Виды сьемок

Глава из книги Вальтер Шильд, Тобиас Пеле "Видео мое хобби"


КЭМКОРДЕР СВИДЕТЕЛЬ НА СВАДЬБЕ

В день заключения союза двух сердец кэмкордер становится активным свидетелем, чтобы торжественные минуты стали незабываемыми для всех

Изображение храма застраивает на предстоящее событие - свадьбу. Детальные съемки делаются для поддержания этого настроя или служат впоследствии для монтажного включения, например кадры ожидания невесты

Напутствуя брак, кэмкордер ни в коем случае не должен дать бракованную продукцию. Для фото- и видеоспециалистов такое событие, как свадьба, стоит на одном из первых мест. Даже те, кто не терпит направленных на себя объективов, в этот день примиряются с ними. Снимки и съемки этого дня остаются для влюбленных и их близких памятью на всю жизнь.


Итак, свадьба - не тот случай, когда видеолюбитель беззаботно захватывает с собой камеру и время от времени включает ее. Слишком много значат съемки в этот день, и потому подготовка к ним должна быть тщательной.
Прежде всего предстоит paзговор с женихом и невестой, бы обсудить основные вопросы в организации торжества и его съемки:

  • как распределяется время в течение свадебного дня?
  • где происходят отдельные coбытия — в муниципалитете, церкви, ресторане, дома - по каким точным адресам?
  • сколько приглашено гостей?
  • если венчание происходит в церкви: откуда приезжают жених с невестой в церковь, кто привозит их, какие особые моменты предполагаются в церемонии?
  • состоится ли накануне вечеринка прощания с холостой жизнью?
  • как закончится торжество?
  • и наконец: какие пожелания имеют жених с невестой относительно видеофильма (например, особое внимание к кому-то из родственников)?

I Вы должны также узнать, не придет ли еще кто-нибудь с видеокамерой. Если да, то нужно обязательно согласовать действия со вторым видеолюбителем. Потому что вдвоем или втроем легче решать многие проблемы, забот будет гораздо меньше, а результат, как правило, выгладит профессиональнее. И вообще: "командой" и снимать, и забатывать пленку гораздо веселее. Различие видеоаппаратуры - не препятствие, при обработке оно роли не играет.
Сама подготовка начинается с разработки точного плана съемок. Обдумайте, где и сколько времени вы будете снимать и сколько потребуется пленки и аккумуляторной энергии. Чем лучше вы знакомы с местами событий, тем конкретнее будут ваши планы.
Кульминацией фильма станет, конечно, венчание. Вам придется предварительно позвонить священнику. Не все священнослужители безоговорочно соглашаются на съемки во время церемонии. Если возникнут возражения, то обратите внимание священника на то, что предполагаются съемки, а не фотографирование, и никаких световых вспышек не будет. Кроме того, вам помогут заверения, что в церкви все будут держать себя сдержанно и скромно.
Абсолютно необходимо заранее побывать в церкви, и именно в то время дня, когда намечено венчание. Тогда вы получите представление об освещенности в храме, с которой вам придется иметь дело. Как правило, освещенность бывает недостаточной, так как во внутренние помещения попадает приглушенный дневной свет. Сможете ли вы установить осветительные приборы, и если да, то где - выяснится только при пробных съемках. Если священник проявит доброжелательность, попросите его включить те светильники, которые освещают церковь во время венчаний, - таким путем вы получите максимум информации об освещении.
Принципиальный вопрос -где установить камеру. Внезапные перестановки штатива во время церемонии, конечно, невозможны. Присмотрите себе не только место для камеры со штативом, но и естественные штативы в виде молитвенных скамеечек, колонн, выступов стен.
Сам штатив следует установить в таком месте, откуда удобно снимать и священника, и молодоженов, и гостей. Идеальное место расположения камеры — на уровне глаз священника. Чтобы она не слишком бросалась в глаза, лучше снимать из-за колонны или из придела.
Еще стоит подумать о том, откуда лучше всего показать отдельных участников церемонии, священника во время проповеди, можно ли с возвышения для органиста сделать хороший общий план.


Появление автомобиля с женихом и невестой снимают немного сбоку, чтобы взгляд свободно проникал внутрь машины

Предварительное посещение церкви позволит не торопясь заснять само ее здание, чтобы вмонтировать его потом органично в эпизод венчания или дать в качестве переходного кадра. Очень пригодятся статуи святых или архитектурные детали, а также фрески или предметы церковной утвари. Общий план церкви абсолютно необходим. Если до нее далеко ехать, и предварительный визит невозможен, нужно запланировать в день свадьбы свой приезд по меньшей мере за час до начала события.
Средний план площадки перед церковью, где собираются приглашенные, станет плавным переходом к кадрам в самой церкви. Не отводите много времени взаимным приветствиям и ожиданию жениха с невестой — все участники позднее еще много раз будут в кадре. В коротких средних и крупных планах подчеркните лишь те детали, которые характеризуют именно свадьбу - например, оживленно болтающих подружек невесты.
Момент приезда невесты никак нельзя упустить. Средним планом, находясь у входа в церковь, вы наводите объектив на украшенный автомобиль, и в то мгновение, когда водитель открывает дверцу, невеста оказывается в фокусе кэмкордера. Она остается в кадре несколько секунд, потому что сейчас оператору приходится крутиться, если
он снимает в одиночку. Следующий план - из центрального прохода: невеста вступает в церковь под торжественные звуки органа; при том нужно вспомнить о новой настройке по белому цвету, так как освещение внутри церкви совсем иное.


Выход из машины и проход к церкви обязательно нужно запечатлеть на пленке - только так получится плавный переход к эпизодам в самой церкви

Средним планом снимается проход невесты с сопровождающим по направлению к камере, план становится все крупнее. Только когда она приблизится на расстояние примерно пяти метров, вы медленно отодвигаетесь в сторону к своему постоянному месту и уже оттуда берете в кадр жениха.
При правильном выборе места и освещения, съемки во время венчания пройдут легко. Обрамление (церковное помещение) и содержание (церемония) выявлены четко. Если вы снимаете венчание не в первый раз, то вам удастся сделать материал "в подверстку" или "под монтаж" говорят специалисты. Под этим понимается, что отдельные куски соединяются в одно целое без большой дополнительной обработки.
Последовательность монтажных кадров ясна сама собой: после вступления невесты и жениха в церковь в кадре появляется священник, и пока он здоровается с женихом и невестой и приглашенными, кэмкордер дает панораму с переменным фокусным расстоянием всех собравшихся в церкви, начиная с будущей семейной пары. Следуют крупные планы взволнованных лиц венчающихся, камера скользит по подвенечному наряду невесты.
Смену впечатлений дают детальные планы лиц и рук. Ни в коем случае нельзя пропустить главные моменты: произнесение слова "да", обмен кольцами, первый поцелуй. Случись так, что присутствующие вдруг заслонят жениха и невесту, правильнее будет выбрать содержание, а не форму: лучше смазанные кадры при перестановке камеры, чем пропуск такой значительной сцены.
Кэмкордеру нужно обязательно работать в эти моменты хотя бы из-за звука. Даже если кассетный рекордер гарантирует хорошее качество, для этих фрагментов при обработке не удастся подобрать звуковое сопровождение или вмонтировать переходные кадры — течение событий было бы прервано слишком резко.
Конечно, только обработка придаст фильму окончательный блеск. Например, проповедь: пока священник говорит напутственные слова молодой паре, видеокамера показывает его одним планом, скажем, американским. Клавишей Zoom можно лишь раз-другой изменить сектор кадра.
Зато при обработке разнообразие создадут крупные планы лиц слушающих, вмонтированные позже. Зритель и не догадается, что эти крупные планы сделаны совсем в другие моменты церемонии, потому что на звуковой дорожке идет запись проповеди. Голоса гостей записаны во время пения на кассете. Тогда и вы можете почувствовать себя свободнее, пройти вдоль скамеек, поснимать с руки лица родных и друзей. Здесь тоже важно -особенно, если не работает одновременно кассетный рекордер, — записать общее пение.

Чтобы получить непрерывное звуковое оформление, необходимо снять полностью проход новобрачных от дверей к священнику. Идеально, если оператор находится на противоположной к входу стороне. Когда священник и пара сближаются, нужно незаметно отойти в сторону

Вас не должно смущать, что расходуется много пленки — снимайте, сколько можете. Во-первых, при обработке многое придется выкинуть. Во-вторых, свадебный видеофильм, в противоположность всем другим, смотрится с удовольствием и 90 минут, и больше. Юная пара и ближайшие родственники просто не могут досыта наглядеться на себя. Поэтому положите в сумку побольше кассет с пленкой и заряженные аккумуляторы.


Пока звучит общий хор, завершая церемонию, вы сможете размонтировать штатив, чтобы перенести его на улицу. Некоторый шум и стук от этого перекроется звуками органа. Вообще во время венчания следует передвигаться только при пении. Снаружи надо выбрать место немного сбоку у портала. Как правило, времени хватает, чтобы установить штатив и наметить сюжет (не забудьте о настройке по белому цвету), потому что вся процессия еще не скоро выйдет из церкви и соберется весело и суматошно у входа. Средние и крупные планы поздравлений новобрачных заканчивают съемки церковной церемонии. Если молодоженов осыпают у входа конфетти и рисом, то это особенно приятный завершающий аккорд. Подсказка неожиданного кадра: направьте объектив в небо, и пусть он получит свою долю риса и конфетти.

В решающие моменты, например при обмене кольцами, лучше примириться с недостатком качества, чем пропустить важный момент. Крупные планы растроганных гостей

Отбытие и прибытие к следующим пунктам съемок тоже придется снимать, хотя при коротких маршрутах это довольно хлопотно. Здесь и гости, желающие непременно сесть в машину вместе| с молодыми, здесь и гудение клаксонов, и машущие с обочвн люди, и сияющие лица новобрачных, и разукрашенный капот их машины.
Зато парковку и выход из машин в следующем пункте назначения необязательно увековечивать. Общий план ресторана и довольно длинный монтажный кадр гастрономического меню обозначают вторую фазу свадьбы: общее ликование. Чтобы и в ресторанном зале быть в состоянии готовности, позаботьтесь о питании своего кэмкордера. Лучше всего подсоединить аппарат с помощью длинного шнура к розетке, и одновременно подзарядить аккумулятор. Если он в течение двух часов будет подключен к питающему устройству, то это вновь обеспечит на какое-то время свободу передвижения.
В принципе съемки свадебного застолья не отличаются от съемок других празднеств. Есть и некоторые различия. Например, застольные речи. Хорошо, если ораторы заранее сообщат о своих выступлениях; для гарантии хорошей записи тогда (можно использовать портативный кассетный рекордер. Поставив на стол перед оратором, попросите его самого включить и выключить аппарат. А вы в это время будете заниматься съемками.
При съемке двумя камерами одна фиксирует американским планом оратора, а другая ловит выражения лиц слушающих. Если вы работаете один, то во время тоста лучше панорамировать гостей, обязательно включая в кадр молодоженов. Не рекомендуется снимать оратора, меняя фокусное расстояние. Вместо этого стоит подумать, не вмонтировать ли при обработке несколько <рото-графий из детства и юности новобрачной пары. Но ни в коем случае нельзя пропустить заключительный тост в честь молодой семьи: с оратора, взявшего бокат, объектив переводится на молодых, и, когда бокат подносится к губам, дается общий план.



Если при выходе из церкви молодую пару осыпают рисом и конфетти, рекомендуется подставить под этот дождь" и кэмкордер, что будет прекрасны!» завершением эпизода

Еще до начата свадебного ужина меню познакомит зрителей фильма с переменами блюд. Кэмкордер не упускает из виду официантов, разносящих кушанья, и ловит удачные моменты за столом. Если гости подкрепляются у буфета, то следует встать сбоку и снимать тех, кто обслуживает сам себя. Как правило, выбор блюд в таких случаях особенно богат и разнообразен, поэтому следует задержаться на этом эпизоде подольше; попросите выйти шеф-повара, чтобы он немного рассказал об особо вкусных или экзотических кушаньях.

На каждой свадьбе бывают приглашенные из числа дачьних родственников, которых мало знают. Используйте камеру, чтобы познакомить с ними гостей. Организовать это можно по-разному: можно попросить представиться всех подряд и назвать степень родства или знакомства с молодыми, или возложить эту обязанность на новобрачных. При этом случаются очень забавные сцены. Есть один не очень элегантный, но смешной вариант: после записи информации о гостях просят подойти новоиспеченных супругов и рассказать, что они знают о них.
Перед появлением свадебного торта позаботьтесь, чтобы вокруг стола было свободное пространство. Только тогда у вас будет возможность заснять, как разрезают роскошную кондитерскую башню. А затем, когда рты наполнены ароматной сладостью, дайте череду кадров как художественный прием: в едином ритме (несколько секунд) один и тот же сюжет (наслаждение пирожным) одним планом (крупным). Если кэмкордер задержится на каждом лице 5 — 7 секунд, то можно показать, не наскучив зрителям, до 20 таких монтажных кадров. Очень важно: не панорамировать и не менять фокусное расстояние.

Съемки из движущегося автомобиля новобрачных создают переход к съемкам в ресторане. После прибытия гостей взгляд кэмкордера задерживается на перечислении блюд в меню

Дальнейшее течение праздника трудно предугадать. Придется надеяться на интуицию и скорость реакции. Хорошо, если гости заранее предупредят человека с камерой о подготовлеянш ими сюрпризах.
Это относится и к танцам. Нужно своевременно занять место на каком-нибудь возвышении, откуда просматривается площадка для танцев; зрители обычно плотной толпой окружают танцующих. Как закончится фильм — трудно сказать заранее, ведь неизвестно, чем закончится торжество. Положитесь на то, что хороший заключительный кадр придет сам.
Несколько замечаний о предшествующей свадьбе вечеринке и регистрации брака в муниципалитете. Вечеринка снимается как было описано выше и. "Кэмкордер в списке гостей" Поскольку фильм о самой свадьбе уже достаточно длинен, то о вечеринке лучше сделать отдельный фильм. То же относится ик муниципалитету, если регистрация состоится не в тот же день, что и венчание или свадебное торжество.
При гражданской регистрации, к сожатению, обстановка бывает не достаточно торжественной, а интерьер довольно неинтересным. Поэтому лучше снимать во внутренних помещениях - после вводного общего плана — только крупные и детальные планы, на которых не виден фон. При регистрации, как и в церкви, расположитесь с камерой на той же высоте, что и муниципальный служащий. Тогда и государственный представитель, и молодая пара, и гости окажутся в вашем поле зрения. Чтобы улучшить освещение, попросите служащего включить все лампы. Только если этого будет недостаточно, подключайте видеоосветительные приборы. Самый важный момент - подписание документов. Здесь камера должна смотреть через плечо расписывающихся.

Снимая в ресторане, уделите место на пленке всем приглашенным. Конечно, должно быть множество кадров гостей, занятых едой и беседой. При поздравительных речах кэмкордер не прикован рабски к оратору, а скользит по рядам и фиксирует реакцию слушающих

Существенная рекомендация под конец: закончив съемки, сразу же выломайте предохранительные штифты кассет во избежание их нечаянного повреждения. Чтобы окончательно быть уверенным, что никто не уничтожит запись, перед обработкой фильма сделайте копии всего материала.

Роскошный свадебный торт тоже заслуживает нескольких секунд внимания При разрезании торта нужно снимать немного сбоку После того как торт разрезан, можно заснять аплодисменты

 

Важнейшие советы для съемки двумя и более комкордерами

  • Перед съемками встретиться с другими видеолюбителями и разработать план съемки
  • Один кэмкордер предназначить для общих планов, другие - для крупных и детальных
  • По возможности четко разграничить обязанности
  • Определить расположение и радиус действия для каждого кэмкордера
  • Для каждого эпизода назначить шеф-оператора, который будет его режиссировать
  • Согласовать условные знаки: для начала и конца съемки, перемещений камеры, подсказки сюжета
  • Проверить снаряжение на сопрягаемость и при необходимости использовать сообща принадлежности
  • Договориться, кто какие детали снаряжения обеспечивает, например, кто привозит удлинительный кабель
  • Использовать кэмкордеры соответственно их техническим возможностям
  • Не только вместе снимать, но вместе и обрабатывать материал

 

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz