Виды сьемок

Глава из книги Вальтер Шильд, Тобиас Пеле "Видео мое хобби"


СПОРТ-ШОУ

    Теннис, футбол или мотоспорт: как бы ни сражались между собой телекомпании за спортивные передачи, любительские спортивные съемки все равно занимают большое место в сердцах зрителей

Телевизионный образец: ход игры показан общим планом. Информация о матче - на афише

    Игра, сет, победа; Борис Беккер и его противник; .Штеффи Граф выигрывает очко — при удачных спортивных съемках в выигрыше всегда телезритель. И нам интересны не только спортивные суперзвезды, мы хотим видеть и рядовых спортсменов.
    При спортивных съемках очень многое решает местоположение камеры. Она должна стоять так, чтобы показывать происходящее в целом, но такие и давать захватывающие крупные планы. Только при смене объективной информации и субъективных впечатлений зритель по-настоящему увлечен.
    Вряд ли в какой-нибудь области телевидение создает такие прочные стандарты восприятия, как в спорте. На крупных спортивных мероприятиях телекомпании работают с невиданным размахом и дают почти совершенный монтаж. Но сколько бы камер ни работало одновременно — на трассе биатлонистов иногда стоят более 15 операторов — в популярных видах спорта набор кадров ограничивается
несколькими стандартными планами. На примере тенниса можно особенно наглядно показать основные принципы спортивной видеографии. Перелеты мяча режиссеры дают всегда общим планом. Ведущая камера, которая наблюдает за игрой в целом, всегда находится на некотором возвышении за задней линией. Другие планы снимаются только между перекидками. Зритель по привычке ожидает такой же последовательности и при видеомонтаже. Но телевидение не только высоко поднимает планку, оно и облегчает видеолюбителю работу. Кто внимательно следит за спортивными телепередачами, тот быстро запомнит, где лучшие позиции для камеры и какие планы снимать, Здесь можно усвоить массу уловок, чтобы сделать увлекательным свой фильм.


Профессионалы представляют игроков а начале фильме; данные о них - в титрах

    Снимая на ближайшем к вам корте, нужно поискать чуть возвышенное место, откуда видно все поле. К сожалению, только в редких случаях удается снимать сверху за задней линией. Можно попробовать найти для себя судейскую вышку, чтобы делать общие планы и время от времени панорамировать. Перекидка мяча несет в себе уже столько динамики, что чрезмерные панорамы или изменения фокусного расстояния утомляют зрителя. Если можно снимать с трибуны или из окна клубного помещения, то рекомендуется выбрать место не посередине, а несколько сбоку и сверху по отношению к спортивной площадке.
    Отсюда снимаются все решающие фазы игры широкоугольным объективом. После перекидки открывается возможность дать длинным фокусом одного из игроков и, изменив фокус, приблизить его. Но внимание: при подготовке к подаче надо снова перейти к общему плану. Профессионалы делают иначе, они в этот момент переключаются на другую камеру, а у любителя при подаче не остается времени поймать в кадр следующий бросок.


Более крупные планы участниц даются не в решающие моменты игры, а пока они разыгрываются. При последующей обработке эти сцены включаются в монтажные кадры по ходу соревновании

    Особого разнообразия такая позиция не обещает. Конечно, можно в промежутках между подачами навести объектив на болельщиков, но и все. Однако для полного представления об игре, кадры с болельщиками все-таки имеют неоценимое значение. И дают богатые возможности при обработке пленки.
    Например, скоростная съемка: после особенно интересной перекидки отматывают на видео проигрывателе часть пленки к началу сцены и повторяют ее ускоренно. Получившаяся замедленная сцена будет вмонтирована в фильм. Если проигрыватель может дать стоп-кадр, то решающая сцена может быть подобным же образом вмонтирована в другие монтажные кадры.


Оси изображения и соответствие монтажных кадров друг другу являются предметом особого внимания : теннисистка, играющая при общем плане на дальней площадке, должна остаться там и при крупном плане

    Кадры, сделанные из других положений камеры, оживляют видео при их вставке во время пауз и между перекидками, Есть две возможности получить такие кадры: во-первых, перед началом встречи и, во-вторых, во время малозначащей фазы игры, например во втором сете при счет 2:1. Тогда можно зафиксировал по краям углового поля детальный и крупные планы игроков: положение ног при подаче, подачу мяча, манеру держать ракетку сосредоточенный взгляд или прыжок к мячу. Однако здесь не стоит забывать о проблемах, связанных с осью движения в фильме. Оставаясь в пределах тениса: если один из игроков сначал виден слева и движется вправо, то его не следует показывать в следующем кадре движущимся справа налево. За таким скачком изображения зритель не уследит он потеряет ориентацию. Еще нагляднее проблематика оси движения в мотоспорте: если во время съемок нечаянно поменять сторону трассы, то гонщики неожиданно для зрителя помчатся в другую сторону. На мониторе это выглядит так, будто снимаются две разные гонки.
    Если не менять оси движения, иначе говоря, снимать лишь с одной стороны игрового поля, то основная проблема устраняется. Нужно только следить, чтобы при смене сторон игроки не заняли на пленке место друг друга. Конечно, можно и переступить через это правило, но нарушение оси нужно подготовить переходным кадром, например крупньм планом игрока в фас. Совершенно незаметно пройдет нарушение оси движения, если для переходного кадра вы выберете иной план, например средний с левого края поля, затем крупный с задней линии и, наконец, общий справа.
    Конечно, подойдут и другие планы в качестве переходных кадров, чтобы нарушение оси движения не бросалось в глаза. Но если вы отвлекаете внимание зрителя, например, аплодирующими болельщиками или мальчиками, подающими мячи, то задержитесь на них, чтобы зритель забыл, на какой стороне видел главного героя. Как и в других случаях, сознательное нарушение правила может стать художественным приемом. Если оператор хочет спрессовать время и пропустить неинтересные перекидки, он демонстрирует зрителям скачок во времени, давая якобы противоположную ситуацию на игровом поле.
    Монтаж теннисного матча задан его выразительностью. Несколько общих планов места действия служат началом. Различные планы игровой площадки и трибун отражают атмосферу ожидания, а появление спортсменов знаменует переход к самой игре. Особым профессиональным штрихом будет представление игроков: в то время как кэмкордер показывает их крупным планом при первых подачах, генератор титров выдает их имена, возраст и данные теннисной карьеры.


Вставные кадры болельщиков и напряженно следящего за игрой судьи оживляют съемки матча

    Теперь нужно подумать о звуке. Лучшим вариантом является работа на трех уровнях: во-первых, комкордер записывает соответствующий звук к каждому кадру; во-вторых, включенный в сеть кассетный видеомагнитофон ведет запись общего звукового фона; и в-третьих, при последующей обработке то и другое можно смикшировать и добавить собственный комментарий.

На вставном кадре направление взгляда тоже должно соответствовать оси движения. Если теннисистка на другом конце поля выиграла очко, то публика должна аплодировать именно ей

    Но такая видеокомпозиция подходит не для каждого спортивного события. Кэмкордер имеет очень богатые возможности: ему доступны съемки не только клубных игр, но и крупных соревнований, а также учебных материалов для повышения мастерства спортсменов.
    Если вам удалось, например, достать билет на игры с участием Штеффи Граф или Бориса Беккера, то совершенно излишне вести документальные съемки. Их сделает ваш видеомагнитофон дома, записывая телевизионную передачу в живом эфире. Зато вы можете все внимание кэмкордера направить на собственные впечатления. Сюда относятся насыщенные действием поиски своего места, поведение
болельщиков, оживление в перерыве, но прежде всего крупные и детальные планы лиц ваших спутников. Их мимика, жестикуляция и устный комментарий должны привлекать ваше внимание больше, чем сама игра. Это не значит, что не надо вообще смотреть на спортивных звезд, но вы ведь не сможете так профессионально, как тележурналисты, показать все искусство мастеров. Когда вы соедините свои съемки на матче и записи домашнего видеомагнитофона, именно чередование эпизодов игры и ликования, либо огорчения ваших друзей создаст органичную картину. Любой видеолюбитель мечтает подойти со своей камерой на близкое расстояние к звезде и, может быть, обменяться с ней несколькими словами перед объективом. Это не всегда невозможно. Именно во время негромких событий вроде встречи команд лиги ручного мяча, гонки по формуле III или футбольного матча региональной лиги можно попытаться пробиться к игрокам. Доза уверенности в себе будет очень полезна: присоединитесь просто к своим "коллегам"-профессионалам или нахально пройдите сквозь оцепление. При работающем в это время кэмкордере, могут получиться интересные кадры, если вас "поймают"!


Чтобы при монтаже не иметь трудностей, следует повить по возможности нейтральные крупные планы. При достаточном количестве таких кадров с обеих сторон у вас на любой случай будет готовый материал


Оператор время от времени должен переводить камеру на табло со счетом игры. Следующий кадр показывает борьбу за очередное очко. 

    Совершенно иные законы действуют, когда вы используете электронную оптику для обучения. Ни одно информационное средство не дает таких возможностей, как видео, для анализа движений, обнаружения сильных и слабых сторон спортсменов, для оптимизации вида спорта. Если ваш кэмкордер получил работу в качестве тренера, все другие концепции видеографии должны отступить на второй план. Теперь неважно, построен ли фильм по всем правилам искусства, захватывают ли кадры внимание зрителей; важно, чтобы содержание было полностью донесено до адресата: Что и как снимать, определяет не оператор, а тренер. Если проблемой для спортсмена является подача,
нужно узнать, из какого положения тренеру необходимо ее видеть. Чем незаметнее задний план и чем яснее выделяется на нем игрок, тем лучше возможности для анализа.

Ускоренные съемки можно обработать только после матча. Видеомагнитофон устанавливается на ускоренную съемку, в то время как съемочная камера проигрывает запись в обычном режиме

    Наибольшая польза извлекается из материала, если фильм просматривается и обсуждается сразу же после съемок. Целесообразно поэтому брать на тренировку монитор. После анализа и замечаний тренера еще раз снимают игрока, так что заинтересованные лица могут видеть, насколько улучшилась игра. При тренерском анализе посредством экрана особое значение имеют стоп-кадры и замедленные съемки.
    При многих отличиях спортивной видеографии в ней есть и общее с видеографией других типов. Необходимость штатива, например, очевидна и для тренерского анализа. Иначе трудно проследить за всеми фазами движения. Во-вторых: освещение должно быть достаточным! Для занятий на открытом воздухе это не проблема, нужно лишь следить, чтобы солнце было за спиной.


Спорт - это накал чувств и для игроков, и для зрителей. Хороший видеофильм ценен кадрами, отражающими эмоции, например взволнованность игрока перед началом игры или болельщиков при драматических ситуациях на корт
е


Игра, сет, победа: основные фазы соревнования обязательно должны быть на пленке, например решающий мяч. Особенная удача, если после общего плана последнего мяча в кадре оказывается крупный план взаимных приветствий

    В спортивных залах дело обстоит хуже. Но прежде чем брать на большие соревнования собственный осветительный прибор, посмотрите, нельзя ли использовать освещение, обеспеченное телевидением. От освещения зависит, можно ли работать методом высокоскоростной
съемки, который исключает нерезкость движений. Не стоит забывать:
 

  • Чем больше автоматическая выдержка, тем больше потребность в освещении
  • Пленки должно быть достаточное количество. Ничего нет хуже, когда она кончается в самый ответственный момент соревнования.
    Каждый вид спорта имеет свой круг проблем для видео. Снимать теннис относительно просто: поле действий — теннисный корт - невелико. Даже на общем плане корта игроки хорошо видны. Число участников — игроков и судей - мало, так что представить их не составляет труда. Движения не так быстры, чтобы камера не могла уследить за ними.


Высокая ступень совершенства при съемках клубных соревновании достигается только двумя кэмкордерами. Тогда один занят общими планами, а второй ловит крупные планы игроков

 

    Чем больше пространство действий и количество участников, чем быстрее движения, тем труднее воплотить соревнования в фильм. Например, мотоспорт: всю трассу охватить взглядом невозможно, гоночные машины проносятся стремительно, а всех гонщиков даже перечислить трудно. Но все же съемки возможны и здесь. Для камеры выберите место на повороте, откуда видна большая часть трассы. Когда машины едут по направлению к камере, нетрудно держать их в кадре. Хуже с резкостью: из-за больших скоростей нельзя положиться на автоматическую фокусировку,следовательно, требуется ручное наведение на резкость. Несколько "холостых" упражнений во время первых кругов помогут справиться с задачей, также как и с быстрыми поворотами камеры в момент виражей.
    Если есть возможность снимать с возвышения, то обзор улучшается. Если это не удалось, лучше присесть: вид снизу придает спортивным съемкам динамичность. В футболе, спортивной ходьбе, мотогонках кадры такими ракурсами выглядят опаснее, напряженнее, насыщеннее.


Корректное решение с осью движения: на фото слева велосипедист едет вправо, на следующей странице он едет влево. Если смонтировать эти кадры друг за другом, возникнет странное впечатление. Проблема решается при вмонтировании кадра, на котором велосипедист движется прямо на камеру
    Впечатляющими и вполне естественными будут смотреться и льпкники при использовании вида снизу. Идеальное расположение  камеры при скоростных спусках - сбоку, на середине дистанции. Кто стоит с кэмкордером посреди трассы, не только нарушает правила безопасности, но и получает плохой фильм. Если лыжник едет прямо на камеру, его спуск кажется замедленньш и скованным. Стремительность движения хорошо передается, при установке камеры сбоку.
    Выразительными, но не безопасными для оператора и его снаряжения являются съемки, когда оператор спускается на лыжи
параллельно со спортсменом. На это можно отважиться только при отличном владении лыжами. Но для кэмкордера снег представляет опасность. Мороз требует времени на его акклиматизацию, а от сырости лучше всего защитит водонепроницаемый футляр. В число принадлежностей входит второй аккумулятор, так как на холоде крафт-пакеты разряжаются быстрее. Голубое небо и белый снег означают избыток света для автоматики. Поэтому на съемках зимних видов спорта рекомендуется постоянно контролировать по видоискателю яркость и контрастность и при нувде использовать серый фильтр или диафрагмировать объектив.

Если кэмкордер "помогает" тренеру, то важное значение имеет фон. Он должен быть спокойным, лишние цвета и линии мешают.


Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz