Виды сьемок
Глава из книги Вальтер Шильд, Тобиас Пеле
"Видео мое хобби"
И СНОВА КАК КАЖДЫЙ ГОД
Сочельник:
радость сердца и украшенная новогодняя елка. С душевностью и теплотой
будет записан этот звездный час года на видеопленку
Мир и радость, любовь и покой: рождественские дни
наполнены чувствами и настроениями. Мерцающая огнями елка, любовно устроенные
ясли Христа-младенца, красиво упакованные подарки — все это внешние
признаки праздничной атмосферы. Главное же — внутренний настрой человека,
его готовность идти навстречу другим, желание мирного и гармоничного
праздника. Кто в эти декабрьские дни возьмет в руки кэмкордер, должен
подумать именно о том, как уловить эти чувства и настроения.
Совсем не нужно повторять расхожие сюжеты и китчевые клише коммерциатизиро-ванного
мероприятия: такую же разницу, которая есть между рождественской елкой
в витрине и собственноручно наряженной дома, почувствует зритель, увидев
наш видеофильм о Рождестве. Характер видеофильма угадывается между кадров,
как смысл написанного читается между строк. Это справедливо не только
для рождественского фильма, но прежде всего для него, потому что его
тема — любовь, чувство, а не грубая реальность.
Вступление, овеянное настроением:
открывается 24-е окошко рождественского календаря, и эти кадры уже заставляют
ожидать рассказа о сочельнике
Приготовления
к Рождеству не должны стать тягостной обязанностью, они могут превратиться
в радостное предвкушение праздника. Видеоглаз проследит, с какой любовью
упаковываются подарки
Между хорошим и не очень хорошим рождественским фильмом
разница так тонка, что почти незаметна. Часто ни с кинотехнической,
ни с содержательной стороны нельзя объяснить, почему один фильм затрагивает
людей больше, а другой меньше. Нередко это нюансы — на сантиметр сдвинутая
позиция камеры, слегка измененный сектор кадра, на долю секунды ошибочный
монтаж. И никто не сказал, что профи это умеет лучше, чем любитель.
Все решает не ручка", которую крутят при съемке, а сердце, которое
видеограф вкладывает в фильм. Если вы обладаете душевным теплом, его
будет излучать и ваш фильм. Кто в спешке бежит домой, потому что пришло
время погулять, не поймет долгого и трепетного ожидания праздника. Вечерние
прогулки по предпраздничным улицам, поиски рон|дественс-ких открыток
в дедушкиных альбомах, детские воспоминания, прослушивание рождественских
гимнов и умиротворенное предрождественское воскресенье — все это подготовка
к фильму. В таком настроении вы снимете фильм большой эмоциональной
силы.
Внести в фильм атмосферу
праздника - это высшая школа видео. В Рождество это сделать несложно.
Когда хозяйка и дети пекут печенье и пряники, то каждый зритель вспомнит
о своем детстве
Но одного сердца недостаточно. Для съемок нужен соответствующий антураж.
В профессиональном кино в таких случаях не жалеют средств, украшая помещение.
Лучшие специалисты занимаются дизайном. Ваша задача — придать торжественность
обычным жилым комнатам. Обстановка ни в коем случае не должна выглядеть
искусственно, поэтому все тщательно продумывается. Пока не будет найдено
единственно верное решение, придется двигать мебель, перевешивать картины,
драпировать занавеси и экспериментировать с осветительными приборами.
А вы уже знаете, что подобные мероприятия встречаются без восторга.
Лучшие намерения могут рухнуть из-за отсутствия возможностей или поддержки.
Как часто налагается категорическое вето на ваши действия, когда необходимо
перевесить ту или иную картину, переставить цветы или просто передвинуть
кресла. Но Рождество — это Рождество: в эти дни можно перевернуть всю
квартиру, поставить елку, постелить особые скатерти и украсить стены
зелеными ветками. Короче говоря, вы делаете то же самое, что и профи,
когда готовите место действия.
Так праздник прихода Спасителя в мир дает видеолюбителю
большой шанс. Если уж семья согласилась, чтобы все в доме стало по-новому,
то беритесь за дело, засучив рукава. Прежде всего подумайте, где установить
камеру во время вручения подарков. Это будет средний план какого-то
уголка в квартире, где соберутся все члены семьи, чтобы поздравить друг
друга. В кадр непременно должна попасть украшенная елка. Стол с подарками
тоже должен находиться в поле зрения камеры. Кроме того, с заднего плана
заранее уберите несоответствующие празднику, мешающие детали.
Зритель должен почувствовать себя участником
событий: установка и украшение елки дает для этого повод
В связи с этим не рекомендуется устанавливать камеру против
окна. Потому что, во-первых, нельзя рассчитывать на
снежный пейзаж за окном -ненастная сырая погода совсем не исключается,
а мокрые фасады домов не гармонируют с Рождеством.
Во-вторых, будет удобнее работать с источником света за спиной. Как
раз сцена с подарками почти всегда терпит неудачу со светом. Праздник
Рождества немыслим без свечей, ему противопоказаны прожекторы. А через
окно проходит слишком мало света.
Кстати, о свечах: горящие на елке свечи отбрасывают свет только на лица,
обращенные к ним. Все остальное тонет во тьме. Если расставить побольше
свечей у противоположной стены, например, на столе с подарками, то освещение
станет достаточным и будет выглядеть естественным.
В понятие совершенного видеофильма входит композиция кадров. Можно сомневаться
сколько угодно, но это факт: существуют такие структуры кадров, которые
зритель видит либо как приятные и гармоничные, либо наоборот, как неприятные.
К самым известным закономерностям относится так называемое "правило
третьей части" (оно подробно изложено ранее). Сегмент кадра делится
двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями на девять равных
частей. Если главные мотивы кадра находятся на этих линиях, то кадр
смотрится с удовольствием. Продолжая тему Рождества: две вертикальные
линии могут быть образованы елкой и сидящей фигурой — на нашей иллюстрации
это отец.
Сюжет украшения елки кончается водружением
шпиля на ее вершину. Конечный общий план помогает перейти к самому празднику:
картинка затемняется, но кэмкордер не сдвигается с места и к началу
вручения подарков появляется та же сцена, но со сверкающей огнями елкой
Горизонтали образованы линией плеч человека и краем стола.
Кадр выглядит как гармоничный. Итак, не ищите удобное с практической
точки зрения место для камеры, ориентируйтесь на композицию. Наш совет:
продумайте, кто где будет сидеть. Сами сядьте спиной к камере. Когда
вы встанете, перед видоискателем окажется вся картина с участниками
и подарочным столом.
В центре рождественского фильма -вручение подарков.
Этому в фильме уделяется особое внимание. Очень важна правильная установка
света. Подсветку дают несколько расставленных на столе свечей
Бить сразу во все колокола, может быть, и эффектно, но принято лишь
в редких случаях. Мы хотим сказать, что видеофильм не следует начинать
с главного события, с празднования сочельника. Ведь к нему готовятся
задолго, и праздничное настроение растет постепенно. И зритель должен
постепенно входить в атмосферу торжества. Начните фильм не с вручения
подарков, а с приготовлений к празднику.
Кроме того, такая подготовка как выбор места для елки и ее украшение
несут в себе уже так много, что начало фильма достаточно значительно.
Нельзя не сказать еще об одной особенности рождественского фильма: этот
праздник так богат символами, что лишними становятся многословные комментарии.
Начиная и заканчивая фильм, переходя от сцены к сцене, вам не придется
долго искать подходящего приема или аксессуаров.
В качестве начала просто-таки напрашивается рождественский календарь:
открывается окошечко с датой 24-е декабря, и каждому становится ясно,
что он увидит рождественский фильм.
Как всегда, одного кадра недостаточно, его нужно развернуть в целую
историю: "Как мы открыли 24-е окошко". Сначала к календарю
подходит кто-то из членов семьи, потом он крупным планом открывает окошко
с цифрой 24, оно заполняет весь формат кадра. Если за окошком есть нарядная
картинка, то ее тоже нужно показать вместе с радостным лицом "открывателя".
В
момент разворачивания подарков, нужно показать и подарок, и выражение
лиц
Заметим: тема "открытия" чего-либо есть излюбленный прием
профессионалов. Это прекрасный символ. Множество фильмов начинается
кадрами едущего автомобиля, который останавливается, открывается дверца
и выходит главный герой. В начале фильма кто-то раскрывает книгу — тот
же прием. Заложенный здесь смысл ясен: открыть — значит начать, закрыть
— закончить. Альтернативой календа-
рю может послужить распечатывание поздравительного письма.
Кому-то такое начало покажется недостаточно информационным, ведь 24-е
декабря бывает каждый год. Чтобы указать дату точнее, можно в кадр с
окошком дать надпись "Рождество 1994". И тут же звучит соответствующая
музыка. Но будьте осторожны: даже инструментальная музыка может подразумевать
тексты, которые не корреспондируются с изображением. Например, звучит
песенка про елку, а елки в кадре нет.
Если подготовка к празднику и составляет обязательную часть фильма,
то важно все-таки не переборщить. Снимается не документальный фильм,
претендующий на всеохватность, а лента, отражающая наше душевное и духовное
состояние. Такое состояние рождают соответствующие сюжеты. Очень хорошо
способствует настроению сцена установки в доме елки. Необязательно,
конечно, демонстрировать все фазы этого процесса. Говоря прямым текстом:
мусор, остающийся после работы, и его уборку можно не показывать.
А подготовку к вручению подарков вы, наверное, обязательно запланируете
в списке сюжетов. Пусть камера наблюдает за детьми, за супругой, за
вами при заворачивании презентов: если в этом участвуют любовь и фантазия,
а монитор дает крупные и средние планы, то гарантируются кадры, насыщенные
ароматом праздника. Можно вмонтировать сюда заранее снятые сценки прогулок
по праздничным улицам с заходом в магазины и выбором подарков.
Очень существенный пред-
праздничный момент - подготовка стола, причем снова выбирается только
самое типичное. Выпекание рождественских пряников более символично,
чем например, жареный гусь. Кроме того, изделия из теста несут в себе
определенную эстетику, которой нет в других блюдах. Совет для озвучения:
пусть ваши "кондитеры" расскажут, как они пекли пряники, конечно,
без лишних подробностей.
Третий момент подготовки к празднику - наряжание елки. Конечно, и здесь
нужны крупные планы блестящих шаров и свечей, их осторожное укрепление
на ветках. Этим кадрам придаст совершенство соответствующее озвучение:
подложите под них рождественскую музыку, и она создаст настроение ожидания
перед кульминацией, подарками.
Лица
получивших подарки освещены радостью - электронный глаз подметит все
оттенки настроений
Умелый переход от сюжетов подготовки к сюжетам самого
праздника обеспечит техника. По завершении этапа подготовки наведите
объектив на наряженную елку и дайте медленное затемнение. Затем из того
же положения камеры сделайте кадр из затемнения: та же елка, но в огнях
свечей. Чтобы замысел удался, диафрагмиро-вание проводите на штативе
и не сдвигайте кэмкордер с места.
Еще волшебнее будет переход, если изменив резкость, вы превратите зажженные
свечи в большие золотые круги. Для этого отключите автофокусировку.
Чтобы ваш трюк не отвлекал надолго внимания — пока вы даете затемнение
и выход из него, проводите корректировку резкости — создайте мотивацию.
Поднесите к объективу предмет, наведите на резкость — пусть это будет
колокольчик, сзывающий семью к
столу. Замолкает колокольчик, и рука с ним исчезает из кадра, елка оказывается
в нерезкой плоскости, что и требовалось. Если теперь осторожно "поправить"
резкость, нужный переход получен.
При раздаче подарков учтите: лучше смириться с некоторыми техническими
недостатками, чем нарушить общую атмосферу режиссерскими указаниями,
лишними прожекторами или назойливым присутствием с камерой. В конце
концов происходит встреча Рождества, а не съемки фильма. Если даже из-за
неяркого освещения какая-то сцена будет затемненной, зритель оценит
настроение момента и не предъявит претензий. Даже наоборот: как раз
во время пения рождественских гимнов или декламации стихов слабое освещение
послужит передаче таинственности. Сцена с подарками, напротив, должна
сниматься при полном освещении. Всем интересно, какое впечатление они
произведут. Чтобы не потерпеть неудачу со
светом, займитесь этим вопросом накануне; какие источники света понадобятся
для съемки раздачи подарков, где поставить свечи для таинственного освещения
и т. д. Проведите репетицию с кэмкордером и монитором. Только конец
праздника репетировать не нужно, символика этого вечера сделает все
за вас: когда свечи на елке начнут гаснуть, и кто-то задует последнюю,
фильм придет к финалу. Если хотите усилить эффект, то параллельно с
гаснущими свечами дайте затемнение клавишей Fade-Out.
Символика - великая тайна кино. Она дает возможность без слов и с
изяществом показать и содержание и настроение. В Рождество символов
искать не нужно, они везде: после сцены с подарками один из членов семьи
задувает свечу. Гаснет свеча, кончен праздник и завершен фильм
Основные варианты вступлений
- Шрифтовое вступление: на однотонном фоне слова, обычно черным шрифтом,
даются наплывом и затемняются. Эффект создается цветом и начертанием
шрифта.
- Сценическое вступление: действие фильма начинается с первого кадра.
После первого монтажного фрагмента появляются надписи. Такой метод
особенно выигрышен, если содержание фильма связано с каким-то событием
в прошлом. Сценическое начало имеет место почти во всех фильмах о
Джеймсе Бонде: в начале каждой серии агент 007 виден через прицел
револьвера, потом идет предыстория фильма, и наконец, собственно вступление
с искусными наплывами.
- Комбинированное вступление: на фоне начавшегося фильма
идут титры. Эта форма вступления встречается особенно часто, так как
зритель одновременно знакомится с содержанием и с создателями фильма.
Для картин спокойного содержания выбираются пейзажи, для остросюжетных
- городские мотивы.
- Графическое вступление: шрифты объединяются с графическими элементами
или фигурами. Классический пример - Паульхен Пантер во вступлениях
к фильмам об инспекторе Клоссо.
- Вступление-стаккато: много очень кратковременных кадров монтируются
поочередно со шрифтовыми надписями. Прием сильно драматизированный,
но немного искусственный, и используется редко.
|