могут испо; зоваться, но они менее гибки, что будет важно при формировании изображения. Электролампы повышенной яркости могут создавать слишком сильный кс траст, особенно для блестящих объектов. Вы можете использовать отражате/ чтобы смягчить их свет, или применять лампы с гибким держателем, которые могут использовать традиционные электрические лампы матового белого света.

Дополнительное оборудование для съемки крупных планов

Во многих случаях вам не понадобится больше приспособлений, чем те, что перечислил до этого. Однако возможно, вы решите подумать о приобретет нескольких дополнительных принадлежностей.

Объективы для съемки крупных планов

Многие цифровые фотокамеры способны сфокусироваться на очень близко расстояние на самом деле, в некоторых случаях вплоть до дюйма (2,54 см. - Примеч. пер.) или меньше. Это обычно позволяет вам подойти настолько близко, насколько вы захотите поскольку, если вы подойдете еще ближе, трехмерный объект будет очень трудно осветить. Будет просто недостаточно места между объективом и объектом чтобы обеспечить подходящее освещение. Исключением будет ситуация, когд вы фотографируете прозрачный или подсвечиваемый снизу предмет, такой, ка изображение на прозрачной подложке, но в большинстве случаев возможность сфокусироваться на расстоянии в несколько дюймов будет достаточно.
Тем не менее некоторые поставщики имеют свое собственное понятие о близкой фокусировке, так что может случиться, что вы будете обладать цифровой камерой, которая позволяет получать объект не ближе фута или двух.

Фут - английская мера длины, составляет 30,48 см. - Примеч. пер.

Или возможно, что у вас фотоаппарат с фиксированным фокусом, который предлага ет приемлемую резкость для любого расстояния, от нескольких футов до беско нечности. Вы также можете делать изображения крупным планом, если знаете один секрет.
Прежде всего, ваш фотоаппарат с фиксированным фокусом может все равнс иметь настройку макрорежима. Она может быть в форме рычага или круговой шкалы, которая может использоваться для настройки расстояния фокуса вручную. Все, что вам нужно сделать, - это измерить расстояние до своего объекта и настроить фокус на шкале.


Совет.
Ваш колпачок объектива прикрепляется к вашему фотоаппарату цепочкой или ремешком, чтобы не потерялся? Подумайте о нанесении маркировки на ремешок, чтобы вы могли использовать его в качестве импровизированной измерительной ленты, когда вам необходимо измерить расстояние вручную.

Другой секрет заключается в объективе для съемки крупных планов, на самом деле являющемся дополнительным устройством наподобие фильтра, которое регулирует фокус встроенного объектива вашего фотоаппарата, чтобы позволить уменьшить расстояние между вами и вашим объектом. Просто прикрепите одно из этих приспособлений, используя крепление для фильтра вашего фотоаппарата, и начинайте снимать.
Объективы для съемки крупных планов, такие, как показанный на рисунке 6.9, обычно помечаются их относительной мощностью или увеличением с помощью единиц измерения оптической мощности под названием диоптрии.

Величина, называемая оптической силой линзы, равна 1/фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы измеряется в диоптриях. Размерность диоптрии - м-1 . - Примеч. науч. ред.

Объектив, помеченный как «No. 1», будет приспособлением со сравнительно умеренной мощностью уменьшения расстояния, объективы, помеченные как «No. 2» или «No. 3», будут сильнее. Объективы для съемки крупных планов обычно имеют увеличение от +1 диоптрии до +10 диоптрий.

Рисунок 6.9. Объективы для съемки крупных планов классифицируются по количеству диоптрий

Фактический способ вычисления увеличения наезда слишком сложен для среднего фотографа - если только такие формулы, как увеличение на бесконечность = фокусное расстояние камеры/С 1000/мощность в диоптриях), не являются для вас детской задачкой - и не особенно полезен. Это происходит потому, что расстояние фокусировки варьируется в зависимости от фокусного расстояния объектива и его возможностей фокусировки. Тем не менее, как правило, если ваш объектив нормально фокусируется на 1 м, что немногим больше 3 футов, + диоптрия позволяет вам фокусироваться вплоть до 1/2 м, +2 диоптрии - на 1/3 \ +3 диоптрии - на 1/4 м и так далее. +10 диоптрий позволяют вам фокусировать ся вплоть до 5 см, и это при объективе, сфокусированном на бесконечность. Если объектив вашей цифровой фотокамеры в нормальном состоянии фокусируется ближе чем на 1 м, вы можете уменьшить расстояние между вами и вашим объектом еще больше.
В реальности практичным решением будет приобретение нескольких объек тивов для съемки крупных планов (они стоят приблизительно 20 долларов каждый, и их часто можно купить сразу несколько в наборе), так что у вас будет подходящий объектив для каждой определенной фотографической задачи.

Совет.
Вы можете объединить несколько объективов для съемки крупных пла нов, чтобы сделать еще более близкую фотографию (с помощью, скажем, объ ектива в + 2 диоптрии, подсоединенного к объективу в + 3 диоптрии, что в об щей сумме дает + 5 диоптрий), но избегайте использовать больше чем двг объектива для съемки крупных планов вместе. Потеря резкости будет слишкол, большой при таком количестве слоев стекла. Кроме того, три объектива могуп быть достаточно толстыми, чтобы закруглить углы вашего изображения.

Мехи

Практически все крупные фирмы выпускают также удлинительные кольца. Ими пользуются так же, как и мехами. Они стоят в несколько раз меньше мехов, но имеют дискретный набор расстояний. Преимущества и недостатки у них такие же, как и у мехов. - Примеч. науч. ред.

Если у вас цифровой фотоаппарат со съемным объективом, вы также можете приобрести присоединяемые мехи, такие, как те, что показаны на рисунке 6.10 которые прикрепляются между объективом и фотоаппаратом. При использовании объектива фотокамеры, предназначенного специально для съемки крупных планов (то есть макросъемочного объектива), вы получаете самые четкие изображения крупных планов. Недостаток? Эти приспособления дороги (100 долларов или больше), снижают количество света, достигающего вашего сенсора, на 2Х - 4Х или больше, в зависимости от того, насколько хороши ваши мехи, и могут перегрузить большинство приложений для работы с изображениями крупных планов.

Устройства для копирования слайдов

Некоторые производители (Nikon, например) предлагают дополнительные приспособления для копирования слайдов, подсоединяемые к цифровым фотоаппаратам. Вы можете использовать их для преобразования своих любимых цветных слайдов в цифровые изображения без необходимости покупать специальный сканер для слайдов. Если у вас много 35-миллиметровых диапозитивов или вы планируете получить их в будущем, приспособление для копирования слайдов будет хорошим вложением денег. Хотя вы можете копировать слайды с помощью обычного цифрового фотоаппарата, который фокусируется достаточно близко, устройство для копирования слайдов работает быстрее и позволяет создавать изображения более высокого качества.

Рисунок 6.10. Прикрепляемые мехи для фотоаппаратов со съемными объективами предлагают возможности очень близкой фокусировки

Создание первого снимка объекта крупным планом

Вы собрали все оборудование и необходимые приспособления. Пришло время создать первое изображение объекта крупным планом. Следующие разделы поэтапно описывают подход, который позволяет вам применить на практике то, что вы прочитали.

Размещение объекта и фона

Первый этап заключается в размещении объекта и фона. Если вы снимаете в мини-студии, установите фон на столе или другой поверхности так, чтобы напротив композиции оставалось достаточно свободного места, что позволит вам получить крупный план с помощью вашей камеры и штатива (если вы его используете). Установите ваш предмет под тем углом, который вам нравится, убедитесь, что он не опрокинется и не переместится неожиданно. Для фиксации многих предметов на поверхности, предназначенной для съемки, могут быть использованы кусочки глины для моделирования (помните о том, что некоторые типы глины могут содержать масла, которые запачкают ткань или бумагу). Иногда я подпираю предметы с помощью кусочков дерева, размещенных так, чтобы они не были видны на фотографии. На рисунке 6.11 показаны недорогие фиксаторы, которые могут использоваться для поддержки фотографируемых объектов.

Рисунок 6.11. Эти фиксаторы стоят 33 цента и прекрасно справляются с работой по удерживанию объектов, снимаемых крупным планом

Если вы снимаете на месте, очистите территорию и удалите ненужные ветки, листья, камни, постороннюю фауну или что-либо еще, что вы не хотите видеть на своей фотографии. Теперь пришло время упростить ваш фон. Посмотрите внимательно на грязь, которая может быть очищена для улучшения вашей фотографии.

Настройка вашего фотоаппарата

Если вы используете штатив, отрегулируйте длину ног так, чтобы они обеспечивали ту высоту, которая вам необходима. Центральный штырь должен использоваться для точной регулировки высоты положения камеры. Если вы настроите ноги слишком низко и вам придется согнуть центральный штырь вверх, штатив будет перевешивать в верхней части и станет менее стабилен.

Совет.
Если вам повезло и вы используете очень легкий штатив, вы можете повысить его стабильность, подвешивая вес на его ноги. Не нагружайтесь лишним балластом, возьмите с собой легкую, но прочную сумку (мешок, в котором перевозят овощи, подойдет очень хорошо) и заполните ее камнями при необходимости.

Разместите штатив и фотоаппарат так, чтобы вы могли использовать шарнирную головку штатива для получения желаемых углов. Если у вас возникают проблемы с получением достаточно близкого плана, поскольку ноги мешаются штативу, не бойтесь изменить положение центрального штыря перед тем, как сфотографировать свой объект.

Использование ламп

Если вы снимаете в мини-студии, вы, вероятно, захотите использовать, по крайней мере, две лампы для освещения вашего объекта с обеих сторон. Направьте лампы прямо на объект либо на отражатель, который я описывал ранее в этой главе. Убедитесь, что на заднем фоне достаточно света, чтобы отделить ваш объект от его окружения.
Вам, возможно, придется применить свои творческие способности при освещении объекта съемки на месте. Если вы не используете внешние лампы, воспользуйтесь преимуществом отражателей, чтобы направить дополнительный свет на затемненные участки и блокирующие свет объекты и создать мягкое затемнение при прямом солнечном свете или искусственном освещении, как показано на рисунке 6.12. На этой фотографии был использован белый отражатель справа от фотографии для того, чтобы выделить глаза кролика.
Когда вы настраиваете освещение своего объекта, помните о том, что при съемке крупных планов глубина резкости изображения всегда ограничена, так что все, что вы сделаете для увеличения количества доступного света, повысит возможность снимать при более малом размере отверстия диафрагмы, что в свою очередь повысит глубину резкости изображения.
Если вы используете встроенную вспышку своего фотоаппарата, недостаточное освещение редко будет для вас проблемой. В действительности вы можете понять, что ваша вспышка создает слишком много света, даже при наименьшем диафрагменном числе, и это приведет к размытому изображению. Для решения этой проблемы существуют несколько возможных вариантов, включая следующие:

  • Немного отступите назад и используйте более приближающую настройку зуммирования, чтобы создать изображение того же размера. - Вспышка будет намного дальше от вашего объекта и менее вероятно размоет картинку. Помните о том, что электронная вспышка подчиняется закону обратных квадратов: источник света, который находится в 30 см от вашего объекта, создает в четыре раза меньше освещения, чем при расстоянии в 15 см.
  • Используйте элемент управления экспозиционным числом (exposure value, EV) вашего фотоаппарата, чтобы сознательно недодержать изображение. -Это обманет механизм автоматической выдержки изображения.
  • Подумайте о том, чтобы прикрыть вашу вспышку слоем или двумя тонкой бумаги или другим нейтральным прозрачным покрытием. - Вы сократите количество света и смягчите его немного в тоже время.

Рисунок 6.12. Белые отражатели могут сделать темные области светлее при фотографировании на месте

Формирование кадра

Теперь, когда все готово, настало время сформировать композицию самой фотографии. Вам необходимо будет обдумать следующие вещи:

  • Выберите подходящую настройку зума (фокусного расстояния) для вашей фотографии. - Некоторые цифровые фотоаппараты позволяют близкую фокусировку только при определенных фокусных расстояниях (то есть они фокусируются ближе при настройке от средней (medium) до телеобъектив (telephoto), но не при широкоугольной настройке), так что ваш выбор можеп быть ограниченным. Помните о том, что широкоугольные настройки могут добавить заметное искажение вашего изображения, делая так, что вещи, которые находятся ближе к объективу, кажутся намного больше, чем они обычно выглядят. Этот эффект наиболее ярко выражен при съемке крупных планов. Нормальная настройка зума или короткий телеобъектив могут помочь в создании более реального изображения.
  • Сформируйте кадр вашей фотографии так, чтобы исключить все посторонние предметы. - Подойдите ближе, чтобы создать фотографию, которая потребует минимума увеличения и будет настолько резка, насколько это возможно. Изображения крупных планов часто являются исключениями из правила, гласящего о том, что объекты нужно размещать не в центре. На многих хороших фотографиях, сделанных в режиме макросъемки, основной объект расположен прямо в центре кадра либо немного сдвинут от центра, как показано на рисунке 6.13.

Рисунок 6.13. В данном случае размещение объекта рядом с центром фотографии обеспечивает прекрасный вид цветка

  • Убедитесь, что ваш фотоаппарат был настроен на режим макросъемки или съемки крупным планом. - Это обычно изображается с помощью иконки с цветком на вашем жидкокристаллическом дисплее статуса.
  • Фокусируйте очень осторожно. - Некоторые фотоаппараты позволяют переключение автофокусировки на режим фокусировки на центр. Используйте это, если ваш объект находится на самом деле в центре кадра. Переключитесь на ручную фокусировку, если ваш фотоаппарат ее имеет. Вы, возможно, захотите использовать режим приоритета диафрагмы, если таковой доступен, и выбрать наименьшее возможное раскрытие диафрагмы для усиления глубины резкости поля. И помните о том, как формируется глубина резкости изображения: две трети распределяются для области перед плоскостью самого резкого фокуса и только одна треть - для области за ним.
  • Проверяйте, что обратная сторона фотоаппарата (где располагается сенсор) параллельна плоскости, в которой расположен ваш объект. - Это область, на которой вы фокусируетесь и где сосредоточена максимальная резкость. Если фотоаппарат наклонен по отношению к плоскости основного объекта, только часть объекта будет находиться в резком фокусе. За исключением случаев, когда вы делаете фотографию с целью создать специальный эффект, вы предпочтете получить так много резкости, сколько возможно. На рисунке 6.14 показан относительно плоский объект, размещенный параллельно обратной стороне фотокамеры для создания плоскости фокусировки с максимальной резкостью.

Рисунок 6.14. Удерживание плоскости объекта параллельно обратной стороне фотоаппарата обеспечивает оптимальную глубину резкости изображения даже при широко раскрытой диафрагме

  • Наблюдайте за индикатором фокуса вашего фотоаппарата. - Это может быт светодиодная лампочка рядом с видоискателем, которая загорается зеленью (или другим цветом), когда изображение в фокусе.
  • Используйте жидкокристаллический дисплей своего фотоаппарата для оце нивания структуры изображения, его композиции и фокуса. - Оптический видоискатель вашего цифрового фотоаппарата не покажет вам точно то, что вы собираетесь получить на фотографии, и может обрезать часть области изображения.

Совет.
Многие цифровые фотоаппараты имеют разъем, который позволяв" выводить сохраненные на фотокамере изображения на телевизор. Вы, воз можно, даже забыли, что у вас есть эта возможность. Ваша домашняя студи? может включать телевизор или монитор, используемый для предварительно го просмотра снимков. Даже 20-дюймовый цветной телевизор выдает изображение, которое больше и которое легче просмотреть, чем на двухдюймовом жидкокристаллическом дисплее вашего фотоаппарата. Фотографирование крупных планов является прекрасным применением этого свойства. Вь также можете использовать телевизор, чтобы просмотреть свои фотографии при их создании.

