Виды сьемок

Глава из книги Вальтер Шильд, Тобиас Пеле "Видео мое хобби"


ЗВЕЗДЫ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ

Жанр персонального видеопортрета принадлежит к высшей школе видеографии. Хорошая экспозиция - уже половина портрета


При съемке портрета уже первые кадры должны создавать настроение и знакомить с личностью


Видеография имеет цель фиксировать моменты, процессы, ситуации в движущихся картинках, делать их документами, составлять из них архив. Другими словами — оживлять воспоминания. Того, что прошло, нельзя повторить, но с помощью видео можно получить изображение, которое поможет памяти. Здесь есть тонкое различие: то, что снимает камера, не есть объективная реальность, а более или менее сознательно репродуцированный отрезок действительности, субъективная позиция. Хотя зритель и знает об этом, он склонен воспринимать заснятое как действительность. Чем совершеннее работа видеографа, тем убежденнее говорит зритель: "Да, точно так и есть!" И даже больше: фильм убедительнее самой реальности.

Тактичный подход с самого начала помогает раскованности: здесь главный герой идет к камере

В зависимости от того, насколько хорошо зритель знак с событиями и лицами, заснят ми на видео, он может квалифицированно судить о точности или неточности их видеопортретов. Т.е. последней инстанцией, подтверждающей документальность видео, являются его герои или ближайший круг их знакомых и родственников.
Создать чей-либо портрет. если смотреть с этих позиций -самая трудная задача, стоящая перед видеографом. Ни при каких других видах документального видео он не выносит свой труд на суд очень хорошо информированных зрителей, перед которыми он не может сфальшивить. Более того: если в других фильмах допускается, что режиссер имеет свою точку зрения на события или личность, то в фильмах-портретах зрители желают подтверждения только своего мнения о герое фильма.
По этой причине необходимы тщательное планирование, интенсивная подготовка и точное выполнение задач. Это касается не только съемочных навыков: прежде всего, правдивым должно быть содержание. Персональный портрет предполагает тесное сотрудничество с портретируемым. Фильм живет и дышит вместе с ним. Если он сотрудничает неохотно и не на все сто процентов участвует в проекте, вам лучше бросить это дело.

__
Переход от натурных съемок к уютной беседе начинается с входа в дом. Когда человек рассказывает о своей жизни, нужно не ограничиваться крупным планом его лица, а показать жестикуляцию, язык тела. Это внесет динамику в статичные кадры

Работа над фильмом-портретом должна начинаться с откровенной беседы видеографа и героя фильма. Дело не в том, чтобы привлечь его на свою сторону, человеку должно быть ясно, во что он ввязывается. Объясните, что на съемки уйдет уйма времени и нервов; если же это не испугает вашего героя, можно затевать фильм. Но и не забудьте рассказать о положительных сторонах участия в съемках. Убедите партнера, что сами вы делаете эту работу не для него и не для себя, а прежде всего для зрителей — семьи, друзей, знакомых.
Только тесное сотрудничество сулит успех. Это не означает, что видеограф распоряжается, а герой послушно выполняет указания — он имеет такое же право голоса как и вы. В конце концов речь идет о его личности, а не о том, как ее себе представляет режиссер. Разумеется, в чисто технических вопросах окончательное решение остается за вами.
Одной беседы для подготовки все-таки мало. Нужно выяснить множество вопросов, если даже вы давно знаете этого человека. Разрабатывается подробный план с указанием каждого дня и часа: когда, где и с кем состоится очередная встреча. Потому что в фильме-портрете — не один главный персонаж, но и его семья, его друзья и коллеги по работе. Вечерние часы удобны для спокойных и неторопливых встреч, чтобы снять кадры, где герой рассказывает о своей жизни или отвечает на вопросы. Если вы снимаете более информативный документальный фильм, то подберите другие места для съемок, например служебный кабинет, спортплощадку, клуб по интересам или еще что-либо вне дома. Может быть, стоит сделать съемки там, где прошла юность героя, в доме, где он родился, или в школе.
При подборе мест съемки следует позаботиться о разнообразии "локализаций" — таков специальный термин. Потому что усадить человека в кресло и заставить его долго говорить, означает испытывать терпение зрителя. Фильм живет движением — это золотое правило нельзя забывать и при персональном портрете. При обсуждении каждого монтажного кадра добивайтесь динамичности. Так, сцена беседы необязательно происходит в креслах: с героем фильма можно побеседовать на прогулке или подъезжая к месту съемки. Разумеется, движение и содержание должны быть созвучны друг другу. Совсем неуместно, например, кэмкордеру наблюдать своего героя на улицах большого города, пока тот рассказывает о своей любви к природе.

_
Рассказы о разных периодах жизни будут интересны, если снимать их на месте событий. Кэмкордер нужно включить уже на въезде в родной город: несмотря на плохую запись звука из-за шума двигателя, комментарии героя фильма станут самыми захватывающими

В начале обмена мнениями о том, что нужно показать и о чем рассказать, ясной концепции еще не будет. Мысли, идеи и предложения высказываются пока сумбурно. Но такой сумбур плодотворен, если все идеи — даже самые причудливые — записать в виде ключевых фраз. Взять или отбросить никогда не поздно. Итак, если партнер рассказывает о своей первой возлюбленной, которая уехала с канадским лесорубом, и вы дума ете, что эта особа могла бы рассказать что-то интересное, то запишите: "Интервью с канадской юношеской любовью".
Пусть эта идея и кажется утопичной: а вдруг отыщется номер телефона, и состоится телефонный разговор между близкими когда-то людьми, не слышавшими друг о друге уже много лет. А ваш кэмкордер очутится поблизости. Такой монтажный кадр может стать коронным номером всего фильма.

Нельзя обойтись без ретроспективного взгляда в детство и юность. О людях, изображенных на старых фотографиях, расскажет портретируемый

Но сколько бы фильм не вобрал в себя таких или похожих моментов, они не создают еще портрета. Зритель ожидает большего, чем эмоционально насыщенные кадры. Он хочет получить полное представление о человеке, хочет узнать о его жизни. Требуется точная информация и притом в двух уровнях: биография и история человека и сегодняшняя его жизнь, мысли, занятия и чувства. Поэтому фильм-портрет должен содержать такую стандартную информацию:

  • возраст
  • место рождения
  • семейное положение
  • состав семьи
  • основные моменты биографии
  • профессия в данный момент
  • вид деятельности
  • распорядок дня
  • хобби или любимые занятия в свободное время
  • социальная жизнь:
  • друзья, знакомые, клуб и т. д.

Кроме перечисленного, есть целый ряд вопросов, касающихся мыслей и чувств, привычек и привязанностей: например, любимые блюда, любимая телепередача, любимый писатель. О чем спросить, поинтересуйтесь со спокойной душой у профессионалов: много подсказок есть в знаменитом каталоге вопросов, который 'Франкфуртер Алльгемайне Цайтунг" предлагает в своем номере по пятницам разным [знаменитостям. Там спрашива-|ют и о таких вещах как: "кем Вы
•восхищаетесь?" или "что Вы (считаете своим недостатком?" Решающая фаза вашего ви-
•деопортрета начинается с опре-|деления наиболее интересных онтажных кадров. Чем точнее ви планируются, тем легче их лизовать. Оптимальным ва-иантом было бы написание на-оящего сценария, так как в |нем не приблизительно указаны ожеты, а точно расписана сцена: на одной странице сказано, что показывает пера, на другой написаны тексты, которые произносят действующие лица. Настоящие профи имеют даже эскизный журнал (Storyboard), в котором каждый кадр и их последовательность нарисованы художником. Эскизный журнал похож на комикс, отсутствуют только пузыри со словами.

__
Затея со старыми игрушками позволит включиться в съемки всей семье. Сначала камера снимает только игрушку, потом героя фильма с игрушкой, потом появляются члены семьи и участвуют в забаве

Но подробный сценарий можно разработать только для игрового кино, где режиссер до мельчайших деталей определяет все события. В теле- и видеорепортажах это невозможно. Если, например, телерепортер хочет сделать путевые зарисовки, то рабочей канвой служит экспозиция. Это слегка расширенная композиция фильма. Делая портрет города Берлина, он написал бы так: "Проезд через Бранденбургские ворота - фасады домов на Унтер-ден-Лин-ден - общий вид города со смотровой площадки телебашни" и т. д. В отличие от сценария, экспозиция намечает общий план и оставляет свободу действий. Может быть, в данный момент какие-то фасады на Унтер-ден-Линден ремонтируются и снимать их незачем. Вместо них оператор даст перспективу оживленной улицы.
Имея экспозицию, оператор вправе что-то выбросить, а что-то включить в репортаж. Создавая видеопортрет, вам следует составить настоящую экспозицию, наметив в ней основные монтажные кадры. Например, фрагмент о школьной жизни героя выглядел бы приблизительно следующим образом.

  • Поездка на автомобиле в родной город:
    проезжая по его улицам, герой фильма рассказывает о своей юности, съемки ведутся с заднего сиденья — чередование с крупными планами рассказчика и панорамирование через окно автомобиля, желательно именно тех зданий или улиц, о которых идет речь
  • остановка в школьном дворе
  • общий план школы
  • рассказчик выходит из автомобиля и ведет в классы, где он учился
  • по возможности съемки во внутренних помещениях
  • может быть, беседа со старым учителем

__
Чтобы придать некоторую стройность высказываниям о герое, членов семьи и друзей просят по очереди ответить на один и тот же вопрос. Последним говорит коллега по работе - так осуществляется переход к теме профессии

Каждый пункт экспозиции нужно визуально представить себе. Идеально, если при написании экспозиции мы уже видим фильм внутренним зрением. Чтобы облегчить составление экспозиции, мы поместили в конце следующей главы образец для копирования.
Целиком описать все, что войдет в фильм-портрет, невозможно; содержание зависит от личности портретируемого, его биографии и повседневной жизни. Лишь некоторые элементы могут повторяться во всех портретах. Наверняка каждый герой будет рассказывать о своей жизни. Чем раскованнее он себя при этом чувствует, тем ярче выступает достоверность содержания. Поэтому не наряжайте своего героя в выходной костюм, пусть носит повседневную одежду. Чтобы он уверенно и хорошо себя чувствовал, посоветуйте ему надеть особенно любимые вещи. Это полезно не только для естественности съемок; любимые вещи много говорят о личности, так же как и любимый уголок в доме, который вы и должны выбрать для съемки. Пусть это будет кресло, садовая скамейка или постель. Для выбора места съемки важнее содержание, чем освещение или фон

_

_
Рассказ о работе включает все существенные признаки профессии: от обязанностей в бюро до выездов на объекты. Комментарий потом сделает сам портретируемый

Съемочная обстановка не должна нарушать обычной атмосферы дома. Примиритесь с избытком теней, но не вносите искусственности обилием осветительных приборов. Ваш партнер не должен ощущать, что он находится в студии и обращается к огромной аудитории. Большинство людей в такой ситуации окаменевают. Заповедь этого часа - только съемка, поэтому не подсовывайте герою микрофон под нос. Лучше всего - съемные микрофоны. Если это невозможно, работайте незаметно с направленным микрофоном. И наконец: режиссерские указания относительно
мимики и жестов строго запрещаются. Мы показываем не искусственный "продукт", а живого человека.
Кэмкордер во время беседы работает беспрерывно и снимает говорящего, главным образом, крупным планом. Лишь вначале объектив меняет фокусное расстояние, чтобы показать помещение. Пока герой говорит, вы полностью сосредотачиваетесь на нем и направляете электронный глаз на то, что наиболее типично. Например, качание левой ногой или положение локтя. Руки рассказывают о человеке очень многое — наблюдайте, как ваш объект распоряжается ими. Не бойтесь, что фильм при таких скупых движениях камеры будет скучен. Ведь во время обработки можно кое-что добавить, в частности, фотографии людей, о которых шла речь. Годятся и другие фрагменты, например: в момент рассказа о своей профессии, вставляются кадры, где герой снят на рабочем месте. Такой вариант рекомендуется, если оригинальный звуковой фон малоинтересен. Так, вид человека за письменным столом не очень приковывает взгляд и слух. Но в сочетании с рассказом он становится интересным.

_

Свободный вечер и друзья занимают свое место в жизни. Кадры досуга следуют за кадрами профессиональной деятельности. Как всегда, нужно рассказать маленькую историю средними и крупными планами

Для показа сегодняшней жизни героя сюжеты возникают стихийно: общий семейный завтрак; путь на работу; труд на производстве; разговоры с коллегами в перерыв; возвращение домой; домашние дела и хобби; посещение клуба, кино, гости, спортивные занятия — все это легко укладывается на магнитную ленту. Труднее дать ретроспективу. Но и здесь архивный материал, например фотографии, не единственный вариант. Надо посетить бывшее место работы или поговорить с давними друзьями, это внесет оживление. Неожиданное разнообразие можно внести в фильм, попросив героя вспомнить свои прежние занятия. Например, он может выйти на футбольное поле, где когда-то забивал красивые голы. А если вы делаете портрет дамы, предложите ей поиграть в куклы.
Окружающие нас люди оказывают большое влияние на нашу жизнь. Поэтому предоставьте слово членам семьи и друзьям, пусть они расскажут о своих отношениях с вашим героем, что им особенно в нем нравится. Если одновременно интервьюируется несколько человек, то стоит всем задать один и тот же вопрос. Постарайтесь быть оригинальным. Вместо пресного вопроса "Что тебе в нем (ней) особенно нравится?" проведите параллель: "На кого из знаменитостей он (она) похо-ж(а)?" Весь эпизод будет выглядеть забавно, если между двумя ответами вставить портрет названной знаменитости. При составлении подобных вопросов фантазия может быть беспредельной.
Композиция фильма должна быть взаимосвязана с типичными чертами портретируемого человека и касаться как веселых, так и серьезных сторон. Видеопортрет солидного отца семейства мог бы начаться так: на экране появляется спокойный пейзаж, затем дорожка, по которой герой фильма - может быть, с собакой - идет прямо на камеру, а в нижней трети кадра появляется в это время надпись. Человек начинает рассказ о том, что мы видим в кадре. Камера сопровождает его до дверей дома. Возможно, хозяин проведет нас по своему жилищу, а потом сядет в любимое кресло. Снова начинается рассказ, теперь о его жизни. Крупные планы сменяются старыми фотографиями, и внимание задерживается на фото, где герой изображен у себя на родине.
Попутно речь заходит о любимых занятиях детства, и в дующих кадрах он уже увлечен старой игрушкой. Вокруг
него собирается семейство, светлая и мирная картина с супругой и детьми завершает этот фрагмент. Семья сравнивает своего главу с кем-то из знаменитых людей, чей портрет из журнала тут же появляется в кадре. Последним высказывается близкий товарищ по работе. Герой фильма снова в кадре, теперь на своем рабочем месте. Его закадровый голос рассказывает о профессии. После работы он оказывается заядлым игроком в скат и нередко проводит вечера в пивном баре за игрой в карты и кружкой пива. Наплыв: занятия спортом. Камера наблюдает за плавающим в бассейне героем фильма. В конце мы видим отца семейства снова на прогулке. Сказав несколько слов о своих пожеланиях и надеждах на будущее, он медленно уходит из кадра.


Фильм заканчивается почти так же, как начинался: на этот раз главный герой уходит из кадра - навстречу будущему

 

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz