Максим Григорьев Информационные войны За последние 10 лет Россия претерпела изменения, сравнимые по масштабу,
пожалуй, лишь с последствиями событий 1917 года. Они затронули все составляющие
нашего государства. Наиболее же радикальные изменения произошли в политической
и экономической системах России. Общество столкнулось с новыми политическими
процессами, явлениями и проблемами. МЕТОДЫ Далее мы опишем некоторые методы и техники создания положительного имиджа, его разрушения, и, что особенно важно, противодействия попыткам разрушения (более 30 методов и техник), сопровождая их примерами из практики избирательных кампаний и соперничества "политико-финансовых групп". "Использование авторитетов (групп влияния)". Метод состоит в использовании авторитетных, известных для целевой аудитории
людей или групп. В качестве таких групп влияния могут выступать известные
политические деятели, деятели культуры, известные актеры, руководители
предприятий, преподаватели высших и средних учебных заведений и так
далее. Для эффективности данного метода важно присутствие следующих
факторов: доверие к представителю группы влияния, его известность, высокие
профессиональные качества, личные достоинства, высокий официальный пост
(в прошлом или настоящем), его близость с целевой группой электората
и тому подобное. "Утвердительные заявления". Метод состоит в распространении различных утверж-•дений, которые представлены в качестве факта, при этом подразумевается, что эти заявления самоочевидны и не требуют доказательств. Эти утверждения могут быть как достоверными, так и нет. "Победившая сторона". В данном методе эксплуатируется
желание людей быть на стороне победителя, аудитория убеждается в необходимости
действовать так, чтобы оказаться "на выигравшей стороне",
быть "как все". "Принуждающая пропаганда". Данный тип воздействия
использует слова и выражения, "Использование ценностных слов (относящихся к основным
ценностям общества)". Метод состоит в использовании эмоционально
интенсивных слов, которые тесно связаны с основными ценностями, мнениями
общества и являются убедительными без дополнительной информации, и связывании
их с необходимыми идеями или людьми. Данный метод апеллирует к таким
чувствам, как любовь к стране, дому, желание мира, свободы, желания
гордиться родиной и так далее. "Неопределенные выражения (положительно окрашенные)". Метод имеет много общего с методом "использования ценностных слов", но основан на использовании выражений с неуточненным смыслом. Аудитории предлагается возможность искать собственные интерпретации. Например, в избирательных кампаниях нередко встречаются лозунги "Я добьюсь правды (справедливости)", которые, несмотря на неясный, лишенный "конкретики" смысл, в ряде случаев воспринимаются электоратом положительно. "Перенос положительного образа". Суть метода
состоит в проекции позитивных качеств человека (авторитет, поддержка,
престиж) или какого-либо объекта, предмета или моральных ценностей (индивидуальных,
групповых, внутриоргани-зационных, национальных и так далее) на другого
человека или группу. "Такой же как все, как мы". Метод состоит в том, чтобы увеличить доверие той или иной аудитории, обеспечивая идентификацию того или иного человека или группы с этой аудиторией. Для этого кандидатов "очеловечивают". Например, в ходе кампании партии И.Рыбкина использовались телевизионные ролики с фотографиями его детства, студенчества, начала трудовой деятельности ("такой же, как все мы"). Стандартным приемом при реализации метода являются съемки и фотографии кандидата в семье, с детьми, на природе, производстве, рассказ о хобби и так далее. "Наименьшее зло". Суть метода состоит в "мягком" признании того, что определенное лицо или курс является неприятным, но любой другой приведет к результатам намного худшим. Эта тема была одной из основных в избирательной кампании Президента РФ Б.Н.Ельцина в 1996 году. Во время "масс-медиа войны Чубайс-Березовский" в одной из газет была опубликована статья с заголовком "Двойка" по поведению? Зато силен, шельмец, в арифметике", вместе с дополнительной информацией о профессионализме А.Б.Чубайса. [2] "Упрощение проблемы". Многим людям не доставляет удовольствия долго разбираться в той или иной проблеме, а намного удобнее получить простой ответ на свои вопросы, с другой стороны многим непрофессионалам приятно услышать, что, например, "юриспруденция — это просто опыт каждого человека запутанный применением хитрых слов ", а "современное искусство — просто чепуха"; таким образом, люди потворствуют своему чувству превосходства и опасению признать, что эти области находятся вне их понимания. Суть метода "упрощения" состоит в использовании этих психологических особенностей человека. Сложные социальные, политические, экономические или военные проблемы сводятся к простым интерпретациям. Например, в президентской избирательной кампании "избирательная команда" В.В.Жириновского использовала серию телевизионных роликов, в которых лидер ЛДПР "популярно" объяснял причину экономических проблем России. "Общественное неодобрение". Используется
для создания иллюзии неодобрения тех или иных действий со стороны общественного
мнения. Основная задача метода — создание негативного образа кандидата
или группы. Часто реализуется путем подбора различных высказываний "групп
влияния", "представителей" различных слоев населения,
различных социологических опросов и так далее. "Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную
окраску". При использовании данного метода "Перенос неодобрения и негативного образа". Метод "переноса неодобрения" состоит в создании неодобрения
тех или иных персон, действий или идей через демонстрацию тех групп,
которые одобряют данные идеи или действия, поддерживают этих персон,
но относятся к числу имеющих низкое доверие, тех, которых боятся, ненавидят
или презирают. Если группа, поддерживающая определенную политику, относится
к числу подозрительных, презираемых или не вызывающих доверия, другие
группы могут изменить свою позицию. "Наклеивание ярлыков". Метод аналогичен
методу "Перенос неодобрения и негативного образа" и состоит
в эксплуатации предрассудков и стереотипов населения через "наклеивание
ярлыка". Ярлык квалифицирует этот объект как что-то, чего аудитория
боится, ненавидит, испытывает отвращение, находит подозрительным или
нежелательным и др. "Опережающее использование затруднительного вопроса или
проблемы". Метод состоит в использовании вопроса или проблемы,
затруднительной для другой стороны, с одновременной подготовкой широкого
освещения, для того, чтобы спровоцировать другую сторону на не выгодные
для нее действия. "Использование пугающих тем и сообщений". Пугающие темы и сообщения являются одним из самых эффективных средств
воздействия. Как правило, реализация этого метода направлена на стимулирование
тех или иных действий аудитории. "Заострение внимания". Этот метод во многом сходен с методом "Упрощение проблемы". Сложные идеи, события или действия другой стороны сводятся к тому или иному уязвимому для нее пункту. "Имитационная дезинформация". Метод состоит во внесении изменений в пропаганду другой стороны. Эти изменения придают ей другое направление, снижают доверие к ней, создают негативный образ. Используется в виде подмены листовок, высказываний кандидатов или групп. Например, в ходе одной из кампаний были выпущены листовки с избирательной программой и дизайном листовок другой стороны, однако программа содержала положения, неприемлемые для электората. Другим примером применения метода является выпуск поддельной листовки за подписью одного из кандидатов с сообщением о снятии своей кандидатуры, что имело место в одном из регионов РФ. "Прямое опровержение". Метод состоит в прямом опровержении всех элементов пропаганды другой стороны. "Игнорирование". Состоит в игнорировании элементов и тем другой стороны, основан на том предположении, что негативная тема, остающаяся на слуху", приносит больший ущерб по сравнению с темой, появившейся на короткий промежуток времени. Наиболее эффективен в случае незначительности темы, небольших ресурсов другой стороны для его "раскручивания", а также в случае высокой достоверности негативной информации. "Отвлекающая пропаганда". Метод состоит в отвлечении и переносе внимания целевой аудитории с тем пропаганды другой стороны на другие темы. Достаточно часто используется государственной властью. Например, общеизвестным становится тот факт, что за моментами активизации критики Президента США по "сексуальной линии" практически сразу же активизировались темы Ирака, нанесения бомбовых и ракетных ударов, террористов и так далее. В России в моменты различных кризисов возникала тема захоронения В.И.Ленина. "Уменьшение значимости темы". Метод основан на переносе акцентов на менее негативные элементы темы, кратком затрагивании и "не упоминании" темы и так далее. Используется совместно с методом "Отвлекающей пропаганды". "Превентивная пропаганда и опережение". Метод состоит в превентивном использовании пропагандистской темы, которая
может быть взята другой стороной, с измененными и смягченными компонентами
или элементами для уменьшения доверия к теме. Более того, контрпропаганде
в целом свойственен именно опережающий характер. В практике психологических
операций часто используется в форме опережающего выдвижения обвинений
к другой стороне. "Ограничительные меры". В избирательных
кампаниях метод трансформируется в работу по сбору и уничтожению наглядной
агитации конкурентов нарушению циклов ее производства и распространения. "Использование эвфемизмов". Данный метод схож с использованием метода"наклеивания ярлыков" наоборот. Состоит в замене общепризнанных и эмоционально окрашенных обозначений тех или иных объектов или фактов на слова, имеющие меньшую эмоциональную окраску или менее понятные. "Псевдологические выводы". Метод состоит
в использовании неправильных логических выводов. Например, на основе
факта о поддержке кандидатом идеи об увеличении вмешательства государства
в экономику и того факта, что коммунисты также выступают за вмешательство
в экономику, делается вывод, что кандидат — коммунист. "Нарушение логических и временных связей между событиями". Используется для снижения эффекта "воздействия" другой стороны, а также создания иллюзии тех или иных тенденций и ситуаций. Например, с помощью метода предупреждается неявное создание (или, напротив, создается) из отдельных негативных фактов общей существенно негативной тенденции или фона. Применяется совместно с методами "выборочный подбор информации" и "псевдологические выводы". "Замена источника сообщения". Метод является
противоположностью метода "имитационная дезинформация" (замена
содержания при неизменном источнике сообщения) и состоит в замене источника
сообщения для увеличения или уменьшения доверия к сообщению. Например,
для уменьшения доверия к тому или иному факту приводится источник, не
заслуживающий доверия. "Формирование окружения". Метод состоит в специальном формировании информационного окружения вокруг того или иного факта для снижения или, напротив, увеличения его эффекта или степени доверия к нему. Например, если факт, действительно имевший место, подается в окружении ложной информации, это приводит к снижению доверия к нему. "Уменьшение значимости темы". Метод основан на переносе акцентов на те элементы события или темы, которые имеют меньшую негативную окраску, кратком затрагивании и "не упоминании" темы, использовании нейтральных или противоречивых комментариев. Используется совместно с методом "формирование окружения". "Выборочный подбор информации". Суть метода состоит в специальном подборе тех фактов, которые являются более выгодными для одной из сторон. В дальнейшем набор этих фактов используется в телевизионных передачах, публикациях, выступлениях, создавая иллюзию той или иной тенденции или ситуации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ К сожалению, нет никаких оснований ожидать существенного уменьшения
практики воздействия на общественное мнение с помощью различных методов
и техник. Во многом это связано с отсутствием утвердившихся моральных
норм и традиций политики и бизнеса в России. По-видимому, необходимо
признать, что существование такого рода воздействия в значительной мере
является неприятной, но органической частью политической и социальной
системы демократического государства, в котором отсутствуют жесткие
ограничения на циркуляцию информации, свойственные странам с тоталитарным
строем. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
Вернуться на главную страницу |