Фотографирование спортивных событий и движущихся объектов

Есть только одно занятие более занимательное, чем наблюдение за хорошим спортивным состязанием, - фотографирование с помощью цифровой камеры самой схватки и оживленного волнения после нее. Эта глава откроет вам некоторые секреты того, как с помощью даже недорогого оборудования можно делать фотографии объектов в движении, которыми вы потом будете гордиться.

Для фотографирования спортивных событий не нужно быть болельщиком

Я совсем не болельщик. Даже в своем солидном возрасте я лучше пойду на баскетбольный корт и, перепутав все правила, приму участие в поднимающей настроение игре со старыми друзьями, чем буду сидеть и смотреть один из скучнейших матчей NBA, в которых только последние две минуты на самом деле имеют значение. К сожалению, однако я не большой мастер и по части игры. Я давно понял, что пробраться с камерой максимально близко к игровому полю гораздо забавнее, чем отдыхать на хорошо оплаченном месте на трибуне.
Поэтому неудивительно, что моей первой постоянной работой стала должность спортивного фоторепортера для ежедневной газеты. Я официально не был писателем до тех пор, пока спортивный редактор газеты не стал публиковать мои двух- и трехстраничные комментарии, дополненные цитатами тренеров, которые я сдавал вместе с каждой фотографией. Может быть, вы не стремитесь стать членом ассоциации фотографов национального уровня или брать Nikon DX1 с собой на основные события, как это делает Дэвид Бергман (David Bergman) из «Sport Illustrated», но вы все же можете получить удовольствие, фотографируя с помощью своей камеры все от игры своих детей в футбол до события на уровне вашего родного города или игры команды низшей лиги. В этой главе вы познакомитесь с основами фотографирования движущихся объектов.
Автор использует английский термин «action» для обозначения событий в движении. Мы переводим его как «действие». Из контекста ясно, движение какого объекта автор имеет в виду. - Примеч. науч. ред.

Решающий момент

При фотографировании спортивных событий главное - снять правильный объект в единственно верный момент. Соединение этих двух элементов требует практики. Мой первый урок как начинающего профессионала заключался в том, что редактор в газете забраковал мою фотографию. «Это замечательный снимок действия», - согласился Дэнни, - но ты запечатлел всего лишь второстепенного игрока, делающего бессмысленные движения уже после того, как исход игры был решен. Даже средненькая фотография ключевого игрока в решающий момент третьей четверти матча была бы лучше».

Совет.
Если вы хотите создать фотографию, заслуживающую публикации, узнайте что-нибудь о членах команд, которые вы собираетесь фотографировать. Кто из них звездные игроки и какие у них номера? Каковы их сильные и слабые стороны? Вам не нужно проводить детальное расследование, но ваша работа станет проще, если вы будете знать особенности игроков, как, например, то, что определенный защитник любит бросать определенному принимающему (американский футбол), или то, что когда определенный игрок выходит на лед, то в ближайшем будущем можно ожидать жертв.

Рука об руку с выбором подходящего объекта идет и выбор подходящего момента. Фотожурналисты Генри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) и Роберт Капа (Robert Сара) известны своими неотразимыми фотографиями, сделанными в решающий момент времени. Книга Картье-Брессона, издаваемая с 1952 года, под названием «The Decisive Moment» («Решающий момент») популяризировала важную фотографическую концепцию, утверждающую, что выбор определенного момента - это самое важное. Именно Капа сделал ужасающую фотографию испанского верноподданного в момент смерти в 1936 году, тем самым претворив в жизнь эту концепцию для всех последующих поколений фотографов. Совет Капы, как поймать этот решающий момент: «Если ваши фотографии не совсем хороши, значит, вы недостаточно близки к этому моменту».
Приближение к решающему моменту и запечатление его - это наилучший совет спортивным фотографам. На самом деле некоторые снимки действия не слишком сильно зависят от определенного момента, в который сделана фотография, можно сфотографировать на секунду-две раньше или позже. Вам понадобится хороший глаз и холодный ум - решение по выбору времени не должно быть импульсивным, чтобы сделать живую фотографию ликующего бомбардира, который только что забил гол, или снимок подающего, смотрящего, насколько высока была подача, если мяч пролетел над его головой за пределы поля. В этих случаях вам необходимо знать правила спортивной игры, понимать, какие события важны, и всегда быть готовым нажать на спуск.
Для многих других фотографий, однако, решение, когда сделать фотографию, так же важно, как и то, что должно попасть в кадр. Сделайте снимок на долю секунды раньше или позже, и вы пропустите самый захватывающий момент. Это может момент, когда ударенный футбольный мяч отрывается от ноги, рука вратаря протягивается, чтобы перекрыть полет мяча, или шайба скользит мимо удивленного вратаря. Некоторые лучшие спортивные фотографии всех времен были сделаны точно в решающий момент, как, например, решающий удар, показанный на рисунке 9.1.

Рисунок 9.1. Снимок решающего удара является примером пойманного подходящего момента

Можете ли вы сделать также? Конечно, если вы знаете некоторые техники, которые я опишу в этой главе. Но для начала необходимо разобраться с серьезной проблемой, существующей в цифровых камерах.

Цифровые камеры и время задержки

Для цифровых камер задержка - это разница во времени между тем, когда вы нажимаете на кнопку спуска, и тем, когда камера делает снимок. В идеале эта разница составляет ничтожную долю секунды. На практике же задержка составляет практически секунду, иногда больше - в зависимости от вашей цифровой камеры. Это означает, что, когда вы видите захватывающее действие, которое хотите запечатлеть, и нажимаете на кнопку, на фотографии ничего впечатляющего может уже не быть.
Очень обидно пропустить момент просто потому, что ваша камера слишком долго реагирует. Обойти эту проблему невозможно, но вы можете снизить ущерб до известной степени. Помните о следующем:

  • Позвольте своей камере устанавливать выдержку и фокус до решающего момента. - Когда вы нажимаете на спуск, многое должно произойти, прежде чем ваша камера сделает снимок. Если камера установлена на автовыдержку и автофокус, она сама вычислит выдержку, диафрагменное число и фокус, прежде чем сделать фотографию. У большинства цифровых камер есть режим, который блокирует обе настройки, когда вы нажимаете на кнопку спуска наполовину. Не забудьте сделать это, когда объект, который вы собираетесь сфотографировать, находится в видоискателе, даже если до того, как вы сделаете снимок, пройдет несколько секунд. Затем нажмите кнопку до конца, когда захотите сфотографировать. Многие камеры среагируют гораздо быстрее при использовании этого режима.
  • Настройте камеру на блокировку автофокуса только тогда, когда вы нажимаете на спуск. - Некоторые камеры позволяют переключать продолжительный автофокус на автофокус, который срабатывает только при нажатии кнопки затвора. Использование этой функции значительно снижает время реакции.
  • Используйте ручную настройку выдержки и фокуса. - Обычно более практично самому установить выдержку в ручном режиме (правильно установленные показатели выдержки могут не измениться за короткий промежуток времени) и оставить камеру в режиме автофокуса. Однако если вы заранее установите фокус на том участке, где, по вашему мнению, должно произойти событие, то вы можете отключить обе эти автоматические функции, что так же ускорит время отклика камеры.
  • Сделайте все, чтобы предугадать решающий момент. - Если вы понимаете правила спортивной игры достаточно хорошо, вы часто можете предвидеть, когда случится что-то захватывающее. Следите за действием через камеру и нажимайте на спуск непосредственно перед большим событием.
  • Будьте готовы стереть значительное количество неудачных снимков. - Я использую временные затишья в спортивных событиях, чтобы просмотреть на жидкокристаллическом экране снимки, которые я уже сделал. Это позволяет мне контролировать то, что я делаю; так я могу исправить свои ошибки, плюс это дает возможность стереть действительно плохие снимки. Стирая плохие снимки, я тем самым освобождаю место на карте памяти для создания других, более удачных фотографий во время последующего действия.
  • Используйте функцию своей камеры по быстрому созданию нескольких снимков. - Это цифровой эквивалент функции электроперемотки пленки, которую я использовал еще очень давно. Эта функция позволяет вам начать создание серии фотографий еще до решающего момента. Немного удачи - и одна из фотографий запечатлеет именно тот момент, который вам был нужен. Ниже я буду подробнее говорить об этой функции.

Как только вы начнете следовать этим советам, вам останется только одно -делать как можно больше снимков. Ваши шансы получения хорошей фотографии будут увеличиваться по мере повышения ваших навыков.

Выбор оружия

Вам совсем не нужно иметь много специального оборудования, для того чтобы делать хорошие снимки движущихся объектов. Конечно, вам не понадобится ничего из того набора приспособлений, которые мы использовали для съемки крупных планов в главе Съемка небольших объектов крупным планом. Однако существуют некоторые минимальные требования и несколько дополнительных аксессуаров, которые могут сделать вашу фотосъемку спортивных событий намного более приятной и приносящей богатые плоды. В следующих разделах вы познакомитесь с несколькими советами, как выбирать средства для такой фотосъемки.

Ваша камера

Почти каждая цифровая камера может быть эффективно использована для создания спортивных фотографий. Однажды я написал статью для фотографического журнала, которая была проиллюстрирована фотографиями, сделанными «мыльницей» и профессиональной камерой. Так как мало внимания уделялось тому, как создаются снимки, трудно было уловить разницу между кадрами, сделанными разными фотоаппаратами. На рисунке 9.2 показана спортивная фотография, сделанная очень недорогой камерой. Я использовал вспышку, чтобы остановить действие, затем добавил размытости движения, чтобы замаскировать низкое разрешение оригинальной фотографии (название университета на этом макете ненастоящее - так что не пытайтесь купить билеты на этот сезон).

Рисунок 9.2. Даже недорогие камеры могут делать такие снимки

Если вы овладеете теми приемами остановки действия, о которых я буду говорить далее в этой главе, вы сможете делать замечательные снимки действия той цифровой камерой, которая у вас уже есть, вне зависимости от ее возможностей. Если у вас модель с фиксированным фокусом без зум-объектива и возможностей ручной настройки выдержки, то вам придется немного поработать с освещением, но, тем не менее, вы спокойно сможете делать фотографии.

Объективы

Для большей гибкости вам определенно захочется использовать камеру с зум-объективом, который позволит вам регулировать зону обзора в то время, как игроки движутся по игровому полю. Объектив с увеличением 3:1 - один из лучш вариантов. Сравните эффективное фокусное расстояние с 35-миллиметровой камерой: объектив с максимальным расстоянием, соответствующим от 135 до 1 мм (или больше) для 35-миллиметровой камеры, позволяет вам фотографирова движущиеся объекты на футбольном поле. Вам также понадобится и более короткое фокусное расстояние, широкоугольные возможности для таких видов cnopта, как баскетбол и волейбол, где вы можете оказаться почти в центре событий.
Действительно, длинные объективы полезны для съемки футбола, бейсбола других видов спорта, где вы можете находиться на некотором расстоянии от и рового поля. Вы найдете самые длинные телеобъективы только на очень дорогих цифровых камерах со сменными объективами. Как я уже говорил в это книге, сенсоры пленочных 35-миллиметровых камер, преобразованных в цифровые, обычно меньше, чем 35-миллиметровые кадры пленки, поэтому сменны телеобъективы получают меньше обзора. Например, 200-миллиметровый теле объектив имеет тот же обзор, что и 320-миллиметровый, используемый на фир менной цифровой камере.
К счастью, вы можете достать дополнительные увеличивающие приспособ ления, которые дают большинству цифровых камер возможности телеобъектив, и широкоугольного объектива. Хотя изображения получаются не такие четкие как при использовании настоящих теле- и широкоугольных объективов, они мо гут дать такую зону обзора, которой вы не получите с помощью обычной каме ры. Вам, возможно, придется использовать дополнительное оборудование теле и широкоугольного обзора, но если у вас распространенная модель камеры, тс вы можете обнаружить, что производитель вашей камеры, так же как и сторонние производители, создает эти аксессуары для вашей модели фотоаппарата. Например, сверхчеткий ЗХ телеконвентор от Nikon, создаваемый для серии Coolpix, будет стоить примерно 250 долларов, но вы можете выбрать преобразователи 6Х или 8Х сторонних производителей за 100 - 150 долларов. Эти устройства также могут увеличить расстояние в два раза для макрообъективов. Каждая модель может сфокусироваться на минимальном расстоянии 30 см, позволяя вам создавать изображение с размерами 1x1,5 см. На рисунке 9.3 показан вид игрового поля, где проходит бейсбольная игра высшей лиги, полученный с помощью приспособления телеобъектива с дальней трибуны. И хотя я находился на расстоянии около 180 м от площадки, я смог увеличить масштаб изображения до приемлемого значения (так как я присутствовал при дуэли подающих, я решил сделать несколько иллюстраций к этой главе).

Рисунок 9.3. Телеобъектив может перенести вас прямо на место действия

Управление фокусом и выдержкой

У некоторых камер есть автоматически программируемые настройки для съемки спортивных событий, которые используют максимально малую выдержку с небольшими ограничениями. Вы можете достичь практически того же эффекта, используя режим приоритета выдержки, который позволяет вручную установить длительность выдержки, в то время как камера самостоятельно высчитывает диафрагменное число.
Ручная настройка фокуса полезна, если вы знаете заранее, где произойдет действие (например, под кольцом), и вы можете помочь вашей камере работать быстрее в режиме автоматической фокусировки.

Цифровые носители

Если только вы не используете камеры Sony с крошечными записываемыми компакт-дисками, которые могут вмещать сотни фотографий, то при съемке спортивных событий всегда существует возможность того, что носитель информации будет заполнен. Особенно это важно, если вы снимаете серии фотографий, чтобы поймать очень быстрое движение.
Я обнаружил, что одной или двух карт памяти CompactFlash вместимостью 64 Мб достаточно для сеанса съемки 3-мегапиксельной камерой, но для фотографирования движения лучше иметь 3 или 4 такие карты под рукой или несколько более вместительных носителей эквивалентного объема. Сегодня доступны даже карты памяти на 256 Мб, которые могут вмещать около 160 3 мегапиксельных фотографий в формате JPEG с полным разрешением. Некоторые камеры могут работать с небольшими жесткими дисками размером до гигабайта. Мы, конечно, намного продвинулись с тех пор, когда первые профессиональные цифровые камеры были экипированы небольшими жесткими диска на 340 Мб, которые нужно было носить на ремне и подключать к камере через провод!
Используя цифровые носители, нужно понимать, что требуется некоторое время, чтобы записать изображение на носитель с карты памяти, и что некоторые устройства хранения работают медленнее, чем другие. Если скорость для вас имеет большое значение, то вам нужно проверить, насколько быстро ваша камера записывает изображение на носитель. Внутренние схемы камер бывают разными, и не все карты памяти им соответствуют.
Вот почему вы можете заметить, что, например, некоторые CompactFla оцениваются как 4Х, а другие как 12Х или больше со скоростью записи 2 Мб секунду или выше, в зависимости от того, как изготовитель измеряет скорое карты. Как можно предположить, чем быстрее карты, тем они дороже. На пра тике скорость карты не играет решающей роли, если вы делаете одиночные снимки и сохраняете их в формате JPEG. Если вы храните фотографии в форм те TIFF, который использует гораздо меньшее сжатие, чем JPEG, или делае несколько фотографий в быстрой последовательности, более быстрые карты позволят вам повысить производительность работы на 25-100% по сравнению более старыми картами памяти (или больше - технологии продвигаются очеь быстро). Если скорость для вас важна, вам лучше всего иметь дело с известным фирменными продуктами от производителей, которые хотят всегда идти в ног со временем и стремятся создавать свою продукцию с учетом новейших технологий хранения.
У крошечных, размером с CompactFlash, хард-дисков, таких, как MicroDriv от IBM, такая же скорость, как и у карт CompactFlash, большая вместимость высокая отпускная цена. У вашей камеры должен быть разъем для CompactFlash . (CF/2) для использования таких жестких дисков плюс достаточно внутреннего электричества, чтобы обеспечить их питанием. Вам стоит узнать об этом у производителя своей камеры, хотя не всегда то, что говорит производитель, соответствует истине. Так, например, на момент написания данной книги Nikon не поддержи вал MicroDrives от IBM для своей серии CoolPix, но многие фотографы расска зывали, что все это прекрасно работает вместе.

Вспышка

Вспышка может быть полезной при съемке спортивных событий в помещенш или ночью для обеспечения того объема освещения, которое вам необходимс для получения хорошего изображения. Более того, относительно короткая про должительность вспышки помогает остановить действие. Отрицательным фак тором является то, что снимки, сделанные с использованием вспышки, выглядя! именно как снимки, сделанные с использованием вспышки, - с очень светлым передним планом и очень темным задним. Обычно встроенные в цифровые камеры вспышки недостаточно сильны, чтобы осветить что-нибудь на расстоянии далее 3-4 метров, что подходит для съемок баскетбола, но не особо полезно при съемке таких игр, как футбол. На рисунке 9.4 показан пример традиционного для баскетбола снимка «мяч вместо головы», который пытается сделать каждый спортивный фотограф. Этот кадр сделан так, что кажется, будто он сделан ночью на улице, - благодаря вспышке.
Если вам действительно нужно использовать вспышку, позаботьтесь о том, чтобы у вас была более мощная внешняя вспышка, совместимая с вашей цифровой камерой. Не утруждайте себя возней с несколькими вспышками. Профессионалы широко использовали их до появления современных быстрых цветных пленок и высокочувствительных цифровых камер, иногда затрачивая часы на то, чтобы подвесить вспышки на балках спортивных арен перед каждым важным соревнованием. Вы же, скорее всего, обойдетесь одной вспышкой или вообще без нее.

Рисунок 9.4. Вспышка замораживает действие, но может сделать фон темным

Штатив

Штатив замедлит ваши передвижения, но он необходим при использовании длинных объективов, особенно при выдержке больше 1/500 секунды. Вы можете обнаружить, что камеру трудно держать неподвижно, если она утяжелена весом телеобъектива, она дрожит, что приводит к большей размытости изображения, в дополнение к той, что вызвана движением ваших объектов. Штатив может предотвратить даже небольшое дрожание камеры, .что придаст больше четкости вашим снимкам.

Совет.
Если штатив используется для того, чтобы закрепить камеру при сравнительно небольшой выдержке (по сравнению с большой выдержкой от 1/30 секунды и выше), многие профессионалы используют штатив с одной опорой, который называется моноподом, - его будет вполне достаточно. Монопод легче и мобильнее. Вы также можете использовать приспособления, которые пристегиваются к вашей груди. Они могут закрепить положение камеры, но передают ей движения вашего тела больше, чем штативы.

Выбор позиции

Важной вещью в спортивной фотографии является выбор места, откуда вы будете фотографировать. Я понимаю, что на профессиональном спортивном соревновании у вас не будет широкой возможности выбирать позицию, если у вас нет журналистской аккредитации. Вы можете даже столкнуться с некоторыми ограничениями при съемке игр в колледжах. Однако на второстепенных спортивных соревнованиях во многих небольших колледжах и университетах и других любительских состязаниях вы сможете делать фотографии откуда угодно, насколько позволяет здравый смысл и правила вежливости. И фотографии, которые вы будете делать, станут хорошей тренировкой перед тем, как вы получите аккредитацию.

Совет.
Придите заранее, найдите нужного человека и спросите у него разрешения делать фотографии с небольшого расстояния. Вы можете просто получить временный пропуск для представителей прессы. Не ожидайте такого обхождения на соревнованиях национального и международного уровня, однако вы можете согласиться и просто на хорошее место на играх младшей лиги. Постарайтесь создать впечатление профессионала, чтобы повысить свои шансы. К стыду своему, мне нужно признать, что я получал доступ на некоторые соревнования, на которых у меня не было права на какое-нибудь место, но сработала простая уловка - я был обвешан тремя фотоаппаратами Nikon и выглядел как приглашенный (черные фотоаппараты с облупившейся краской и проступающей металлической основой выглядят наиболее профессионально в наши дни, пока еще даже профессиональные камеры не превратились в неметаллические).

Ниже вы узнаете об особенностях съемки отдельных видов спорта.

Бейсбол

Расположение прямо над площадкой может быть наилучшим вариантом для наблюдения за игрой, но не для съемки, если только вы не намерены передать выражение лица подающего во время сильного удара. Стальная сетка, обычно использующаяся в качестве заслона, может сделать ваши фотографии немного расплывчатыми.
Профессиональные спортивные фотографы располагаются в крайних нишах. Эта позиция, самая близкая к первой базе, зачастую оказывается наилучшей, так как вы можете, быстро повернувшись, сфотографировать и бегуна, спешащего к своей цели, и подающего, раскручивающего мяч (или же запечатлеть, как он следит за бегуном), и принимающего на второй базе. У вас также будет выгодное положение относительно правого поля. Однако для получения самых лучших снимков подающего вам придется провести некоторое время на той стороне, что ближе к третьей базе. В зависимости от того, с какой силой и скоростью делаются подачи, от того, левша или правша подающий, лучше могут получиться снимки, сделанные с одной или другой стороны поля.
И все же, если вас выгнали на верхние ряды, вы можете сделать приемлемые фотографии, если хотите иметь такую большую фотографию, как та, что показана на рисунке 9.5, на которой бегуна держат на первой базе.

Рисунок 9.5. Вы можете сделать хорошие фотографии на профессиональном бейсбольном матче, если вы не против больших фотографии

Баскетбол

Баскетбол - это единственная игра, в которой все внимание концентрируется вокруг одной точки - корзины, поэтому вы поймете, что лучшая позиция для съемки будет находиться за корзиной. Единственной проблемой является то, что у вас получится очень много фотографий с игроками, у которых руки подняты вверх. Не бойтесь отойти к боковым линиям, чтобы получить новый ракурс. И хотя ракурс снизу не лучший, когда играют такие высокие игроки, а ракурс сверху делает ваши фотографии похожими на стоп-кадр видеоигры по мотивам игр NBA, вы можете сделать хорошие снимки, если будете сидеть на первом-втором ряду. На рисунке 9.6 показана фотография, сделанная из-под корзины.

Рисунок 9.6. Если вы снимаете из-под корзины, будьте готовы, что на многих фотографиях у игроков руки будут подняты

Американский футбол

Футбол всегда казался мне проблематичной игрой, так как его всегда посещает так много людей, которые могут запросто оттеснить тебя, если ты закрываешь им вид. На играх в колледжах боковая линия располагается настолько близко к трибунам, что любой дополнительный человек, двигающийся по полю, обязательно будет мешать болельщикам. Стоять за воротами тоже не лучший вариант, так как болельщики находятся и там.
Вы можете попытаться пригнуться, это позволит вам снимать под более низким углом - позиция, которая иногда дает интересные ракурсы. Проблема заключается в том, что такое положение сильно снижает вашу мобильность. Вы не сможете легко отпрыгнуть, когда стокилограммовый нападающий направляется к боковой линии, и вы, конечно, не будете успевать менять позицию синхронно с быстро происходящими действиями.
Лучше всего для вас будет держаться боковой линии, двигаясь по возможности быстро, таким образом каждый раз мешая разным зрителям. Передвигайтесь к концам поля, когда необходимо, для того, чтобы запечатлеть защитника, выбивающего мяч с первой линии, или нападающего, пробивающегося к воротам.

Футбол

С точки зрения фотографии футбол во многом похож на американский футбол, за исключением того, что болельщики обычно менее воинственно настроены (если только мы не говорим о матчах средней школы или тех матчах, что проходят в Европе). Продвигайтесь параллельно действию вдоль боковых линий. Если одна команда явно проигрывает, то вы можете остаться у их ворот, так как основное действие будет разворачиваться именно там (смотрите рисунок 9.7).

Рисунок 9.7. Расположитесь рядом с воротами на футбольной игре, и вы сможете увидеть некоторое действие

Конечно, ориентируясь на ворота, вы будете концентрироваться на защитниках и вратаре одной команды и.на нападающих другой команды. Меняйте концы поля или делайте, как я: выберите ту часть поля, которая более подходит для фотографирования с точки зрения фона и освещения, а затем фотографируйте там каждую команду по очереди.

Другие виды спорта

Вы можете использовать те же правила и немного здравого смысла, чтобы найти подходящую позицию для съемки других видов спорта. Теннис и автогонки часто можно фотографировать с трибун для зрителей с помощью длинного объектива, участники сами достаточно часто перемещаются во время действия, что дает вам много различных углов съемки из одной выигрышной позиции.
Вы можете следовать вдоль поля во время состязания по гольфу, но, если вам позволили использовать свою камеру, ради бога, не отвлекайте игроков во время их ударов! Я никогда не мог понять, почему профессиональные игроки в гольф настаивают на абсолютной тишине, в то время как хирурги головного мозга на ТВ работают прекрасно при громкой рок-музыке, но это так.
Многие цифровые камеры абсолютно бесшумны, если вы отключили ложный щелчок затвора, который предусматривается для того, чтобы вы удостоверились в создании снимка. Наблюдайте также за звуковыми сигналами подтверждения автофокуса и автоэкспозиции. Тихая камера малозаметна. Цифровая камера с поворачивающимся объективом, такая, как мой Nikon, удобна для «скрытного» фотографирования, поскольку вы можете направить камеру на действие с уровня талии и взглянуть вниз на жидкокристаллический дисплей, чтобы сформировать композицию свого изображения.
Хоккей - это вид спорта, который выигрывает от съемки с позиции, находящейся выше уровня игрового поля, поскольку более высокий угол съемки позволяет вам снимать над стеклом и объекты съемки хорошо контрастируют со льдом. То же верно для профессиональной борьбы, за исключением случаев, когда у вас имеется место в первых рядах вокруг арены, и вы можете увертываться от летящих стульев (да, профессиональная борьба определенно является профессиональным видом спорта, как и фигурное катание. Невероятные атлетические способности, интенсивная подготовка и долгая практика необходимы для обоих видов спорта, но результаты предрешены).
События на поле и дорожке предоставляют вам целый мир возможностей. В можете находиться под планкой при прыжках с шестом, непосредственно на пути разбега прыгуна (но в нескольких метрах за ямой песка и вне поля зрения прыгуна), около стартовых отметок 100-метровых забегов и даже в зоне броска метателя диска. То, как близко вы можете подойти и где вам будет позволено встать, зависит от природы события и уровня соревнования (например, при событиях, проводящихся в средних школах, вы можете подойти совсем близко к действию, если вы убедите дирекцию, что вы не родитель).
Неважно, где вы находитесь во время спортивного события, не забывайте смотреть вокруг в поисках интересных фотографий болельщиков. Иногда наилучший путь продемонстрировать дух соревнования - это показать фанатов, людей-талисманов команд или даже торговцев. На рисунке 9.8 показана такая фотография.

Рисунок 9.8. Талисманы команд становятся прекрасными объектами съемки во время перерывов в игре

Перед тем как сделать первый снимок движущегося объекта

Теперь, «когда вы вооружены и опасны», вы готовы сделать свой первый цифровой снимок действия. В этом разделе вы познакомитесь с этапами съемки, которым вам необходимо следовать. Перед игрой/матчем/схваткой/встречей вы должны пробежаться по следующим пунктам:

  • Убедитесь, что батареи вашей камеры заряжены недавно. - Возьмите с собой запасную батарею, если вы думаете, что сделаете больше фотографий, чем вам позволит один набор батарей. Запомните, что фотографирование со вспышкой требует больше энергии.
  • Проверьте свои запасы - достаточно ли у вас карт памяти и были ли они отформатированы или стерты?

Совет.
Если конкретный снимок очень важен, вы захотите поступить как профессионал и возьмете, по крайней мере, по два экземпляра каждого важного компонента, от батарей до пленки и вспышки. На практике профессионалы берут с собой по три или более экземпляров каждого инструмента, включая камеры, а в наличии у него, вероятно, будет полдюжины или более. Шесть означает, что два у вас для того, чтобы использовать, два в резерве и два, которые вы можете отправить в ремонт. Цифровые камеры обычно более надежные, чем даже механически-электронные гибриды, которыми стали пленочные камеры, так что цифровой фотограф-любитель, вероятно, возьмет с собой меньше резервных дубликатов для неважных сеансов съемки. Но для бывающих раз в жизни спортивных событий (или свадьбы) вы должны взять много запасного оборудования. Возможно, вы и ваш друг сможете занимать друг у друга камеры, когда одному из вас понадобится дополнительная.

  • Повторно ознакомьтесь с элементами управления вашей камеры, использующимися для настройки режима приоритета диафрагмы, фокуса, режима быстрой экспозиции и любыми другими настройками, которые вы будете использовать во время соревнования. - Если необходимо, запишите все на карточку и держите ее в вашем кармане.
  • Активируйте базовые настройки вашей камеры. - Одной из задач, которую часто игнорируют, является настройка ISO (Международная организация по стандартизации) скорости вашей камеры. Задача во многом схожа с выбором пленки, и, хотя скорость вашей камеры по умолчанию может быть подходящей для обычных фотографий, вы захотите настроить ее для съемки многих видов спорта/действия, как описано в следующем разделе.
  • Проверьте объектив вашей камеры, чтобы убедиться, что он чист. - Если вы будете снимать на открытом воздухе при холодной погоде, вы, возможно, захотите установить нейтральный фильтр, такой, как фильтр верхнего света, на объектив. Вы можете быстро вытирать эти фильтры, не беспокоясь о том, что
    поцарапаете свой объектив. Если фильтр был поцарапан, выкиньте его и используйте новый.
  • Разведайте свое положение, чтобы решить, где вы хотите встать, если у вас есть такая возможность.

Настройка скорости ISO

Сенсор вашей камеры может иметь возможность регулировки чувствительности называемой скоростью ISO, которая сходна с различными разрядами ISO плен ки. Самая низкая скорость ISO вашей камеры обычно предоставляет наилучшее качество. По мере того как вы повышаете чувствительность, ваши изображения получают случайную информацию под названием шум, подобно тому как более быстрые пленки добавляют зерно на снимки. Хотя цифровые разряды ISO не соответствуют точно скоростям ISO пленки, они довольно сходны, поэтому вы можете использовать их для определения того, какую настройку использовать. Следующие разделы включают несколько правил, которые вы можете использовать при настройке скорости ISO.

При дневном свете

Следующий раздел «Во время события» включает описание фиксации действия, которое поможет вам выбрать правильную выдержку затвора. Но как вы узнаете, какие значения выдержки вам доступны? Здесь вы узнаете, как вы можете вычислить доступный вам диапазон значений выдержки.
При ярком солнечном свете обратная величина значения ISO будет эквивалентна выдержке, которую вы можете использовать при диафрагменном числе, равном f!6, обычно округленной до ближайшего традиционного значения для легкого вычисления. Так, вы можете использовать П6 и выдержку 1/100 - 1/125 секунды при значении ISO 100, 1/200 - 1/250 секунды при значении ISO 200, 1/400 - 1/500 секунды при ISO 400 и, возможно, вплоть до 1/1,000 секунды при ISO 800.
Это только примерные указания. На практике яркий солнечный свет не всегда одинаков (например, на берегу или на снегу он может быть в два раза ярче), и электронному затвору вашей цифровой камеры не нужно использовать точные эквиваленты выдержки традиционного затвора, да и вы обычно не будете использовать f16.
Вместо этого используйте этот метод для оценки того, сколько мощности для фиксации действия у вас есть в определенной ситуации. Например, если солнце на самом деле ярко, вы можете установить выдержку затвора своей камеры на 1/2000 секунды (если вам она доступна) либо вручную, либо с помощью режима приоритета выдержки затвора вашей камеры и позволить системе автоэкспозиции выбрать подходящее значение диафрагмы. Чем меньшую выдержку затвора вы хотите использовать, тем выше будет значение ISO, которое вам необходимо будет использовать, как показано в следующей таблице.

Таблица 9.1. Значения ISO/выдержки при ярком солнечном свете

Выдержка Диафрагменное число
(IS0 100)
Диафрагменное число
(ISO 200)
Диафрагменное число
(ISO 400)
Диафрагменное число
(ISO 800)
1/2000 сек f4 f5.6 f8 f11
1/1 000 сек f5.6 f8 f11 f16
1/500 сек f8 f11 f16 f22

Вы можете выбрать Диафрагменное число и выдержку затвора из таблицы и посмотреть, какую настройку ISO вы должны использовать, имея в виду следующие факторы:

  • Вам необходимо будет установить меньшее Диафрагменное число (большие значения) при использовании более длинных объективов/больших настроек зуммирования для обеспечения соответствующей глубины резкости.
  • Цифровые камеры предлагают больше глубины резкости при данном увеличении, так что вам не нужно бояться того, что в мире пленочной фотографии называется широким раскрытием объектива: f5.6 может быть полностью подходящим значением даже при использовании установки телеобъектива.
  • Изображения, сделанные с помощью цифровой камеры, могут получить очень много шума при более высоких значениях ISO, таких, как ISO 800, так что вы захотите выбрать самое верхнее значение, только если хотите использовать самую короткую выдержку затвора и самое меньшее возможное раскрытие объектива.
  • Яркий солнечный свет может значительно измениться, когда облако закроет солнце. Вы можете быстро потерять половину доступного света. Система автоэкспозиции вашей камеры может, конечно, скорректировать это, но результаты вам могут не понравиться. Это может привести к слишком широкому раскрытию светового отверстия объектива, или ваша камера может совсем отказаться делать этот снимок. Если это случится, выберите более длительную выдержку затвора или, как последнее средство, увеличьте значение ISO вашей камеры на одно значение.

Если вы используете ручную настройку или режим приоритета выдержки, легко забыть, что вы можете выйти за пределы допустимых значений для вашей камеры. Меня иногда озадачивал незнакомый двойной гудок, который моя камера выдавала во время фотографирования спортивных мероприятий, пока наконец я не понял, что она сообщает мне, что больше нет достаточно света для создания фотографии при выдержке в 1/2000 секунды, даже при самом широком раскрытии отверстия диафрагмы, с помощью настройки ISO, которую я выбрал.

В помещении или ночью

Правила съемки в помещении или на открытом воздухе ночью более сложны, поскольку освещение спортивных арен может быть совершенно разным. С годами практики я обнаружил, что вы обычно можете ожидать достаточного освещения для съемки с выдержкой 1/125 секунды при f2.8 и установкой ISO 400 либо с 1/250 секунды при f2.8 с установкой ISO 800. В современных условиях вы наверняка получите немного больше света, но даже в два раза более сильное освещение - это не освещение на пикнике, когда вы можете использовать только 1/500 секунды при таком диафрагменном значении, как f2.8, и с таким значением ISO, как 800. На рисунке 9.9 показан мрачный снимок с большим количеством шума, в котором, для того чтобы зафиксировать изображение футбольной игры, технология была использована до предела.
Мой совет: посмотрите, что вы можете сделать при ISO 400 перед использованием более высокого значения. Вы можете все равно получить приемлемые фотографии спортивных событий с помощью существующего освещения. Aльтернативой, конечно, является использование вспышки. Вы узнаете более пс робно о том, как выжать из своей камеры все, что можно, при имеющихся у в значениях выдержки затвора и диафрагмы, далее в этой главе.

Рисунок 9.9. Более высокие значения ISO создают зернистые фотографии с большим количеством шума

Во время события

Ну вот и пришло время игры! Этот раздел предлагает вам несколько советов по созданию наилучших снимков. Я предполагаю, что ваша камера настроена правильно, базовые настройки установлены, и теперь все, что вам нужно, - это несколько советов, как их использовать.

Что снимаем?

Наблюдайте за действием и пытайтесь предвидеть настолько, насколько вы можете, где случится то, что вы хотите увековечить на своем изображении. Это могут быть ворота перед голом, некоторое действие на боковой линии, приближающийся бросок в корзину или некоторые другие спортивные события. Вместо того чтобы пытаться постоянно снимать разные области игрового поля по мере развития действия, часто лучше всего будет навести ваш объектив на точку, где, как вы надеетесь, будет происходить основное действие. Если, конечно, вы не очень опытный фотограф, вы не захотите постоянно изменять масштаб изображения и перемещать свой видоискатель по всему игровому полю.
Вместо этого запланируйте заранее определенный тип снимка и подготовьтесь к его созданию. На футбольной игре выберите нападающего, который ближе всего к вам, и следуйте за ним по всему маршруту. Если вам повезло и вы угадали правильно, вы получите великолепный снимок. Если вы используете цифровую камеру с медленным откликом, не забудьте немного нажать на кнопку спуска до наступления решающего момента. Предварительно сфокусируйте камеру, если необходимо, на том месте, где вы предполагаете сделать фотографию.

Фиксация действия

Во-первых, еще прежде, чем вы решите, как вы хотите зафиксировать действие, подумайте о том, является ли остановка действий ваших объектов во времени именно тем, чего вы хотите добиться. Многие спортивные фотографии могут быть улучшены простым добавлением небольшого количества размытости. Некоторый эффект смазанности добавляет чувство движения и может сделать ваше изображение еще более волнующим. На рисунке 9.10 показана фотография, на которой эффект смазанности делает нечеткими руку и ногу игрока в софтбол, тем самым передавая действие.

Рисунок 9.10. Некоторый эффект смазанности делает снимок движущегося объекта более впечатляющим

В следующих разделах приведены некоторые техники остановки (или не остановки) действия.

Компенсация движения объекта перемещением камеры

Два типа движения могут вызвать размытость вашей фотографии: движение камеры и движение объекта. Первый тип происходит, если ваша камера смещается во время экспозиции. Второй тип случается, поскольку ваш объект перемещается с более высокой скоростью, чем выбранная вами скорость затвора. Оба типа движения необязательно плохи, если они помогают сделать нужное вам изображение. Вы можете даже использовать движение камеры, чтобы минимизировать, движение объекта, перемещая камеру в направлении движения объекта, который вы снимаете.
Представьте себе футбольного полузащитника или нападающего, пересекающего вашу зону обзора. Если они находятся достаточно близко и двигаются быстро, даже самая короткая выдержка, возможно, не справится с фиксацией действия. Тем не менее, если вы перемещаете свою камеру в направлении их движения и делаете снимок в это время, их скорость будет намного более низкой, по крайне мере так покажется сенсору вашей камеры, так что даже при относительно длительной выдержке вы сможете зафиксировать четкое действие. Неподвижный фон, конечно, будет размытым, но это хорошо. Ваш относительно четкий объект будет изолирован от смазанного фона, что создаст впечатляющее изображение, как показано на рисунке 9.11. Учитывайте следующие правила при создании такого рода спортивной фотографии:

Рисунок 9.11. Перемещение камеры в направлении движения объекта может остановить действие и акцентировать внимание на ваших основных объектах

  • Если скорость перемещения камеры приближается к реальной скорости объекта, такие длительные выдержки затвора, как 1/60 - 1/125 секунды, могут создать на удивление четкие изображения'- поэкспериментируйте с различными выдержками, даже с теми, которые, по вашему мнению, намного длительнее, чем вам нужно.
  • Чем длительнее выдержка затвора, тем более смазанным будет фон.
  • Если направление движения вашей камеры не точно параллельно (например, вы немного перемещаете ее вверх или вниз соответственно движению вашего объекта), вы получите больше размытости, чем ожидаете, - перемещайте камеру в направлении движения вашего объекта очень мягко.
  • Даже если вы перемещаете камеру правильно, части тела вашего объекта, которые не движутся точно в том же направлении, что и ваша камера, все равно будут смазанными - опять же, это не всегда плохо. Вы можете найти, что тело и голова бегущего четки, но его ноги, которые перемещаются вперед и назад при беге, смазаны интересным образом.
  • Чем ближе объект к вашей камере, тем более смазанным он получится, даже если вы перемещаете камеру.

Фиксация действия объекта, движущегося в вашу сторону

Движение объекта, пересекающего вашу зону обзора, будет более размытым, чем движение по направлению к вам. Это немного сходно с тем, как вы смотрите вниз на железнодорожные пути и видите поезд, мчащийся прямо на вас. Вам не кажется, что он движется очень быстро, пока он не приблизится к вам и не поедет мимо. Вы можете воспользоваться преимуществом этого эффекта, чтобы сделать четкую фотографию действия даже при относительно длительной выдержке затвора.
Вместо того чтобы ждать, пока игрок пробежит мимо вас, сделайте снимок в то время, когда он или она бежит по направлению к камере. Вы обнаружите, что выдержка в 1/500 или 1/250 секунды прекрасно справится с работой по остановке действия, если объект будет бежать по направлению к вам или от вас, а не пересекать вашу зону обзора, как показано на рисунке 9.12.

Рисунок 9.12. Когда движение направлено по отношению к вам, даже с помощью относительно длительной выдержки вы сможете получить четкое изображение

Следите за устойчивостью камеры

В большинстве случаев вы не захотите получить фотографию, размытую из-за того, что ваша камера тряслась и не следовала точно за движениями объекта. Для повышения устойчивости вашей камеры используйте более короткую выдержку или штатив, если это необходимо. Более длинные объективы, особенно по-настоящему длинные телеобъективы, а также тяжелые ввинчивающиеся телеконвертеры, доступные для некоторых цифровых камер, увеличивают дрожание камеры в два раза. Прежде всего, их вес может изменить центр тяжести вашей камеры настолько, что она начнет подрагивать. Кроме того, они увеличивают любые колебания, которые существовали ранее.

Совет.
Вы не можете понять, вызвана ли размытость ваших фотографий движением камеры или объекта или может быть просто неправильным фокусом? Взгляните на неподвижные объекты заднего плана, особенно на круглые источники освещения. Если неподвижный объект, который должен быть круглым, стал овальным и вы не перемещали камеру вслед за объектом, значит, изменение формы было вызвано нежелательным движением камеры. Если объект остался круглым, каким он и должен быть, но все равно расплывчат, значит, он просто не в фокусе.

Фиксация действия с помощью выдержки

Короткая выдержка затвора прекрасно остановит действие, и большая часть работы по созданию великолепных спортивных снимков будет заключаться лишь в принятии решения по поводу того, какую выдержку использовать. По мере приобретения вами опыта вы будете искать компромисс между той выдержкой, которая полностью останавливает действие, как показано на рисунке 9.13, и той, которая останавливает большую часть движения, но оставляет при этом небольшую размытость, достаточную, чтобы сделать изображение реалистичным и впечатляющим. Я не могу предложить каких-либо дополнительных правил по этому поводу, кроме тех, что вы почерпнули из предыдущих разделов. Вы узнали, что подходящая выдержка варьируется в зависимости от того, как быстро передвигается объект, направления, в котором он движется, расстояния между объектом и камерой, вашими настройками зуммирования и тем, перемещаете ли вы камеру параллельно движению объекта или нет.

Фиксация действия с помощью вспышки

Одним из самых первых вспышку использовал доктор Гарольд Эдгертон (Harold Edgerton) из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT), который улучшил использование стробоскопического освещения как при крайне высокоскоростном движении, так и при неподвижной фотографии, получив возможность показать пулю в полете, лампочку в момент ее разрушения и другие явления.

Рисунок 9.13. Очень короткая выдержка затвора, такая, как 1/2000 секунды, использованная для создания данного изображения, может создать забавные фотографии или те, где объекты походят на статуи, а не на
быстро двигающихся спортсменов

Электронная вспышка фиксирует действие в силу ее чрезвычайно короткой длительности (1/50 000 секунды или меньше в некоторых других вспышках). Некоторые автоматические вспышки на самом деле контролируют количество испускаемого света с помощью изменения длительности, так что объект, который находится очень близко (или очень ярок), будет освещаться только крошечную долю секунды. Проблема вспышки заключается в том, что она подчиняется этому ужасному закону обратных квадратов, о котором я говорил в главе Съемка небольших объектов крупным планом. Если вы правильно сфокусируетесь на объекте в действии, находящемся в 4 метрах от камеры, то все, что находится в 8 метрах, получит в четыре раза меньше света и будет казаться очень темным, как вы видели ранее на рисунке 9.4.
Кроме того, вспышки, встроенные в цифровые камеры, не очень мощны и не очень подходят для съемки объектов, которые находятся более чем в пяти метрах от камеры. Они могут выполнить свою задачу хорошо, скажем, на баскетбольной игре, но не так хороши при съемке футбола, где расстояния значительно больше. Спортивные фотографии, сделанные с помощью вспышки, могут выглядеть также немного устаревшими, такими, как фотографии 1960-х или 1970-х годов, до того, как пленки и сенсоры цифровых камер стали такими чувствительными, как сегодня.

Создание серий снимков

Ранее в этой главе я описывал проблемы задержки затвора, с которыми вы столкнетесь при работе с цифровыми камерами, которые медленно откликаются на ваше лихорадочное нажатие на кнопку спуска. Использование режима создания нескольких снимков вашей камеры является одним из способов увеличения шансов получения хорошей фотографии. В зависимости от камеры вы можете иметь одну или несколько из следующих возможностей:

  • Непрерывная съемка (continuous picture-taking). - В этом режиме камера непрерывно фотографирует со скоростью примерно 1,5 - 3,0 снимка в секунду, пока вы удерживаете кнопку спуска, до тех пор, пока буфер памяти камеры не будет заполнен. В этот момент вам придется подождать, пока изображения не будут сохранены на карге памяти, а затем вы вновь сможете снимать. С помощью своей камеры я могу сделать три снимка примерно за 2 секунды, затем ожидать секунду или две, после чего сделать еще несколько. Преимущество этого режима заключается в том, что вы можете обычно использовать полное разрешение камеры, недостаток - этот режим позволяет делать меньше снимков за данный период времени, чем другие режимы.
  • Ультравысокая скорость (Ultra-high-speed). - Некоторые камеры могут фотографировать быстрее в режиме ультравысокой скорости, используя более низкое разрешение. Если вам достаточно фотографий с разрешением, например 640x480 пикселей, вы сможете делать их со скоростью два или три снимка в секунду.
  • Серия снимков (Multishot). - Некоторые камеры могут производить быструю съемку 16 небольших снимков в рамках одного кадра. Такие изображения могут отлично подойти для анализа удара в гольфе, но они могут быть слишком малы для других применений.
  • Мини-фильм (Minimovie). - Большинство цифровых камер имеют возможность съемки коротких видеоклипов (обычно продолжительностью 20-30 секунд) при разрешении 320x200, фотографируя до 30 кадров в секунду. Вы можете использовать этот клип как фильм, а можете разделить его на отдельные снимки.

Я предпочитаю режим непрерывной съемки и часто начинаю снимать серию фотографий перед тем, как ожидаю появления некоторого интересного действия, как показано на рисунке 9.14.

Рисунок 9.14. Делая последовательность снимков, вы повышаете свои шансы получения нужного вам изображения

Эта техника является приемом съемки наугад, поскольку многое может случиться между моментами создания фотографии. Весьма вероятно, что вы все равно пропустите решающий момент, но это случалось со мной и тогда, когда я использовал традиционный пленочный фотоаппарат с возможностью съемки шести кадров в секунду. Что касается съемки спортивных событий, то чем больше фотографий вы сделаете, тем выше будут ваши шансы получения великолепных экземпляров.

Что дальше?

В части Достижение профессионального вида мы взглянем на некоторые способы улучшения фотографий и применения их в своей деятельности. В следующей главе мы обсудим цифровые презентации, включая то, как вы можете разбудить свою аудиторию на время, достаточное для соответствующей оценки вашей работы.

Используются технологии uCoz