Базовые элементы управления фотоаппарата

Даже если вы всегда используете свою камеру в полностью автоматическом режиме, вы захотите узнать, как такие настройки, как раскрытие диафрагмы объектива и выдержка затвора, влияют на ваши изображения.

Изучение элементов управления вашего фотоаппарата

Даже базовые модели «наведи и снимай» имеют массу кнопок и элементов управления, которые необходимо изучить. Вы захотите изучить их для того, чтобы тратить меньше времени на наведение и больше времени на съемку. Изучив эти параметры, вы узнаете, когда важно удерживать камеру очень устойчивой или когда вы должны быть осторожными, чтобы сфокусироваться точно.
Если у вас есть камера с дополнительными элементами управления для настройки вручную, вы узнаете, когда необходимо игнорировать решения вашей камеры, чтобы улучшить изображение или получить интересные специальные эффекты. В некоторых камерах элементов управления ручной настройки больше, чем в других, так что не все данные, указанные в этой главе, будут полезны для вашей камеры. Не беспокойтесь тем не менее, если в вашей камере не будут доступны все описанные здесь элементы управления. В каждом разделе, где я описываю конкретную технику фотографирования, я также предоставляю другие приемы, которые можно применить, если ваша камера не имеет настройки, которая, повашему мнению, вам необходима.
Эта глава состоит в основном из предполагаемых домашних заданий. Я собираюсь описать основные элементы управления цифровых камер и объяснить, как они влияют на ваши фотографии. Ваше задание - узнать, как этот конкретный элемент управления работает на вашей камере, чтобы вы знали, как правильно регулировать настройки во время некоторых практических упражнений, приведенных далее в этой книге.
Я знаю, многие из вас предпочли бы пропустить даже небольшие описания внутренней структуры камеры, включенные в эту главу. Если вы входите в эту категорию, вам понадобится прочитать только разделы под названием «Основы», чтобы изучить только самые азы, которые вам будут необходимы при работе с камерой. Вы всегда можете возвращаться к этой главе по мере того, как будете работать с вашей камерой, если заинтересуетесь вопросами установки значений диафрагмы и выдержки затвора.

Элементы управления объектива: основы

Объектив является глазом вашей камеры и предлагает элементы управления несколькими отдельными аспектами изображения. Они включают:

  • Количество света, которое достигает сенсора камеры. - Определяется шириной раскрытия объектива. Кроме того, экспозиция частично определяется выдержкой затвора, о которой я буду говорить далее в этой главе.
  • Резкость изображения на сенсоре. - Качество объектива, размер раскрытия объектива и то, находится ли или нет определенная область в фокусе, - все это влияет на резкость (в дополнение к качеству самого сенсора).
  • Размер изображения на сенсоре. - В зависимости от того, как сильно вы изменили масштаб с помощью зуммирования объектива, относительный размер объекта на вашем изображении может измениться от маленького до большого.
  • Специальные приспособления, присоединяемые к объективу. - Хотя они не являются частью самого объектива, такие принадлежности, как фильтры, объективы для съемки крупных планов, и другие дополнения могут иметь впечатляющее воздействие на ваши изображения.

Чтобы работать с вашей камерой наиболее эффективно, вам необходимо знать, как использовать зум-объектив (с изменяемым фокусным расстоянием) для того, чтобы сделать изображение больше или меньше. Кроме того, вы захотите изучить любые элементы управления ручной настройки, которые ваша камера предусматривает для настройки величины раскрытия диафрагмы, выдержки затвора или фокуса вручную. Если вы собираетесь использовать фильтры или приспособления, присоединяемые к объективу, узнайте, какой размер и тип этих приспособлений приемлем для вашей камеры и как их прикреплять к вашему объективу.
Это основные данные по элементам управления объектива. Вы найдете более подробную информацию в следующем разделе.

Элементы управления объектива: более тщательный анализ

Хорошо бы вам знать точно, что элементы управления объектива могут делать для вас, поскольку вы можете использовать эти настройки для улучшения качества ваших фотографий. Например, вы можете отрегулировать фокус изображения, чтобы подчеркнуть или преуменьшить значение различных частей изображения. Вы можете отступить от своего объекта и увеличить масштаб изображения с помощью зума, чтобы изолировать объект от фона. Или вы можете установить специальный фильтр на свой объектив, чтобы впечатляюще затемнить небо.
В этом разделе будет подробно объяснено, как работают элементы управления объектива; в части Создание превосходных изображений будут предложены примеры того, как заставить их работать. Если вы фотограф-ветеран с 35-миллиметровой камерой, который использует однообъективный зеркальный фотоаппарат (или, возможно, продвинутую модель дальномера), вы, вероятно, уже многое знаете о настройке значения диафрагмы и глубины резкости, информация о которых будет предоставлена далее. Тем не менее цифровые камеры и их объективы сильно отличаются от 35 миллиметровых моделей тем, о чем вы можете даже не предполагать. Я кратко опишу некоторые из этих различий в следующей врезке. Можете не знакомиться с этой информацией, если вы не фотографируете с помощью 35 миллиметровой камеры и еще не имеете базовых знаний о таких вещах, как фокусные расстояния и настройки диафрагмы.

Цифровые объективы 35-миллиметровых фотоаппаратов
Размер снимка при съемке на 35-миллиметровую пленку почти всегда равен 24х 36мм, так что объективы с определенным фокусным расстоянием создают изображения с соотношениями сторон, которые хорошо известны и знакомы. Объективы с фокусными расстояниями 18 мм или менее создают ультраширокие виды, фокусные расстояния от 20 до 35 мм считаются широкоугольными, нормальными обычно считаются 50-58 мм, короткие телеобъективы колеблются от 85 до 135 мм, по-настоящему длинные (длиннофокусные) объективы начинаются приблизительно от 180 мм.
Аналогично объектив с максимальным значением диафрагмы f1.2-f1.8 считается быстрым (хотя для более длинных объективов необходимо указывать немного меньшее максимальное значение раскрытия диафрагмы), объектив с максимальными значениями f2.0-f2.8 считается довольно медленным, максимальные диа-фрагменные значения от (3.5 до f5.6 считаются приемлемыми только для специальной оптики, - объективов с переменным фокусным расстоянием и более длинных телеобъективов.
Все эти стандартные данные становятся неправильными, когда вы говорите об объективе цифровой камеры. Прежде всего, размер сенсора в цифровой камере меньше, чем 35-миллиметровый размер кадра пленки. Одна из профессиональных цифровых моделей, основанная на 35-миллиметровой зеркальной камере, использует сенсор, который имеет размеры 15,1 на х22,7 мм, так что эффективное фокусное расстояние объективов, используемых с этой камерой, должно умножаться на 1,6, преобразуя нормальный 50-миллиметровый объектив в 80-миллиметровый телеобъектив. Размеры сенсора бывают разными, так что вы увидите модели с 8-32-миллиметровыми зум-объективами, которые, по словам производителей, имеют фокусные расстояния, эквивалентные 38-152-миллиметровому зуму для 35-миллиметровой камеры, в то время как внешне сходная камера с меньшим сенсором заявляет о том же диапазоне при использовании объектива 5,6 - 22,4 мм. Фактическое фокусное расстояние объектива цифровой камеры ничего не сообщает вам об увеличении, вам нужен 35-миллиметровый эквивалент для этого.
Другое исключение из правил включает глубину резкости. Объектив вашей цифровой камеры при реальном фокусном расстоянии в 32 мм может обеспечить то же увеличение, что и 152-миллиметровый стандартный телеобъектив, но глубина резкости при определенном раскрытии объектива будет ближе к глубине резкости объектива пленочного 35-миллиметрового фотоаппарата с намного более широким углом. Таким образом, использование выборочного фокуса является немного более сложным в цифровых камерах.

Настройки диафрагмы

Диафрагма представляет собой размер раскрытия объектива, пропускающего свет к сенсору вашей камеры. Настройки диафрагмы выражаются в диафрагменных значениях, которые, как я уже говорил в главе 2, могут рассматриваться как знаменатели дробей, так что чем больше число, тем меньше реальное раскрытие диафрагмы, подобно тому как 1/8 меньше, чем 1/4, а 1/4 меньше 1/2. Поскольку диафрагменное значение является дробным видом отношения, это также означает, что данная величина измеряется относительно диаметра самого объектива. Настройка f4 на очень небольшом объективе будет иметь значительно меньший абсолютный размер, чем настройка f4 на объективе с большим диаметром. Это технический материал, который вам необязательно понимать, чтобы делать хорошие изображения. Все, что вам действительно нужно знать, - это то, что чем больше число, тем меньше раскрытие диафрагмы, чем меньше число, тем больше раскрытие диафрагмы, как вы можете видеть на рисунке 4.1.

Рисунок 4.1. Повышение диафрагмепного числа с f4 до f8 и до f 16 уменьшает количество света, достигающего сенсора, в четыре раза каждый раз

Обычно ваша камера установит значение диафрагмы автоматически, если вы используете один из ее режимов автоматической экспозиции для существующего света (без вспышки) или для фотографирования со вспышкой. Поскольку значение диафрагмы влияет на величину области вашей фотографии, которая находится в резком фокусе, вы, возможно, захотите проверить, какое значение диафрагмы используется при фотографировании. Цифровые камеры обычно имеют дисплей, который показывает текущее значение диафрагмы. Вам, возможно, придется наполовину нажать на кнопку затвора, чтобы заблокировать экспозицию на данном уровне и просмотреть эту информацию. Если ваша камера позволяет вам устанавливать значение диафрагмы вручную, вы должны узнать, как это сделать; некоторые из техник, описанных в последующих главах, работают наилучшим образом, когда у вас есть полный набор элементов управления для настройки диафрагмы вручную.

Соотношения между значениями диафрагмы
Часто бывает полезно понимать соотношения между значениями диафрагмы, особенно если вы, случается, вычисляете или регулируете экспозицию вручную. Например, f4 не в два раза больше f8 (а в четыре). Отношение в действительности является производным от квадратного корня 2 (1,4), где каждое целочисленное значение диафрагмы приблизительно соответствует значению квадратного корня двойки. Так, каждое из следующих значений в ряду представляет собой уменьшающееся вдвое количество света, пропускаемого на сенсор (по мере того как вы перемещаетесь слева направо), или удвоение количества света (если вы перемещаетесь справа налево):

f1.4 f2 f2.8 f14 f5.6 f8 f11 f16 f22

В пленочной камере значения диафрагмы являются фактической помеченной «остановкой» на оправе объектива, с промежуточными остановками на половине пути, иногда помечаемыми или имеющими свой собственный фиксатор. Вот почему вы увидите значения приблизительно на половине расстояния между полными остановками, как, например, f4.5 между f4 и f5.6. В цифровой камере вам не будут нужны эти приблизительные значения, электронный экспонометр вашей камеры установит необходимое точное значение диафрагмы или позволит вам настроить ее точно вручную, будет ли это f5.1, f5.2 или f5.6995. Однако все равно иногда полезно держать в уме оригинальные обозначения диафрагмы и их соотношения при фотографировании.
Кроме того, необходимо помнить о том, что в некоторых объективах с переменным фокусным расстоянием действительное значение диафрагмы может изменяться в зависимости от того, насколько вы используете зуммирование. При установке нормальной или широкоугольной настройки самым большим значением диафрагмы объектива может быть f2.8, но f4.8 будет действительным при использовании настройки длинного телеобъектива (я опишу настройки зуммирования широкоугольного, нормального и телеобъектива далее в этой главе). Такая гиперчувствительность обычно важна, только когда вы фотографируете при самом широком раскрытии диафрагмы (например, при тусклом свете). В таких случаях вы должны помнить о том, что объектив пропускает меньше света в позиции телеобъектива, чем при нормальной или широкоугольной настройке.

Прежде чем мы пойдем далее, убедитесь, что вы понимаете следующие моменты:

  • Диафрагма используется для управления тем, сколько света пропускается на сенсор через объектив камеры.
  • Чем больше число, тем меньше света пропускается.
  • Каждое определенное значение диафрагмы пропускает в два раза меньше/больше света, чем следующее.

Я покажу вам, как раскрытие объектива влияет на фокусировку и экспозицию, в последующих разделах этой главы.

Фокус и глубина резкости

Если вы работаете с цифровой фотографией, вы обнаружите, что фокус (область, которая будет на фотографии самой четкой) и глубина резкости (область вашего объекта, которая будет в резком фокусе) являются двумя наиболее ценными инструментами для художественной фотографии. Вы можете решить сузить ваш фокус так, чтобы только ограниченная плоскость была четкой, концентрируя все внимание на части объекта. Или вы можете решить получить резким все изображение и использовать другие средства для создания центра фокусировки внимания (мы взглянем на эти техники в следующей главе, которая описывает принципы создания композиции). Использование фокуса и глубины резкости цифровой камеры в качестве инструментов художественной фотографии будет осложнено, поскольку в большинстве ситуаций практически все на вашем изображении будет довольно четким при сравнении с той же самой фотографией, сделанной с помощью 35-миллиметровой фотокамеры, которая по техническим причинам имеет меньший диапазон резкости при таком же увеличении и значении диафрагмы. Но не позволяйте этому остановить вас.
Легче всего представить себе фокус как плоскость, которая параллельна обратной стороне вашей цифровой камеры (и сенсору). Все, что лежит в этой плоскости, будет четким, все, что ближе или дальше этой плоскости, будет менее четким. Чем дальше объект от плоскости фокуса, тем менее четким он будет, так что кое-что на дальнем фоне может быть очень размытым, но и объект, расположенный на переднем плане очень близко к камере, также будет нечеток.
Хотя только плоскость фокуса будет очень четкой, объекты, относительно близко расположенные к этой плоскости, будут все равно приемлемо четкими. Этот диапазон приемлемой резкости называется глубиной резкости изображения. К счастью для нас, глубина резкости не распространяется 50/50 перед и позади плоскости фокуса. На практике две трети приемлемо четкой области будет распределено для области перед основным фокусом, в то время как одна треть будет располагаться за этой плоскостью, как показано на рисунке 4.2. Эта схема обычно работает очень хорошо, поскольку для большинства изображений область интереса сосредоточивается вокруг плоскости фокуса и немного перед ней.
На величину глубины резкости влияют три вещи: значение диафрагмы, фокусное расстояние (настройка зуммирования) объектива и расстояние от объекта до объектива. Чем меньше значение диафрагмы, тем большая глубина резкости будет обеспечена переднему плану и области за основной точкой фокуса (но все еще придерживаясь отношения 1/3 - 2/3, упомянутого ранее). Настройки более широкого зуммирования обеспечивают более объемную глубину резкости, в то время как настройки зуммирования телеобъектива обеспечивают менее объемную глубину резкости. Чем дальше объект, на котором фокусируется внимание, от камеры, тем более вероятно, что основная часть глубины резкости (которая, как мы помним, сосредоточена в основном перед объектом) охватит область, в которой мы заинтересованы. В цифровой фотографии это означает, что решения по выбору глубины резкости, вероятно, будут наиболее важны для фотографий крупных планов, а что-либо расположенное далее 1,5-1,8 м от камеры, вероятно, будет четким независимо от значения диафрагмы или настройки зуммирования.

Рисунок 4.2.

Объектив, настроенный на самое широкое раскрытие диафрагмы, скажем f2.8, максимально использующий настройку зуммирования и сфокусированный на объекте, очень близком к камере, будет иметь наименьшую глубину резкости. Вы можете использовать это при съемке портретов, чтобы сфокусировать все внимание на лице вашего объекта. При настройке объектива на самое небольшое раскрытие диафрагмы, возможно f22, установке его в позицию широкоугольной съемки и фотографировании предмета, находящегося далеко от камеры, глубина резкости будет наибольшей. Это может быть важным при создании снимков динамичных спортивных событий, когда вы не знаете точно, где ваш объект будет в момент создания фотографии.

Почему бы не использовать небольшое раскрытие диафрагмы всегда?
Если самое небольшое раскрытие диафрагмы дает наибольшую глубину резкости, почему бы не использовать его как можно чащe? Игнорируя художественные аспекты (наличие всего в фокусе не всегда приводит к созданию наилучшим образом выглядящего изображения), важно знать, что дополнительная глубина резкости, предоставляемая небольшим раскрытием диафрагмы, достается дорого. Эффект, известный как дифракция (преломление лучей), уменьшает общую резкость изображения при минимальном раскрытии диафрагмы объектива. Поэтому, хотя большая часть изображения будет приемлемо четкой, общая резкость изображения будет слегка снижена. Объектив обычно дает наиболее четкие результаты при раскрытии диафрагмы, меньшей на одно или два значения, чем максимальное. Объектив с максимальным значением диафрагмы f2.8 обычно предоставляет наиболее четкое изображение (и хороший компромисс в глубине резкости) при f4 или f5.6. Меньшее раскрытие диафрагмы полезно, если вы хотите добавить еще больше глубины резкости и не возражаете против потери очень небольшого количества резкости.

Вы обратите внимание, что по мере того, как вы увеличиваете масштаб с помощью зума, скажем, до нуля для лица на портрете, фон становится размытым, а объекты на переднем плане - менее четкими. Это происходит, поскольку глубина резкости снижается по мере того, как фокусное расстояние или настройка зума объектива увеличивается. Широкоугольные объективы обеспечивают большую глубину резкости, телеобъективы дают очень небольшую.
Обычно ваша цифровая камера выбирает фокус ваших изображений автоматически при съемке, если только у вас не так называемая камера с фиксированным фокусом (что обычно означает, что ваш объектив не имеет возможности зуммирования). Камеры с фиксированным фокусом могут создавать приемлемую резкость для типичного диапазона расстояний съемки (и у них иногда есть настройки крупноплановой съемки, которые расширяют это расстояние немного), но вам лучше всего иметь автоматический фокус, особенно поскольку вы можете обычно изменить настройку камеры, удерживая кнопку затвора частично нажатой, когда часть изображения, которую вы хотите подчеркнуть, находится в резком фокусе. Наличие полного ручного управления фокусом даже лучше. Более мощные цифровые камеры часто имеют несколько режимов автоматической фокусировки и областей фокусировки. Например, у вас может быть возможность выбора между тем, чтобы заставить камеру собирать информацию по фокусировке из различных областей в пределах области объекта или работать только с «точечной» областью фокуса (обычно в центре видоискателя), как показано на рисунке 4.3.

Рисунок 4.3. Ваша система автофокусировки может выбирать одну из нескольких зон или концентрироваться на центре области объекта

В части Создание превосходных изображений я покажу вам способы использования глубины резкости и фокуса в качестве инструментов художественной фотографии. Но до этого вы должны научиться использовать элементы управления диафрагмой и фокусом своей камеры.

Использование зума

Последним элементом управления объектива, с которым вам необходимо познакомиться, является элемент управления зумом, который регулирует размер изображения. Овладеть им довольно легко. Зуммирование знакомо каждому, кто видел кино про боевые искусства, когда камера быстро наезжает на встревоженное лицо окруженного врагами героя (или съемка видеокамерой на семейной свадьбе, где наезд осуществляется, чтобы подчеркнуть ужас на лице жениха). Зуммирование увеличивает или уменьшает размер изображения, изменяя фокусное расстояние объектива с широкого угла до телеобъектива, и наоборот.
Владельцам цифровой камеры повезло. Значительно легче разработать объектив с резким увеличением при скромных фокусных расстояниях, необходимых сенсору цифровой камеры, так что вы можете обычно рассчитывать на свой объектив в получении наибольшей возможной резкости, независимо от настройки зума. Тем не менее существуют некоторые нюансы в отношении цифровых объективов с переменным фокусным расстоянием, о которых вы должны знать.

  • Зум цифровой камеры обычно не обеспечивает такой широкоугольный вид, который предоставляет хороший короткий зум-объектив для 35-миллиметровой камеры. Это является функцией коротких фокусных расстояний, встроенных в цифровой зум-объектив; если ваш 5,6-миллиметровый объектив обеспечивает эквивалент 38-миллиметрового объектива в 35-миллиметровой камере, в нем нет достаточно места для создания значительно более короткого объектива, чем объектив с широким углом обзора (просто не так уж много объективов с фокусными расстояниями менее чем 5 мм). Однако вы можете обойти это ограничение, приобретя широкоугольное приспособление для вашего зум-объектива, описанное далее.
  • Наиболее распространенными диапазонами изменения масштаба для цифровых камер являются увеличения 3:1 -4:1. Это не дает вам много в отношении создания значительного эффекта телеобъектива. С помощью средней цифровой камеры вы можете достичь лишь эквивалента 105-150-миллиметрового телеобъектива. Некоторые более профессиональные модели изменяют масштаб вплоть до 10:1 или более (эквивалент 35:350 мм в 35-миллиметровой камере), но эти камеры дороги.
  • Многие цифровые камеры имеют как оптическое (реальное) изменение масштаба, так и цифровое (имитируемое) Зуммирование. Последнее создает больший эффект зуммирования, чем та же камера обеспечивает оптически, расширяя пиксели в центре сенсора для заполнения целой области изображения. Результаты могут быть хорошими, но вы потеряете некоторую резкость при цифровом зуммировании, как вы можете видеть на рисунке 4.4.

Рисунок 4.4. Слева - нормальный снимок; в центре - оптическое увеличение в три раза; справа - цифровое увеличение в пять раз

  • Подобно многим объективам с переменным фокусным расстоянием для пленочных фотоаппаратов, зум цифровой камеры часто изменяет максимальное раскрытие диафрагмы по мере того, как вы изменяете масштаб изображения. Экспонометр вашей камеры позаботится об изменении автоматически. Важно знать, что способность максимального поглощения света, предоставляемая вашим объективом, будет уменьшаться по мере того, как вы увеличиваете масштаб изображения. Потери могут быть небольшими или, возможно, более существенными, в зависимости от конструкции объектива. Один объектив при изменении масштаба 3:1 может изменять максимальное значение раскрытия диафрагмы с f2.8 до f4.8 по мере увеличения (более чем полтора деления разницы), тогда как другой может заменить значение лишь с f2 на f2.5 (приблизительно половина деления). Более дорогие объективы обычно обеспечивают меньшие потери света, это дорогие объективы с возможностью изменения масштаба 10:1, о которых я говорил ранее, при зуммировании они заменяют значение диафрагмы лишь с f2.8 на f3.5.

Узнайте, как работать с зум-объективом вашей камеры. Обычно имеется переключатель, который уменьшает масштаб изображения, когда вы нажимаете на него слева, и увеличивает масштаб, когда вы нажимаете на него справа. В оптическом видоискателе вашей камеры масштаб изменяется также, чтобы компенсировать изменение в фокусном расстоянии. Если вам повезло и у вас есть однообъективная зеркальная цифровая камера, вы можете, конечно, наслаждаться тем же изображением, которое видит ваш сенсор.

Приспособления для объектива

Принадлежности объектива позволяют вам присоединять дополнительные приспособления к внешней стороне вашего объектива для получения дополнительных инструментов художественной съемки или повышения качества ваших изображений. Типичные приспособления описаны в следующих разделах.

Бленда объектива

Бленда объектива предотвращает поступление света, который не нужен для создания фотографии. Источник яркого света, такой, как солнце или сильная лампа, расположенная сбоку от объекта, может освещать объектив под углом, что вызовет отражение света и снижение контраста. Хорошая конструкция камеры включает некоторое встроенное затенение, так что бленда может вам совсем и не понадобиться. В любом случае бленда объектива наиболее важна, когда вы используете ваш объектив при максимальном увеличении. Когда вы увеличиваете масштаб до положения телеобъектива, объектив имеет намного более суженную зону обзора, так что назойливый источник света охватывает большую область. Зум-объективы с большим увеличением (более 5:1) также выигрывают от использования бленды, поскольку они обычно сложны и имеют множество элементов, поэтому они в большей мере ухудшают изображение, когда дополнительный нежелательный свет льется в объектив.

Фильтры

Фильтры являются полезными приспособлениями, которые предоставляют дополнительные эффекты и возможности. Например, нейтральный (ND) фильтр является темно-серым фильтром, который уменьшает количество света, достигающего сенсора. Поляризационный светофильтр снижает количество отражений от стеклянных и блестящих объектов и может значительно затемнить небо. Флуоресцентный (FD) фильтр настраивается для получения неправильного цветового баланса, аналогичного тому, что вы можете получить при флуоресцентном освещении. Существуют многие другие полезные фильтры, которые мы изучим далее в этой книге.

Объективы для съемки крупных планов

Объективы для съемки крупных планов являются устройствами наподобие фильтров, которые позволяют фокусироваться на более близком расстоянии, так что вы можете сфотографировать очень небольшие объекты (или объекты нормального размера в непривычно близком диапазоне). Они наиболее полезны при использовании с камерами, у которых нет возможностей близкой фокусировки, но такие объективы доступны и для одной из моих цифровых камер, которая фокусируется вплоть до 0,8 дюйма (2 см).

Приспособления для настройки широкоугольного/телеобъектива

Приспособления широкоугольного и телеобъектива создают более широкое поле обзора и более интересные эффекты телеобъектива, снижая и повышая встроенную возможность увеличения вашего объектива. Хотя такие приспособления немного снижают качество изображения, они позволяют вам получать изображения, которых вы никогда не сможете получить иначе. Тиффен (tiffen), например, создает угол шириной .56х (который преобразует 38-миллиметровый объектив в широкоугольный 21-миллиметровый) и телеконвертер 2х (который преобразует 150-миллиметровый объектив в супертелеобъектив 300 мм), как вы можете видеть на рисунке 4.5.

Рисунок 4.5. Дополнительные приспособления для настройки широкоугольного/телеобъектива могут дать вам очень близкие виды (в центре) и очень широкий угол обзора (внизу)

Приспособления для создания специальных эффектов

Принадлежности для создания специальных эффектов являются приспособлениями наподобие фильтров, которые позволяют создавать специальные эффекты, такие, как составные изображения, эффекты звезд и другие интересные виды.
Прикрепление приспособлений объектива может быть легким, если у вас цифровая камера среднего уровня или с улучшенными возможностями. Эти модели обычно оснащаются стандартной резьбой или штыковой оправой, которые позволяют прикреплять к объективу разнообразные приспособления. Если вам очень повезло, оправа вашего объектива будет совместима с недорогими приспособлениями сторонних производителей, что прекрасно, если вам необходим специальный фильтр или приспособление. В ином случае вам придется работать с ограниченным количеством приспособлений, предлагаемых поставщиком вашей камеры.
Поскольку многие объективы цифровой камеры сравнительно небольшие в диаметре, вы, возможно, не сможете прикрепить к ним внешние приспособления для объектива вашей 35-миллиметровой камеры. Например, моей цифровой камере Nikon нужны 28-миллиметровые ввинчиваемые приспособления, в то время как большинство объективов для моей зеркальной камеры Nikon требуют 52 миллиметровых приспособлений. Если разница не слишком велика, вы, возможно, сможете приспособить устройства для большего объектива к использованию с меньшим объективом с помощью одного или нескольких колец пошагового увеличения.
Например, если ваша цифровая камера использует 43-миллиметровые фильтры и у вас уже есть ряд 55-миллиметровых приспособлений для своей пленочной камеры, вы, возможно, сможете найти кольцевое сопрягающее устройство с 43 до 55 мм или, что более вероятно, скажем, кольцо 49-55 мм с кольцом 43^9 мм. Убедитесь, что получившееся в результате устройство не затемняет ваш видоискатель или вспышку (или будьте готовы смириться с последствиями). Кольца также могут непреднамеренно стать блендой вашего объектива и обрезать углы изображения, добавляя эффект под названием виньетка.
Но не волнуйтесь, если у вашей камеры нет винтовой резьбы. Тиффен (tiffen) делает присоединяемое сопрягающее устройство для объектива, которое подходит для многих самых распространенных цифровых камер, и предоставляет 37 миллиметровую винтовую резьбу для присоединения приспособлений этой компании. В конце концов, вы также можете просто держать фильтр перед своим объективом или приклеить его на корпус камеры.

Уход за объективом

Профилактика является наилучшим методом ухода за вашим объективом. Если вы будете бдительны, вы сможете полностью избежать большинства потенциальных проблем. Из-за небольшого переднего диаметра объективов многих цифровых камер вы должны избегать отпечатков пальцев, пыли, царапин и других вещей, которые могут снизить качество вашего изображения. Даже крошечные загрязнения и пылинки кажутся большими в объективе с небольшой площадью поверхности. Объективы могут быть немного мягче, чем другие типы стекла или пластмассы, так что вы должны обращаться с ними с особой осторожностью.
Некоторые владельцы цифровых камер устанавливают простой стеклянный фильтр или фильтр верхнего света (который отфильтровывает ультрафиолетовый свет, что может дать фотографии голубоватый оттенок) навсегда на внешней стороне своего объектива. Такие фильтры дешевы (обычно $10 или менее) и могут очищаться немного более неосторожно, чем сам объектив. Если такой фильтр становится поцарапанным, его можно просто выкинуть и заменить новым (или намазать слегка вазелином и использовать в качестве самодельного фильтра для создания эффекта «привлекательной размытости»).
Лично я не покупаю фильтр верхнего света в качестве защиты. Я хочу иметь максимальную четкость, которую мой объектив может обеспечить, а дополнительный слой стекла, даже тщательно очищенный, может немного снизить качество изображения. Я использую фильтр, когда хочу получить преимущество от создания эффекта с помощью фильтра, но, если бы постоянный фильтр был таким выгодным, поставщики камер должны были бы поставлять их вместе со своими продуктами.
Хорошим компромиссом является использование простого стеклянного фильтра вместо вашей крышки объектива. Убирайте фильтр при создании важных фотографий (и не забывайте быть особенно осторожным с вашим объективом при съемке). Тем не менее, если так случилось, что у вас появилась «возможность, которая появляется раз в жизни», и вам нужно сделать снимок очень быстро, ваш фотоаппарат будет готов сработать и сделать снимок без снятия фильтра. Как-никак, если вам посчастливилось увидеть известную личность в продовольственном магазине, будут ли газеты беспокоиться о четкости ваших изображений?
Вот несколько дополнительных советов, которые позволят избежать проблем с объективом:

  • Выключайте вашу камеру, когда она не используется, особенно если ваша камера имеет убирающееся прикрытие для объектива. Хотя цифровые камеры могут выключать свою электронику самостоятельно через несколько минут неактивности, они могут не закрывать эту выдвигающуюся крышку автоматически.
  • Следите за пальцами! Даже самые чистые руки оставляют жирные отпечатки, которые могут сделать ваше изображение смазанным.
  • Старайтесь, чтобы дождь или снег не попадал на объектив вашей камеры. Даже чистые осадки содержат атмосферную пыль и сажу.
  • Будьте осторожны при съемке в задымленной обстановке. Дым может запачкать чистую поверхность вашего объектива даже во врем'я быстрой экспозиции.
  • Когда приходит время чистить объектив, избегайте тереть его салфеткой. Даже самая мягкая ткань при объединении с жесткими зернами пыли, которые осели на вашем объективе, может стать такой же грубой, как наждачная бумага. Вместо этого сдуйте пыль с помощью опрыскивателя или аэрозольного баллончика (будьте осторожны и не наклоняйте баллончик, иначе сжатая жидкость из него забрызгает весь ваш объектив!) и слегка почистите поверхность объектива с помощью щетки. Используйте щетку для объектива или самодельную кисть, сделанную из свернутой салфетки для очистки объектива с оборванным концом, как показано на рисунке 4.6. Если для удаления жирных отпечатков необходимо немного жидкости, подышите на объектив или используйте специальную жидкость для очистки объектива.

Рисунок 4.6. Иногда салфетку для очистки объектива лучше всего использовать в качестве кисти.

Элементы управления освещением: основы

Базовые элементы управления освещением, которые вам нужно знать, включают использование вашей вспышки. Вы должны изучить:

  • Изменение режима вспышки. Возможные варианты могут включать: всегда включена, всегда выключена, автоматический режим (использование вспышки, только когда необходимо), заполняющая вспышка (для обеспечения дополнительного освещения для самых затемненных мест) и режим снижения эффекта красных глаз (специальная настройка вспышки, которая помогает уменьшить ужасающий эффект красных отражений в глазах).
  • Как использовать внешнюю вспышку, если она доступна для вашей камеры.
  • Как использовать несколько вспышек для создания специальных эффектов освещения.

Элементы управления освещением: более тщательный анализ

В части Создание превосходных изображений я покажу вам, как эффективно использовать освещение, на примере целого ряда ситуаций. Сейчас вы просто должны узнать, какие различные типы освещения существуют и как элементы управления вашей цифровой камеры обеспечивают вас различными вариантами выбора.

Существующее освещение в помещении

Освещение, существующее в помещении, иногда называется доступным светом, но этот термин несколько спорен. Строго говоря, если у вас есть электронная вспышка или прожектор мощностью в миллионы ватт, которые вы можете направить на ваш объект, этот свет так же доступен, как и освещение, которое уже есть. Но чаще всего, когда мы говорим доступный свет, мы имеем в виду свет, который существует в помещении, не принимая во внимание дополнительные приспособления фотографического освещения.
Фотографирование при существующем свете обычно означает создание изображений без вспышки, но, как вы узнаете позже в этой книге, это не означает, что вы не можете использовать освещение, которое уже есть, так, чтобы приспособить его для своих нужд. Освещение в помещении может исходить из окна, верхнего освещения, ламп, камина, света, исходящего из подсвеченного бассейна, фонарика, находящегося у вас под подбородком, в то время как вы скрываетесь в палатке, или любого другого источника. Для того чтобы снимать эффективно с существующим светом, вам необходимо знать, как выключить ваше устройство вспышки и использовать элементы управления экспозицией и фокусом (которые описываются в этой главе), которые встроены в вашу камеру.

Существующее освещение на улице

Существующее естественное освещение может включать яркий дневной свет, дополнительный яркий отблеск от песчаных побережий или снежных склонов, капризное освещение в сумерки или на рассвете, облачное освещение в сумрачные дни или любую из бесчисленного количества других внешних ситуаций, с которыми вы можете столкнуться. Этот тип съемки изображений без вспышки также требует искусного использования элементов управления экспозицией и фокусом вашей камеры.

Долговременные экспозиции

Долговременная экспозиция (В обычных пленочных фотоаппаратах она называется «ручная выдержка». -Примеч. науч. ред.) - это специальный тип экспозиции при существующем освещении в помещении или на улице, производимый с помощью оставления затвора открытым на длительный период времени (обычно от одной секунды до минуты или двух). Вы можете получить некоторые очень интересные эффекты с помощью длительной экспозиции, и я расскажу вам поподробнее об этом в части Создание превосходных изображений . Для того чтобы работать с длительными экспозициями, вам придется научиться использовать элементы управления экспозицией Time или Bulb вашей камеры. Также может быть полезным научиться использовать автоспуск вашей камеры и овладеть использованием штатива, чтобы поддерживать камеру в устойчивом положении.

Съемка в помещении со вспышкой

Вы можете использовать вспышку в помещении, чтобы остановить действие во время баскетбольной игры, осветить групповой снимок, создать впечатляющий портрет или просто создать фотографию дня рождения ребенка. Чтобы эффективно использовать вспышку, вы должны изучить различные режимы вспышки вашей камеры. Обратите особое внимание на режим снижения эффекта красных глаз, который ваша камера может предложить. Этот режим может использовать включение вспышки перед экспозицией, для того чтобы расширить зрачки глаз ваших объектов до самой экспозиции, таким образом уменьшая возможность получения ужасающих красных отражений вспышки от радужной оболочки глаза.
Ваша камера может иметь разъем для внешней вспышки или место для установки вспомогательной вспышки. Вы можете использовать внешнюю вспышку для обеспечения дополнительного освещения или в качестве второй вспышки для создания более интересного портретного освещения. Важно знать, как изготовитель вашей камеры рекомендует подсоединять эти устройства дополнительной вспышки к вашей цифровой камере. Вам, возможно, придется использовать только вспышки, созданные специально для вашей камеры, поскольку некоторые устройства сторонних производителей используют такое высокое напряжение, что электрические схемы вашей камеры могут перегореть (я дам несколько советов по тому, как избежать этого несчастья, далее в этой книге).

Съемка со вспышкой на улице

Вспышка может быть полезной также и на открытом воздухе, если вы хотите сделать фотографию вечером, если необходимо осветить сумеречный день или просто хочется заполнить тени в яркий день. Ваша камера, вероятно, имеет такой режим вспышки, который позволяет использовать ее, даже когда сцена освещена достаточно, как показано на рисунке 4.7. Это может быть режим «всегда включена», при котором вспышка зажигается каждый раз, или, если вам повезло, более совершенный режим заполняющей вспышки, который позволяет вам легко сбалансировать освещение вспышки с существующим освещением.
Независимо от того, как вы используете свою вспышку, вам необходимо свериться с инструкциями по использованию вашей камеры, чтобы узнать, каков рекомендуемый диапазон вспышки для вашего устройства. Ни одна электронная вспышка не имеет неограниченной мощности, и чем дальше ваш объект от вспышки, тем меньше света он получит. Фактически освещение вспышки рассеивается в соответствии с правилом обратных квадратов: переместите объект, который находится в четырех футах от камеры, до места в восьми футах от камеры, и он получит одну четверть того света, который получал раньше (не половину).
Диапазон вспышки является рекомендуемым расстоянием, как, например, 6-15 футов, на котором вспышка может эффективно осветить предмет. Существуют некоторые незаметные на первый взгляд последствия ограничений вспышки, которые мы опишем в последующих Главах. Сейчас изучите диапазон вспышки вашего собственного фотоаппарата и не пытайтесь фотографировать с 100-го ряда на следующем концерте!

Рисунок 4.7. На улице заполняющая вспышка может использоваться для осветления глубоких теней

Элементы управления экспозицией: основы

Ключевыми элементами управления камеры, которые вам необходимо изучить, являются настройки, которые определяют, насколько хорошо выдержано ваше изображение. Ваша цифровая камера, вероятно, имеет элементы управления лишь автоматической экспозицией, но они, скорее всего, будут более гибкими и предложат больше возможностей, чем вы можете подумать. Вы должны изучить некоторые базовые техники.

  • Изучите режимы автоматической экспозиции вашей камеры. У вас, вероятно, будет возможность выбирать из различных ситуаций создания снимков, таких, как фотографирование спортивных событий, пейзажей, портретов и так далее, с режимом экспозиции, отрегулированным для данной ситуации.
  • Выясните, имеет ли ваша камера настройку приоритета диафрагмы (в котором вы выбираете значение диафрагмы, а экспонометр камеры выберет подходящую выдержку затвора) или настройку приоритета выдержки затвора (в котором вы выбираете выдержку затвора, а камера выбирает подходящее значение диафрагмы). Как вы узнаете, каждый из этих режимов имеет свои преимущества при определенных ситуациях съемки.
  • Узнайте, позволяет ли ваша камера игнорировать автоматические настройки экспозиции, чтобы добавить немного дополнительного освещения или немного снизить время экспозиции для создания специальных эффектов или чтобы компенсировать необычное освещение.
  • Изучите, как фиксировать определенную экспозицию, которая может быть вычислена автоматически, так что вы можете настроить выдержку для определенного объекта, а затем отступить назад и сделать фотографию из другого положения.

Элементы управления экспозицией: более тщательный анализ

Цифровые камеры хорошо выполняют работу по изучению сцены, решая, какие части важны, а затем экспонируя так, чтобы подчеркнуть эти объекты. Однако по мере того, как вы будете развивать свои художественные таланты, вы захотите получать все более полный контроль над экспозицией. Возможно, вы захотите, чтобы скорость затвора была более медленной для создания художественного смазанного эффекта при съемке быстро двигающихся объектов. И наоборот, вы можете захотеть использовать самую короткую выдержку затвора, чтобы зафиксировать действие. В другой раз вы, возможно, захотите использовать конкретное значение диафрагмы, чтобы сделать глубину резкости максимальной или минимальной. Или вы захотите добавить немного дополнительного освещения, чтобы заполнить изображение светом, или убрать немного света, чтобы создать приглушенный, мрачноватый вид.
Вам не нужно использовать полностью ручное управление экспозицией вашей камеры, чтобы руководить вашими экспозициями. На самом деле, часто вы можете позволить камере сделать большую часть работы, а затем немного изменить изображение с помощью кнопки положительной/отрицательной коррекции экспозиции. Когда мы вплотную займемся практическими упражнениями в части Создание превосходных изображений вы узнаете немного больше о том, как работает экспозиция и как ее заставить работать на вас.
Однако вы должны понимать, что не существует такой вещи, как прекрасная экспозиция. Даже если камера может точно воспроизвести каждый цвет и каждую тень, это может быть не тем, что вы хотите получить. Вместо этого экспонометр цифровой камеры делает все так, как он может. Если задуматься, вычисление экспозиции является сложным делом, даже для фотографии, которая на первый взгляд так проста, как портрет. Если ваш объект выступает в театре Ка-буки или мим, его бледный белый грим будет отражать намного больше света, чем если ваш объект имеет темно-коричневую или черную кожу. Что, если существуют другие источники освещения или яркие объекты в кадре? Не спутает ли это экспонометр? Или как насчет черного бархатного фона?
На практике экспонометр может усреднять все освещение в кадре, выбирая только те области, которые, как показывает его программа, могут быть важными, или сконцентрироваться на определенной части изображения (обычно на центре). В среднем программы экспозиции предполагают, что наиболее важная объектная область отражает около 18%свста (эта цифра была определена учеными, работающими в сфере фотографии, которые, по-видимому, вывели ее в основном имперически). Вы могли даже видеть одну из профессиональных черно-белых фотографий с 18%-ным освещением основной области, которые иногда используются в качестве стандарта экспозиции. На практике электрическая схема экспозиции цифровой камеры предполагает, что из того количества света, которое она считывает, 18% освещения падает на объект и регулирует экспозицию соответственно. Если ваш объект отражает свет (например, на фотографии снят большой участок неба), вы можете отрегулировать это для компенсации лишнего освещения.

Понятие выдержки затвора

Вашими основными инструментами управления экспозицией являются значение диафрагмы (количество света, достигающее сенсора), описанное ранее в этой главе, и выдержка затвора, которая контролирует период времени, когда свету позволяется воздействовать на сенсор.
Выдержка затвора обычно измеряется в целых секундах и долях секунды и в типовой камере может колебаться от 1 секунды до более типичных скоростей, таких, как 1/60 и 1/125 секунды, и до коротких экспозиций порядка 1/2000 секунды. Цифровые камеры могут использовать сигналы CCD, чтобы электронно имитировать работу затвора, или могут иметь встроенный механический затвор, который действительно открывается и закрывается через необходимый промежуток времени. Некоторые камеры используют комбинацию обоих видов затворов.
Выдержка затвора влияет не только на экспозицию, но также и на возможности вашей камеры по съемке объектов, находящихся в движении. При длительных выдержках затвора ваш объект получает достаточно времени, чтобы переместиться во время экспозиции, создавая тем самым эффект смазанности. При более короткой выдержке затвора действие может быть четко зафиксировано на определенный момент времени, как вы можете видеть на рисунке 4.8. Движение объекта является не единственной потенциальной причиной нечетких изображений: если ваша рука трясется во время экспозиции, вы обнаружите, что все на фотографии выглядит смазанным. Обучение выбору правильной выдержки затвора в определенной ситуации съемки может быть важным шагом по дороге к овладению искусством фотографии.

Рисунок 4.8. Короткая выдержка затвора может «заморозить» объект в движении

Теперь вам не нужно беспокоиться о сложностях экспозиции. Я предложу вам решения по получению наилучшей экспозиции, когда мы будем работать над каждым проектом в книге. Все, что вам нужно знать, это как управлять режимами экспозиции вашей камеры.

Другие элементы управления: основы

В зависимости от модели вашей цифровой камеры, вы можете иметь несколько дюжин других элементов управления, которыми вам придется овладеть прежде, чем вы получите полную власть над вашим фотоаппаратом. Вам не нужно изучать их все прямо сейчас. По мере работы со своей камерой вы можете обнаружить, что определенный элемент управления способен повысить уровень вашей работы со съемкой изображений, что заставит вас стремглав побежать к инструкциям по применению вашей камеры для получения информации. Вот список некоторых наиболее общих элементов управления, с которыми вы столкнетесь:

  • Размер/разрешение изображения. - Вам не придется делать каждую фотографию при максимальном разрешении, возможном в вашей камере. Вы обнаружите, что можете поместить больше снимков на свою карту памяти при более низких разрешениях и можете получить изображения, которые лучше подходят для работы с конкретными приложениями. То есть, если вы делаете большую группу кадров для Web-страницы, вам, вероятно, не нужны изображения с очень высоким разрешением, так как набора картинок с разрешением 640x480 или 1024x768 вполне хватит.
  • Сжатие изображения. - Ваша камера может предложить вам выбирать, насколько сильно сжать каждое изображение перед тем, как сохранить его на вашем сменном носителе. Чем выше коэффициент сжатия, тем больше изображений вы сможете сохранить. Но с другой стороны, вы потеряете часть информации изображения (навсегда). Если очень высокое качество важно для вас. изучите, как выбрать минимальное сжатие (или никакое).
  • Баланс белого. - Каждый источник освещения имеет собственную цветовую «температуру», которая может давать от голубоватого оттенка (в полдень) до красноватого (в сумерки или в помещении при освещении лампами накаливания). Ваша камера может отрегулировать свой баланс белого автоматически или позволить вам сделать это вручную. Если вы находите, что цвет на ваших изображениях ненамеренно сбалансирован неправильно, научитесь использовать управление балансом белого.
  • Элементы управления настройкой изображения. - Ваша камера может иметь встроенные элементы управления точной настройки, которые улучшают насыщенность (разнообразие цветов), повышают резкость изображения, увеличивая контраст, устраняют не имеющие отношения к изображению артефакты, которые появляются на ваших фотографиях как электронный «шум», или выполняют другие действия по настройке изображений.
  • Режимы фотографирования. - Некоторые камеры позволяют делать отдельные снимки, а также непрерывные потоки изображений (подобно тому как в 35-миллиметровой камере существуют возможности съемки отдельных снимков, нескольких снимков подряд или даже 30 - 40-секундных клипов). Вы можете найти это полезным для фотографирования спортивных мероприятий или фиксации движения для ваших Web-страниц.
  • Чувствительность. - Сенсоры цифровой камеры обычно имеют по умолчанию ту же чувствительность или скорость, что и пленочные с ISO (Международная организация по стандартизации) 100. Вы можете установить эту величину на ISO 200, 400 или 800, если вам нужна дополнительная чувствительность, или позволить камере выбрать эту настройку самостоятельно. Имейте в виду, что повышение чувствительности в цифровой камере имеет тот же эффект, что и при выборе более высокочувствительной традиционной пленки: вы часто получите дополнительное зерно или шум на своем изображении, хотя вы и сможете сделать фотографию при более низком освещении, более короткой выдержке затвора или меньшем открытии диафрагмы, чем при более низкой настройке.
  • Элементы управления монитором. - Цветной жидкокристаллический дисплей на обратной стороне вашей камеры использует много энергии. Чтобы продлить жизнь батарей, вы должны узнать, как включать и выключать монитор. Большинство камер позволяют вам указывать, как долго жидкокристаллический дисплей или, на самом деле, вся камера должна оставаться активной, когда вы не делаете снимков в течение нескольких минут. Вы также должны быть способны управлять тем, какая информация отображается на экране вашего монитора. Варианты могут варьироваться от даты/времени до индикаторов фокуса, показателей процента расхода батарей, небольших пиктограмм изображений или уменьшенных видов фотографий, которые вы уже сняли.
  • Просмотр и удаление. - Среди вещей, которые вы можете делать с помощью цифровых фотоаппаратов, но не можете делать на пленочных, существует и возможность удаления изображений с вашей электронной «пленки» до того, как они попадут на компьютер. Ваша камера может иметь свойство быстрого удаления, которое позволит вам стереть изображение немедленно после того, как вы его сделали. Или вы можете захотеть просмотреть свои снимки и удалить выбранные. Способность редактировать изображения в вашей фотокамере поможет вам сохранить время, которое вы не будете затрачивать на редактирование в дальнейшем, и продлить время съемки, так как вы сэкономите место на карте памяти с помощью удаления плохих изображений.

Что дальше?

Последняя глава данной части Композиция познакомит вас с основами создания композиции. Вам нужно знать лишь немного о том, как размещать объекты на вашем изображении для создания приятного вида. Все, что вы узнаете о построении хороших изображений, может быть применено по отношению к практическим главам части Создание превосходных изображений. Готовьтесь начать активно работать, поскольку теоретическое изучение основ фотографии практически завершено.

Используются технологии uCoz