Выбор видеокамеры - критерии оценки.

http://video-kamera.narod.ru/


Объективные критерии и параметры.

Форматы записи видео в цифровых видеокамерах
Digital 8.
MiniDV
MicroMV
DVD камеры.
Оптическое увеличение
Цифровое увеличение
Тип стабилизатора
Количество пикселей у ПЗС (CCD).
Количество ПЗС
Тип развертки
Чувствительность.
Размер матрицы.
Карты памяти.
Встроенные эффекты.
Жидкокристаллический экран.
Встроенный осветитель/Вспышка.
Аккумулятор.
Звук.
Разъемы.
Габариты и вес.

Субъективные параметры.

Качество съемки.
Удобство работы.
Сопряжение с компьютером

Выводы.

Проблема выбора цифровой видеокамеры стоит в общем ряду выбора любого сложного технического изделия. Но у видеокамер есть своя существенная специфика - их качество невозможно оценить, руководствуясь только цифровыми (количественными) критериями. Без субъективной оценки грамотный выбор видеокамеры практически невозможен.

Объективные критерии и параметры

Форматы записи видео в цифровых видеокамерах

В настоящее время цифровые камеры выпускаются для четырех форматов записи видео. Расскажем о достоинствах и недостатках каждого из них.

Digital 8

Камеры формата Digital 8 появились впервые в 1999 году и в то время их основное преимущество заключалось в невысокой, по сравнению с камерами miniDV, стоимостью, как самих камер, так и кассет для них. Сейчас это преимущество уже утрачено и недорогие miniDV камеры от самой же Sony начали конкурировать по цене с камерами Digital 8. Среди камер этого формата нет дорогих камер с хорошими характеристиками, их вес не располагает к использованию вашими женами и подругами, поэтому мы не рекомендуем приобретать их. Совершенно очевидно, что рано или поздно, но это направление будет закрыто самой же Sony в силу его неперспективности, так как кроме Sony никто видеокамер в этом формате не выпускает.

MiniDV

Самый массовый и удобный формат цифровых видеокамер. Камеры этого формата выпускаются, начиная со стоимости $450 и до полупрофессиональных моделей за $3400 при стоимости кассет от $4 за 1 час съемки. Запись на кассету осуществляется в DV формате, в котором данные сжимаются по каждому кадру отдельно, что делает монтаж отснятого фильма удобным и легким. Монтаж возможен с точностью до кадра, не требует мощных и дорогих компьютеров для работы. Все производители выпускают видеокамеры в этом формате. До выхода на массовый рынок HDTV видеокамер miniDV останется наиболее предпочтительным форматом.

MicroMV

Камеры формата MicroMV опять же предлагаются только фирмой Sony и являются полной противоположностью камерам Digital 8. Они очень малы, можно даже сказать, миниатюрны, но сверхминиатюрность для видеокамеры является очевидным преимуществом только для любителей экстремальных путешествий и прыгающих или летающих спортсменов. Снимать в обычных условиях такими камерами неудобно, поскольку рука практически не чувствует веса камеры и постоянно «гуляет» во всех направлениях. Управлять microMV камерой тоже не очень удобно, пальцы руки человека слишком велики для них. Кроме этого, самый существенный недостаток microMV камер заключается в нестандартном формате записи видео на ленту – MPEG-2 Transport Stream. Записанное на такой видеокамере видео понимает только специальная программа от Sony и всего несколько видеоредакторов. Несмотря на то, что поддержка microMV формата будет добавляться и в другие видеоредакторы, проблемы и трудности с редактированием видео от microMV камер останутся из-за специфики собственно MPEG формата. Прямой просмотр из видеоредактора через камеру редактируемого материала на телевизоре, в отличие от miniDV камер, также невозможен. Кассеты для камер microMV стоят в два раза дороже других кассет для цифровых камер, да и найти в продаже их очень непросто. Стоимость microMV камер довольно высока (от $1000), причем это плата только за миниатюрность, поскольку качество съемки у microMV камер в условиях освещенности, отличных от идеальных, оставляет желать лучшего, мягко говоря, даже на фоне других современных видеокамер. Мы не можем рекомендовать эти камеры, так как считаем, что их цена чрезмерно высока при посредственном качестве съемки. К выбору microMV камер можно вер-нуться при существенном снижении их стоимости. Тогда аргументом станет цена и можно будет смириться с недостатками microMV камер. Судьба этих камер в будущем так же неизвестна, так как формат microMV пока не поддержан другими компаниями-производителями.

DVD камеры

DVD камеры стали продвигаться сначала фирмой Hitachi, затем о выпуске анало-гичных камер объявила Sony, потом появились модели и от других фирм. Смысл идеи DVD камер в том, что снимаемое изображение записывается на miniDVD диск диаметром 8 сантиметров в формате MPEG-2. У камер DVD формата, увы, несколько существенных недостатков. Во-первых, запись в формате MPEG-2 не дает возможности комфортно и без потерь в качестве редактировать видео на компьютере. Во-вторых, на один диск стоимостью около $10 с приемлемым качеством можно записать не более получаса видео. Фак-тически камеры DVD формата возвращают нас к аналоговым видеокамерам, поскольку самое главное рекламируемое преимущество DVD камер заключается в легкости просмотра – снял, вынул диск, поставил диск в DVD плеер и сразу можно смотреть видео. Вспомните позабытую рекламу старых аналоговых видеокамер – снял, вынул кассету, установил ее в видеомагнитофон и сразу можно смотреть. Похоже, не правда ли? Просто видеомагнитофон заменен DVD плеером и более ничего. Несомненно, качество воспроиз-ведения на DVD плеере намного выше VHS видеомагнитофона, но дальше что? А дальше для редактирования видео на компьютере придется прибегать к ухищрениям, сравнимым с теми, которые требуются от нас для работы с аналоговыми видеокамерами. Поэтому приобретение DVD видеокамеры разумно только в том случае, если у вас нет желания ре-дактировать видео после съемки. Как и в случае microMV видеокамер, качество съемки у DVD камер не является выдающимся, несмотря на стоимость DVD камер, которая обычно превышает $1000.

Оптическое увеличение

Одним из основных параметров видеокамеры является коэффициент оптического увеличения (optical zoom) изображения объективом. Он характеризует способность каме-ры «приближать» удаленные объекты. Оптическое увеличение – на порядок более важный параметр по сравнению с цифровым увеличением – объектив с высоким качеством «при-ближает» изображение, и только после этого оно записывается камерой. При цифровом увеличении (digital zoom) размер объекта съемки увеличивается просто за счет увеличения размеров точек, из которых состоит уже сформированное изображение, с потерей качества картинки, пропорциональной силе цифрового увеличения.
Обычно размер оптического увеличения колеблется в диапазоне от 10х до 25х. Причем, большим оптическим увеличением 20х-25х обладают, как правило, дешевые ка-меры, в то время как у дорогих камер возможности оптического зума ограничены коэффициентом 10х-12х. Связано это с тем, что при большом увеличении трудно сохранить высокое качество изображения.
При выборе камеры ни в коем случае не следует гнаться за большим значением оптического увеличения – 10х или 12х вполне достаточно для любой съемки.

Цифровое увеличение

Цифровое увеличение (digital zoom) измеряется уже зачастую трехзначными цифрами, но практической пользы от цифрового увеличения нет. Неудовлетворительное качество изображения при цифровом увеличении делает его применение для практических це-лей неприемлемым. Рекламные ролики, демонстрирующие достоинства цифрового увеличения, мягко говоря, выдают желаемое за действительное. На самом деле цифровое уве-личение, как правило, отключают немедленно после приобретении камеры, так как в про-тивном случае во время съемки камера может сама перейти на цифровое увеличение по исчерпании возможностей объектива и результат съемки после этого уже не исправить. Исходя из всего сказанного выше, на значение цифрового увеличения просто не стоит об-ращать внимание - этот параметр не должен участвовать в оценке видеокамеры.

Тип стабилизатора

Само по себе наличие стабилизатора необходимо, да и нет сейчас цифровых видео-камер без функций стабилизации изображения. Без стабилизатора тремор рук неизбежно отразится на результатах съемки - изображение будет дрожать. Только съемка со штатива позволяет не использовать стабилизатор. Тип стабилизатора не имеет решающего значе-ния и разница в действии стабилизаторов различного типа далеко не очевидна, тем не менее желательно знать, чем отличаются они друг от друга. В видеокамерах применяются два типа стабилизаторов - оптический и электронный. Рассмотрим (очень кратко) принципы их работы.
Электронный стабилизатор работает по очень простой схеме - за счет избыточного размера ПЗС матрицы изображение при тряске все равно остается в пределах матрицы и фиксируется в необходимый момент. Принцип действия электронного стабилизатора хорошо виден из рисунка:

Достоинства электронного стабилизатора - невысокая стоимость и легкость изготовления. Недостатки – «залипание» изображения, избыточность матрицы, а также артефакты, заметные и мешающие при монтаже фильма. Одним из самых существенных не-достатков электронного стабилизатора является избыточность матрицы, что приводит к уменьшению площади каждого пикселя матрицы и падении из-за этого чувствительности камеры. Принцип действия оптического стабилизатора совершенно иной - с помощью подвижных элементов оптической системы камеры изображение удерживается строго на ПЗС матрице. Рисунок ниже наглядно показывает принцип работы оптического стабилизатора:

Достоинства оптического стабилизатора - высокое качество стабилизации за счет большего количества отсчетов для анализа, меньшее количество пикселей в матрице, нет «залипания» изображения, большие возможные значения экспозиции. Очень важным пре-имуществом оптического стабилизатора является высокая чувствительность видеокамеры, оснащенной таким стабилизатором и, вследствие этого, лучшее качество съемки при пониженном освещении. Недостатки - высокая стоимость и большее энергопотребление.

Количество пикселей у ПЗС (CCD)

Споры по оценке важности этого параметра вечны, поэтому постараемся все-таки сделать вполне определенные выводы:
Количество пикселей, необходимых именно для фиксации изображения зависит ТОЛЬКО от системы телевидения и составляет для PAL ~415 000, для NTSC ~350 000.
Если в параметрах видеокамеры указывается приблизительно в 2 раза большее число пикселей, то это вполне определенно указывает лишь на то, что тип стабилизатора изображения в камере - электронный, но НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ такое большое ко-личество пикселей в ПЗС к качеству видеосъемки не имеет.
Если количество пикселей более 1 000 000, то это означает:
1. Камера в подавляющем большинстве случаев имеет электронный стабилизатор
2. Камера позволяет делать фотоснимки с разрешением, определяемым именно количеством пикселей в ПЗС, а не системой телевидения и сохранять такие снимки на сменную карту памяти (Memory Stick, SD, MultiMediaCard и т.п.)
3. Если указывается количество пикселей, равное необходимому для фиксации изображения (см. выше) то это указывает на то, что камера имеет оптический стабилиза-тор и наоборот, наличие оптического стабилизатора подразумевает в идеальном случае именно такое количество пикселей.
Выводы достаточно просты - если съемка как можно более качественных фото-снимков не входит в список основных задач, следует обращать внимание только на тип стабилизатора и не обращать внимания на количество элементов ПЗС. При наличии опти-ческого стабилизатора идеальным случаем следует считать матрицу с 415 000 пикселей, но такие камеры, начиная с 2003 года выпускаются только в полупрофессиональных вари-антах со стоимостью от $2400.

Количество ПЗС

Пожалуй, это тот параметр, при одном взгляде на который до 2003 года сразу ста-новился понятным класс видеокамеры. Именно по количеству ПЗС видно, к какой цено-вой нише относится аппарат. Не бывает видеокамер с 1 ПЗС стоимостью выше $2000 – такой стоимостью могут обладать только видеокамеры с тремя ПЗС. В чем же такая существенная разница между камерами с 1 и 3 ПЗС?
Дело в том, что в обычных камерах для получения цветного изображения исполь-зуется ПЗС с светофильтрами на каждом элементе матрицы и цветное изображение получается методами эмпирическими (сама же ПЗС матрица, конечно, всегда монохромная), т. е. анализом групп пикселей и выведением цветов на основании такого анализа. Вследст-вие этого и реальное разрешение у 1 ПЗС камер будет несколько хуже, чем 3 ПЗС видеокамер. Правда, следует учесть, что некоторые компании, например Canon, применяют
специальные RGB фильтры, эмулирующие 3 ПЗС на одном ПЗС, что приводит к умень-шению различий в цветопередаче у камер с RGB фильтром и 3 ПЗС камерами. У 3 ПЗС камер с помощью специальной призмы изображение разделяется на три основ-ных цвета и каждый цвет передается на свою ПЗС матрицу. Понятно, что в камерах с тре-мя ПЗС до 2003 года всегда использовался оптический стабилизатор и исключение, лишь подтверждающее правило - камера Panasonic DX100 (снята в 2000 году с производст-ва). Начиная с 2003 года, когда многие из традиционных критериев оценки видеокамер потеряли смысл, сам по себе факт наличия 3 ПЗС у камеры отнюдь не означает высокого качества съемки и наличие оптического стабилизатора тоже не подразумевается автоматически.
Для большинства случаев любительского использования, подразумевающего просмотр результатов съемки на обычном и далеко не самом лучшем телевизоре, камера с 1 ПЗС практически неотличима по цветопередаче от камер с 3 ПЗС. Но при использовании камер для полупрофессиональных целей и/или просмотре результата на хороших телевизорах/мониторах с S-Video входом разница заметна и также заметна она при просмотре и/или печати снимков, сделанных на камерах с 1 ПЗС и 3 ПЗС.

Тип развертки

Как известно, некоторые видеокамеры имеют возможность снимать с прогрессив-ной разверткой. Насколько важно учитывать возможность подобной съемки при выборе видеокамеры? Строго говоря, возможность снимать с прогрессивной разверткой на той же скорости, что и обычная съемка, имеют только некоторые камеры Canon и JVC. Камеры других фирм либо снимают со скоростью только 15 кадров в секунду, либо не имеют такой возможности совсем. Само по себе наличие прогрессивной развертки, безусловно, до-бавляет привлекательности камере, но надо понимать, что эта возможность нужна только в случае необходимости печати фотографий с видео, создания фотоальбомов на CD-ROM и т.п. Несмотря на то, что съемка с прогрессивной разверткой возможна на скорости 25 кадров/секунду, эта скорость все-таки в два раза меньше обычной - 50 полей в секунду и плавность движения камеры относительно объектов съемки теряется при прогрессивной развертке. Поэтому стоит использовать прогрессивную развертку для съемки только тех моментов, с кадров которых потом могут быть изготовлены фотографии. Если такая задача стоит перед оператором, то есть прямой смысл приобретать камеру с прогрессивной разверткой.

Чувствительность

Этот параметр обычно всегда указывается в числе прочих характеристик видеока-меры и обычно бывает в диапазоне от 0 (полная темнота) до 15 люкс. Существует широко распространенное заблуждение в том, что чем меньше указанное в паспорте значение, тем лучше видеокамера будет снимать в условиях пониженной освещенности. Мнение формально правильное, но по сути неверное совершенно. Указанное производителем значе-ние минимальной освещенности нужно просто игнорировать по той простой причине, что рядом с этой цифрой всегда «забывают» написать, при каком уровне яркостных и/или цветовых шумов получилось такое значение.
По этой же причине меньшее значение чувствительности никоим образом не означает лучшую по этому параметру видеокамеру. К сожалению, только съемка при плохом освещении и просмотр ее результата позволит понять и оценить качество съемки данной видеокамерой при пониженной освещенности.

Размер матрицы

Чувствительность и размер матрицы непосредственно связаны между собой. Чем больше размер матрицы, тем больше площадь пикселя и тем выше чувствительность. В последнее время «хитрые» производители, понимая, что их будущий покупатель обращает внимание в основном на количество пикселей, не обращает внимание на уменьшение размера матрицы. И совершенно напрасно, между прочим. Понятно, что производитель при установке маленькой матрицы существенно экономит на одном из самых дорогостоящих компонентов камеры. Потребитель, т.е. мы с вами взамен получает очень неважную чув-ствительность при съемках с плохой освещенностью. А ведь в категорию таких съемок попадают практически все домашние съемки при электрическом освещении, съемки в су-мерках, у костра на пикнике и т.п. Поэтому не следует приобретать камеру с размером матрицы менее ? дюйма, если выделенные на покупку камеры финансовые средства это позволяют. К сожалению, если до 2003 года можно было купить видеокамеру с матрицей 1/4 дюйма за $600, то сейчас это практически невозможно благодаря титаническим усилиям фирм-производителей по снижению себестоимости видеокамер. Сейчас только начиная с цены в $800, можно рассчитывать на видеокамеру с матрицей 1/4 или более.
Для экономии на матрице производители прибегают к электронным (и поэтому не-дорогим) способам обработки изображения, для того, чтобы пользователю не бросалось в глаза плохое качество съемки. Вот типичный пример такого подхода. Слева приведен снимок старой цифровой видеокамерой Sony DCR-410E, справа совсем новой – Panasonic DS60EN. Отчетливо видно, что снимок слева четче, несмотря на большое количество пятен цветового шума:

Panasonic просто применил шумоподавление, но поскольку сама по себе камера справа снимает не лучше камеры слева, то пришлось пожертвовать четкостью картинки. Результат очевиден – и то, и то плохо, только по разному. Такое шумоподавление очень похоже на результат работы обыкновенного фильтра Blur (Размытие).

Карты памяти

Возможность записи фотоснимков на специальные карты памяти сейчас стала очень модной и в рекламных компаниях некоторых известных фирм такая возможность ставится чуть ли не на первое место среди всех достоинств видеокамеры. Так ли это на самом деле? Правильный ответ на этот вопрос звучит так: если камеру предполагается использовать в связке с компьютером для монтажа видеофильмов, то только у видеокамер с ПЗС на 1 000 000 пикселей или более применение подобной карты памяти имеет смысл.
Все видеокамеры с мегапиксельными ПЗС оснащены такими картами, иначе столь большое количество пикселей просто невозможно использовать.
Во всех остальных случаях приобретение при прочих равных условиях камеры с поддержкой записи на такую карту памяти будет пустой тратой денег, так как на карту будут записываться фотографии с худшим, чем на ленте разрешением (как правило, это 640х480) и, соответственно, худшим качеством изображения.

Встроенные эффекты

Еще один из параметров видеокамеры, на который не стоит обращать внимание. Мало того, настоятельно рекомендуем забыть о существовании в видеокамере возможно-сти наложения эффектов и никогда их не применять. Применение эффектов во время съемки отвлекает оператора и, самое главное, оно необратимо. Если при редактировании на компьютере вы можете посмотреть результат применения эффекта и изменить его или отменить совсем, то после эффектов от видеокамеры ничего уже изменить нельзя. Можно только удалить фрагмент вашей съемки.

Жидкокристаллический экран

ЖК-экран на данное время уже неотъемлемый атрибут современной видеокамеры (отсутствуя лишь в дешевых аналоговых моделях). ЖК-экран существенно расширяет операторские возможности: мало того, что он помогает лучше ориентироваться, особенно в цветовых различиях предметов - становится возможной съемка из любого положения например, стоя перед забором или толпой людей, Вы можете вести съемку на вытянутых руках, подняв над головой, не теряя при этом контроль над планом съемки. Или съемка самого себя. Удобно, когда, развернув ЖК-монитор на 180 градусов, Вы спокойно опре-деляете свое местонахождение и выбираете себе наилучшее положение в кадре. Появляет-ся возможность смотреть одновременно нескольким людям. Размер, конечно, чем больше, тем лучше, но учтите, что каждый дюйм обходится в дополнительные затраты денег и энергии батарей. Детальной четкостью отличаются экраны не менее 3 дюймов с разрешением от 110 000 пикселей, идеальную четкость выдают экраны с разрешением 180 000 - 200 000 пикселей - таковыми обладают дорогие камеры.

Встроенный осветитель/Вспышка.

Очень полезная вещь, когда чаще всего приходится снимать при слабом освеще-нии. При плохом освещении даже лучшие по фотопоказателям видеокамеры выдают шу-мы (размазанность) в затененных местах. Вот почему вспышки и осветители - просто незаменимый атрибут в арсенале любителей цифрового фото.
Необходимо только учесть, что пользование лампой подсветки приводит к дополнительным затратам энергии, поэтому запаситесь дополнительными и более емкими ак-кумуляторами.

Аккумулятор

Заявленная фирмами-производителями большая продолжительность съемки (до 17 часов) чаще всего на практике не реальна, поскольку имеется ввиду самый экономичный режим съемки: без использования ЖК-экрана, отъездов-наездов и каких-либо функций.
Любые операции, без которых съемка просто немыслима - включение-выключение, трансфокация, настройки, использование программ AE и цифровых эффектов - приводят к дополнительным затратам энергии. Большое значение имеет тип используемых аккумуляторов. Они бывают трех видов: никель-кадмиевые (Ni-Cd), никель-металлгидридные (Ni-Mh) и литий-ионные (Li-Ion).
Никель-кадмиевые - уже устаревший тип, от использования которого отказались уже несколько поколений видеокамер. Отличаются относительной дешевизной, устойчи-востью к холоду и большим количеством циклов перезарядки при правильной эксплуата-ции. Для этого их необходимо полностью разряжать перед каждой зарядкой, иначе акку-мулятор выдает только заряд, полученный в процессе последней подзарядки. Это непри-ятное свойство, сокращающее продолжительность работы батареи, прозвали «эффектом памяти». Большим недостатком Ni-Cd является их низкая плотность заряда, отсюда их большие габариты.
Ni-Mh имеют повышенную плотность заряда и емкость, а также менее склонны к «эффекту памяти», но цикл перезарядок у них поменьше.
Li-Ion аккумуляторы во всех отношениях превосходят предшествующие техноло-гии. Они вообще не страдают злополучным эффектом, имеют в два раза большую емкость/меньшие размеры, чем Ni-Cd, продолжительную функциональность плюс такие удобные функции, как точная индикация оставшегося заряда. Новые модели всех произ-водителей начиная с 2000-2001 г. рассчитаны только на Li-Ion аккумуляторы.

Звук

Аналоговые камеры бывают и моно, и стерео, в зависимости от цены. Моно бывает улучшенного качества - Hi-Fi. Любителям стереозвучания необходимо учесть, что за эту функцию придется доплачивать до $100. Цифровые камеры все озвучены стерео. Кроме того, в них имеется возможность выбора качества звука и аудиомонтажа. Можно записать звук с качеством CD (PCM stereo - 48 кГц/16 бит) на два канала, а можно снимать с записью звука на два канала с частотой 32 кГц /12 бит, а еще два канала зарезервировать под последующие наложения другого звука («подзвучки», скажем в виде музыки, коммента-риев и т.п.).

Разъемы

Сопряжение с компьютером – ещё одно серьезное преимущество цифровых видео-камер. По этому параметру сейчас все цифровые камеры приблизительно равноценны. Необходимо только проследить наличие входа по IEEE-1394 (DV in). Этот вход должен быть, иначе монтаж и вывод результатов монтажа с высоким качеством будет крайне затруднен или даже невозможен.
Самый простой разъем - RCA-выход - попросту говоря «тюльпаны» - имеется в любой камере, приспособлен для подключения к любой теле-видеотехнике, и обеспечива-ет передачу аналогового видео. Гораздо ценнее наличие аналоговых входов в цифровых камерах – это позволяет оцифровывать Ваши архивы аналоговых записей, если у Вас прежде цифровой имелась аналоговая камера. В «цифре» продлится срок их хранения, а также появится возможность редактирования их на компьютере.
Камеры форматом Hi 8 или Super VHS и выше оснащены S-video разъемом, кото-рый, в отличие от RCA, передает раздельно сигналы цветности и яркости, что значительно уменьшает потери, заметно улучшает качество изображения. Наличие S-video входа в цифровых моделях дает те же преимущества обладателям архивов записей Hi 8 или Super VHS.
Все камеры miniDV и Digital 8 оснащены DV-выходом (i.LINK или IEEE 1394), обеспечивающим быструю передачу цифрового аудиовидеосигнала без потерь качества. Для этого Вам необходимо иметь другое устройство с поддержкой DV-формата - DV-видеомагнитофон или компьютер с DV-платой. Ценнее, конечно же, камеры, имеющие, кроме выхода, также DV-вход.
Наличие в камере монтажных разъемов позволяет осуществлять линейный монтаж, синхронизировав камеру с видеомагнитофонами и монтажной декой. В таком случае на всех скоммутированных между собой устройствах контролируются синхронно показания счетчика ленты и все основные режимы: воспроизведение, запись, стоп, пауза и перемотка. В камерах Panasonic для этой цели служит разъем Control-M, в камерах Sony - LANC, в камерах JVC - J-терминал.
Разъем RS232C для подключения к последовательному порту компьютера прозвали «цифровым фотовыходом» за удобный перенос цифровых стоп-кадров с камеры на ком-пьютер. В камерах JVC эту роль выполняет тот же J-терминал. С 2001 г. вместо RS232C повсеместно внедряется более скоростной USB-интерфейс.
Для репортажных съемок, кроме основных разъемов желательно иметь микрофонный вход для подсоединения выносного микрофона, а также выход на наушники. Несомненно, удобно иметь беспроводный интерфейс, типа LaserLink в камерах Sony или IrTran-P - у JVC - с помощью специального инфракрасного приемника Вы можете воспро-изводить записи с камеры, не возясь с проводами: просто поставил возле «телика» (на расстоянии до 8 м) - включил и смотри.
Данная информация позволит вам получить общее представление о том, как вы-брать видеокамеру. Однако даже при одинаковых параметрах видеокамеры отличаются по качеству отснятого материала, так что после того как Вы определили несколько моделей, удовлетворяющих вас по параметрическим показателям, имеет смысл провести их испы-тание на практике с целью выбрать наилучший вариант.

Габариты и вес

Габариты и вес камеры в некоторых случаях очень важны - если камера рассчитана на съемки в походах, горах и т.п. Камеры с весом более 1 килограмма неудобны для использования в походных условиях, да и для обычной эксплуатации они тяжеловаты. Вес прямо пропорционален размеру, а с большой камерой неудобно ходить даже по экскурси-ям, не говоря о горах и горных лыжах.
Существует другая крайность - камеры сверхмалых габаритов и веса (до 450 грамм). Эти камеры очень удобны в переноске, их можно носить просто в обычных кар-манах или дамской сумочке, но за все надо платить – как правило, такие камеры неудобны в использовании. Кроме этого, сверхлегкие камеры слишком сильно «дрожат» в руке оператора и зачастую никакой стабилизатор не способен исправить ситуацию. Из-за малых размеров звуки от работы механики камеры, трения рук о ее корпус и т. п. записываются микрофоном камеры.
Поэтому наиболее оптимальным весом для видеокамеры можно считать 600-800 грамм. Габариты подобных камер также соответствуют их весу и камеры с такими разме-рами достаточно удобны в эксплуатации.

Субъективные параметры

Качество съемки

Самый важный параметр для любой видеокамеры, но, к сожалению, совершенно субъективный. Очень трудно определить качество съемки «на глаз». Для получения опти-мальной оценки имеет смысл воспользоваться тестами, размещенными на сайтах http://www.spline.ru/ и http://www.videozona.net/ . Подобные тесты есть также и на ряде за-рубежных сайтов. Хороший критерий качества - съемка и внимательное изучение резуль-татов съемки прямо в магазине, где освещение обычно оставляет желать лучшего. Можно быть уверенным, что видеокамера, которая хорошо снимает при недостаточной освещенности, будет хорошо снимать и при нормальной освещенности.

Удобство работы

Удобство работы является вторым по важности субъективным фактором после ка-чества съемки, на который, к сожалению, зачастую обращают внимание уже после покуп-ки видеокамеры. Какие факторы могут осложнить управление камерой и сделать фактически невозможными некоторые виды съемок? Это (например):
1. Управление ручными режимами - фокусировкой, экспозицией, балансом белого и т. п. только через меню.
2. Кнопка входа в меню находится под ЖКИ дисплеем с левой стороны камеры
Вот типичный пример неудачного применения камеры с таким управлением: Вы стоите на берегу синего, синего моря, солнце светит на вас со стороны моря и вдруг вы видите приближающуюся к Вам со стороны моря красивую птицу (или не менее красивую
девушку), причем объект съемки занимает незначительную часть кадра. Что делать? Если снимать на автомате камеры, то очень хорошо получится только море, а желаемый объект съемки будет темным и неразличимым, так как автомат измерит экспозицию для основно-го (по площади) изображения. Понятно, что нужно перейти на ручную экспозицию. Для камеры с неудобным управлением придется сделать следующее:
1. Открыть ЖК монитор. При этом видоискатель автоматически выключится и изображение будет только на ЖКИ. Напоминаем, что светит солнце и рассмотреть изо-бражение на ЖКИ будет весьма трудно.
2. Нажать кнопку вызова меню.
3. Найти управление экспозицией
4. Начать изменять экспозицию
Очевидно, что в 99% случаев к тому времени, как экспозиция будет настроена, птица уже улетит (а девушка пройдет мимо).
Поэтому, выбирая камеру, имеет смысл самостоятельно произвести переключение с автоматического на ручные режимы (в первую очередь экспозиции и фокусировки), что-бы понять, насколько быстро и удобно эту операцию можно осуществить при таких внешних помехах, как яркий свет, например. Камера с прямым удобным доступом к руч-ным режимам позволяет установить экспозицию и (или) фокус очень быстро и хорошие кадры потеряны не будут.
Также следует оценить удобство управления трансфокатором (приближением/ уда-лением). Трансфокатор должен легко управляться указательным пальцем руки без дерганий и задержек.

Сопряжение с компьютером

По этому параметру сейчас все цифровые камеры приблизительно равноценны. Необходимо только проследить наличие входа по IEEE-1394 (DVin). Этот вход должен быть обязательно, иначе монтаж и вывод результатов монтажа с высоким качеством будет крайне затруднен или даже невозможен. Отдельные «умельцы» умудряются продавать в России камеры, предназначенные для поставки в страны ЕЭС, с заблокированным DV входом. Такие камеры также приобретают и наши туристы в Андорре, например, прельстившись чуть более дешевыми видеокамерами. Поэтому даю бесплатный, но бесценный совет: никогда не покупайте камеры в Европе. В подавляющем большинстве случаев они не будут дешевле, чем в России, если использовать могучие возможности сети для поиска камеры по «правильной» цене, а не бежать в ближайший магазин известной торговой сети. Риск же купить заблокированную камеру в Европе очень велик, а за разблокировку с вас возьмут денег, не менее $50, что сразу же омрачит радость от «дешевой» европейской покупки. Про гарантию лучше вообще умолчать, дабы не расстраиваться еще больше.

Все это хорошо, скажет любознательный читатель, а что же купить конкретно? Позволю себе дать несколько наиболее оптимальных на сегодняшний день по соотношению цена/качество вариантов приобретения цифровой камеры в зависимости от вашего бюджета. Готовясь к покупке, всегда прибавляйте $60–100 к стоимости видеокамеры, поскольку обязательно потребуется приобрести второй и более емкий аккумулятор, приличную сумку и ультрафиолетовый фильтр, защищающий от внешних воздействий объектив. При минимально возможной сумме лучше всего купить либо Panasonic DS28EN, либо Panasonic DS30EN. Стоимость этих камер не превышает $650 (здесь и далее будут приводиться реальные цены, по которым можно купить видеокамеры через сеть). Про эти камеры можно сказать только одно: своих денег они стоят, но не ждите от них большего. Если денег больше, то лучшим выбором будет видеокамера Canon MV400i ($720–750) — компактна, удобна, вполне прилично снимает при плохой освещенности. Ее дизайн особенно нравится представителям прекрасного пола. Дальше — больше. Canon MV30i ($1030–1080) — самая недорогая видеокамера с оптическим стабилизатором и великолепной, сравнимой с 3 ПЗС камерами цветопередачей. Для тех, кто может позволить себе еще большие траты, рекомендую Panasonic MX8EN ($1250) — хорошее качество съемки в любых условиях, высокая четкость изображения и ряд приятных дополнений, таких как цифровой диктофон, что очень удобно для записи рассказа экскурсовода, например. Если же ограничений в затратах нет, то лучшим выбором будет 3 ПЗС видеокамера Panasonic MX350EN ($1750). Возникает резонный вопрос: разве нет еще более дорогих камер? Есть, безусловно есть, но для любителей они неудобны, поскольку имеют солидные размеры и вес. Бегать с такой камерой по пляжу или снимать улочки Барселоны в течение летнего жаркого дня — удовольствие небольшое. Попытка же вручить такую камеру своей спутнице может повлечь за собой серьезные проблемы на отдыхе. Да и «почувствовать разницу» в качестве съемки между камерами за $1750 и $3500 дано, к сожалению, не всем.

Наверное, вы заметили, что среди рекомендуемых видеокамер нет камер одной очень известной фирмы. Это не случайно, к сожалению. 1 ПЗС камеры Sony отличаются от камер фирм конкурентов тем, что заметных, «бросающихся в глаза» различий в качестве съемки между камерой Digital 8 за $600 и камерой miniDV за $1500 нет. Отсутствие явных различий не было бы смертельным, хотя сам по себе факт забавный, но есть еще одна «мелочь»: у 1 ПЗС камер Sony нет подстройки баланса белого, и качество съемки при плохом освещении по этой и по ряду других причин, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Конечно, 3 ПЗС камеры Sony, рассчитанные не на обычного любителя, очень неплохи, но снискавшая себе заслуженное уважение камера TRV900 ($2000), выпускавшаяся три года, снята с производства, а заменившая ее модель еще не появилась на рынке. Поэтому, если вы поклонник Sony, смело покупайте себе самую дешевую miniDV модель и не тратьте напрасно деньги на более дорогую — различных «фич» будет больше, но качество съемки останется практически таким же.

Выводы

Делая свой выбор, необходимо последовательно:
1. Выбрать ценовой диапазон поиска видеокамеры
2. Провести сравнительные тесты качества съемки предполагаемых к покупке камер, при этом можно учитывать, что камеры одного производителя в одном и том же це-новом диапазоне (+/- $100), снимают, как правило, практически одинаково.
3. Выбрав два-три варианта с приемлемым качеством съемки, лично оценить удобство применения.
При выборе не следует обращать чрезмерного внимания на формальные параметры, оценивая в первую очередь фактическое качество съемки и удобство использования.

В заключение несколько полезных советов по съемке в долгожданном отпуске. Самый первый и самый важный — никогда не экономьте кассеты. Снимайте больше, снимайте все подряд, снимайте не задумываясь. Помните, что вы в отпуске и развлекаетесь, снимая, а не работаете оператором, который изредка отдыхает от съемок. Постоянные мысли о том, стоит ли объект съемок, очень часто отравляют все впечатления увиденного. Считайте, что любой мало-мальски интересный объект надо снять. Потом, вернувшись домой и сбросив отснятое видео на жесткий диск вашего компьютера, вы легко удалите все то, что не стоит показывать в вашем будущем фильме. Но, согласитесь, если вариантов много, то и вероятность создать интересный фильм о своем отпуске куда больше.

Сергей Блохнин

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz