Алан Розенталь Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес

Содержание


ГЛАВА 20. Выживание

Вряд ли имеет смысл становиться самым великим режиссером в мире, если вы не в состоянии найти деньги на свой фильм. Дорогостоящее средство массовой информации вынуждает автора быть одновременно бизнесменом и художником. Без спонсора и заказчиков вы погибли. Спонсор - это любой, у кого есть деньги на ваш фильм: университет, телекомпания, производственное предприятие, государственная структура, церковь, продюсер, друзья.
Заинтересовать спонсора можно по-разному: пересказать идею, послать письмо, заявку и так далее. Но самое важное - показать ему свои предыдущие работы. Спонсор всегда хочет знать ваш послужной список. Познакомившись с вашим прошлым, он сможет определить потенциал поступившего предложения. Следовательно, режиссер должен иметь под рукой готовые работы, что практически невыполнимо, если вы студент. Дипломов достаточно только для карьеры преподавателя. Если вы хотите найти хорошего спонсора, старайтесь участвовать в практических проектах еще в годы учебы в университете.
У кинематографиста есть несколько возможностей найти хорошую работу. Самое надежное предложение может сделать телекомпания или производственное предприятие со своей киностудией или кинематографическим отделом. Фильмы им нужны, деньги на их производство имеются, кроме этого, они могут обеспечить определенную стабильность, так не свойственную переменчивому миру кино. Но на практике большинство из нас становятся независимыми кинематографистами. Как найти деньги на гениальные фильмы, которые перевернут весь мир?
Эйб Озерофф получил 50 000 долларов на "Мечты и кошмары" благодаря поддержке заинтересованных политических кругов. Эмиле дс Антонио нашел 100 000 долларов на фильм "Point of Order", выпивая с богатым приятелем-либералом. Картина "Антония" Джила Годмилова и Джуди Коллинз снималась за счет концертных заработков последней.

Телерынок

Можно подать свою идею на телевидение. В США это не так просто, но вполне реально на общественном канале. Иногда общественное телевидение принимает решение спонсировать документальные проекты с чудесными названиями типа "Великие американцы", "Живой мир" или "Дух будущего". Это означает примерно три тысячи заявок на получение гранта на десять фильмов. Шансы невелики, но иногда новичку случайно везет. Кроме этого, существуют независимые общественные каналы. Теоретически, на каждом независимом канале есть отдел планирования, который рассматривает предложения, оценивает новаторство идеи и свои финансовые возможности. Но это не имеет никакого отношения к действительности. Я не знаю ни одного автора, которому удалось сделать фильм таким путем.
До сих пор главная проблема независимого режиссера заключалась в том, что на телерынке доминировали коммерческие телесети. При помощи всяких отговорок коммерческие сети отказывались показывать документальные проекты кроме тех, которые снимали сами. Единственным окном в мир оставалось общественное телевидение. Кабельные каналы коренным образом изменили ситуацию. В середине 80-х новые кабельные каналы (Discovery Channel, Arts and Entertainment (A&E), Turner Broadcasting (TBS), Home Box Office (HBO) предоставили документалистам новые возможности не только в качестве спонсоров, но и как рынок сбыта готовой продукции. Сейчас ведутся переговоры о создании отдельного канала, который будет специализироваться только на документальных проектах. Авторами этой идеи стали Морт Сильверстайн, Вилл Слоан, а также фонды развития и исследований.
В Европе ситуация благополучнее. Во-первых, все европейские телесети, особенно немецкие, более открыты для независимых предложений по совместному производству документальных проектов. Во-вторых, британская вещательная система в последние годы стала активно привлекать к сотрудничеству независимых кинематографистов. Канал Channel 4, как всем известно, был открыт специально для независимых авторов и полностью или частично финансировал многие проекты.

Поиск места под солнцем

Предлагая идею или готовый фильм на телевидение, можно просто написать письмо в телекомпанию. Но лучше адресовать его в конкретный отдел или программу. Например, на общественном телевидении PBS есть четыре программы, которые активно сотрудничают с независимыми авторами.
Во-первых, "Нова" ("Nova") - научно-технический сериал. Темы различны: от химических удобрений до новой версии рукописей Мертвого моря. "Нова" основана WGBH, которая также является основателем "Линии фронта" ("Frontline"). Основные темы - политика и события в мире. Это означает, что сегодня вам будут показывать события на Ближнем Востоке, а завтра вы можете увидеть документальный фильм о Кларенс Томас и Аните Хилл. "Американский опыт" ("American Experience") рассказывает об американской истории, от Американской Революции до наших дней. В рамках программы демонстрируются и классические фильмы, и экспериментальные, вроде противоречивого взгляда Михаила Орлова на позицию США в отношении Холокоста. Четвертая программа - "Точка зрения" ("Point of View") - трибуна для эксперимента и неформалов (Эллен Бруно "Сатя" или Марлон Риггс "Несвязанные языки"). Следует отметить, что PBS выпускает бюллетень для независимых продюсеров "Independent Producer's Kit", который можно заказать по почте по адресу: PBS Development Office, 609 Fifth Avenue, New York, N.Y. 10017.
Необходимость концентрации усилий существует и зарубежом, когда вы, например, обращаетесь на ВВС. Как и большинство коммерческих сетей в США, ВВС многие годы была закрыта для посторонних. Но благодаря давлению правительства Маргарет Тетчер, ВВС и английские коммерческие телекомпании открыли двери для независимых продюсеров. Согласно новому закону, телекомпании должны получать 25% всей продукции из внешних источников. Поскольку ВВС производит более двухсот часов документального кино в год, работы у них много.
ВВС делится на две части: ВВС1 и ВВС2. Обе занимаются производством документального кино. Несмотря на то, что центральный офис ВВС расположен по адресу ВВС TV Center, Wood Lane, London W12, Штаб документального кино находится в другом месте: ВВС, Kensington House, Richmond Way, London W9. При любых сомнениях, направляйте свои послания по последнему адресу.
Документальная продукция ВВС с годами менялась, но сейчас среди основных проектов можно назвать следующие:
o "Сорок минут" ("Forty Minutes"): фильмы о странных персонажах и необычных увлечениях, всегда с юмором. Можно увидеть фильм об охотнике на диких зверей на пенсии или открытии Макдональдса в Москве.
o "Независимый взгляд" ("Independent Eye"): защита окружающей среды и гуманитарные вопросы во всем мире.
o "Омнибус" и "Арена" ("Omnibus" and "Arena"): музыка и искусство.
o "Bookends": литература и литературные портреты, например, Роберта Чивера или Элмора Леонарда.
o "Каждый человек" ("Everyman"): религия и интересные персонажи - модный, ненавязчивый стиль.
o "Горизонт" ("Horizon"): вместе с "Завтрашним миром" британский эквивалент "Новы".
Для того, чтобы вашу заявку приняли к рассмотрению, предложение нужно адресовать исполнительному продюсеру каждой программы. Конкуренция высокая, но попробовать стоит. Если ваша идея пройдет строгий отбор главного редактора, она будет передана отборочной комиссии, которая собирается два раза в год, обычно в апреле и октябре. После этого вам дают зеленый свет и вы начинаете производство.
Иногда ВВС сотрудничает с независимыми продюсерами по собственной инициативе. Для этого компания организовала программу "Fine Cut", которая была предназначена специально для того, чтобы помочь документалистам во всем мире реализовать свои самые заветные планы. По словам Андре Сингера, директора программы, результаты получились различными. Четыре фильма рассказывали об ужасах войны, два - о самих кинематографистах. В целом эксперимент удался. Среди многих снятых фильмов были "Лес блаженства" Роберта Гарднера (Robert Gardner, "Forest of Bliss"), "Хобо" Джона Девиса (John T. Davis, "Hobo"), "Абсолютно позитивно" Питера Адера (Peter Adair, "Absolutely Positive")-
В общем, на ВВС можно попытать счастья. Компания выпускает буклет под названием "Foreign Producer's Guide". В этом бесценном руководстве даны все входы и выходы, правила работы на ВВС и подробная информация о действующих проектах. Его можно получить по почте, отправив заказ в центральный офис Wood Lane. Также могу посоветовать Video International Age, где время от времени печатаются подробности телевизионных проектов по всему миру.

Фонды и корпорации

Большинство независимых американских документалистов получает средства из местных советов по искусствам или фондов. Такие фонды за последние годы стали основным источником финансирования независимых проектов. Они подразделяются на федеральные, государственные и частные организации. Государственные фонды, как правило, финансируют исследование и предпродукцию, частные предпочитают предоставлять средства на завершение проекта. Иногда вам придется несколько раз обращаться в одну и ту же организацию: первый раз, чтобы получить финансирование исследования и развития проекта, а второй раз - производство.
"Звездами" в этой области являются фонды Рокфеллера, Форда, Гуггенхайма, Американский Институт Кинематографии, Нью-Йоркский Художественный Совет, Национальный Фонд Искусств, Национальный Гуманитарный Фонд (Rockefeller, Ford, and Guggenheim Foundations, the American Film Institute, the New-York Council for the Arts, the National Endowment for the Arts, the National Endowment for the Humanities). Финансирование осуществляется на жесткой конкурентной основе, где на каждый грант претендуют десятки авторов. Барбара Коппл получала неоднократный отказ в финансировании фильма "Графство Гарлан", который в результате был снят и получил Оскар.
Необходимо помнить, что государственные гуманитарные комитеты работают совместно с Национальным гуманитарным фондом (Natinal Endowment for the Humanities). Большинство государственных или городских комитетов сотрудничают с Национальным фондом искусств (National Endowment for the Arts). Существует еще "Независимый документальный фонд" (Independent Documentary Fund), который управляется "Корпорацией общественного вещания" (Corporation for Public Broadcasting).

Составление заявки в фонды

Финансовая помощь фондов дается нелегко. Сложнее всего правильно составить заявку, которая может достичь объема "Войны и мира". Фонды требуют четкого определения характера фильма, масштаба, целей и подробной программы проекта. Фонды очень любят перестраховываться и ставят непременным условием участие "эксперта", чтобы придать проекту академическую респектабельность. Эксперт тормозит проект, если документалист действует в области, еще не доступной разуму ученого. Кроме этого, необходимо учитывать консерватизм фондов. Научно-популярные, учебные проекты, фильмы об искусстве не доставляют серьезного беспокойства. В отличие от них политические, критические или исследовательские фильмы редко сразу получают финансирование от фондов.
Интересно, что подобный порядок благоприятствует не талантливым режиссерам, а тем, кто умеет гладко писать. Этот факт общепризнан, поэтому многие художественные фонды готовы сделать все, чтобы помочь вам написать заявку и оформить грант. Помимо этих фондов существует множество полезных периодических изданий: AFI Education Newsletter, The Independent, Foundation News и журнал Независимой ассоциации документалистов (Independent Documentary Association). Недавно в свет вышло несколько хороших книг, которые помогут вам пройти путь к получению гранта: Морри Варшавски "Потрясем денежное дерево" (Morrie Warshavski, "Shaking the Money Tree", Michael Wiese Books), "Деньги для кино-и видеохудожников" ("Money for Film and Video Artists", American Council of the Arts), "Получи деньги и снимай!" ("Get the Money and Shoot", Documentary Research, Inc., Buffalo, N.Y.).
Во многих хороших библиотеках имеется копия списка фондов, составленного Советом Фондов с перечнем названий и адресов крупнейших фондов США и проектов, которые они могут поддержать.
В третьей главе мы уже говорили о составлении проекта, но теперь давайте обсудим этот вопрос с точки зрения получения грантов.
Большинство небольших фондов примут краткое письмо с описанием вашего проекта. Подробности могут потребоваться несколько позже-Первое письмо называется "заявкой". В него нужно включить пять пунктов: что вы хотите сделать, зачем, кто вы такой, сколько денег просите, почему они должны поддержать вашу идею.
Письмо в корпорации должно содержать следующее:
o Список авторитетных спонсоров;
o Информация о запрашивающей организации;
o Просьба о деловой встрече.
Не удивляйтесь, если ваше письмо в небольшой фонд осталось без ответа. Это означает, что им не интересен ваш проект, и они не могут тратить время и деньги на ответ. Но если у вас есть хотя бы крохотная зацепка, продолжайте борьбу.
Важно правильно оформить предложение. Если фонд не предъявляет собственных требований к оформлению заявки, лучше всего включить следующие пункты:
o Общая формулировка предложения;
o Обоснование необходимости съемок фильма;
o Описание фильма;
o Состав группы и грантоприниматель;
o Дистрибуция;
o Бюджет;
o Приложения: рекомендации и т.д.
Чтобы показать, как это действует на практике, я попросил Нину Розенблюм, известного кинематографиста из Нью-Йорка, предоставить мне некоторые заявки на получение грантов, которые рассылала ее компания Дедал Продакшнз. Из примеров видно, что заявки составлены четко, грамотно, ясно, предложения подкреплены серьезными аргументами.

"ГОРОД РАЗБИТЫХ СЕРДЕЦ, ГОРОД НАДЕЖД" ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ФИЛЬМА
1. ОПИСАНИЕ ЗАПРОСА
Мы изыскиваем средства в сумме 500 000 долларов США на производство цветного документального фильма (58 минут) для демонстрации на общественном телевидении. Фильм рассказывает об истории Фото Лиги, организации социальных фотографов, которая активно работала в Нью-Йорке в 1936-1951 годах.
Собирательный портрет городской жизни тридцатых и сороковых годов нашего столетия, созданный Лигой, может по качеству и духу сравниться с картиной сельской жизни, созданной фотоотделом Администрации фермерских хозяйств. В случае получения финансирования, мы сможем приступить к работе 1 апреля 1990 года.
2. ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕМЫ: ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ШИРОКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АУДИТОРИИ, КОНЦЕПЦИИ И ЗАДАЧИ
[Фото Лига: история, руководители, члены, деятельность. Затем самая важная часть заявки - обоснование проекта - А.Р.] Мы считаем, что предлагаемый документальный проект о Фото Лиге углубит понимание значения гуманитарной деятельности, так как в фильме мы планируем исследовать следующие темы: художник и его реакция на социальный и экономический кризис, воздействие растиражированных образов и манипуляция ими, влияние фотокамеры как идеи на писателей, журналистов и фотографов того времени. На более глубоком уровне восприятия мы убеждены, что работы Фото Лиги имеют огромное значение, постоянно напоминают нам, что даже в самые тяжелые времена бывают мгновения радости, триумфа и милосердия.
[Далее на десяти страницах описание деятельности Лиги, ее восприятие критиками. Затем - структура фильма - А.Р.] Работы Фото Лиги и сегодня L выглядят убедительными и свежими. Но не столько из- o за поверхностных чувств ностальгии по прошлому, сколько по причине их ощутимого вечного человеческого содержания.
В фильме мы расскажем о работах пяти фотографов, каждый из которых максимально олицетворяет одну из сторон деятельности Лиги: Дан Вайнер, Марион Палфи, Аарон Сискинд, Вальтер Розенблюм, Сид Гроссман.

Третья часть заявки содержит историю проекта, подробный отчет о проведенном исследовании и список консультантов и участников проекта. Далее приведен производственный график и бюджет. В общей сложности заявка занимает тридцать пять страниц.
Заявка в первую очередь демонстрирует, что Розенблюм и ее коллеги хорошо подготовились к проекту. Они выдвигают убедительные аргументы в пользу своего проекта и в подтверждение того, что они смогут сделать интересный фильм.
Четыре года спустя Розенблюм сняла фильм вместе с Вильямом Майслсом "Освободители" ("Liberators"). Девяностоминутный фильм рассказывал о первом в истории взводе негритянских танкистов, который принял участие во Второй мировой войне. Общая сумма бюджета составила более 800 000 долларов (включая рекламные расходы). Среди спонсоров были СРВ, Bonnet fund, NY State Council for the Arts, National Black Program Concortium. В проекте участвовали европейские продюсеры - Channel Four (Великобритания), WDR (Германия), SBSTV (Австралия).
Самая интересная часть заявки - первые две страницы с описанием проекта и его обоснованием. Всегда именно эти страницы играют ключевую роль, так как должны завладеть вниманием читателя и заинтриговать его. Остальной текст заявки сообщает подробности темы и уверяет грантодателя, что вы надежный человек, обладаете всеми необходимыми навыками и опытом, и сумеете сделать хороший фильм. Это тоже важно, но именно первые страницы решают судьбу вашего проекта. Если вы сразу не смогли установить контакт с читателем, заявка не имеет смысла. Майслс и Розенблюм сумели заинтриговать своих грантодателей с первых же строк.

ОСВОБОДИТЕЛИ
Два фронта Второй Мировой
Обоснование
Мы приближаемся к пятидесятой годовщине вступления США во Вторую Мировую войну. Это прекрасная возможность еще раз пересмотреть уроки этого события и наследие эпохи расовой конфронтации и расовой кооперации.
Сегодня эти уроки особенно актуальны. Снова усиливается расовая дискриминация и учащаются акты расового насилия. Афро-американские и еврейско-американские отношения находятся в состоянии спада. Движение за гражданские права утратило былое единство и направленность. Все чаще обвинения в расизме и дискриминации по сексуальному признаку звучат в адрес Вооруженных сил США.
Опыт афро-американских солдат, чья преданность идеалам борьбы за свободу соотечественников помогла им сломать расовые барьеры, приобретает сегодня самое актуальное значение. Поэтому в фильме "Освободители" мы соединили устные рассказы негритянских солдат и ветеранов войны с воспоминаниями жертв Холокоста.
Рассказав малоизвестную историю участия афро-американцев в борьбе против фашизма и оживив воспоминания негров и евреев о сороковых годах нашего века, фильм "Освободители" откроет важную и до сих пор не исследованную страницу нашего общего прошлого.
Описание проекта
Фильм "Освободители" начинается у ворот Бухенвальда. Впервые за сорок пять лет солдаты 761 танкового батальона "Черные пантеры" возвращаются в места своего величайшего военного триумфа. Вместе с ними сюда приехал бывший узник лагеря. Впервые со времен войны он встречается со своими освободителями.
Бен Бендер, бывший узник, отходит от ветеранов, чтобы воздать должное памяти погибшего брата. Воспоминания ветеранов-освободителей звучат в унисон с воспоминаниями еврейских узников.
С началом войны американская расовая "дилемма" стала моральной язвой, которая требовала к себе внимания. Уничтожение расизма стало общепризнанной целью войны с Германией. Америка рассчитывала
объединить афро-американцев, одновременно подвергая их расовой дискриминации?
В первые часы нападения на Перл Харбор двадцатитрехлетний американец Дори Миллер подобрал автомат убитого товарища и сбил четыре атакующих самолета противника. Он стал национальным героем, ему присвоили Морской Крест за "выдающуюся преданность долгу и мужество". Два года спустя он погиб, так и оставшись прислугой на камбузе.


Текст письма прост, необходимость создания фильма четко обоснована, начало описания проекта интригует. Мы ясно видим начало фильма у входа в Бухенвальд, представляем себе общую неприглядную картину расизма, переплетенную рассказами участников событий.
В обосновании проекта приводится один важный аргумент: фильм "приобретает сегодня самое актуальное значение". Это очень важно, так как потенциальный спонсор может сказать: "Очень интересная история, но больше ничего. Просто странная история из прошлого.". Заявка должна убедить читателя в том, что проект имеет современное звучание, актуален сегодня.
Заявка Иона Элса на фильм "День после Троицы" во многом отличается от двух предыдущих. Обоснование проекта не сформулировано прямо. Для того, чтобы понять настоящее и осознать опасность, мы должны знать историю создания атомной бомбы и историю Оппенхаймера - человека, который навсегда изменил мир. "История Оппенхаймера использована в фильме как соединительное звено в исследовании нескольких выдающихся событий и сопоставлении этих событий с нашими днями.".
В заявке автор не углубляется в историю, как Розенблюм, потому что жизнь Оппенхаймера и события в Лос-Аламосе известны гораздо лучше, чем деятельность Фото Лиги. Заявка написана просто, но содержание производит сильное впечатление. Первое же предложение попадает в десятку: "Этот фильм о тех, кто создавал бомбы, о человеке, который ввел нас в атомную эру, о ритуалах нашего перехода в эту эру".
Далее заявка передает историю человека и событий настолько опустошительных, что нам остается только недоумевать, почему мы до сих пор подробно не касались этой темы. В результате фильм был снят при помощи общественного телевидения в Сан-Хосе и номинирован на Оскар.
Один из авторов сценария Девид Пиплз (David Peoples) позже написал сценарий для фильма Клинта Иствуда "Непрощенный" ("Unforgiven"). Под впечатлением от "Дня после Троицы" британское телевидение сняло сериал про Оппенхаймера в 80-х, а Голливуд подготовил собственную версию под названием "Толстый человек и маленький мальчик".

ДЕНЬ ПОСЛЕ ТРОИЦЫ
Предложение проекта
Это фильм о тех, кто создавал бомбы, о человеке, который ввел нас в атомную эру, о ритуалах нашего перехода в эту эру. Роберт Оппенхаймер был начинающим поэтом, филологом со знанием семи языков, философом и автором атомной бомбы. Он прожил жизнь мягкого и выразительного гуманиста и, скорее всего, к собственному изумлению, стал архитектором самого разрушительного и жестокого оружия эпохи. Противоречие заложено в самом сердце его общественной и личной драмы и является центральной темой "Троицы".
Загадочная и трагичная история жизни Оппенхаймера использована в фильме как соединительное звено в исследовании нескольких выдающихся событий и сопоставлении этих событий с нашими днями. Мы раскрываем секреты Манхэттенского проекта, осуществлявшегося в те годы, когда Оппенхаймер стал директором Лос-Аламоса и техническим гуру Хиросимы. Затем мы анализируем послевоенный период жизни ученого, его роль "короля философии" науки и одинокое противостояние созданию водородной бомбы. В финале фильма мы рассказываем о последних днях ученого и неожиданном завершении его блистательной карьеры.
В основу рассказа о жизни Оппенхаймера легли материалы рассекреченных недавно архивов, воспоминания очевидцев и людей, имеющих непосредственное отношение к его работе: друзей, врагов, ученых из Лос-Аламоса, членов семьи и даже нескольких человек, которые никогда о нем не слышали.
Эта история богата событиями и ассоциациями. Она совмещает самые болезненные противоречия Америки двадцатого столетия, которые только предстоит отразить на пленке.
Исторические источники
"... когда видишь какую-нибудь заманчивую техническую идею, сразу ее воплощаешь, а задумываться, что с ней дальше делать, начинаешь после того, как достиг технического успеха."
Оппенхаймер, 1951 год.
В предрассветной мгле 16 июля 1945 года в отдаленном уголке Нью-Мексико неожиданно произошла вспышка зеленого света, настолько яркого, что полштата можно было отчетливо видеть с другой планеты. Детонация первого взрыва атомной бомбы на Троицком поле отметила величайший научный водораздел в истории и положила конец человеческой наивности в отношении выживания на Земле.
Направляющей силой этого скачка в неизвестность был Роберт Оппенхаймер. Как и остальные физики, собравшиеся в этот день в пустыне (Ферми, Теллер и многие другие), он был человеком доброй воли и совести. Блестящий, искушенный, иногда наивный и застенчивый, он должен был стать нашим первым героем-ученым и первым ученым, которого сразу засекретили из соображений национальной безопасности.
Его путь на Троицкое поле начался в Европе за двадцать лет до взрыва. Именно там вместе с Максом Бором и Эрнестом Резерфордом он непосредственно переживал бурные события Квантовой революции. Он видел, как разрушается мир Галилея и Ньютона и принимал участие в закладке фундамента новой физической вселенной, больше не подчиняющейся законам временного и пространственного континуума, не доступной пяти органам чувств и совершенно чуждой нашему предыдущему опыту.


И Нина Розенблюм, и Ион Элсе вложили много труда в подготовку своих заявок. Но ставка была не маленькой - сотни тысяч долларов. Их заявки еще раз демонстрируют, что обращаясь в фонды за большой суммой денег, вы должны стать историком, социологом, политологом, антропологом и теологом одновременно. Не достаточно просто написать, что ваша тема очень увлекательна. Вы должны доказать, что ваш фильм будет не только захватывающе интересным, но что мир духовно обеднеет без вашего проекта. Задача не простая. Но самое удивительное, что многие независимые продюсеры (Нина Розенблюм, Уильям Майслс, Марлон Риггс, Ион Элсе и тысячи других) прекрасно выживают в этих жестких условиях, получают гранты и снимают выдающиеся фильмы.

Вернуться на главную страницу
Используются технологии uCoz