Глава из книги Вальтер Шильд, Тобиас Пеле "Видео мое хобби" МИР УВЛЕЧЕНИЙ Магия свободного времени: видео может дать с глубоким пониманием и чувством информацию о любимом коньке каждого из нас Наше свободное время -это, прежде всего, — возможность делать то, что приносит удовольствие. Мир увлечений и есть тот материал, на основе которого можно снимать отличные видеофильмы. Если вы страстно преданы своему увлечению, умело скачете на любимом коньке или активно работаете в клубе единомышленников, магия любви к своему делу обеспечивает яркие и волнующие съемки. При этом объектом являются не только бездушные вещи - например, марки, если речь идет о филателии — но и люди, душой и телом принадлежащие любимому занятию. Показать их в процессе работы будет особенно интересно. История многозначительной встречи: любитель железнодорожного моделирования видит в витрине новый локомотив Last, but not least: фильм о любимом коньке всегда документален. Он рассказывает о конкретных вещах, вводит в предмет, обогащает знаниями. Все равно, несутся ли крошечные локомотивы по рельсам, заполняют ли альбомы драгоценные кусочки бумаги с зубчиками, сверкают ли чешуей рыбки в аквариумах или покоряют высоту дельтапланеристы: ваш видеофильм будет содержать больше, чем просто ряд удачных кадров. Если история рассказывается от лица локомотива, то нужно заснять кадры из его ракурса Он познакомит с увлечением, расскажет о его сущности, сообщит некоторые
исторические сведения, факты, даты и цены, покажет методы работы. Зрители
— может быть, коллеги по клубу - из хорошего видеофильма узнают полезное
и для себя. Покупка модели расчленяется на несколько монтажных кадров. Чем лучше они обдуманы, тем яснее чувствует зритель тихую радость покупателя Обе стороны хобби нужно освещать одинаково. В удачном совмещении, в смене впечатлений заложено здоровое ядро. Очень важно учесть это при съемках: фаза собирательства более динамична, чем фаза созерцания. Например, долгое демонстрирование почтовых марок утомит зрителя. Но дать эстетический аспект только в конце - значит, поставить перед зрителем трудную задачу объединения смысла начала фильма и его конца. Продолжая пример с моделью железной дороги: если показать сначала людей, укладывающих под рельсами кабель, то непонятно, в чем здесь удовольствие. В фазе труда немного эффектных сцен: никакой прелести нет в замене электротехнических деталей. И наконец: природа фазы созерцания требует крупных и детальных планов. Американский и средний планы применимы для фазы труда. И их нередко нужно искать или создавать самим. Даже если их информационная ценность будет невелика — зритель воспримет это нормально. Место действия должно характеризоваться кратко Существенным признаком хобби является не просто увлеченность, а иногда фанатизм. Обо всем, что часами может с подъемом рассказывать такой фанатик, вам не удастся эпически спокойно поведать в фильме. Какими бы важными ни казались длинные монтажные кадры в фазе созерцания, ограничьтесь только самыми яркими и типичными экземплярами коллекций. Другими словами: не надоедайте зрителю, демонстрируя ему каждое колесико, каждый шовчик, каждую шпалу. Съемки процесса работы показывают сущность хобби Многие увлечения характеризуются любовью к деталям. Вы дадите это почувствовать в фильме, если сами отнесетесь к деталям внимательно. При демонстрации коллекционных предметов, например, не снимайте их в одной плоскости, а поверните разными сторонами. Будет гораздо элегантнее, если вместо нескольких планов модели локомотива вы поставите ее на вертящуюся подставку и подберете однотонный фон. Еще более изысканно выглядит объект на обтянутой бархатом подставке. Очень важен ракурс: скульптурные объекты вроде моделей вагонов снимаются только из нормального paкурса. Двухмерные предметы типа картин и марок располагаются перпендикулярно к объективу. Сумеет ли фильм отразить магию предметов, во многом зависит от освещения. Лучшим вариантом является применение нескольких настольных ламп, которые нужно расположить вокруг объекта и направить на него их свет. Чтобы смягчить тени, используйте менее мощные лампы и/или накройте их увлажненной тканью или стекловолокнистой тканью. При высвечивании графики, картин или марок часто происходит отражение света. Особенно склонны к этому темные и гладкие поверхности. Рекомендуется контролировать отсвечивание по монитору и перемещать осветительные приборы, пока отсветы не пропадут. В зависимости от источников света иногда нужна настройка по белому цвету. Любимые коньки бегут неслышно и околдовывают в тихие часы. Мощный звуковой он, как в случае с дистанционно управляемыми авиамоделями, является исключением. Кажется, что занятия вроде собирания марок или разведения цветов, вообще бесшумны и не дают возможности для характерного озвучения. Но это неверно: шелестят листы альбомов, шумит ветер в саду... Особенно нужно подчеркнуть волшебство миниатюризации объектов Такая крайняя ситуация как бесшумность дает богатые возможности оформления.
Именно подчеркивание незаметных в повседневности звуков позволяет расставить
особые акценты. Если к источнику звука по- При этом необходима полная тишина в помещении, посторонние шумы мгновенно разрушают эффект. Конечно, абсолютной тишины не бывает, какие-то звуки всегда различимы, хотя бы тикание часов. И именно присутствие таких звуков неотторжимо от хобби и должно отразиться в фильме. Их подчеркивание создает атмосферу занятия, ибо что может сопровождать многочасовую погруженность в любимое дело, как не монотонное тиканье часов? Озвученная тишина есть признак фильма о хобби.
Где только предоставляется возможность, нужно брать видоискателем объект крупным планом и обычным ракурсом. Детальные планы чередуются с более общими, создавая насыщенность, особенно, если показаны действия, например установка локомотива Скудные профессиональные шумы создают оптимачьные предпосылки для закадрового
комментария и музыкального озвучения, потому что зрителю не хватает
акустической информации. Но в любом случае важен точный звуковой монтаж:
шумы, музыка и речь, беспорядочно сопровождающие изображение, не украшают
фильм, а приводят зрителей в недоумение. Как функционирует вся система? Рука на трансформаторе регулирует движение Натуральные шумы создают атмосферу подлинности, они пригодны как общий
звуковой фон, но не должны содержать слов или колебаний в силе звука.
В принципе, на профессиональные шумы скупиться не нужно. Отдельные звуки,
например свисток паровоза, могут быть сигналом для перехода от сюжета
к сюжету. Таким свистком можно начинать каждый новый монтажный кадр.
Будет похоже, как если бы кто-то выходил на сцену под звуки туша. Освещению макета придается важная роль: нередко нужны долгие эксперименты, чтобы найти пропорции между естественным освещением и подсветкой видеолампами В первом кадре — модель локомотива, который крупным планом наезжает на зрителя. "Позвольте представиться — EXL 808, — звучит голос за кадром. - В предстоящие 45 минут я расскажу вам историю моей жизни". Монтаж. Несколько детальных планов локомотива. "На первый взгляд меня трудно отличить от моих собратьев. Но только на первый. Ибо моя жизнь на рельсах пронизана любовью, на которую вы вряд ли считаете способным стального коня. А я влюблен по уши. В кого? Об этом я и собираюсь рассказать". Раздается свисток. В следующих кадрах локомотив движется по рельсам в сопровождении обычного стука колес. На его фоне появляется надпись: "Любовь крепче стали — EXL 808 и Петер Майер. Автор фильма Ули Шмидт". Локомотив говорит прощальные слова, свет гаснет, изображение затемняется Затем локомотив рассказывает
— зрительный ряд своим чередом — о своем большом прототипе (кадр: настоящий
локомотив в депо) и называет соотношение мощностей большого и маленького.
Он рассказывает, какую цену ему назначили и как он стоял в витрине (кадр
с витриной)и равнодушно смотрел на проходящих людей (взгляд из витрины
на улицу). И вдруг он увидел Петера Майера (тот останавливается у витрины). Это была любовь с первого взгляда (крупный план локомотивных
прожекторов).
Пояснения к деталям или отдельным моделям звучат не так сухо, если их дает не голос за кадром, а сам моделист своим друзьям. |
||||||
Вернуться на главную страницу |