Создание фотографии

Главный момент наступил. Пришло время сделать вашу первую фотографию объекта крупным планом. Вот несколько советов по последним приготовлениям:

  • Ваш цифровой фотоаппарат может иметь несколько методов автоматической фиксации фокуса. - Моя фотокамера, например, может быть установлена на постоянную автофокусировку (изменение фокуса все время до наступления момента экспозиции) или на фиксацию определенного фокуса при частичном нажатии кнопки затвора. Ес^и вы делаете фотографии без помощи штатива, вы, возможно, захотите использовать постоянную автофокусировку для компенсации небольших движений, которые вы совершаете при формировании кадра. Фиксация фокуса на определенной точке является наилучшим решением, когда вы уверены, что точка фокусировки, которую вы выбрали при нажатии кнопки затвора, является тем центром фотографии, на котором вы хотите сконцентрировать внимание.
  • Если ваш объект неподвижен и вы используете штатив, подумайте об использовании автоспуска вашего фотоаппарата, который автоматически создаст фотографию через несколько секунд после нажатия. - Даже если вы нажимаете на кнопку спуска затвора очень осторожно, вы можете немного задеть фотоаппарат. При освещении лампами накаливания и небольшой ширине раскрытия объектива ваш фотоаппарат, вероятно, будет использовать медленную скорость затвора, которая чувствительна к появлению размытости даже при небольшом сотрясении камеры. Автоспуск позволит фотоаппарату и штативу оставаться неподвижными.
  • Некоторые цифровые фотоаппараты также имеют гнездо для установки дистанционного управления нажатием на кнопку затвора. - Это также может позволить вам не притрагиваться к фотоаппарату при создании снимка и имеет дополнительное преимущество, заключающееся в том, что вы можете сделать фотографию именно в тот момент, когда хотите (как раз перед тем, как лягушка соберется прыгать, например), вместо предварительно определенного промежутка времени.
  • Подождите несколько секунд после того, как вы услышали, что затвор фотоаппарата щелкнул, прежде чем что-либо делать. - Вы должны быть уверены, что ваш фотоаппарат не занят длительной выдержкой. Этот щелчок может означать, что затвор открыт, но фотоаппарат все еще фиксирует изображение.
  • Просмотрите ваш снимок немедленно на жидкокристаллическом дисплее вашей фотокамеры (или на телевизоре). - Вы должны проверить отсутствие нежелательных отражений (особенно созданных вспышкой) и других проблем.

Как избежать ошибок параллакса?

Иногда случается так, что для создания крупного плана вы используете только оптический видоискатель своего фотоаппарата. Возможно, вы находитесь на улице и солнечный свет запивает жидкокристаллический дисплей вашего фотоаппарата. Или, может быть, вы делаете внезапный снимок, чтобы поймать удачный момент: вы должны либо поднести фотоаппарат к глазам и сразу сделать фотографию, либо забыть о ней навсегда. Некоторые фотографии не требуют долгих раздумий и тщательного планирования до их создания. Большинство тографий объектов крупным планом, которые я делал для аукционов eBay, являются вариантами такой быстрой съемки с использованием только оптическ видоискателя моей фотокамеры.
Во всех этих ситуациях вам нужно помнить о возможности ошибки смещения. Проблемы параллакса возникают, потому что то, что вы видите через oптический видоискатель, не идентично тому, что видит сенсор фотокамеры че свои линзы. При расстояниях больше нескольких футов это различие очень значительно, но по мере того, как ваш объект приближается к камере, смещение становится все более значительным. При расстояниях около фута или менее четверти до трети или больше того, что вы, по вашему мнению, видите че видоискатель, не будет отображено на фотографии, как вы можете увидеть рисунке 6.15.
Объем затрагиваемой области изображения определяется расстоянием между линзами и видоискателем, а также расстоянием до вашего объекта. Если видоикатель находится прямо над объективом фотоаппарата, на своей фотографии потеряете немногое из того, что появляется.на видоискателе. Если видоискатель смещен влево, кое-что расположенное на вашем изображении слева может бы обрезано. Во многих цифровых камерах окно видоискателя может быть как в ше, так и немного слева от объектива, что предоставляет возможность случайной обрезки вашей фотографии в двух направлениях сразу. Опасные зоны по умолчанию применяются только тогда, когда вы держите камеру горизонтальн если вы делаете вертикальную фотографию, область, подвергающаяся ошибке параллакса, перемещается вместе с вашим видоискателем.

Рисунок 6.15. Через оптический видоискатель вы видите картинку, показанную на левом рисунке... а сенсор вашего фотоаппарата видит изображение, показанное справа

Более дорогие камеры могут иметь некоторое свойство компенсации, встро енное в оптический видоискатель, которое может компенсировать ошибку параллакса. Чаще, однако, принято просто устанавливать отметки на видоискателе, которые показывают, где расположена безопасная область, и ожидать, что фотограф выровняет объект соответственно. Если вы помните о том, что отметки коррекции в видоискателе только приблизительно соответствуют тому, что ваша камера на самом деле видит, вы можете обычно избежать самых явных ошибок смещения. Отрегулируйте безопасную зону, включив небольшую дополнительную область вокруг вашего основного объекта, и у вас все получится. Вы всегда можете удалить ненужные элементы с помощью своего компьютерного программного обеспечения, но вы не сможете добавить часть изображения, которая не была снята.
Также помните, что встроенная вспышка вашей камеры тоже страдает от ошибки параллакса. На очень близких расстояниях вспышка, скорее всего, не осветит нижнюю часть вашего предмета. Я часто могу исправить это, устанавливая небольшую белую картонку за пределами области съемки, но расположенную в таком месте, чтобы направить некрторое количество света вспышки на низ объекта.

Использование сканеров для создания крупных планов

Если у вас есть сканер, у вас уже есть самое лучшее приспособление для создания фотографий крупных планов, которое вы могли бы желать. Сканеры разрабатываются и создаются для фиксации изображений вещей, которые находятся всего лишь в доле сантиметра от сенсора устройства. Многие сканеры прекрасно работают в качестве устройств фиксации изображений плоских объектов и некоторых типов трехмерных предметов, таких, как марки, монеты, игрушечные солдатики, небольшие куклы, коллекции бабочек и аналогичные предметы.
Сканеры позволяют получить значительно большее разрешение, чем цифровые камеры, на небольших расстояниях, так что ваши изображения будут четкими и резкими. Сделайте снимок 4х5-дюймового объекта с помощью 3 мегапиксельной фотокамеры, и вы получите, конечно, 3 миллиона пикселей информации. Отсканируйте тот же объект при скромном разрешении 600 spi даже на самом недорогом сканере, и вы получите почти в 2,5 раза больше пикселей, с которыми вы можете работать (если вам нужно). Вы можете увидеть сравнение сфотографированного и отсканированного изображения на рисунке 6.16.

Рисунок 6.16. Одна и та же монета, изображение которой было создано с помощью цифрового фотоаппарата (слева) и сканера (справа)

Однако, как я предостерегал в главе Выбор сканера, помните, что некоторые типы сканеров не имеют достаточной глубины резкости изображения, чтобы успешно отсканировать трехмерные объекты. Если вы хотите использовать свой сканер постоянно как устройство для создания изображений объектов крупным плане убедитесь, что у вас есть сканер с сенсором CCD (прибор с зарядовой связью) не элементом сканирования CIS (контактный сенсор изображения).

Что дальше?

Люди интереснее, чем вещи, но я решил начать часть Создание превосходных изображений с этой главы о фотографиях объектов крупным планом, вместо главы о фотографировании людей, к торая будет следующей. Почему? Потому что многое из того, что вы узнали время прочтения предыдущих нескольких страниц, может быть применено и по отношению к фотографированию людей. Вы можете использовать эти студийные техники и хитрости освещения плюс несколько дополнительных приемов, о которых я собираюсь рассказать вам, на людях (и домашних животных).

Используются технологии uCoz