Виды сьемок

Глава из книги Вальтер Шильд, Тобиас Пеле "Видео мое хобби"


РАССКАЗЫ ОБ ОТПУСКЕ

Отпуск начинается не в момент отъезда. Уже за несколько недель до него приходит предвкушение, ожидание новых впечатлений, обдумываются планы, изучаются путеводители или просматриваются путевые видеофильмы

Прибытие и знакомство с отелем вам удастся объединить, если вы покажете крупным планом кого-то из спутников за выгрузкой багажа, а затем увеличением фокусного расстояния возьмете в кадр весь отель или его часть

Это может быть поездка на курорт или на стажировку, экскурсия или маленькая авантюра — голова полна картинами предстоящих удовольствий. Тот, кто эти картины заранее обдумывает и сортирует, делает первые шаги к фильму о каникулах. Чем больше вы дома размышляете о будущих съемках, тем легче пойдет дело, когда начнется отпуск.
Желания и ожидания у людей различны: смена впечатлений и приключения, удовольствия и острые переживания, отдых и экзотика. И все это хочется показать в видеофильме. Но объять это одним фильмом невозможно. Фильм об отпуске должен содержать несколько маленьких историй различного характера. Истории скрепляются друг с другом более или менее подходящим каркасом.
Идеи фильма вращаются, с одной стороны, вокруг отдельных эпизодов. Это законченные сами по себе истории о дне, проведенном на пляже, о долгой прогулке или об экскурсии в дальнюю деревушку. С другой стороны, должна присутствовать некая концепция, объединяющая эти истории.
Пляжей существует почти столько, сколько песка в море. Это относится и к городам, соборам, ресторанам, отелям и отпускникам. Мы говорим банальные вещи, но они первостепенны для фильма об отпуске. Нельзя исходить из того, что каждый зритель тут же догадается, где снимался фильм; места отдыха, осматриваемые города, объекты съемки нужно представить зрителю. И даже если пляжи и отели похожи друг на друга как капли воды, все же каждое местечко имеет что-то специфическое, свое обаяние, присущие ему достоинства, и это необходимо показать. И наконец: отпускник выбрал страну для путешествия не случайно, и личное его отношение к этой стране, его чувства и ощущения должен понять зритель.
В то время как общее впечатление складывается от фильма в целом, на конкретные вопросы "где, что, кто" отвечают отдельные эпизоды, иначе до зрителя не дойдет нужная информация.

На очереди - гостиничный номер, но сначала вручение ключа После общего плана вестибюля в кадре стойка портье Вручается ключ, которым чуть позже будет открыта дверь комнаты

Конечно, это не должно стать для автора принудительным ассортиментом. Наоборот, именно в путешествии, при смене городов может обнаружиться стержень, на который нанизываются отдельные истории. Простейший способ ответить на вопрос "где?" — это в каждом новом месте снимать щит с названием города. Более оригинально покупать в каждом городе наклейку с его названием и приклеивать ее на автомобиль. Но в обоих случаях не выявляется отношение к ландшафту, району или стране.
Так не должно быть. Если вы путешествуете по винодельческим районам, то этикетки различных вин годятся превосходно в качестве маркировки места. А если в каждом городе демонстрировать штопор и рюмочку местного вина, то это может стать символом фильма: каждый новый город начинается крупным планом этикетки. Потом зритель слышит звук вытаскиваемой пробки и видит, как благородный напиток льется в бокал. В тот момент, когда рука берет бокал, фокусное расстояние увеличивается: видны люди, расположившиеся в каком-то красивом месте — у фонтана, перед ратушей, на пляже, — и весело поднимающие бокалы.
Идею легко развить и расширить: при знакомстве с новыми людьми их можно представить таким же образом. Выгоды очевидны: если эпизод инсценировать в очень привлекательном месте, хорошее настроение гарантировано.
Фантазия особенно нужна в тех кадрах, которые являются переходом от одного эпизода к другому. Что бы вы ни выбрали — городские щиты, открытки, сувениры или винные бутылки — основной каркас должен просматриваться. Забыв о нем, вы создадите обрыв в повествовании.
Только приезд и отъезд необязательно укладывать в прокрустово ложе единообразия. Этим моментам придается различное значение в зависимости от способа путешествия. При использовании самолета как транспортного средства аэропорты только маркируют начало и конец фильма. Путешествие в автомобиле и жизнь в кэмпинге, напротив, включает приезд и отъезд как важные эпизоды, наполненные смыслом. Кто часто летает самолетом и не испытывает разнообразных чувств, сидя в железной птице, тому лучше начинать съемки, прибыв на место.

Видеообзор гостиничного номера заканчивается взглядом с балкона на море и пляж. Это естественный переход к следующему эпизоду - прогулке по пляжу

Прекрасная возможность для заглавной надписи — нарисовать слова на сыром песке пляжа. Для этого нужен плоско падающий свет — например, ранним утром. Короткое панорамирование — и вы уже в городке и погружаетесь в события.
Если же вы радуетесь полету, то кэмкордер может выглянуть в иллюминатор и снять облака.
Коротенький сюжет в аэропорту может выглядеть так: крупный план названия аэропорта; средний план спешащих людей; крупный план щита с расписанием полетов и фокусировка на названии вашего места назначения (использовать штатив или другую опору!); крупный план у стойки продажи билетов (недолго!). Если вы едете в аэропорт на автобусе, там тоже установите камеру на опоре; снимите короткий крупный план самолета, а потом ера зу взгляд из иллюминатора на облака; ряд непродолжительны наблюдений в самолете; в конц эпизода — снова облака. Для пе рехода к следующему эпизоду дайте вертикальную панораму места отдыха: сначала взгляд в небо, потом "видеоприземление" — кэмкордер медленно па норамирует к крупному плану отеля или пляжа.
Вмонтировать название не очень легко. Если не давать еп отдельно, то эпизод прибытия может послужить заставкой. Тогда заглавные титры станут началом рассказа о пребывали: на отдыхе. Так, например, иде! с надписью на песке можно раг вить, опустив камеру с панорамы неба на пляж и достаточн долго выдержав крупный план надписи.
При съемке начала путешествия на машине нужно, во первых, дать зрителю понять, что предстоит путешествие долгое, а во-вторых, не затягивать этот эпизод. В первом кадре в багажник укладывается последний чемодан, и крышка багажника захлопывается. В следующем эпизоде машина выезжает из кадра. Далее идут отдельные дорожные впечатления, живописные пейзажи, руки водителя на руле, посещение придорожного кафе, обгоняющие автомобили, надвигающиеся горы. Кадры не должны заранее обдумываться кинематографически, наоборот, чем короче отдельные сцены, тем лучше: время и пространство бегут мимо. Эпизод прибытия заканчивается теми же действиями, что и начало: открывается багажник, вынимается последний чемодан.
Фокусное расстояние увеличивается: автомобиль стоит перед отелем.

Эмоциональный настрой первой прогулки нельзя планировать, он придет сам собой

Конечно, новое пристанище должно попасть на пленку. Но совсем необязательно начинать снимать тут же по прибытии. Неторопливость и продуманность — лучшие помощники в съемках, и оба эти качества будут необходимы через несколько дней. Вы смонтируете кадры с гостиницей, когда наступят скучные домашние будни.
Знакомя зрителя со своим жилищем, не старайтесь делать отелю рекламу. Можно ограничиться самым существенным. Совсем не нужно залезать с кэмкордером во все углы. Такие места как бар, плавательный бассейн и кафетерий встретятся вам еще много раз в путешествии; но несколько кадров самого здания необходимы, так как создают общее впечатление о вашем прибежище.

Настало время оформить название фильма: чем индивидуальнее оно будет, тем лучше. Надпись на песке при легком контровом свете получится более четко

После взгляда на фасад и вход возьмите средним планом холл гостиницы. Перейти к гостиничному номеру поможет ключ: портье, предварительно любезно согласившийся оказаться в вашем фильме, берет с доски ключ от номера и кладет его на стойку. В последующем детальном плане видно название отеля и номер комнаты на бирке ключа. В тот момент, когда рука берет ключ, кадр затемняется, а затем появляется замочная скважина, куда и вставляется ключ. Дверь отворяется, открывается вид в комнату.
Дело вкуса, входить ли отпускнику в свой номер, приставив к глазам кэмкордер и давая в микрофон пояснения, или тут же установить камеру на штативе и снять разные планы комнаты из устойчивого положения. Если из окна номера открывается хороший вид на город, на горы или на море, используйте его для перехода от осмотра комнаты к прогулке по городу, экскурсии в горы или отдыху на пляже.
На пляже кипит жизнь, куда ни направишь объектив. И к тому же свет — очень много света. Яркое солнце еще создаст проблемы; чем выше оно стоит, тем труднее найти умеренное освещение объекта.

Съемки отдыхающих: чем больше фантазии у оператора, тем лучше для зрителя

Серии эпизодов на пляже займут свое место в фильме само собой. Сначала кэмкордер дает средний план водной поверхности и песка, по которому ступают босые ноги. А потом уже идет главное: прыжки с радостными воплями в воду, отфыркивание купающихся, скольжение на серфинговой доске, постройка песчаных крепостей — сюжетам нет конца.

Конечно, воде и солнцу отводится много отпускного времени. Если, снимая плавающих, нельзя избежать вида сверху, то и здесь действует правило: обычный прямой ракурс уменьшает дистанцию со зрителем и более естественен

Когда все, что можно снять на пляже, снято, используйте свой кэмкордер не для документального кино, а для игры. Поставьте отдельную экспериментальную кассету и испробуйте его возможности. Пусть кэмкордер вращается, ставьте его в необычные положения, двигайте регуляторы резкости и выдержки — все равно, какие идеи подскажет ваша электронная игрушка; результаты войдут в копилку вашего опыта, а потом найдут то или иное применение в "нормальных" фильмах.
Что касается пляжных удовольствий, то округлости загорающих кругом нимф не должны попадать на пленку. Пусть они радуют взор, глаз объектива должен смотреть в другую сторону. Не говоря уже о том, что подобное любопытство не украсит вас потом в мнении остававшихся дома; тактичность — дело чести не только в странах, где женщины закрывают даже лицо.
Конечно, новые знакомые и встречи со старыми друзьями неизбежны в фильме, без них он будет пресным. Если же человек - по любым причинам — сниматься не хочет, его желание надо уважать.
Официальные запреты на съемки нельзя игнорировать, иначе вас ожидают крупные неприятности. Нарушения часто влекут за собой серьезные наказания, из которых самое скромное - конфискация кэмкордера.
В конце концов вокруг так много других сюжетов, которые приятно будет просмотреть дома. Прежде всего, это природа страны. Горные ландшафты представляют собой грандиозную феерию, которую можно показать разнообразными спокойными и продолжительными планами.
Море не менее феерично. Если морская стихия не проявляет себя в шумном прибое, то съемки из лодки придадут морским мотивам необходимую энергичность. Когда объектив направлен через борт на расступающуюся воду, нужно всегда показывать для ориентации часть лодки. При общих планах, если в кадре линия горизонта или берег, горизонтальная линия должна оставаться таковой, иначе дома вам покажется, что морские потоки сейчас польются слева или справа с экрана.
На паромах или моторных лодках ощущается вибрация. Чтобы дрожь не слишком передавалась камере, работайте без штатива и без опоры.

Яркое солнце и тени создают проблемы при экспонировании. Когда в кадре много светлых участков, главное содержание пропадает в тени. Поможет одно: подойдите к объекту ближе, и автоматика сориентируется не по светлым, а по темным элементам изображения

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz