Виды сьемок

Глава из книги Вальтер Шильд, Тобиас Пеле "Видео мое хобби"


ПОЕЗДКА С КЭМКОРДЕРОМ ЗА ГОРОД

Видеокамера откроет новые увлекательные страницы в семейном альбоме - если кадры сумеют рассказать

Владение техникой и захватывающее содержание — на этих двух опорах держится хороший фильм. Просто аккуратные кадры, где в порядке свет и цвет, композиция и резкость, еще не гарантируют приятных видеоминут зрителю. В фотографии каждый снимок живет сам по себе, а видеофильм зависит от взаимосвязи, последовательности, драматургии кадров, короче — от истории, которую вы рассказываете. Даже удачные кадры могут развлечь всего на несколько минут, если они не базируются на прочной основе действия. С другой стороны, зрители быстро заскучают, если кадры непривлекательны, темны, резкость не на уровне, а цвета сбесились.
Кэмкордер в идеале не просто показывает, а рассказывает. Например, о семье. Если показать членов семьи тем или иным планом за какой-то работой, то это не будет фильмом в прямом смысле. Отсутствует нить-основа, ее можно вплести, если назвать фильм "Субботний день дома". Если зритель знает, что увидит кадры о домашних делах в определенный день, он примет съемки людей и их занятия.

Общим планом ландшафта начинается фильм. Машина медленно въезжает в кадр, камера "ведет" ее несколько секунд, потом съемка продолжается с заднего сиденья

Титульные надписи не должны, однако, раскрывать все, что ожидает зрителя. Наоборот: если все содержание фильма будет уложено в несколько ключевых слов, все ожидание испарится. Такой титр как "Папа хотел в субботу повесить картину и молотком ударил себя по пальцу" строго запрещается. Хорошее название выполняет несколько функций: оно намекает на содержание, не раскрывая драматургии, создает настроение ожидания, некоторое напряжение и вызывает любопытство. При этом название не может быть длинным, оно должно по стилю соответствовать и главному герою, и языку фильма.
Продолжим пример с папиной картиной. "Неудача" — такое название вызывает ожидание, но все же проливает слишком много света на содержание. "Картина" — название слишком туманное и ничего в данном случае в себе не несет.
Название "Молоток" бьет мимо цели: с одной стороны, приоткрывается содержание, а с другой - возникает ассоциация с детективными фильмами, и зритель ждет чего-то "крутого".
Точная формулировка возникнет, когда фильм будет готов. И все же полезно задуматься о названии перед съемками хотя бы потому, что это поможет осознать, что вы снимаете и что хотите показать зрителю. Если появится проект названия, то определится и нить-основа, на которой будет держаться фильм.
Есть закономерность: чем конкретнее повод для съемок, тем проще найти название и снять хороший фильм. Бесспорно, трудно найти название для фильма о ежедневных занятиях семьи; зато легко это сделать, когда семья занимается каким-то общим делом и фильм рассказывает реальную историю. Само собой появляется оригинальное название, тогда как просто "Субботний день дома" звучит искусственно и скучно.
Композиция фильма похожа на композицию рассказа. Она тоже состоит из введения, основной части и заключения. И как в рассказе есть отдельные главы, так в фильме есть эпизоды. Почти всегда их можно четко отграничить и назвать. При поездке с камерой за город это будут: "Сборы", "В пути", "Парковка", "Прогулка", "Пикник", "Игры", "Отдых", "Возвращение".
Не все эпизоды, кстати, имеют одинаковую смысловую нагрузку. Зафиксировать все на пленке — было бы необоснованной и невыполнимой задачей и повело бы к длинному и скучному рассказу.

Во время поездки камера видит то же самое, что и участники поездки: пролетающие пейзажи, дома, городки. Интересны кадры игры солнечного света в верхушках деревьев. Завершением этого отрезка фильма является поворот на лесную стоянку автомашин

Нужно сконцентрироваться на главном, и при поездк?_с камерой — это сама загородная прогулка. Советуем сразу включиться в событие. Конечно, к поездке начинают готовиться дома — собирать пакеты с едой и носить вещи в машину, но насколько это необходимо, настолько же скучно для зрителя. Тот, кто сразу начнет с кадров, показывающих отрадную атмосферу летнего дня, настроит зрителя в свою пользу.
Смысловая структура позволит вам заранее наметить планы съемки. Предварительные выкладки для съемки загородной семейной поездки могут выглядеть так:

- Начальные кадры едущего автомобиля (общий/средний)
- Взгляд из едущего автомобиля (общий/средний)
- Красивые пейзажи в пути (общий)
- Выход из машины у цели (средний/крупный)
- Прогулка (средний)
- Окружающая природа (крупный/детальный)
- Подготовка к пикнику (средний/крупный)
- Пикник (от крупного до детального)
- Игры, спорт и отдых (от среднего до сверхкрупного)
- Заключительные кадры (общий)

Первые кадры требуют больше всего хлопот. Чтобы снять едущий автомобиль, оператор должен выбрать участок дороги с красивым ландшафтом, развернуть машину, выйти из нее и попросить провести ее мимо
камеры. Место нужно выбрать тихое, со спокойным движением. Лучше всего снимать с небольшой возвышенности.
Если вы сначала снимете красивый и эффектный общий план ландшафта, а потом в кадре появится автомобиль, то вы достигнете нескольких целей: настроите зрителя на загородную историю и покажете, где происходит действие.
Когда появляется автомобиль, приближается и проезжает мимо, то сразу становится ясно, о чем речь: о поездке на природу. И заметим попутно: если общий план пейзажа продолжается достаточно долго, то при последующей обработке на его фоне прекрасно можно вмонтировать заголовочные титры.
Оптимальный вариант: камера снимает приближающийся автомобиль и сопровождает его. Труднее всего снять момент проезда. Чтобы все нужное оказалось в кадре, сначала определите необходимый угол съемки. Готовясь к эпизоду, приблизьте клавишей фокусировки дорогу настолько, чтобы в кадре могло оказаться только два автомобиля друг за другом. Затем ведите камеру панорамно, не трогая клавишу, пока в кадре не появится машина.

Средним планом показано, как путешественники выходят из машины и отправляются в путь. Отдельная киноистория - кормление уток: средний план места действия, американский план с доставанием корма и, наконец, хватающие хлеб утки во весь экран

Водителя попросите ехать со скоростью около 40 км/час, не меняя ее. Такой скорости хватит, чтобы создать впечатление спокойной и приятной поездки.
Для движения нужно место - и в фильме тоже. Для композиции кадра с движущимся объектом необходимо так установить рамку, чтобы движение могло осуществиться в ее пределах. Продолжая пример с автомобилем: если машина движется справа налево, то левая часть кадра должна оставаться свободной. Если машина находится слишком близко к левому краю кадра и готова в любой момент выехать из него, возникает неестественное впечатление. Это относится не только к съемке автомобиля, но, например, метания диска, бега, игры в хоккей или в футбол: везде, где
происходит движение, должно оставаться для него свободное пространство.


Кульминация вылазки - пикник - подготавливается общим планом, показывающим красивую опушку леса. Разворачивание скатерти является переходом к веселому застолью

Чтобы в нашей семейной поездке сделать плавный переход к дальнейшим пейзажным впечатлениям, нужно обозначить в следующем кадре движение в пространстве и времени. Сразу переходить к съемкам из автомобиля было бы слишком резко. Лучше дать вид с заднего сиденья через плечо водителя и ветровое стекло, а потом снимать пейзажи через боковое окно с опущенным стеклом. При съемках с поднятым стеклом мешают отражения в нем. Если в автомобиле вы ограничитесь съемками пейзажей, это положительно скажется на качестве фильма. Как бы ни соблазняли вас спутники заснять их за беседой — откажитесь хотя бы из-за невозможности записать звук. Разговоры в машине с помощью вмонтированного в кэмкордер микрофона заглушаются шумом двигателя. Если при движении автомобиля снимать только пейзажи и любующихся ими пассажиров, то фильм, начиная с первого кадра и кончая парковкой, можно озвучить музыкой.

Если во время застолья кэмкордер установлен на штатив, то сам оператор тоже попадает в кадр. Сверхкрупные и детальные планы намазывания варенья на хлеб возбуждают аппетит у зрителя

Пейзажные планы следует держать в кадре примерно 10 секунд. Не перескакивайте с одного пейзажа на другой; сплошную панораму можно перебить видом романтичной деревушки или рощицы.
Эпизод путевых впечатлений получит достойное обрамление, если его закончить так, как он начинался: едущим автомобилем. Только теперь он не проезжает через кадр, а останавливается у цели.
Пассажиры выходят из машины — это переходный кадр к последующей прогулке. Не пытайтесь при съемке пятиться. Вы можете споткнуться, а
качание камеры будет заметно в любом случае. Но если все же очень захочется, отключите автофокусировку и попросите кого-нибудь поддерживать вас.
Чтобы хорошо снять всех участников прогулки, нужно обогнать их и занять позицию сбоку у дороги. Средним планом семья постепенно будет входить в кадр.
Прогулка — это не перемещение из пункта А в пункт Б. Если в фильме показаны средним планом гуляющие люди, то зритель ничего не узнает об их впечатлениях. Поэтому вы должны запечатлеть на пленке все, что вас очаровывает, задер-
живает взгляд, составляет прелесть именно этой прогулки. Крупные и сверхкрупные планы растений и цветов могут стать великолепными кадрами. Они также разнообразят фильм, приходя на смену среднему плану с пешеходами. И если вы не только будете опускать объектив к полевым и луговым цветам, но проходя лесом, направите камеру на игру солнечного света в вершинах деревьев, то зритель вместе с вами буквально вдохнет свежий лесной воздух.
Чем ярче солнце, чем выше горы, тем больше проблем при съемках. Глубокие тени и резкие цветовые контрасты, а часто и чрезмерная нагрузка автоматики экспонирования — в числе проблем. Идеальная погода для съемок — небольшая облачность. Так как солнце выключить нельзя, следует по возможности снимать в тени. Не слушайте тех, кому хочется сидеть на солнышке: скатерть нужно разостлать в тени дерева. Наилучшая позиция для камеры: средний план при боковом свете. Если снимать против солнца, то почти всегда лица получаются темными.
Поскольку завтрак на траве — кульминация поездки, то его можно довольно долго снимать в одном ракурсе. Как правило, эти кадры достаточно динамичны, разговоры остроумны, поведение раскованно; разнообразия хватает, и не нужно добавлять его специфическими средствами кино. Безусловно, лучше снимать со штатива, и оператор наконец-то имеет возможность попасть в кадр. После того как кэмкордер поработает максимум минут пять, можно перейти к сверхкрупным и детальным планам аппетитных блюд и их поглощения.

Игра с диском привнесет оживление в фильм. Увидеть все, что происходит, можно только с помощью среднего плана, а чтобы кадры вызвали напряженное внимание, камера должна придвинуться ближе

Последующее развитие событий под синим небом требует интуиции и вживания в ситуацию. Нельзя предугадать, что произойдет, что порадует участников, какие забавы найдут себе дети и как предпочтут отдыхать взрослые. Во всяком случае, каждому участнику нужно уделить время — иначе при просмотре фильма кто-то будет разочарован. Не только занятые игрой или спортивными упражнениями люди достойны места на пленке; кадры с отдыхающими, занятыми чтением или солнечными ваннами членами семьи обогащают палитру этого дня. Любое занятие демонстрируется во всей полноте, если оно снято несколькими планами.

Все равно, следит ли объектив за тихими радостями чтения или резвыми играми детей: всегда необходимо снимать разными планами

Спорт сам подсказывает планы: вводные средние планы метания диска, ударов по мячу или прыжков через скакалку быстро сменяются крупными планами играющих и сверхкрупными планами пойманного диска, летящего мяча или крутящейся скакалки. Чем короче серии кадров, тем сюжеты острее. В спокойных сюжетах, например, читающего человека, идея отдыха выражается продолжительностью плана. Но и здесь нужно искать различные углы зрения: сосредоточенное лицо в профиль, руки, держащие книгу, качание ноги крупным планом — эти детали говорят о погруженности в чтение, они подчеркивают тишину и покой.
Так же коротко и деловито, как стартовал наш видеофильм, нужно его и закончить. Обрамление фильма схожими начальными и последними кадрами здесь особенно уместно: общий план прекрасного ландшафта завершает рассказ об удачном дне.
Если вы хотите придать завершающим кадрам особое настроение, то можно остановить взгляд на постепенно угасающих красках пейзажа. Для этого отключите автофокусировку и сделайте заключительные кадры размытыми, переведя регулятор резкости с бесконечной позиции на максимальное приближение. Чтобы размытость наступала постепенно, кэмкор-дер должен стоять на штативе. Поупражняйтесь сначала с отключенной камерой.


Сверхкрупные и детальные планы напоминают о том незабываемом дне. Фильм получит обрамление, если заключительные кадры повторят начальные: общий план ландшафта

Оформление названия

- Предварительное рабочее название придумать заранее, окончательный вариант -после съемок
- Выбрать краткое название
- Название должно вызывать интерес
- Дать намек на содержание
- Название должно соответствовать языку кино и жанру
- Не использовать затертых названий, а выбрать что-то оригинальное и остроумное
- По возможности органично связать надписи с фильмом
- Снять начальные кадры так, чтобы на их фоне можно было поместить название
- Не торопиться оформлять название с помощью генератора, а поискать альтернативу

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz