Виды сьемок

Глава из книги Вальтер Шильд, Тобиас Пеле "Видео мое хобби"


МИР УВЛЕЧЕНИЙ

Магия свободного времени: видео может дать с глубоким пониманием и чувством информацию о любимом коньке каждого из нас

Наше свободное время -это, прежде всего, — возможность делать то, что приносит удовольствие. Мир увлечений и есть тот материал, на основе которого можно снимать отличные видеофильмы. Если вы страстно преданы своему увлечению, умело скачете на любимом коньке или активно работаете в клубе единомышленников, магия любви к своему делу обеспечивает яркие и волнующие съемки. При этом объектом являются не только бездушные вещи - например, марки, если речь идет о филателии — но и люди, душой и телом принадлежащие любимому занятию. Показать их в процессе работы будет особенно интересно.

История многозначительной встречи: любитель железнодорожного моделирования видит в витрине новый локомотив

Last, but not least: фильм о любимом коньке всегда документален. Он рассказывает о конкретных вещах, вводит в предмет, обогащает знаниями. Все равно, несутся ли крошечные локомотивы по рельсам, заполняют ли альбомы драгоценные кусочки бумаги с зубчиками, сверкают ли чешуей рыбки в аквариумах или покоряют высоту дельтапланеристы: ваш видеофильм будет содержать больше, чем просто ряд удачных кадров.

Если история рассказывается от лица локомотива, то нужно заснять кадры из его ракурса

Он познакомит с увлечением, расскажет о его сущности, сообщит некоторые исторические сведения, факты, даты и цены, покажет методы работы. Зрители — может быть, коллеги по клубу - из хорошего видеофильма узнают полезное и для себя.
Каждый конек галопирует в двух уровнях. Во-первых, это работа с предметами, фаза собирательства, классификации, ухода, в нашем примере - строительство макета железной дороги, составление поездов. И во-вторых, это эстетическое наслаждение, созерцание, завершающее труд: на макете железной дороги это в точности воспроизведенный ландшафт, движущиеся по рельсам поезда, безупречная автоматика.

Покупка модели расчленяется на несколько монтажных кадров. Чем лучше они обдуманы, тем яснее чувствует зритель тихую радость покупателя

Обе стороны хобби нужно освещать одинаково. В удачном совмещении, в смене впечатлений заложено здоровое ядро. Очень важно учесть это при съемках: фаза собирательства более динамична, чем фаза созерцания. Например, долгое демонстрирование почтовых марок утомит зрителя. Но дать эстетический аспект только в конце - значит, поставить перед зрителем трудную задачу объединения смысла начала фильма и его конца. Продолжая пример с моделью железной дороги: если показать сначала людей, укладывающих под рельсами кабель, то непонятно, в чем здесь удовольствие. В фазе труда немного эффектных сцен: никакой прелести нет в замене электротехнических деталей. И наконец: природа фазы созерцания требует крупных и детальных планов. Американский и средний планы применимы для фазы труда. И их нередко нужно искать или создавать самим. Даже если их информационная ценность будет невелика — зритель воспримет это нормально.

Место действия должно характеризоваться кратко

Существенным признаком хобби является не просто увлеченность, а иногда фанатизм. Обо всем, что часами может с подъемом рассказывать такой фанатик, вам не удастся эпически спокойно поведать в фильме. Какими бы важными ни казались длинные монтажные кадры в фазе созерцания, ограничьтесь только самыми яркими и типичными экземплярами коллекций. Другими словами: не надоедайте зрителю, демонстрируя ему каждое колесико, каждый шовчик, каждую шпалу.

Съемки процесса работы показывают сущность хобби

Многие увлечения характеризуются любовью к деталям. Вы дадите это почувствовать в фильме, если сами отнесетесь к деталям внимательно. При демонстрации коллекционных предметов, например, не снимайте их в одной плоскости, а поверните разными сторонами. Будет гораздо элегантнее, если вместо нескольких планов модели локомотива вы поставите ее на вертящуюся подставку и подберете однотонный фон. Еще более изысканно выглядит объект на обтянутой бархатом подставке. Очень важен ракурс: скульптурные объекты вроде моделей вагонов снимаются только из нормального paкурса. Двухмерные предметы типа картин и марок располагаются перпендикулярно к объективу.

Сумеет ли фильм отразить магию предметов, во многом зависит от освещения. Лучшим вариантом является применение нескольких настольных ламп, которые нужно расположить вокруг объекта и направить на него их свет. Чтобы смягчить тени, используйте менее мощные лампы и/или накройте их увлажненной тканью или стекловолокнистой тканью. При высвечивании графики, картин или марок часто происходит отражение света. Особенно склонны к этому темные и гладкие поверхности. Рекомендуется контролировать отсвечивание по монитору и перемещать осветительные приборы, пока отсветы не пропадут. В зависимости от источников света иногда нужна настройка по белому цвету. Любимые коньки бегут неслышно и околдовывают в тихие часы. Мощный звуковой он, как в случае с дистанционно управляемыми авиамоделями, является исключением. Кажется, что занятия вроде собирания марок или разведения цветов, вообще бесшумны и не дают возможности для характерного озвучения. Но это неверно: шелестят листы альбомов, шумит ветер в саду...

Особенно нужно подчеркнуть волшебство миниатюризации объектов

Такая крайняя ситуация как бесшумность дает богатые возможности оформления. Именно подчеркивание незаметных в повседневности звуков позволяет расставить особые акценты. Если к источнику звука по-
дойти совсем близко с высокочувствительным направленным микрофоном, то и один звук привлечет внимание зрителя.

Только так становится понятной страсть моделиста. Неживые предметы можно вращать перед объективом на обтянутой бархатом подставке

При этом необходима полная тишина в помещении, посторонние шумы мгновенно разрушают эффект. Конечно, абсолютной тишины не бывает, какие-то звуки всегда различимы, хотя бы тикание часов. И именно присутствие таких звуков неотторжимо от хобби и должно отразиться в фильме. Их подчеркивание создает атмосферу занятия, ибо что может сопровождать многочасовую погруженность в любимое дело, как не монотонное тиканье часов? Озвученная тишина есть признак фильма о хобби.

 

Где только предоставляется возможность, нужно брать видоискателем объект крупным планом и обычным ракурсом. Детальные планы чередуются с более общими, создавая насыщенность, особенно, если показаны действия, например установка локомотива

Скудные профессиональные шумы создают оптимачьные предпосылки для закадрового комментария и музыкального озвучения, потому что зрителю не хватает акустической информации. Но в любом случае важен точный звуковой монтаж: шумы, музыка и речь, беспорядочно сопровождающие изображение, не украшают фильм, а приводят зрителей в недоумение.
Если желательно усилить эстетическую сторону фильма, то лучше использовать инструментальную музыку и классические мелодии. Песни в стиле "рок" и "поп", арии годятся меньше, если только их тексты не связаны напрямую с содержанием фильма. Например, песня Удо Линденберга "Спецпоезд до Панкова" прекрасно подходит для фильма о железнодорожном моделировании. От ритмичной музыки, при всей любви к ней, следует отказаться, потому что она требует коротких быстрых переходов от сюжета к сюжету, что противопоказано нашему фильму.
Голос за кадром естественно ведет нас от сцены к сцене, объясняя, что мы видим или что через несколько секунд будет озвучено шумом или музыкой. Нельзя заставлять зрителя слишком долго ожидать кадра, соответствующего комментарию. Если диктор говорит: "Жемчужиной коллекции локомотивов является модель первого паровоза в Германии", то данный паровоз и должен видеть зритель. Дикторский текст к сюжетам, которые полностью понятны, наоборот, не рекомендуется.

Как функционирует вся система? Рука на трансформаторе регулирует движение

Натуральные шумы создают атмосферу подлинности, они пригодны как общий звуковой фон, но не должны содержать слов или колебаний в силе звука. В принципе, на профессиональные шумы скупиться не нужно. Отдельные звуки, например свисток паровоза, могут быть сигналом для перехода от сюжета к сюжету. Таким свистком можно начинать каждый новый монтажный кадр. Будет похоже, как если бы кто-то выходил на сцену под звуки туша.
Тому, кто делал фильмы, известно, что звуки и речевое оформление занимают гораздо меньше времени, чем изображение. Но для зрителя то и другое одинаково важно. Только удачные съемки с хорошими текстами означают, что фильм состоялся. Чем продуманнее комментарий, тем лучше для фильма. Окончательных рецептов для составления доходчивого и интересного комментария быть не может, но несколько советов мы все же дадим см. ниже в рамке).
"Учеба в процессе труда" — лот путь неизбежен и при озвучении фильмов текстами. Другой путь — как всегда в видеографии - учиться у профессионалов и внимательно следить, как они выстраивают тексты в телевизионных документальных лентах. Телевидение доставляет на дом лучшие образцы информационного структурирования. Следует присмотреться к популярной передаче второго телеканала Германии Тележурнал", в которой часто рассказывают об интересных увлечениях и приглашают : ллекционеров или умельцев участия в ней. Вообще итрачьный" и авторский ре-чажи больше всего примется в документальных мках. В одном случае автор кит связующим звеном ;;ду сюжетами, в другом он наблюдает и комментирует с некоторой дистанции.
Оба способа не отличаются особой оригинальностью. Но есть и третья возможность, когда тему фильма раскрывает не сторонний наблюдатель, и даже не участник, а сам предмет. В железнодорожном моделировании главным действующим лицом может стать обычный локомотив, повествующий о себе.

Освещению макета придается важная роль: нередко нужны долгие эксперименты, чтобы найти пропорции между естественным освещением и подсветкой видеолампами

В первом кадре — модель локомотива, который крупным планом наезжает на зрителя. "Позвольте представиться — EXL 808, — звучит голос за кадром. - В предстоящие 45 минут я расскажу вам историю моей жизни". Монтаж. Несколько детальных планов локомотива. "На первый взгляд меня трудно отличить от моих собратьев. Но только на первый. Ибо моя жизнь на рельсах пронизана любовью, на которую вы вряд ли считаете способным стального коня. А я влюблен по уши. В кого? Об этом я и собираюсь рассказать". Раздается свисток. В следующих кадрах локомотив движется по рельсам в сопровождении обычного стука колес. На его фоне появляется надпись: "Любовь крепче стали — EXL 808 и Петер Майер. Автор фильма Ули Шмидт".

Локомотив говорит прощальные слова, свет гаснет, изображение затемняется

Затем локомотив рассказывает — зрительный ряд своим чередом — о своем большом прототипе (кадр: настоящий локомотив в депо) и называет соотношение мощностей большого и маленького. Он рассказывает, какую цену ему назначили и как он стоял в витрине (кадр с витриной)и равнодушно смотрел на проходящих людей (взгляд из витрины на улицу). И вдруг он увидел Петера Майера (тот останавливается у витрины). Это была любовь с первого взгляда (крупный план локомотивных прожекторов).
Так можно продолжать и продолжать. Идет рассказ о новом жилище (подвал, где устроен макет железной дороги), о коллегах (других локомотивах), их верных спутниках (вагонах), о добром отношении Петера (он ставит локомотив на рельсы), его заботах (работа по уходу), украшении их дома (усовершенствование макета) и т. д. Таким путем раскрываются все существенные стороны железнодорожного моделирования, привлекаются другие участники и дается полный обзор деятельности любителей моделирования. Фильм заканчивается такой картиной: под мягкие аккорды "Only you" локомотив въезжает в депо, за ним закрываются ворота и слышен его голос: "Петер, мы ненадолго расстаемся. Я буду думать о тебе, о твоих добрых руках". Затемнение, конец.
Прием персонификации предмета используется не только в фильмах о мире увлечений, и он необязательно несет в себе элементы юмора. Так, автомашина может рассказать о своей трудной жизни в условиях городского уличного движения, плюшевый медведь — о воспитании ребенка, телефонный аппарат - о предприятии. Но конечно, этот прием годится для веселых сюжетов вроде загородной вылазки какого-нибудь клуба по интересам. Если туристские ботинки поведают, какой путь по бурелому и камням они проделали на ногах своих владельцев, какой запах они после этого издавали и как на привате они отдыхали на солнышке, то огромный успех просмотра фильма в клубном зале обеспечен.
Видеолюбителям, желающим сделать документальные фильмы о жизни своего клуба. не обойтись без стандартных тем: ежегодный юбилей клуба и Рождество, выборы председателя и заседания. Можно создать портрет клуба, для которого используются те же принципы, что и для портретирования человека. Многое можно взять из глав о праздниках и торжествах.

Важнейшие правила для 11 написания закадровых комментариев
• Не строить длинных предложений
• Говорить ясно
• Не подразумевать, что какая-то предварительная информация уже всем известна, и объяснять даже простые предметные взаимосвязи Говорить обычным языком и не прибегать к академичному искусственному стилю Избегать специальных терминов и иностранных слов, а при их неизбежности объяснять их
. Привлекать внимание зрителей точной информацией, в частности, цифрами и величинами, как например, возраст, объем, производительность и т.п.
• Показывать значение и роль объекта, например, в истории, культуре, экономике
• Согласовывать звуковой и зрительный ряды так, чтобы комментарий соответствовал изображению
• Говорить медленно и делать паузы, чтобы зрители успели "переварить" сказанное

 

Пояснения к деталям или отдельным моделям звучат не так сухо, если их дает не голос за кадром, а сам моделист своим друзьям.

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz