Виды сьемок

Глава из книги Вальтер Шильд, Тобиас Пеле "Видео мое хобби"


КЭМКОРДЕР В СПИСКЕ ГОСТЕЙ

Где встречаются друзья, там в списке гостей и кэмкордер.
Удачные съемки украсят праздник

Лето — время для встреч: по поводу поездки на дачу, пикника, дня рождения или другого семейного праздника. Люди предпочитают природу и свежий воздух, там есть место и достаточно света для дебюта кэмкордера. Это самые благоприятные условия для съемок. Как бы ни были уютны вечера в теплой городской квартире, они не заменят ярких красок, живости движений и новых впечатлений.
Лучше всего, если кэмкордер присутствует при всех событиях, начиная с приветственного поцелуя и кончая пожеланием спокойной ночи. Пусть он чокается с гостями, болтает, танцует. Когда окружающие к нему привыкнут, они почувствуют себя свободнее. И чтобы зритель погрузился в атмосферу праздника, ни одна его фаза не должна быть пропущена. Течение вечеринки нельзя предугадать, и сценарии неуместны, но отдельные фазы все-таки выделить можно: приветствие, встречу со старыми друзьями и новые знакомства, откупоривание бочки с пивом, дружное чокание, обед, разговоры, танцы и оживленное прощание.
При съемке праздника важно найти пропорцию между стандартными и стихийными кадрами. Первые составляют основу, на которой держится фильм, вторые создают атмосферу именно этого дня. Итак, не снимайте все подряд и не следуйте рабски своим шпаргалкам. Обдумайте, что будет главным на этом празднике, какие фазы он пройдет, и свободно перемещайтесь с камерой среди гостей. В конце концов видеооператор тоже должен получить удовольствие от праздника.

Чем продуманнее планы съемки, тем лучше отображаются события: пригласительный билет в качестве заглавной надписи знакомит с темой. Эпизод приветствия служит завязкой

Поскольку летние праздники не предполагают технически сложных ситуаций, кэмкордер сделает все сам: настройку на белый цвет, автофокусировку, выдержку и наведение на резкость. Идеально, если в запасе будет один или два аккумулятора, чтобы "сок" не вытек. Если съемка происходит дома или у друзей, лучше заранее приготовить удлинительный шнур для подключения к сети.

Каждая серия кадров рассказывает свою историю, например об откупоривании бочки: средний план дает общее впечатление, а сверхкрупные планы нацеживания пива, чокания, наслаждения напитком вызовут жажду и у зрителя

Нужно также позаботиться о штативе, потому что некачающиеся кадры получаются только на трех стойках. Золотое правило гласит: обязательно снимай со штатива! Если с самого начала привыкнуть к возне с этими ходулями, то потом обращение со штативом не покажется трудным и будет само собой разумеющимся.
Именно стандартные кадры летнего праздника удаются без проблем на трехногом штативе. При стихийных съемках в общей суете удобнее штатив с одной стойкой. С ним проще обращаться, его не нужно заранее устанавливать и его легко поднимать и опускать — большой плюс при съемках людей. Кто не позаботился о таком штативе, обречен снимать с руки. Но изображение не будет качаться, если соблюдать основные правила:
- Перед тем как снимать свободной рукой, нужно "заземлить" корпус. Под этим понимается контролируемое положение тела стоя. Ноги слегка расставлены (не менее чем на 30 см), прочно опираются о землю и тяжесть тела распределена равномерно.
- "Заземление" автоматически успокаивает дыхание. Чем равномернее вдохи и выдохи, тем легче владеть телом. Не следует дышать ни слишком глубоко, ни слишком коротко.
- Кэмкордер имеет собственный заметный вес. Его нужно уравновесить, слегка откинувшись назад.
- Правая рука надежно охватывает кэмкордер, левая свободна для поддержки — если работает автоматика.

Правильное положение тела (внизу) позволяет избежать смазывания. При грэббинге (справа) делают боковые шаги, скрещивая ноги

При этом левая рука страхует кэмкордер снизу или сбоку. При ручной наводке на резкость левая рука лежит на диске резкости. Главное, чтобы ни тело, ни руки не были судорожно напряжены.

Свободу обращения с камерой лучше отрабатывать "всухую". Поза и дыхание заучиваются без кэмкордера. Когда это усвоено, сфокусируйте неподвижное изображение на минимальное расстояние — например, стол и стулья — и добейтесь, чтобы камера не дрожала. Придется периодически останавливаться и начинать сначала. Со временем изображение получится спокойным.

Планы при съемке (слева, сверху вниз): общий, средний, полусредний (американский), крупный, сверхкрупный. Если человек с видеокамерой грэббингом обходит группу гостей, то в кадре будет каждый

Чем больше фокусное расстояние, тем заметнее дрожание. Оно почти исчезает при съемке широкоугольником. Приближаясь к объекту обычными шагами мы раскачиваем камеру, но вот при грэббинге зритель не замечает колебаний. Грэббинг — перекрестный шаг влево или вправо. Получается последовательная серия кадров, идеальная, например, при съемке группы гостей в саду.
Хороший первый кадр необязательно делается с помощью генератора надписей. Если есть красиво оформленный пригласительный билет, он может отлично подойти для заглавного титра. Его снимают днем на открытом воздухе при легкой облачности, чтобы избежать бликования. Продолжительность съемки — 5 секунд, после чего нажимают клавишу затемнения. Из затемнения дают средним планом сцену приветствия у входа в дом хозяина. Так без назойливости может начаться видеофильм.
Различные планы при съемке — средний или крупный — не только по-разному отображают мир, но несут психологические и художественные функции (подробнее в техническом разделе этой главы).
Общий, средний, американский, крупный и сверхкрупный планы составляют таблицу планов. Разумеется, можно брать и промежуточные величины. Отдельные фрагменты кадра лучше выделить фокусировкой, и пользоваться для этого только клавишей изменения фокусного расстояния. Потому что фиксированное фокусное расстояние воспринимается зрителем как искусственный прием, иначе, чем приближение к объекту с камерой. В профессиональном кино резкое изменение фокусного расстояния считают дурным тоном. А видеооператор во всем берет пример с кинематографа. И поэтому даем еще одно золотое правило для видео: не менять фокус!
Разнообразные планы можно прекрасно использовать для драматургии фильма о вечеринке. Если средний план эпизода общих приветствий создает некую дистанцию со зрителями, то крупный план объятий хозяев и гостей подчеркивает радость и сердечность. Для того чтобы монтажный кадр о встрече не получился коротким, можно подловить нескольких гостей у дверей дома и попросить их войти всем вместе.
Если празднуется день рождения, то обязателен эпизод вручения подарков. От крупного плана приветствий можно (без резкой смены планов) профессионально дать сверхкрупный план подарка. Чтобы передать волнение "новорожденного", камеру лучше остановить на его радостном лице в момент разворачивания свертка.

Резко изменив крупный на общий план места действия, убивают сразу двух зайцев: во-первых, средствами кино показывают, что начинается новый эпизод — собственно празднество, а во-вторых, вводят зрителя в обстановку. Общий план лучше снимать с возвышенного места так, чтобы все важное попало в кадр. Если нет возможности снимать из окна второго или третьего этажа, то пусть не смущает вас простая стремянка.
Затем снова снимаем гостей средним и крупным планом, и переход будет плавным. Если же перепрыгнуть к крупному и сверхкрупному планам, то предыдущий общий план слишком подчеркнет свою разделительную роль между фрагментами "приветствие" и "ход праздника".

Только разные планы и, прежде всего, сверхкрупные передадут впечатление о закусках или гриле и заставят зрителя почувствовать всю сложность выбора деликатесов

Чем активнее оператор участвует в событиях, плывет со своим кэмкордером по течению и ловит неожиданные кадры, тем неповторимее передаст фильм настроение именно этого праздника.

При сверхкрупном плане лиц камера должна находиться на уровне глаз. Так получаются особенно естественные кадры. При съемке небрежно сидящих за садовым столиком людей оператор опускается на корточки!
Чтобы снимать спокойно, лучше всего встать на левое колено и согнуть правое. Тогда локтем той руки, что с камерой, можно упереться в правое бедро. Если вы сами сидите за столом, то кэмкордер можно стабилизировать упором обоих локтей о столешницу. Естественным штативом также послужит спинка стула.
Смена впечатлений радует и в кино. Это относится не только к смене планов. Движение камеры дает лучшее представление о празднике. Хорошо бы оно происходило мотивированно, т. е. диктовалось определенной причиной. Например, в танцах, если кэмкордер танцует рок-н-ролл вместе с гостями, раскачивается в такт музыке и крутится вокруг своей оси, то на экран перейдет все необузданное веселье. Но такие съемки нужно заранее подготовить.
Чтобы не повторять прием со средним планом, сделаем разделительным сверхкрупный план пластинки или кассеты. Очень оригинально будет во время паузы запечатлеть ноги стоящих, которые при первых тактах музыки приходят в движение.
Удачный переходный кадр к эпизоду танцев - включение проигрывателя. Потом идет средний план, дающий общее представление, и крупные планы танцующих
Короткий средний план — и снова в гущу событий.
Во время танцев не только повышается настроение, но динамичнее становятся кадры. Статичные сюжеты — например, спокойно беседующие гости — контрастируют с теми, где что-то происходит. А происходит на вечеринке много всего.
Насыщенные действием кадры обещает откупоривание бочки с пивом. Но будем осторожны: гостей и хозяина, храбро выбивающего пробку из бочки, не советуем снимать спереди. Пивной душ пока не пошел на
пользу ни одному кэмкордеру. Напротив, совершенно безопасны сверхкрупные планы нацеживания пива, общий тост средним планом и блаженные первые глотки прохладного напитка — крупным.
Кстати о блаженстве: конечно, на летнем празднике не может не быть кадров "битвы за закуски", самообслуживания у гриля, где жарится мясо, и жующих людей.

Еда на вечеринке - больше, чем просто прием пищи. Видео подчеркнет это крупными и сверхкрупными планами

И здесь действует правило: как можно ближе к событиям! Если вы стоите с кэмкордером у буфета и снимаете тарелки крупным планом, то вы получите гораздо более живые и насыщенные кадры, чем если бы вы повествовали об этом средним планом. При съемке решетки с дымящимся мясом не нужно слишком близко подносить камеру к пылающим углям, здесь следует использовать широкий угол. Если в кадре вьется дымок — это ничего, он придает динамику немного статичному эпизоду. И вообще: чем больше движения, тем лучше. У гриля нужно подождать, пока куски мяса не перевернут или пока вилка не захватит аппетитный кусочек. Проследив за путешествием вилки ко рту, зритель тоже почувствует аппетит.

 

Чем ближе к ночи, тем труднее снимать. Никому не нужен фильм, где серое тонет в сером.
Но совсем не значит, что после наступления темноты кэмкордер укладывается в футляр. Теперь настало время торжества видеотехники. Если видеолюбитель в этот же вечер продемонстрирует собравшимся свой фильм, и он более или менее удался, то гарантировано блестящее завершение праздника.

Необычные ракурсы являются сюрпризом: можно начать не с танцующих, а с их ног. Бдительный глаз всегда следит за освещением. Если камера в тени, г. е. съемка происходит против света, то главное содержание кадра тонет в темноте

Съемки без штатива

- Заземлить корпус: стоять уверенно и твердо
- Спокойно дышать — не слишком глубоко и не слишком коротко
- Уравновесить кэмкордер, слегка откинувшись назад
- Найти индивидуально наилучшую опору для левой руки
- Не использовать большие фокусные расстояния, а по возможности снимать под широким углом
- Дрожание и раскачивание камеры меньше заметны в движении
- Снимать в грэббинге, т.е. переступать вбок, занося одну ногу за другую Запомнить перед началом съемки маршрут, чтобы не споткнуться и не натолкнуться на что-нибудь
- Придать камере устойчивость, используя такие естественные штативы как спинка стула, стол или свое бедро

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz