Виды сьемок

Глава из книги Вальтер Шильд, Тобиас Пеле "Видео мое хобби"


И СНОВА КАК КАЖДЫЙ ГОД

Сочельник: радость сердца и украшенная новогодняя елка. С душевностью и теплотой будет записан этот звездный час года на видеопленку

Мир и радость, любовь и покой: рождественские дни наполнены чувствами и настроениями. Мерцающая огнями елка, любовно устроенные ясли Христа-младенца, красиво упакованные подарки — все это внешние признаки праздничной атмосферы. Главное же — внутренний настрой человека, его готовность идти навстречу другим, желание мирного и гармоничного праздника. Кто в эти декабрьские дни возьмет в руки кэмкордер, должен подумать именно о том, как уловить эти чувства и настроения.
Совсем не нужно повторять расхожие сюжеты и китчевые клише коммерциатизиро-ванного мероприятия: такую же разницу, которая есть между рождественской елкой в витрине и собственноручно наряженной дома, почувствует зритель, увидев наш видеофильм о Рождестве. Характер видеофильма угадывается между кадров, как смысл написанного читается между строк. Это справедливо не только для рождественского фильма, но прежде всего для него, потому что его тема — любовь, чувство, а не грубая реальность.

Вступление, овеянное настроением: открывается 24-е окошко рождественского календаря, и эти кадры уже заставляют ожидать рассказа о сочельнике

Приготовления к Рождеству не должны стать тягостной обязанностью, они могут превратиться в радостное предвкушение праздника. Видеоглаз проследит, с какой любовью упаковываются подарки


Между хорошим и не очень хорошим рождественским фильмом разница так тонка, что почти незаметна. Часто ни с кинотехнической, ни с содержательной стороны нельзя объяснить, почему один фильм затрагивает людей больше, а другой меньше. Нередко это нюансы — на сантиметр сдвинутая позиция камеры, слегка измененный сектор кадра, на долю секунды ошибочный монтаж. И никто не сказал, что профи это умеет лучше, чем любитель. Все решает не ручка", которую крутят при съемке, а сердце, которое видеограф вкладывает в фильм. Если вы обладаете душевным теплом, его будет излучать и ваш фильм. Кто в спешке бежит домой, потому что пришло время погулять, не поймет долгого и трепетного ожидания праздника. Вечерние прогулки по предпраздничным улицам, поиски рон|дественс-ких открыток в дедушкиных альбомах, детские воспоминания, прослушивание рождественских гимнов и умиротворенное предрождественское воскресенье — все это подготовка к фильму. В таком настроении вы снимете фильм большой эмоциональной силы.

Внести в фильм атмосферу праздника - это высшая школа видео. В Рождество это сделать несложно. Когда хозяйка и дети пекут печенье и пряники, то каждый зритель вспомнит о своем детстве


Но одного сердца недостаточно. Для съемок нужен соответствующий антураж. В профессиональном кино в таких случаях не жалеют средств, украшая помещение. Лучшие специалисты занимаются дизайном. Ваша задача — придать торжественность обычным жилым комнатам. Обстановка ни в коем случае не должна выглядеть искусственно, поэтому все тщательно продумывается. Пока не будет найдено единственно верное решение, придется двигать мебель, перевешивать картины, драпировать занавеси и экспериментировать с осветительными приборами.
А вы уже знаете, что подобные мероприятия встречаются без восторга. Лучшие намерения могут рухнуть из-за отсутствия возможностей или поддержки. Как часто налагается категорическое вето на ваши действия, когда необходимо перевесить ту или иную картину, переставить цветы или просто передвинуть кресла. Но Рождество — это Рождество: в эти дни можно перевернуть всю квартиру, поставить елку, постелить особые скатерти и украсить стены зелеными ветками. Короче говоря, вы делаете то же самое, что и профи, когда готовите место действия.

Так праздник прихода Спасителя в мир дает видеолюбителю большой шанс. Если уж семья согласилась, чтобы все в доме стало по-новому, то беритесь за дело, засучив рукава. Прежде всего подумайте, где установить камеру во время вручения подарков. Это будет средний план какого-то уголка в квартире, где соберутся все члены семьи, чтобы поздравить друг друга. В кадр непременно должна попасть украшенная елка. Стол с подарками тоже должен находиться в поле зрения камеры. Кроме того, с заднего плана заранее уберите несоответствующие празднику, мешающие детали.

Зритель должен почувствовать себя участником событий: установка и украшение елки дает для этого повод

В связи с этим не рекомендуется устанавливать камеру против окна. Потому что, во-первых, нельзя рассчитывать на
снежный пейзаж за окном -ненастная сырая погода совсем не исключается, а мокрые фасады домов не гармонируют с Рождеством.
Во-вторых, будет удобнее работать с источником света за спиной. Как раз сцена с подарками почти всегда терпит неудачу со светом. Праздник Рождества немыслим без свечей, ему противопоказаны прожекторы. А через окно проходит слишком мало света.
Кстати, о свечах: горящие на елке свечи отбрасывают свет только на лица, обращенные к ним. Все остальное тонет во тьме. Если расставить побольше свечей у противоположной стены, например, на столе с подарками, то освещение станет достаточным и будет выглядеть естественным.
В понятие совершенного видеофильма входит композиция кадров. Можно сомневаться сколько угодно, но это факт: существуют такие структуры кадров, которые зритель видит либо как приятные и гармоничные, либо наоборот, как неприятные. К самым известным закономерностям относится так называемое "правило третьей части" (оно подробно изложено ранее). Сегмент кадра делится двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями на девять равных частей. Если главные мотивы кадра находятся на этих линиях, то кадр смотрится с удовольствием. Продолжая тему Рождества: две вертикальные линии могут быть образованы елкой и сидящей фигурой — на нашей иллюстрации это отец.


Сюжет украшения елки кончается водружением шпиля на ее вершину. Конечный общий план помогает перейти к самому празднику: картинка затемняется, но кэмкордер не сдвигается с места и к началу вручения подарков появляется та же сцена, но со сверкающей огнями елкой

Горизонтали образованы линией плеч человека и краем стола. Кадр выглядит как гармоничный. Итак, не ищите удобное с практической точки зрения место для камеры, ориентируйтесь на композицию. Наш совет: продумайте, кто где будет сидеть. Сами сядьте спиной к камере. Когда вы встанете, перед видоискателем окажется вся картина с участниками и подарочным столом.

В центре рождественского фильма -вручение подарков. Этому в фильме уделяется особое внимание. Очень важна правильная установка света. Подсветку дают несколько расставленных на столе свечей


Бить сразу во все колокола, может быть, и эффектно, но принято лишь в редких случаях. Мы хотим сказать, что видеофильм не следует начинать с главного события, с празднования сочельника. Ведь к нему готовятся задолго, и праздничное настроение растет постепенно. И зритель должен постепенно входить в атмосферу торжества. Начните фильм не с вручения подарков, а с приготовлений к празднику.
Кроме того, такая подготовка как выбор места для елки и ее украшение несут в себе уже так много, что начало фильма достаточно значительно. Нельзя не сказать еще об одной особенности рождественского фильма: этот праздник так богат символами, что лишними становятся многословные комментарии. Начиная и заканчивая фильм, переходя от сцены к сцене, вам не придется долго искать подходящего приема или аксессуаров.
В качестве начала просто-таки напрашивается рождественский календарь: открывается окошечко с датой 24-е декабря, и каждому становится ясно, что он увидит рождественский фильм.
Как всегда, одного кадра недостаточно, его нужно развернуть в целую историю: "Как мы открыли 24-е окошко". Сначала к календарю подходит кто-то из членов семьи, потом он крупным планом открывает окошко с цифрой 24, оно заполняет весь формат кадра. Если за окошком есть нарядная картинка, то ее тоже нужно показать вместе с радостным лицом "открывателя".

В момент разворачивания подарков, нужно показать и подарок, и выражение лиц


Заметим: тема "открытия" чего-либо есть излюбленный прием профессионалов. Это прекрасный символ. Множество фильмов начинается кадрами едущего автомобиля, который останавливается, открывается дверца и выходит главный герой. В начале фильма кто-то раскрывает книгу — тот же прием. Заложенный здесь смысл ясен: открыть — значит начать, закрыть — закончить. Альтернативой календа-
рю может послужить распечатывание поздравительного письма.
Кому-то такое начало покажется недостаточно информационным, ведь 24-е декабря бывает каждый год. Чтобы указать дату точнее, можно в кадр с окошком дать надпись "Рождество 1994". И тут же звучит соответствующая музыка. Но будьте осторожны: даже инструментальная музыка может подразумевать тексты, которые не корреспондируются с изображением. Например, звучит песенка про елку, а елки в кадре нет.
Если подготовка к празднику и составляет обязательную часть фильма, то важно все-таки не переборщить. Снимается не документальный фильм, претендующий на всеохватность, а лента, отражающая наше душевное и духовное состояние. Такое состояние рождают соответствующие сюжеты. Очень хорошо способствует настроению сцена установки в доме елки. Необязательно, конечно, демонстрировать все фазы этого процесса. Говоря прямым текстом: мусор, остающийся после работы, и его уборку можно не показывать.
А подготовку к вручению подарков вы, наверное, обязательно запланируете в списке сюжетов. Пусть камера наблюдает за детьми, за супругой, за вами при заворачивании презентов: если в этом участвуют любовь и фантазия, а монитор дает крупные и средние планы, то гарантируются кадры, насыщенные ароматом праздника. Можно вмонтировать сюда заранее снятые сценки прогулок по праздничным улицам с заходом в магазины и выбором подарков.
Очень существенный пред-
праздничный момент - подготовка стола, причем снова выбирается только самое типичное. Выпекание рождественских пряников более символично, чем например, жареный гусь. Кроме того, изделия из теста несут в себе определенную эстетику, которой нет в других блюдах. Совет для озвучения: пусть ваши "кондитеры" расскажут, как они пекли пряники, конечно, без лишних подробностей.
Третий момент подготовки к празднику - наряжание елки. Конечно, и здесь нужны крупные планы блестящих шаров и свечей, их осторожное укрепление на ветках. Этим кадрам придаст совершенство соответствующее озвучение: подложите под них рождественскую музыку, и она создаст настроение ожидания перед кульминацией, подарками.

Лица получивших подарки освещены радостью - электронный глаз подметит все оттенки настроений

Умелый переход от сюжетов подготовки к сюжетам самого праздника обеспечит техника. По завершении этапа подготовки наведите объектив на наряженную елку и дайте медленное затемнение. Затем из того же положения камеры сделайте кадр из затемнения: та же елка, но в огнях свечей. Чтобы замысел удался, диафрагмиро-вание проводите на штативе и не сдвигайте кэмкордер с места.
Еще волшебнее будет переход, если изменив резкость, вы превратите зажженные свечи в большие золотые круги. Для этого отключите автофокусировку. Чтобы ваш трюк не отвлекал надолго внимания — пока вы даете затемнение и выход из него, проводите корректировку резкости — создайте мотивацию. Поднесите к объективу предмет, наведите на резкость — пусть это будет колокольчик, сзывающий семью к
столу. Замолкает колокольчик, и рука с ним исчезает из кадра, елка оказывается в нерезкой плоскости, что и требовалось. Если теперь осторожно "поправить" резкость, нужный переход получен.
При раздаче подарков учтите: лучше смириться с некоторыми техническими недостатками, чем нарушить общую атмосферу режиссерскими указаниями, лишними прожекторами или назойливым присутствием с камерой. В конце концов происходит встреча Рождества, а не съемки фильма. Если даже из-за неяркого освещения какая-то сцена будет затемненной, зритель оценит настроение момента и не предъявит претензий. Даже наоборот: как раз во время пения рождественских гимнов или декламации стихов слабое освещение послужит передаче таинственности. Сцена с подарками, напротив, должна сниматься при полном освещении. Всем интересно, какое впечатление они произведут. Чтобы не потерпеть неудачу со
светом, займитесь этим вопросом накануне; какие источники света понадобятся для съемки раздачи подарков, где поставить свечи для таинственного освещения и т. д. Проведите репетицию с кэмкордером и монитором. Только конец праздника репетировать не нужно, символика этого вечера сделает все за вас: когда свечи на елке начнут гаснуть, и кто-то задует последнюю, фильм придет к финалу. Если хотите усилить эффект, то параллельно с гаснущими свечами дайте затемнение клавишей Fade-Out.


Символика - великая тайна кино. Она дает возможность без слов и с изяществом показать и содержание и настроение. В Рождество символов искать не нужно, они везде: после сцены с подарками один из членов семьи задувает свечу. Гаснет свеча, кончен праздник и завершен фильм


Основные варианты вступлений

  • Шрифтовое вступление: на однотонном фоне слова, обычно черным шрифтом, даются наплывом и затемняются. Эффект создается цветом и начертанием шрифта.
  • Сценическое вступление: действие фильма начинается с первого кадра. После первого монтажного фрагмента появляются надписи. Такой метод особенно выигрышен, если содержание фильма связано с каким-то событием в прошлом. Сценическое начало имеет место почти во всех фильмах о Джеймсе Бонде: в начале каждой серии агент 007 виден через прицел револьвера, потом идет предыстория фильма, и наконец, собственно вступление с искусными наплывами.
  • Комбинированное вступление: на фоне начавшегося фильма
    идут титры. Эта форма вступления встречается особенно часто, так как зритель одновременно знакомится с содержанием и с создателями фильма. Для картин спокойного содержания выбираются пейзажи, для остросюжетных - городские мотивы.
  • Графическое вступление: шрифты объединяются с графическими элементами или фигурами. Классический пример - Паульхен Пантер во вступлениях к фильмам об инспекторе Клоссо.
  • Вступление-стаккато: много очень кратковременных кадров монтируются поочередно со шрифтовыми надписями. Прием сильно драматизированный, но немного искусственный, и используется редко.

 

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz